Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._po_matem.2_kl..doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы I - IV классов «Школа России» и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Он является началом и органической частью школьного математического образования.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Задачи курса заключаются в изучении арифметических действий над натуральными числами, в обучении решению простых и несложных составных текстовых арифметических задач, наглядном ознакомлении с отдельными геометрическими фигурами и их свойствами.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач, продолжения образования; - освоение основ математических знаний, формирование
первоначальных представлений о математике; - воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
- Ведущие принципы обучения математике в младших классах -органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
- Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
- Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
- Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) - важнейшего метода математики.
- Разнообразие патологических проявлений, характерных для клинико-педагогической картины детского церебрального паралича (двигательные нарушения, нарушения речи, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, несформированность пространственных представлений), обуславливает необходимость дифференцированного и индивидуального подхода, позволяющего учитывать характер психофизического развития каждого учащегося класса.
- Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры, упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса, творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
- Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
- Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
- Тематический план
- 2 класс (170ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Содержание тем учебного курса
- 2 класс (170 ч)
- Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)
- Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
- Сравнение чисел.
- Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
- Соотношения между ними.
- Длина ломаной.
- Периметр многоугольника.
- Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
- Монеты (набор и размен).
- Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
- Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
- Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
- Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (91 ч)
- Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
- Числовое выражение и его значение.
- Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
- Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
- Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
- Проверка сложения и вычитания.
- Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
- Уравнение. Решение уравнения.
- Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора.
- Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
- Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
- Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
- Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты.
- Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
- Числа от 1 до 100. Умножение и деление (54 ч)
- Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
- Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
- Переместительное свойство умножения.
- Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
- Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
- Периметр прямоугольника (квадрата).
- Решение задач в одно действие на умножение и деление.
- Итоговое повторение (7 ч)
- Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
- Решение задач изученных видов.
- Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
- Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Устное сложение и вычитание в пределах 100.
Буквенные выражения. Уравнения.
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100. Решение составных задач.
Решение задач на умножение и деление.
Табличное умножение и деление на 2 и на 3.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Практические работы:
Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Монеты (набор и размен).
Сумма и разность отрезков.
Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с
точностью до минуты.
Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и
прямоугольника на клетчатой бумаге.
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- названия и обозначение действий умножения и деления;
Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 - 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
- находить длину ломаной, состоящей из 3 - 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно гозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж дый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Ошибки:
- вычислительные ошибки в примерах и задачах;
- ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
- неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор
действий, лишние действия); - не решенная до конца задача или пример;
- невыполненное задание;
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов,
существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или
используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка
вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций,
существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования
величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений
заданным пара метрам.
- Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении
математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой
вычислительных умений и навыков; - нерациональный прием вычислений.
- недоведение до конца преобразований.
- наличие записи действий;
- неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
- Оценивание устных ответов
- В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
- Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без
помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие
объяснения.
- Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и
проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной
особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов.
- За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
- За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
- Характеристика цифровой оценки (отметки)
- «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
- «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
- «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
- «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
- Оценка письменных работ по математике. Работа, состоящая из примеров
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки.
- «3» - 2 - 3 грубых и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
ошибки. - «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1 - 2 негрубые ошибки.
- «3» - 1 грубая и 3 — 4 негрубые ошибки.
- <<2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не
должно быть в задаче.
- «3» -2-3 грубых и 3 - 4 негрубые ошибки, при этом ход решения
задачи должен быть верным. - «2» - 4 грубых ошибки.
- Контрольный устный счет
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1 - 2 ошибки.
- «3» - 3 - 4 ошибки.
- «2» - более 3-4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Список литературы
Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.].-М.:Просвещение, 2010.
Литература для учащихся:
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 класс, М.:
Просвещение, 2011 - Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 2 класса в 2-х
частях. —М.: Просвещение, 2011
Пособия для учителя:
- Дмитриева О. И.,Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. -М.:ВАКО, 2009
- Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 2 класс: К учебнику
М. И. Моро «Математика. 2 класс. Школа России». - М.: Экзамен, 2009
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В, Степанова СВ. Математика. Методическое
пособие. 2 класс. -М.: «Просвещение» 2010
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Дидактические карточки-задания по
математике к учебнику Моро М.И., Байтовой М.А., Бельтюковой Г.В. и др.
Математика.В 2-х частях. 2 класс. - М.: Астрель, 2007 - Математика 1-2 классы. Занимательные материалы. Автор-составитель
Лазуренко Л.В. -Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей»2010 - Математика. Устные упражнения: 2 класс/ С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....