Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим
план-конспект урока математики (2 класс) на тему

Демидова  Оксана Николаевна

 

Цели урока:

 

1) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел

 2) знакомство с растениями и животными лесов умеренного пояса (Омского края)

Задачи урока:

 

образовательные:

- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умения решать составные задачи;

- познакомить детей с растениями и животными лесов умеренного климатического пояса (Омского края);

- показать взаимосвязь царств живой природы;

развивающие:

- создать условия дляразвития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
-развивать умение работать в группе,
-развивать произвольное внимание, память;

воспитательные:

-на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе,

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_matematike-okruzhayushchemu_miru.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ель - самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты.

Это сосна. Лес, в котором растёт много сосен, называется сосновый бор. Как легко дышится в нём, ведь хвоя этих деревьев выделяет в воздух большое количество веществ, убивающих бактерии.

Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцвели. Насекомые 70 видов посещают липу. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет. Липовый чай вам заваривают мамы, когда вы простужены, а липовый мёд – душистый и вкусный – очень полезен.

Дуб – нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. Это дерево– долгожитель (живёт до 2000 лет), растут дубы очень медленно. Дуб издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.

Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас, берёзовую кору – бересту используют в разных ремёслах.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из бересты. Она не пропускала внутрь влагу и воины реже болели в дождливую погоду.

-Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, даёт древесину для строительства. Люди очень любят бывать в лесу – они там отдыхают, набираются сил, любуются его красотой, собирают дары природы.

  1. Медведь – любимое лакомство мёд, поэтому и прозвали его медведем. Всю зиму спит в берлоге, живя за счёт накопленного летом жира. Самый крупный, опасный и непредсказуемый хищник.

  1. Лось – великан наших лесов, его ещё называют сохатым. Зимой лоси уходят в глухие уголки леса и питаются ветками деревьев.

  1. Белка – пушистая, ловкая и удивительно подвижная. К зиме она делает съестные припасы: бывает, что сотни и даже тысячи грибов насушит белка за лето.

  1. Лиса – хитрая героиня многих сказок, красивое и грациозное животное. У неё шелковистый, рыжевато – оранжевый мех, белая грудка, чёрные «сапожки» и длинный пушистый хвост. Зимой бродит в поисках добычи – мелких грызунов, а чтобы поймать мышку она исполняет свой фирменный танец.

Заяц – в наших лесах есть два вида зайцев: заяц – русак, который живёт на полях и просеках, и заяц – беляк, живущий в лесу. Днём они чутко спят, закопавшись в снежной ямке.

Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим

миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»

(программа «Школа 2100» А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,

Т.Е.Демидова «Математика»)

Цели урока:

1) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел

 2) знакомство с растениями и животными лесов умеренного пояса (Омского края)

Задачи урока:

образовательные:

- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умения решать составные задачи;

- познакомить детей с растениями и животными лесов умеренного климатического пояса (Омского края);

- показать взаимосвязь царств живой природы;

развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
- развивать умение работать в группе,
- развивать произвольное внимание, память;

воспитательные:

- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе,

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, выставка книг и журналов, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, карточки для рефлексии и домашнего задания.

Ход урока:

Цели, методы и приёмы

Этапы урока

         Цель – создание положительного эмоционального фона, включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

I. Самоопределение к деятельности.
-
Доброе утро, ребята! Какое у вас настроение? Я очень рада, что наш урок мы начинаем с хорошего настроения! Тихо садитесь. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

             Эта часть предполагает интегративную разминку (цифровой анализ и минутку синоптика), на которой детям предлагается ряд вопросов, ориентированных не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции. 3-4 минуты дети готовятся к выполнению более сложных заданий.

II. Интегративная минутка синоптика

-Какое сегодня число? (5)

-Сколько цифр используется для записи? (1)

-Какая? (5)

-Сколько нужно прибавить к 0, чтобы получилось 5? (5)

- Дополните 5 до круглого числа. (10)

- Разложите 10 на сумму разрядных слагаемых. (5 и 5)

- Откройте тетради и запишите число.

- Какой  сегодня день недели? (среда)

- Какой месяц? (октябрь)

- Какой он по счёту в году?(10)

- Какое это время года? (Осень)

         Практическая направленность изучаемого материала даёт главное на уроке – мотивацию - хочу узнать, к тому же она стимулируется нетрадиционной формой урока.

1).Обращение к толковому словарю Ожегова, толкование слова, подбор однокоренных слов – интеграция с русским языком.

2).Создание и разрешение проблемной ситуации в ходе подводящего диалога и беседы.

3).Виртуальная прогулка по лесу -  для эмоционального восприятия используются слайды презентации, звуки леса, интерактивная доска.

4).Использование занимательных, игровых приёмов пробудило непосредственный интерес детей, они самостоятельно определяют тему и цели урока.

III. Мотивация. Постановка учебной задачи. 

-На улице осень, а я предлагаю вам отправиться в путешествие. Что это такое? 

- Подберите однокоренные слова. - Итак, мы … путешественники.

- А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

          Нам этот дом всегда открыт,

          Там летом пёстрый стол накрыт.

          И ждут нас там ручьёв прохлада,

          Грибов и ягод сколько надо,

          А можно встретить и лису

          В большом и солнечном (лесу). (Слайд 2)

-Мы отправляемся в наш  лес- царство Природы и, путешествуя, познакомимся с растениями и животными нашего края  и правильным поведением в её царстве Природы. В этом царстве не всё благополучно. Царица Природы, обходя свои владения, на лугу среди цветов заметила, сорванную кем- то, плачущую, ромашку. Она просит вас о помощи, чтобы вы познакомились с правилами друзей Природы и старались их выполнять. Урок у нас необычный - интегрированный: мы будем говорить не только о природе, но и займёмся математикой, поэтому в путешествие к царице Природе отправимся вместе с числами. А тему вы мне подскажете сами. (Слайд 3) – (слайд-шоу пришлось убрать из-за большого размера)

-Расположите числа в порядке возрастания:

 16 28 33 35 51 69 77 87 89 95        

       П О В Т О Р Е Н И Е

-Прочитайте. Как вы думаете, что мы повторим сегодня? Действительно, путешествуя по царству Природы, мы будем решать задачи, выражения, встретимся с геометрическими фигурами, повторим состав чисел.

         Используются приёмы на развитие внимания и памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать закономерности, а также  фронтальная беседа и сообщения детей.

  1. Интеллектуальная разминка (задание на внимание) - подготовка к путешествию.

-Дорога предстоит длинная. Нужно быть очень внимательными, многое узнать и запомнить, поэтому сейчас потренируем память и внимание. (Слайд 4) Внимательно посмотрите на экран. Запомните (занавес закрывается по щелчку мыши).

          4   8   12    16  20

-Сколько всего чисел?(5)

-Какое первое?(4)

-Последнее?(20)

-Каким по счёту стоит число 8?(2)

-Что в центре? (ель)

-Сколько в ней треугольников?(3)

-Какая ещё фигура использована в построении ёлочки? (прямоугольник)

-Ребята, а что вы знаете об этом дереве? (сообщения детей) – занавес открывается.           

Ель - самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты.

(открывается число под изображением ёлочки.)

-Какое число спряталось за ёлочкой?(10)

-Внимательно посмотрите, по какому принципу расположены числа? Какое число будет следующим?(20)

-Молодцы! Вы очень внимательны! 

                Решение математических цепочек (с выбором действий по специальному коду, обратная цепочка), решение задачи на краеведческой основе с изменением вопроса и выбором правильной математической схемы интегрируют-ся со знаниями об окружающем мире, а именно о деревьях, произрастающих в лесах умеренного пояса, а значит и в лесах Пермского края. Дети ищут ответы на проблемные вопросы, составляют рассказы и воспринимают информацию. Используется иллюстрационный ряд, триггеры.

5. Актуализация знаний (знакомство с деревьями) – решение математических цепочек.

-А хотите узнать, какие ещё деревья растут в царстве Природы. Послушайте, о каком дереве идёт речь?

1). Древесину этого дерева издавна используют для строительства кораблей? Решите математическую цепочку, пользуясь специальным кодом, и убедитесь в этом. (Слайд 5)

15-5+10+7-20=7

 - Вы видите разные стрелочки, каждая из них обозначает определённое действие.

-Получилось 7. Какое дерево соответствует числу 7 на доске?

Это сосна. Лес, в котором растёт много сосен, называется сосновый бор. Как легко дышится в нём, ведь хвоя этих деревьев выделяет в воздух большое количество веществ, убивающих бактерии.

2).В наших лесах есть единственное дерево, которое цветёт летом. Что это за дерево мы узнаем, решив математическую цепочку. (Слайд 6)

КОД:            - уменьшить на 20

                      - увеличить на 30

-Так какое же дерево цветёт летом - посмотрите на экран.

- Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцвели. Насекомые 70 видов посещают липу. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет. Липовый чай вам заваривают мамы, когда вы простужены, а липовый мёд – душистый и вкусный – очень полезен.

3). Выполнив это задание (Слайд 7), вы узнаете самое могучее дерево уральских лесов. Это обратная цепочка, т. е. все действия нужно выполнять наоборот.

-Так какое же самое могучее дерево наших лесов? Посмотрите.

Дуб – нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба, недаром его сравнивают с богатырём. Это дерево – долгожитель (живёт до 2000 лет), растут дубы очень медленно. Дуб издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.

4)Решение задачи (Слайд 8)

- В парке 17 дубов и 10 берёз. На сколько дубов больше, чем берёз?

- Выберите нужную схему. Решите задачу.

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась сложением.

 Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас, берёзовую кору – бересту используют в разных ремёслах.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из бересты. Она не пропускала внутрь влагу и воины реже болели в дождливую погоду.

             Цель - развитие навыка правильного письма цифр, мелкой моторики пальцев рук.

            Организация побуждающего к выдвижению гипотез диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы, сопоставление фактов, явлений, понятий, поиск связей между пройденным, изученным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном. Использование триггеров для показа написания цифр и схемы «Значение леса» на интерактивной доске.  

6. Минутка чистописания.

- Царица Природы зная, что мы путешествуем с числами, изобразила своё царство таким образом. (Слайд 9)

-Что это за лес? (математический, состоит из цифр)

-Каких? (1 и 3 )

-Царица Природы просит вас написать эти цифры – красиво и правильно в своих лесных тетрадях. Посмотрите (триггеры на звёздочках) и запишите их через одну клеточку.

-Молодцы, вы все очень постарались и с пользой провели время. А какую пользу приносит лес? (ответы детей) (Слайд 10)

-Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, даёт древесину для строительства. Люди очень любят бывать в лесу – они там отдыхают, набираются сил, любуются его красотой, собирают дары природы. Какие? (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) Можно в лесу и поиграть, но так, чтобы не навредить ему и его обитателям.    

              Сосны, ели, берёзы и клёны –

              Это лес – он друг наш зелёный,

              Добрый друг, он шумит и поёт,

              И в прохладную чащу зовёт.

-Как же мы можем позаботиться о нашем друге? (не ломать, не мусорить, не обрывать листья, не делать надписи на деревьях) Не ломайте ветки, не калечьте деревья, ни травинку, ни лист зря не рвите. Найдите и покажите знак друзей Царицы Природы, соответствующий этому правилу.

-А ещё, каждый человек должен в своей жизни посадить хотя бы одно дерево! Играя, мы сейчас попробуем это сделать.     

       Минутка релаксации и отдыха преследует ещё и  воспитывающую задачу.

Игра «Семечко».

-Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, осень, везде всё  красное, жёлтое,зелёное…….и….. вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

-Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!

             Цель – развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между пройденным, изученным и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.  Рассказы детей. Просмотр видеофрагмента.

IV. Задание на внимание «Лесные жители»  (Слайд 11)                                                        

-Ребята, в этом лесу спрятались животные. Попробуйте их найти.      

-Итак, кто же спрятался в этом лесу?  (рассказы детей, дополнения учителя) (Слайд 12)

  1. Медведь – любимое лакомство мёд, поэтому и прозвали его медведем. Всю зиму спит в берлоге, живя за счёт накопленного летом жира. Самый крупный, опасный и непредсказуемый хищник.
  2. Лось – великан наших лесов, его ещё называют сохатым. Зимой лоси уходят в глухие уголки леса и питаются ветками деревьев.
  3. Белка – пушистая, ловкая и удивительно подвижная. К зиме она делает съестные припасы: бывает, что сотни и даже тысячи грибов насушит белка за лето.
  4. Лиса – хитрая героиня многих сказок, красивое и грациозное животное. У неё шелковистый, рыжевато – оранжевый мех, белая грудка, чёрные «сапожки» и длинный пушистый хвост. Зимой бродит в поисках добычи – мелких грызунов, а чтобы поймать мышку она исполняет свой фирменный танец.
  5. Заяц – в наших лесах есть два вида зайцев: заяц – русак, который живёт на полях и просеках, и заяц – беляк, живущий в лесу. Днём они чутко спят, закопавшись в снежной ямке.

          Минутка, интегрирующая в себе: повторение состава чисел, демонстрацию «актёрского мастерства» ребят, эмоциональный и физический отдых. Используется поиск ответа на проблемный вопрос – работа в парах со знаками друзей Природы.

Физкультминутка «Фантазёры» (Слайд 13)

-Давайте попробуем изобразить этих животных и немного отдохнём. Не забывайте, лес – это их дом, в нём они себя чувствуют очень хорошо и поэтому – весёлые. Постарайтесь и вы быть такими же. Встаньте. Я буду показывать вам выражение, если оно решено верно – вы изображаете это животное, а если нет – то просто делаете хлопок в ладоши.

                   5+5=10(лиса)

                   7+2=9(заяц)

                   8-3=4(мышь)

                   6-5=1(волк)

                   9-2=6(белка)

-Молодцы, вы настоящие актёры! Садитесь. В царстве Природы обитают и другие звери и мы должны постараться сделать так, чтобы они были радостными, какими вы их изобразили. А такими они могут быть только у себя дома – в лесу.

-Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах)

            Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой и оценкой работы соседа по парте. Мотивация к правильному выполнению задания через введение сказочного героя. Рассказ о муравьях учителя, сопровождающийся видеорядом. Работа в парах.

Б). Самостоятельная работа по учебнику (Слайд 14)

-У каждого в лесу есть свой домик, а Муравьишка потерялся – помогите ему добраться до муравейника.  Откройте учебник на странице 24, найдите № 4. 1вариант – решает первую строчку, 2 – 2 строчку.

- Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

-Вот мы и помогли Муравьишке добраться до муравейника. (Слайд 15-18) 

Муравьи – очень интересные насекомые. Они трудятся, не покладая лапок – по хвоинке, по соломинке, создавая свои муравьиные постройки, которые могут стоять на одном и том же месте более ста лет. Помните – какого труда им это стоит! Не разрушайте муравейники!

-Покажите знак, говорящий об этом (в парах).

             Использование подводящей беседы – интеграция с геометрией и краеведением. Работа в парах с последующей самооценкой формируют такие личностные качества, как самостоятельность и умение общаться, сотрудничать, адекватную самооценку, самоанализ. Работая в малых группах, дети учатся слушать друг друга, объяснять товарищу непонятное, а умение научить другого – это высокий показатель усвоения материала.

   В). Экспресс-работа в парах.

-Ребята, мы должны не только охранять созданное царицей Природой, но и помогать обитателям её царства.

- Все вы любите пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы)

- Они приносят мёд в улей и складывают в соты. - Какая это геометрическая фигура? (шестиугольник)

- Помогите пчёлке найти периметр соты, работая в парах, но сначала вспомните, что такое периметр фигуры? Говорите вполголоса, не мешайте друг другу. Запишите.

- Самопроверка, самооценка. (Слайд 19)

-Молодцы, вы умеете дружно работать!

- Кстати, наш район напрямую связан с мёдом и пчёлами. Как?

         Обмен информацией в форме беседы даёт возможность осуществить межпредметную связь, повысить познавательную активность и интерес к применению знаний из других областей, отчётливее формировать понятия. Решение задачи, включающей в себя данные краеведческого характера, сопровождается отбором новых фактов и сравнением их с уже известными детям, разнообразной подачей, содержащейся в задаче информации, сменой деятельности (дети читают, слушают, рассуждают, считают, записывают).

Г). Работа над задачей.

-Ребята, у вас на партах остался ещё один знак. Как вы думаете, что он обозначает? (Слайд 20) Нельзя сбивать несъедобные грибы. Помните: эти грибы тоже очень ценятся в царстве Природы. Животные едят их и лечатся ими. Посмотрите на полянку. Какие вы видите грибы? (съедобные и несъедобные)

-Какие съедобные грибы? (белый гриб – боровик, подосиновик, подберёзовик)

-Какие несъедобные грибы? (мухомор)

- Герои нашего учебника Петя, Катюша, Вова и 2 их друга тоже отправились в лес за грибами. Задача №5(а). Прочитайте.

- Сколько было ребят? Сколько грибов нашёл каждый?

- Сколько всего грибов нашли ребята

- Запишите ответ.

-Какие ещё съедобные грибы вы знаете? Когда пойдёте в лес за грибами, постарайтесь собирать их правильно – срезайте ножом или выкручивайте, стараясь не повредить грибницу. Грибницы похожи на тонкие нити и тянутся в почве как сказочные зашифрованные тропинки.

Фронтальная работа с интерактивной доской.

Д).         Решение выражений – «Зашифрованная тропинка». (Слайд 21)

-По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе. Выполняем первое действие.(9)

-Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 4. В какую сторону пойдём?

-Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – сосчитайте последнее выражение.(10)

-Нас встречает сама царица Природа.

           Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей, соседа по парте и всего класса, создание ситуации успеха деятельности, развитие умения обобщать, делать выводы.

   

Имя

Я

Сосед

Мы

     

                     

V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание

- Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшой его частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться с обитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите царице Природе, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя по её царству. Закончите фразы: (Слайд 22)

- Я понял ……

- Я узнал……..

- Я задумался……

- Я удивился…..

- Оцените свою работу  на уроке и работу соседа по парте на карточке. Я посмотрю их и поставлю оценки в журнал.

- Мы много узнали, повторили, но чтобы стать друзьями царицы Природы, нужно знать её правила. Давайте их вспомним (знаки на доске).

- Итак в царстве Природы нельзя: (хором)

  1. ломать деревья, 
  2. ловить животных, 
  3. разрушать муравейники,
  4. срывать грибы.

- А вот ещё один знак. Что он обозначает?

  1. не рви цветы.

- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем! 

- Посмотрите, сорванная каким–то безжалостным человеком, ромашка ожила, раскрыла свои белоснежные лепестки и улыбнулась нам своим жёлтым глазком. На её лепестки прилетели её подруги-бабочки.

- Я вижу, вам понравилось наше путешествие, а чтобы узнать ещё больше интересного, удивительного, познакомиться с жизнью животных и растений можно прочитать книги и журналы (выставка книг).

- Каждому в подарок царица Природа дарит фотографии её царства, но они получились чёрно-белыми. Если вы дома выполните задание «Сосчитай и раскрась», то ваша фотография станет цветной. 

- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали.

-Большое спасибо за урок! До новых увлекательных встреч! 

Литература:

1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.

2. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

3. Лакоценина Т.П.»Необычные уроки в начальной школе» / Ростов-на-Дону, «Учитель», 2008.

4.  Ситникова Т.Н. «Интегрированные уроки» / М, ВАКО, 2008.

5. Обухова Л.А. «Интегрированные уроки математики» / М., ВАКО, 2008.

6.  http://zavuch.info/component/mtree/owner/Светлана-Шевцова/11.html 

7. http://ru.wikipedia

8. http://www.bibliote4ka-svetika.org

                Прощайте, птички.

   

Смотрит девочка в окошко

Любопытными глазами:

Разоделся – разубрался

Сад последними листами.

Мелкий дождь стучится в окна;

Заунывный ветер стонет –

Словно песней погребальной

Лето красное хоронит…

На ветвях столетней липы

Собралася птичек стая –

О пути за сине море

Сговориться улетая…

Будем слышать мы зимою,

Вместо вашей звонкой трели,

Стоны вьюги сиротливой,

Песни грозные метелей!

                                           

          Сроки осени – с 24 августа по 28октября.

       ОСЕНЬ – «МОКРУША». Считают, что осень длится 66 дней (по календарю – это сентябрь, октябрь, ноябрь).

        А народный календарь начинает осень с Федора – Стратилата (19 августа) и кончает Кузьминками (1 ноября).

        Народ не оставил осень без примет. Вот некоторые:

  1. В лесу мало рябины – осень сухая, много – дожд –

ливая.

  1. Осенний иней к сухой солнечной погоде.
  2. Если «бабье лето» ненастно, то остальная осень

будет сухой , и наоборот.

  1. Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
  2. Если осенью снегу нанесет много и рано, то и

весна ранняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

  Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

1.Формировать обобщающее понятие «Овощи»2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - дейст...

Интегрированный урок математики и ознакомления с окружающим миром.

Интегрированный урок математики и ознакомления с окружающим миром.Олимпийцы на старт! Тема: Закрепление пройденного по теме : «Умножение и деление многозначных чисел».Страницы истории. Олимпийско...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...