Урок математики для 1 класса по теме "Сантиметр"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Шахова Ольга Сергеевна

Развитие эвристического мышления , воспитание  сознательной  дисциплины  на уроке, чувство товарищества при выполнении заданий в группе,. ознакомление с использованием сантиметра для измерения длины , упражнение в измерении .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon santimetr.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока по математике , проведенного в 1 классе МОУСОШ № 54 учителем начальных классов Шаховой Ольгой Сергеевной.

  Учебник  “Математика , 1 класс” Моро.c/60-61/

Тема :” Сантиметр”.

Цели : развитие  вычислительных навыков, познавательных интересов к математике , развитие логического мышления, развитие эвристического мышления , воспитывать сознательную дисциплину на уроке, чувство товарищества при выполнении заданий в группе,. ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины , упражнять в измерении ,провести пропедевтическую работу по решению простых задач, осуществлять дифференцированный подход.

Оборудование:

1.Наглядные пособия: картинки с изображением  Мартышки, Удава, Слоненка , Попугая;картинки  с рисунками фруктов и бабочек для задания”Найдите нужную запись к рисунку”, рисунки кактусов с цифрами 1-10, выполненные из цв. картона пальма и кокосы (запись примеров), карточки к заданию “Что лишнее?”, таблица”Сантиметр – см”., игрушки попугая, обезьянки и слона.

2.Средства обратной связи: сигналы-светофоры, числовой веер, фигуры для самооценки.

3.Для практической деятельности: 2 полоски разного цвета и размера, белая и желтая мерка, карточка с отрезками, карточки с изображением хвоста, хобота и крылышка.

4.И КТ : физич. карта Африки , отрывок мультфильма” 38 попугаев”, ярлык для проверки работы в группах.

5.Использование аудиозаписи песни Шаинского “Чунга-Чанга” для физкультминутки.

Литература:отрывок из сказки К.И.Чуковского”Айболит”, методическое пособие к учебнику “Математика 1 класс” Моро.

                                                                Ход урока:    

1.Организационный    момент.

-Начинаем урок математики. Сядьте правильно, вспомните правила посадки на уроке.

-Чему мы учимся на уроке математики?

Игровой момент:

-Нам прислали телеграмму: “ Ребята, приглашаем вас в гости. Ваши друзья.”

-А вот и адрес: “Мы живем на Занзибаре,

                            В Калахаре и Сахаре,

                            На горе Фернандо-По,

                            Где гуляет Гиппо- по

                            По широкой Лимпопо”.

-Догадайтесь,  откуда пришла эта телеграмма? (Из Африки).

Использование ИКТ( проецируется физическая карта Африки).

-Ребята, что вы знаете о материке” Африка”?

-В Африке есть большое разнообразие животных.Скажите, кто из них приглашает нас в путешествие по Африке?

( На доске картинки с изображением Мартышки,Попугая,Удава,Слоненка)

Актуализация знаний.(дидактическая игра)

1.Проверка знаний нумерации чисел в пределах 10.-Какое колючее растение произрастает в пустынях Африки?( кактусы)

-Удав приглашает нас на прогулку по кактусовой поляне.

Порядковый и обратный счет от 1 до 10 (10-1).

2.Проверка вычислительных навыков.Использование обратной связи.

-Приготовьте сигналы-светофоры.Поможем Мартышке собрать кокосы с пальмы (на кокосах записаны примеры)

4-3  5-2  3+2  7-1  8+1  2+2

3.Развитие логического мышления.

-Поиграем со слоненком.Догадайтесь, какая карточка лишняя?

4.Восстановление записи к рисункам ( пропедевтическое упражнение в решении простых задач).Использование обратной связи ( числовой веер).

- Выполните задание от Попугая. Найдите нужную запись к рисунку.

( на доске карточки : 2+3  2+2  5-4  6-1)Дети соотносят выбранную запись с рисунком, доказывая свой выбор. Остальные учащиеся с помощью числового веера дают ответ .

-Что выбрал на обед Попугай? Зачем нужно есть фрукты?

Какую запись выберете? -Какой  вопрос можно задать к рисунку? Сколько получится?

-В тропических лесах Африки водятся красивые бабочки., найдите запись задайте вопрос, сосчитайте.  

5.Сравнение чисел.

Мартышка просит вас сравнить числа : 5 и 7, 10 и 10 , 4 и 2.

Назовите равенства и неравенства.

       Подготовка к изучению новой темы.Практическая работа.

(У детей 2 полоски разного цвета и размера).

-Каждому из вас Мартышка приготовила 2 ленточки и просит помочь узнать, какая из них длиннее. Как это сделать?

( нужно положить одну ленточку на другую).

-Покажите длинную ленточку.

Работа над темой урока.

- Давайте посмотрим ,как проводят время наши друзья.

Использование ИКТ(  отрывок из мультфильма” 38 попугаев”).

-Что делали герои мультфильма? Сколько в Удаве Мартышек, Слонят , а сколько Попугаев? Почему такие разные результаты измерения Удава получились у наших друзей?

Практическая работа по новой теме ( использование проблемно- поискового метода работы с детьми).

-Каждому из вас герои приготовили карточку.Что на ней изображено?(отрезки).Как  узнать какой отрезок длиннее?

( с помощью мерки).)

-Измерьте отрезки белой меркой. Сколько укладывается мерок в красном и сколько в зеленом отрезке? Какой отрезок длиннее? ( красный)

-У вас есть еще мерка желтого цвета.Измерьте красный отрезок , сколько укладывается желтых мерок? (2)А теперь измерьте зеленый снова белой – сколько в нем мерок? ( тоже 2).Какой вывод мы могли бы сделать по длинам отрезков? ( они равны)

-  Все ли с этим согласны?Где кроется ошибка?

(Мы использовали разные мерки. ) - Измерьте еще раз оба  отрезка желтой меркой.Какой длиннее?

Знакомство с единицей измерения – сантиметром.Cообщение учителя.

-Что нужно делать , чтобы не ошибаться?( использовать одинаковые мерки)

-Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков называется единичным отрезком или единицей измерения.Чтобы измерения были правильными, точными, во всех странах мира – в России, в странах Африки ,в других государствах люди используют , как вы и доказали, одинаковые единицы измерения.С одной из них мы познакомимся сегодня. Это- сантиметр.Сокращенно – см ( на доске появляется таблица ).        

- Посмотрите на карточку у вас на столах.Это  мерка , которая составляет 1 см.Скажите, сколько клеток тетрадного листа она занимает?( 2)

Физкультминутка.( Потанцуем под любимую песенку героев”Чунга-Чанга”)

Закрепление изученного материала.( с.60). Работа по учебнику.

-Сколько см укладывается в верхней полоске? В нижней?

-Чему равна длина синего отрезка? Сколько см в фиолетовом отрезке?

Практический  метод.Знакомство с измерительным прибором – линейкой.

Для точных измерений используют разные приборы. Мы познакомимся с главным измерит. прибором школьника – линейкой.

-Возьмите линейку, посмотрите – на линейке есть большие деления.От одного большого деления до другого – 1 см.

- Найдите в учебнике зеленый отрезок , попробуем измерить его с помощью линейки.Совместите начало отрезка с отметкой “ 0 “ на линейке.На какой отметке заканчивается отрезок? Сколько же см в зеленом отрезке?

-Измерьте длину красного отрезка с помощью линейки.Сколько в нем см?

Упражнения для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз.

Работа в группах.(на первую парту ставится соответствующая названию команды игрушка)

1 ряд- команда Мартышки .Измерьте с помощью линейки , сколько см в нарисованном хвосте.

2 ряд- команда Слоненка . Какая длина хобота?

3 ряд- команда Попугая. Какая длина крылышка?

-Впишите в пустое окошко результат своего измерения.Проверим( через ИКТ).

Пропедевтическая работа.Решение задачи из учебника с.60.

По огромным пустыням Африки часто устраивают ралли- гонки на машинах.Давайте прочитаем задание о машинах.Что известно? Что надо найти? Как сможем ответить на вопрос задания?Сколько получится?

Пальчиковая гимнастика.Подготовим ручки к работе.

-Вспомним правила посадки.

Самостоятельная работа в тетради дифференцированного характера.

- Наши друзья приготовили задания. Выполните то задание, с которым вы  уверенно справитесь.

1) измерьте длину отрезка и впишите результат в окошко

2) сравните длины отрезков: 5см и 7 см    6см и 3 см   4см и 5 см  9см и 9см

3) решите примеры, запишите только ответы:

 10-1   5-3   2+3  6+1

Подведение итогов.

-Что нового узнали? Что запомнили, что понравилось?

Самооценка.Дети поднимают вверх фигуру- кр. круг( я работал отлично), желтый квадрат- хорошо, зел.треуг.- (я старался)

УЧИТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ РАБОТУ ДЕТЕЙ И ЗАКАНЧИВАЕТ УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...