Урок математики по теме "Увеличилось или уменьшилось". 1 класс
план-конспект урока математики (1 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с учебной программой по математике УМК «Планета знаний» для учащихся 1 класса.
На этапе актуализации знаний предлагаю задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности, наряду с повторением уже изученного материала, необходимого для работы над новой темой.
Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт детей.
Первичное закрепление осуществляю через комментирование, проговаривание вслух. При самостоятельной работе я всегда использую приём взаимопомощи.
При подготовке к уроку использую данные психологической диагностики. Для снятия напряжения провожу физминутку.
На уроке применяю деятельностный метод, коллективный диалог, подводящий диалог, работу с рабочей тетрадью. Урок динамичен, благодаря использованию различных форм и методов, занимательного материала, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего времени.
Форма обучения – классно-урочная, работа в парах.
Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Увеличилось или уменшилось" | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока: Увеличилось или уменьшилось.
Цель урока: дать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания.
Задачи:
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10; упражнять в увеличении и уменьшении числа в пределах 10; упражнять в умении читать математические выражения разными способами: увеличить на.., уменьшить на…, найти сумму чисел, найти разность чисел.
- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
- Воспитывать толерантное отношение друг другу; прививать интерес к урокам математики.
План урока:
- Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Постановка темы и целей урока.
- Актуализация знаний.
- Физминутка.
- Работа над новым материалом.
- Закрепление изученного.
- Итог урока. Рефлексия.
Конспект урока
- Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
(Слайд №1)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Постановка темы и целей урока.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это… (математика) (Слайд №2)
- Скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения)
– Урок у нас сегодня необычный!
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
– Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке, а по какой, выузнаете если отгадаете загадку сами.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок) (Слайд №3)
– Да, это русская народная сказка “Колобок”.
- Ребята, какие русские народные сказки вы знаете еще? («Репка», «Лисичка – Сестричка и Серый Волк», «Теремок»)
- Актуализация знаний
а) - Ребята, на какую геометрическую фигуру похож наш колобок? (на круг). Попробуйте сложить колобка из деталей, которые находятся у вас на партах.
(Учащиеся складывают в парах колобка из деталей-пазлов)
- Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке… (Колобок)
- Вспомним начало сказки. («Жили-были старик со старухой. Вот и просит
старик: - Испеки мне, старуха, колобок. (Слайд №4) Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться.) (Слайд №5)
- Прослышал колобок о том, что есть такой дом, в котором можно научиться читать, считать, писать, много полезного узнать. А как называется такой дом? (школа)
- И вот решил Колобок отправиться в школу. Соскочил он с подоконника и покатился по дорожке в математический лес. (Слайд №6)
Побежал он по дорожке,
Погулять решил немножко.
Долго ль, мало ли бежал,
И вдруг зайца повстречал.
Говорит ему косой:
“Ну-ка, не спеши, постой!
Я сейчас тебя ведь съем”. (Слайд №7)
Колобок: Не ешь меня, Заяц, лучше подскажи дорогу до школы.
Заяц: Выполни, Колобок, мои задания, а то я тебя съем.
- Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Заяц может съесть его.
ЗаданияЗайца:
-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Сколько орехов в пустом стакане? (нуль)
- Если съесть одну сливу, что останется? (косточки)
- У кого больше лап: у утки или утенка? (одинаково, по две)
- Сколько хвостов у трех котов? (3) (Слайд №8)
- Сколько ушей у двух мышей? (4) (Слайд №9)
- На березе росло 4 яблоко, 2 упало, сколько осталось? (на березе яблоки не растут)
- Вспомните правило сравнения числа и выражения, поставьте знаки «>», «<» или «=». (Чем ближе число к 0, тем оно меньше. Чем дальше число от 0, тем оно больше. Любое число больше всех предыдущих и меньше всех последующих)
(Слайд №10)
4….3 2….9 5 + 1…6
5….8 7….7 4 - 2….3
(Число 4 больше, чем число 3, так как 4 на числовом луче находится дальше от 0, чем число 3;
число 5 меньше, чем число 8, так как 5 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 8;
число 2 меньше, чем число 9, так как 2 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 9;
число 7 равно числу 7, так как это два одинаковых числа;
сумма 5 и 1 равна 6; число 6 равно числу 6, так как это два одинаковых числа;
разность 4 и 2 равна 2; число 2 меньше, чем число 3, так как 2 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 8;)
-Молодцы, Заяц показал дорогу до школы и отпустил Колобка.
б)-Покатился дальше Колобок,
А навстречу ему Волк, (Слайд № 11)
Зубами щелк!
Преградил ему дорогу:
“Погоди, постой немного,
Колобочек, колобок
Я сейчас тебя ведь съем”.
Колобок: Не ешь меня, Волк, лучше помоги до школы добраться и вопросы трудные предложи.
Волк: Ну, тогда скорей считай,
Правильный ответ мне дай”.
Задания Волка
-Вспомните состав числа 9. (Слайд №12)
9 – это 6 и..
9 - это 5 и…
9 – это 8 и…
9 – это 3 и…
9 – это 1 и…
9 – это 2 и…
- Решите примеры в рабочей тетради №1 «Математика» М.Г. Нефедова к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика» стр. 56 (Учащиеся выполняют 3-4 мин. самостоятельно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку в парах.)
-Молодцы, ребята! Справились с заданием волка. Волк отпустил Колобка и показал, по какой дороге нужно идти.
IV. Физминутка
- Колобок, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть.
Утомился Колобок,
Подрумяненный бочок.
Утомился не на шутку,
Надо сделать физминутку. (Слайд № 13 щелчок по колобку, начинается презентация к физкультминутке - песня «Колобок», учащиеся повторяют движение за колобком и учителем)
1.По дорожке, по тропинке,
Между сосен - прыг да скок
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!
2. Повстречался он с медведем
На тропинке на лесной:
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой!
Ты от бабушки ушел,
И от дедушки ушел:
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!
Припев: Прыг - скок, колобок!
Вкусненький, румяненький:
Он похож на пирожок
С изюминкою маленькой.
- Вот и отдохнули вместе с колобком, сели на свои места тихо, спинки прямые – за работу.
V. Работа над новым материалом
- А наш Колобок дальше в путь отправился.
И пустился Колобок
По дорожке скок да скок.
Вдруг навстречу косолапый,
Преградил дорогу лапой.
Говорит ему Медведь:
“На вопрос ты мой ответь!
А не то тебя я съем» (Слайд № 14)
Колобок: Не ешь меня, Медведь, лучше наитруднейшие задания скажи для меня, а то я в школу тороплюсь.
Задания Медведя
- Мне Мишка по секрету сказал, что он очень любит рыбу. Давайте мы для него наловим их в нашем озере. (Слайд № 15) (Один ученик выходит к доске, ему надевают кепку, он садится на стул и рыбачит с удочкой. На удочке магнитик, который вылавливает рыб. Пойманные рыбы складывает в ведро.)
- Ребята, когда Олег пришел на рыбалку, сколько у него было рыб в ведре? (0)
- А что произошло с количеством рыб в ведре, когда он немного порыбачил? (увеличилось)
- На сколько увеличилось? (на 2)
- Наш Олег еще наловил рыб? Что теперь произошло с количеством рыб в ведре? (увеличилось на 3)
- Как мы запишем это выражением? (2+3=5 записывает один ученик у доски)
- Ребята, посмотрите, пока мы записывали выражение, наш медведь съел одну рыбку. Что произошло с количеством рыб в ведре? (уменьшилось на 1)
- Как мы теперь запишем это выражение? (5-1=4 второй ученик записывает на доске)
VI. Закрепление изученного
-Молодцы, справились заданием, но это еще не все. Медведь еще приготовил задачки, давайте мы их тоже решим.
- Я принёс из леса 4 бочонка мёда, а потом еще 3. Сколько бочонков у меня стало? (7) (Слайд № 16, 3 щелчка для того чтоб появилось еще 3 бочонка меда)
- Какое равенство у нас получится? Прочитайте разными способами данное выражение.
(4+3=7
-сумма 4 и 3 равна 7;
-4 плюс 3 равно 7;
-4 увеличить на 3 получится 7;
-4 прибавить 3 равно 7)
- Я собрал 6 корзин ягод. Из 2-х корзин ягод сварил варенье. Сколько корзин с ягодами осталось? (4) (Слайд № 17, 2 щелчка и убираются две корзины)
- Какое равенство у нас получилось? Прочитайте разными способами данное выражение.
(6-2=4
-6 минус 2 равно 4;
-6 уменьшить на 2, получится 4;
- из 6 вычесть 2 равно 4)
- Молодцы ребята справились заданием медведя, отпустил он нашего Колобка.
И опять пустился в путь.
На поляне в том лесу
Встретил рыжую лису. (Слайд № 18)
Говорит ему Лиса:
«Ото всех ушел ты ловко,
И от бабушки ушел,
И от дедушки ушел.
А от меня ты не уйдешь.
Ты румян, ты так хорош!
Я услышал от медведя
Что задачки ты решал
Вот реши мою задачу,
А то съем тебя иначе».
- Ребята, поможем нашему колобку?
Задания Лисы
- Решение примеров в рабочей тетради №1 «Математика» М.Г. Нефедова к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика» стр. 56 №1,2. (задачи решаются с объяснением)
- Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше по дорожке.
По пути встретился со многими лесными жителями, узнал много нового и свои знания передал другим. Преодолев все испытания на своём пути, Колобок прикатился к нам, в школу – интернат. (Слайд №19)
- Для вас, ребята, Колобок оставил задание.
(Слайд №20)
- Колобок принес с собой из леса 6 красных цветочка и 2 желтых цветочка. Какая схема подходит к нашей задаче? (ни одна не подходит)
- Колобок собрал по дороге 8 зеленых яблок, но два по пути съел. Какая схема подходит? (2 схема) Увеличилось или уменьшилось яблок у колобка? (уменьшилось на 2)
-Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, получилась у нас сказка? Что нового узнали? Чему научились? (уменьшать и увеличивать числа, записывать выражения)
- Как вы чувствовали себя на уроке? На партах лежат кружочки вашего настроения, покажите.
Желтый круг – легко, понравилось
Зелёный – затруднялись.
Синий – было трудно.
- Мне с вами было легко и интересно, я дарю вам желтого колобка. Наклейте его на той странице в тетради, где мы с вами сегодня работали. Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд №21)
Литература:
- Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. Ярославль: Академия развития, 2007
- М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова. Учебник. Математика. 1 класс. 2011г.
- http://nsportal.ru/sites/default/files/Urok_matematiki_v_1_klasse.doc
- http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_zanyatiya_po_matem.doc
- http://detsad-kitty.ru/engine/download.php?id=4565
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала. Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: ...
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение" 1 класс "Школа России"...
презентация к уроку математики "Деление с остатком" 3 класс урок № 2
УМК "Школа России" презентация у уроку математики "Деление с остатком" урок №2...
Конспект урока математики Учитель: Жигилиева Е.А. Класс: 2б Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»
Урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»...
Марафон открытых уроков. Урок математики "Умножение на 8" 2 класс
Урок математики "Умножение на 8" 2 класс...
Сценарий урока математики "Увеличиваем на 1, уменьшаем на 1". 1 класс
Цель: формировать математические представления о последующем и предыдущем числе, умение увеличивать число на 1, уменьшать число на 1Задачи:уточнить термины «следующее чис...