Интегрированный урок-обобщение (математика и окружающий мир) по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100".
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Урок-обобщение в форме путешествия в космическое пространство, где ребята, используя математические знания и умения, делают открытие в области космонавтики.

 На уроке используются различные формы и методы работы, имеет место распределение ролей между детьми. Урок является завершающим этапом проекта " Космическое пространство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok-obobshchenie.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

(математика и окружающий мир) с применением интерактивной деятельности. Урок-обобщение во 2 классе.

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Гимназии № 35 г.Владимира

Неганова Юлия Николаевна.

Программа развивающего обучения

 Л. В.Занкова.

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Цели: 1) закрепить умение складывать и вычитать в пределах 100;

        повторить знания о планетах Солнечной системы;

  1. развивать внимание, мышление, память;

развивать умение работать в парах, по группам, работать самостоятельно.

  1. воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям;

воспитывать взаимоуважение у ребят в ходе совместной работы.

Оборудование: листочки на клейкой основе, модели солнышка, солнышка с тучкой, планет, детали ракеты, вырезанные из картона на доску, детали ракеты,вырезанные из самоклеющейся цветной бумаги для работы в парах, половина листа картона на каждую пару, герой Незнайка; карточки с заданиями для работы в группах и минигруппах, карточки с заданиями для вывешивания на доску, кроссворд на ватмане для вывешивания на доску, шкала трудности, шкала интереса, кружочки и флажочки для распределения на группы.

Распределение ролей: ученик-компьютер ( помощник учителя)

        ученик-секретарь ( пишет при работе в группах)

        ученик- чтец ( раздаёт задания членам группы и                зачитывает вслух).

Ход урока:

  1. Оргмомент. Обмен настроением.

Уч.- Подравнялись, ребята. Все вместе настраиваемся на урок.

Дети (хором):                Снова прозвенел звонок,

 Он позвал нас на урок.

Мы закроем двери в класс-

Будет тишина у нас.

Шум оставим за дверями

И начнём урок мы с вами.

Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём.

Улыбнитесь же друг другу,

И урок скорей начнём.

Уч. – Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

          Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А в какое, вы догадаетесь позже. Сначала я хотела бы посмотреть, с каким настроением вы пришли на урок.

На партах у каждого ребёнка лежат листочки на клейкой основе .

Уч.-  На доске  два изображения : солнышко   и солнышко с тучкой.        

                                       

Солнышко символизирует радостное настроение, солнышко с тучкой- грустное. Запишите каждый своё имя на листочке, который перед вами и прикрепите под символом, соответствующим вашему настроению.

Дети прикрепляют.

Уч.- Итак, начинаем урок  с хорошим, радостным настроением, а у кого оно грустное, надеемся, что оно улучшится.

2 .Постановка цели урока.

Уч.- Солнце- символ нашего урока. Отгадайте число, которое напрямую связано с Солнцем.

Цифра с виду как игрушка,

Неваляшка-погремушка.

Не ударится ей о земь

Всем понятно- это …

Дети: Восемь.

Уч.- Верно. А как число 8 связано с Солнцем?

Д.-  Вокруг Солнца крутится 8 планет.

Уч.- Какая ещё планета  входила в состав Солнечной системы?

Д.- Плутон.

Уч.- А почему её исключили?

Ваня – Эта планета очень маленькая. Карлик.

Уч.- Кто догадался, куда мы совершим сегодня путешестаие?

Д .- В космос.

Уч.- Но космонавты не сразу летят в космос.  Они долго готовятся. И мы с вами тоже будем готовится.

  1. Уч.- Первым  этапом  нашей подготовки будет минутка чистописания.

Напишем число, обозначающее количество планет Солнечной системы.

Внимание на доску! (учитель пишет  цифру 8, ребята внимательно смотрят и вспоминают правило написания этой цифры).

Уч.-  Не забывая следить за  правильной посадкой при письме, запишите в тетради число, классная работа и пропишите ряд цифр 8.

Ученики выполняют задание.

  1. Уч.- А зачем вообще космонавты летают в космос?Что там делают?

Саша – Изучают нашу  планету.

 Катя – Предсказывают погоду.

Лера  - Проводят обследования других планет и звёзд

Слава – Наблюдают за Солнцем.

Уч.-  А математические расчёты они делают в своих открытиях?

Д. -  Да.

Уч.-  А какую  планету открыли не в результате наблюдений в телескоп, а с помощью математических расчетов?

Кирилл – Нептун.

Уч. – Что нам скажет компьютер по этому вопросу?

Докладывает ученик –компьютер. (см. приложение 1 ).

Уч.- Прав был Кирилл?

Д. –Да.

Уч.- Вот и мы сегодня на протяжении всего урока будем делать математические расчеты. Какие  умения нам для этого потребуются?

Д.- Складывать и вычитать числа в пределах 100.

Уч.- Молодцы!

3.Работа над темой.

1) Конструирование ракеты.

Уч.- А на чём мы полетим?

Д. - На ракете.

Много планет вокруг Солнца летает,

Может быть люди на них обитают?

Давай-ка в ракету мы сядем  скорей,

 Помчимся от Солнца света быстрей.

Уч.- Мы побудем в роли конструкторов и ракету построим сами.

На доске детали ракеты. Как их назвать двумя словами?

Д.-  Геометрические фигуры.

Уч.- Какие это фигуры?

Д. -   Треугольники, прямоугольники и круги.

Уч.-  У вас на парте такие же фигуры вместе с картонной основой.

Работа в парах.

Уч. – Ваша задача собрать ракету и приклеить на картонную основу.

А Саша поможет мне сконструировать ракету на доске.

Ребята конструируют ракету.

Уч.- Давайте покажем друг другу и нашим гостям какие ракеты у нас получились.

Ученики показывают свои изделия.

2) Проверка исправности ракеты.

Уч.- Можем сразу садиться и лететь?

Матвей -  Надо проверить готова ли она к полёту, всё ли работает?

Уч.-  Проверим. На обратной стороне деталей моей ракеты записаны выражения с уже найденными значениями. Ваша задача: проверить, верны ли значения выражений. Если есть выражение, где значение не верно, выпишите его в тетрадь и вычислите верно.

Дети работают самостоятельно.

5

(18- 9) – (17 – 9) =

( 6+7) + (7+3) = 23

(80-20) – (15-7) = 52

Уч.Кто готов, делаем руки домиком.        

Проверка.

Уч.- Готова ли наша  ракета к полёту?

Д. - Нет.

Уч. – Что такое?

Андрей – Я выписал выражение со значением 5. Оно найдено неправильно.

Уч. – Кто ещё придерживается такого мнения? Поднимите руки.

Большинство класса.

Уч.- Выберите правильный ответ из предложенных на  доске.

1

2

Д.  1.

Маргарита- А я выписала ещё выражение со значением 52. Я считаю, что там значение тоже найдено неправильно.        

Уч.- Проверим.

Кирилл  поэтапно находит значение этого выражения.

Уч. – Маргарита,ты согласна с действиями Кирилла?

М.- Да.

Уч. Какой вывод можем сделать?

Д.- Значение изначально было верным.

Уч. – Ну а теперь взлетаем!

4.Физкультминутка. 

Не зевай по сторонам, ты сегодня космонавт (повороты в стороны),

Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким (наклоны вперед),

Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету (приседают),

Отправляемся на Марс, звёзды в гости ждите нас (кружатся).

5. Продолжение работы.

3) Составление маршрутного листа.

Уч.- Но космонавты не просто летят в космическое пространство. У них есть маршрут. Мы с вами тоже летим по определённому маршруту. А какой он вы узнаете, отгадав кроссворд.

Работа в минигруппах.

Уч.- Ребята 1 и 3 парт поворачиваются к своим одноклассникам, сидящим сзади. Секретари незабудьте взять листочки с кроссвордами и ручки. ( см. приложение 2)

Уч.-Внимание, задание:Я читаю загадку, вы сообща отгадываете и секретарь вписывает слово в маршрутный лист. Команда, которая закончит, делает руки домиком.

  1. Крохотулечка-планета первой солнышком согрета.(Меркурий).
  2. Только Солнце и Луна в небе ярче,чем она.

        Да и горячей планеты в Солнечной системе нету.(Венера).

  1. Пышный газовый гигант, брат Юпитера и франт,

Любит он , чтоб рядом были кольца изо льда и пыли.( Сатурн).

  1. То худеет, то полнеет, светит с неба, но не греет.

     И на Землю лишь одной вечно смотрит стороной.( Луна).

5) На планете чудеса: океаны и леса, кислород есть в атмосфере,

    Дышат люди им и звери.   (Земля).                 

Проверка.

   Уч. – У меня на доске такой  же маршрутный лист. Проверьте правильность ваших ответов. Команда, которая заполнила маршрутный лист правильно, сделайте руки домиком.  

  1. Путешествие по планетам .

Уч .- Итак,  первая остановка – Меркурий.  Что вы о нём знаете?

Алина – Это ближайшая к Солнцу планета.

Ксюша – Днём там очень высокая температура, а ночью очень низкая.

Лена -   Она названа  в честь бога торговли.  

Уч. –Эта планета загадала для вас число. А узнаете вы его правильно решив уравнение и найдя его корень.

На доске открывается уравнение  a -80 = 8

Уч.- Запишите уравнение в тетрадь, найдите корень. Кто  из учеников будет готов, тот встанет рядом  со своим рабочим местом.

В ходе выполнения задания учитель подходит к ученикам, которые закончили и если корень найден верно, даёт дополнительное задание: подумать, как  получившееся число связано с Меркурием.

Проверка.

Уч.- Итак, каков корень уравнения?

a = 88

Д.- 88.На доску выставляется карточка:

Уч. –Каким действием решали?

Д.- Сложением.

Уч. – Почему?

Д.-Потому что  находим целое.

Уч.- Как это число связано с Меркурием?

Кирилл - За 88 дней Меркурий делает оборот вокруг Солнца.

Уч. – Послушаем нашего помощника – компьютера.

 Ученик – компьютер подтверждает информацию.

Уч.- Прав оказался Кирилл?

Д.- Да.

Уч.- Что же, дружок, в жизни много дорог. Летим на Венеру, хоть путь наш далёк.

Ни одна планета не сравнится с ней по блеску. А почему её так назвали?

Полина – В честь богини красоты.

Уч.- Действительно. Эта планета приготовила для вас задачку. Готовы?

Д.- Да.

Уч.  – (читает задачу).  Температура на поверхности Земли ниже, чем на Венере, но выше, чем на Сатурне. На какой планете температура ниже всего?

Д. -  На Сатурне.

Уч.- Обратимся к помощнику. Компьютер, правы ли мы?

Компьютер  рассказывает о температуре на планете Сатурн.

Уч.- Мы верно решили задачу?

Д.- Да .

Уч.- Именно на эту планету мы и отправляемся. А пока передохнём.

6. Физкультминутка.

Раз,два, три , четыре, пять космонавтом стать хочу,

Как Титов и как  Гагарин прямо в космос полечу.

Раз, два,три, четыре, пять, все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре- руки шире. Пять- руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Продолжение работы.

Уч.- Ребята, а чем интересна планета Сатурн?

Артём – У неё есть кольца.

Уч.-  А что вы знаете о них?

Вася – Кольца – это много-много спутников Сатурна.

Ваня – По другой версии- это глыбы изо льда и пыли, вращающиеся вокруг планеты.

Уч.-  А хотите узнать что-то новое о кольцах?

Д.- Да.

Работа в парах.

Уч.- На доске записан ряд чисел. Вам нужно найти закономерность повторения чисел в ряду и дописать ещё одно число. Запишите ряд чисел в тетрадь. Приступайте. Готовность показываем с помощью домика из рук.

На доске: 3,3,6,9,…

Для ребят , которые справятся быстрее дополнительное задание: запишите 1996 год, прибавьте к нему 15 лет. какой год наступит?

Уч.- Проверяем. Какое число добавили?

Коля – Я добавил число 15, потому.что 0да3– 3, 3да3-6, 3да 6- 9,  6 да 9- 15.

Уч.-  Есть ребята, которые придерживаются того же мнения?

Большинство в классе.

Маргарита – А я поставила число 12, потому что числа повторяются через 3: 3,6,9, …12

Кирилл – Я не согласен с М. А как же числа 3,3? Они не повторяются через 3.

Уч.- Значит, правильный ответ…?

Д.- 15.

Уч.- Какже связано число 15 и кольца Сатурна? Обращаемся за помощью к  компьютеру.

 Слушаем нашего помощника.                        

                                                                                               

Уч. – Интересно? А у нас есть ребята, которые выполняли дополнительное задание. Пожалуйста.

Георгий – Нужно было  к 1996 году прибавить 15 лет. Получился 2011 год.

Уч.- Значит, когда в следующий раз кольца Сатурна должны исчезнуть?

Д.- В этом 2011 году.

Уч.- Уважаемый компьютер, правильно ребята ответили на этот сложный вопрос?

 Да, молодцы.

Уч.- Ну а теперь пора возвращаться поближе к дому. Куда, отгадайте.

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

     Скучно очень мне одной, а зовут меня …(луной).

А кто из наших любимых сказочных героев побывал на Луне?

Д.- Незнайка.

Уч.- Он приготовил для вас задание.  

Работа в группах.    

Уч. – Увас на партах цветные кружочки. Такого же цвета выставлены флажки на конторках. Объединитесь в группы вокруг конторок в соответствии с цветом.

Дети объединяются в группы.  

Уч.- Внимание, задание! Вы  будете работать с магическим квадратом. Секретарь положит перед собой лист с магическим квадратом. Чтец в каждой группе раздаст листы с заданием каждому члену команды. Чтец вслух читает задание,  читает выражение, члены группы совместно находят его значение и помогают секретарю вычеркнуть в магическом квадрате это значение и соответствующую букву. Из оставшихся букв соберите слово, расположив числа в порядке возрастания. (см. приложение 3).

Команды показывают свою готовность с помощью поднятых кружочков.  

Команды, справившиеся быстрее, думают над вопросом: как это слово связано с космосом?

Уч.- Проверяем.   Какое слово получилось?        

Д.- Белка.

Уч.- Как оно связано с космосом?

Д.- Это первая собака, которая полетела в космос и вернулась оттуда. С ней ещё была    Стрелка.

Уч.- Какое значение для человечества имел их полёт в космос?

Георгий – Человек понял, что в космосе можно выжить, можно летать туда человеку.                                     

                                   

Уч.- Молодцы! Садитесь на свои места. Ну и последняя наша станция – планета Земля.

Кто нас встречает?

На доске картинка лисы с лисятами.

Д.- Лиса и лисята.

Уч.- Они тоже приготовили для вас сюрприз.

        Что записано на  доске под цифрами  1 и 2?

Д.- Условия задач.

Уч.- Составьте задачу к первому условию.

Вася – Лиса съела 12 мышей за день, а лисята на 4 мышки

больше. Сколько мышей съели лисята.

Дети соглашаются с таким вариантом.      

Уч. – Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос этой задачи?   

Д. – одно.    

Уч. – Составьте задачу ко второму условию. 

Георгий - Лиса съела 12 мышей за день, а лисята на 4 мышки

больше. Сколько всего мышей съели лисы?

Уч.- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Д.- Нет.

Уч.- Что нужно узнать сначала?

Д.- Сколько съели лисята.

Уч.-Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос этой задачи?         

Д.-  Два.

Уч. – Выберите задачу, решить которую вам по силам , запишите условие и решите.

Кто готов, ручки домиком.

Проверка. Ответы вывешены на доске.

Уч.- Встаньте ребята, которые решали  первую задачу. Сверьте свой ответ с  ответом на доске. Каким действием нужно было находить ответ на вопрос?

Д.- Сложением.

Уч. – Встаньте ребята, которые решали вторую задачу. Сверьте свой ответ с ответом на доске. Какие действия выполняли в ходе решения задачи?

Ваня – Первым действием находим , сколько мышей съели лисята – сложением.

Коля – Вторым действием находим , сколько всего мышей съели лисы- действие сложение.

Уч. – Ребята, которые решили  задачи правильно, молодцы! А остальные ребята не расстраивайтесь, мы будем ещё решать подобные задачи.

8. Подведение итога урока.

Уч.-  Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось?

Какие математические знания повторяли? Какие умения нам понадобились?

Д. – Умения решать задачи, складывать и вычитать в пределах 100, находить закономерности повторения чисел, знания особенностей планет Солнечной системы и т.д.

Уч.- Что нового узнали о космосе?

Ответы детей.

Уч – Оценим наш урок по шкале интереса.

Поднимите руки ребята, которым на уроке было интересно. Не очень интересно. Совсем не интересно.

Спасибо. Итак, наш урок получился интересным.

Теперь оценим по шкале трудности.

Дети проделывают ту же работу

Спасибо. Наш урок был   не трудным.

Всем большое спасибо за урок. Особая благодарност нашему помощнику- компьютеру.

Приложение 1.

Сведения компьютера.

? Какую планету открыли не в результате наблюдений в телескоп, а с помощью математических расчётов?

С помощью математических расчётов была открыта планета Нептун.

? Как число 88 связано с планетой Меркурий?

Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88 суток. Год на Меркурии длится 88 дней.

? Какова температура поверхности Сатурна?

Температура поверхности планеты Сатурн -160 градусов Цельсия.

? Как связано число 15 и кольца Сатурна?

Каждые 15 лет кольца Сатурна исчезают и он кажется обычной планетой. Потом они постепенно появляются вновь и через 7 лет принимают свой прежний вид.

? В каком году  кольца Сатурна исчезнут  вновь?

Вновь кольца Сатурна должны исчезнуть в 2011 году.

Приложение 2.

3

4

5

2

1

Приложение 3.

Задание.

Вычисли значение каждого выражения. Зачеркни это значение вместе с соответствующей буквой в магическом квадрате. Оставшиеся числа расположи в порядке возрастания и отгадай слово.

Чему равна сумма 30 и 50? В

Чему равна разность 62 и 2? Ю

Какое число на 3 меньше, чем 50? И

Какое число на 5 больше, чем 11? У

Увеличьте 6 на 9? Г

А

С

В

Ю

Е

Р

Т

Л

И

К

У

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Урок математики 2 класс УМК Гармония "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом и без перехода через разряд"

Цель: Закрепить знания, умения, навыки по данной теме. Задачи урока:Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи.Прививать любовь к природе, учить бережному отношен...

УРОК математики в 3 классе .Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Прибавление чисел 2,3,4.

Урок математике по теме сложение и вычитание чисел в пределах 20 для детей коррекционной школы 3 класса. Разработан и посвящен теме зимней Олимпиады в городе Сочи.На уроке дети знакомятся с символами ...

Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач». Автор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач». 2 классАвтор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова....

Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10"

Предлагаю вашему вниманию конспект урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10"...