Рабочая программа по математике Петерсон 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, материально - техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matemat-ka.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г. Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).
Программу обеспечивают:
- Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
- Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
- Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2001г.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
– коммутативный закон сложения и умножения;
– ассоциативный закон сложения и умножения;
– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
• на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Основное содержание курса
1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 132 часа)
Общие понятия. 10 ч.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними. 108 ч.
Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи. Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии. Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Итоговое повторение (14 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные:
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
- установление причинно-следственных связей
- моделирование
- ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
- выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывание предметов и выражение результата числом;
- умение слушать и вступать в диалог
Предметные:
Обучающиеся к концу первого года обучения должны
знать/ понимать:
- количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
- смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
- взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
- свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
- свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
- линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
- замкнутые и незамкнутые линии;
- внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
- прямой угол;
- многоугольники и их виды;
- измерение длины отрезка;
- все цифры;
- знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
- названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
включая число 20; - знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
- переместительный закон сложения;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
- изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
- изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
- термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
Уметь:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять прямые углы с помощью угольника;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
- распознавать и формулировать простые задачи;
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методический комплект (УМК) для 1 класса: 1.Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г. 2.Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г. 3.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г. | К | |
Печатные пособия | ||
Предметные картинки. Наглядные пособия по математике Петерсона для 1го класса. | Д Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия» | П | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Колонки Принтер | Д Д д/п д | . |
Демонстрационные пособия | ||
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Корточки с цифрами и математическими знаками. Линейка, угольник. | д д д |
ЛИТЕРАТУРА
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа./ В 2 ч. Ч.1 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
- Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
- Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
- Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике по учебнику Л.Г. Петерсон
1 класс (4 ч в неделю, 33 недели, всего 132 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
«Математика – 1, часть 1» | план | факт | |||
1. | Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. | 1 | Исследовать предметы окружающего мира, их свойства. Систематизировать представление о разнообразии свойств предметов. | ||
2. | Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник | 1 | Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов. Характеризовать свойства геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник | ||
3 | Изменение цвета, формы, размера | 1 | Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя преобразовывать цвет, форму и размер предметов | ||
4 | Составление группы по заданному Признаку | 1 | Объединять предметы в группы по общему признаку, выделять часть совокупности, разбивать предметы по части по заданному признаку | ||
5 | Выделение части группы (С-1) | 1 | Классифицировать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов. Классифицировать предметы в группы и выделять части предметов по некоторому признаку. | ||
6 | Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «=» | 1 | Иметь понятие о случаях использования знаков = и=. Распознавать и фиксировать одинаковых и различных групп предметов | ||
7 | Составление равных и неравных групп (С-2) | 1 | |||
8 | Сложение групп предметов. Знак «+». | 1 | Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения. Распознавать геометрические фигуры. Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения. Записывать сложение с помощью знака «+» | ||
9 | Сложение групп предметов. (С-3) | 1 | |||
10 | Вычитание групп предметов. Знак «-» | 1 | Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,. Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания. Записывать вычитание с помощью знака «-» | ||
11 | Вычитание групп предметов. (С-4) | 1 | |||
12 | Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже. | 1 | Моделировать запись взаимосвязи между сложением и вычитанием в знаковой форме. Использовать в речи слова «выше» - «ниже» . Классифицировать предметы по их свойствам | ||
13 | Порядок | 1 | Перечислять предметы в заданном порядке, устанавливать связь между порядковыми и количественными числительными Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания. | ||
14 | Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже. (С-5) | 1 | Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме. Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже» | ||
15 | Контрольная работа №1. Свойства предметов. Сравне-ние совокупности предметов. | 1 | |||
16 | Один - много. На, над, под. Перед, после. | 1 | Моделировать понятие о пространственных отношениях «на», «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между». Записывать цифры 1 и 2 в соответствии с требованиями каллиграфии | ||
17 | Число и цифра 1. Справа, слева, посередине. | 1 | |||
18 | Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел. | 1 | |||
19 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 1 | Анализировать житейские ситуации требующие умения находить геометрические величины: отрезок, точка, элементы треугольника и четырехугольника (сторона и вершина) Записывать примеры на сложение и вычитание . Знать состав чисел 3 и 4. | ||
20 | Сложение и вычитание в пределах 3. | 1 | |||
21 | Сложение и вычитание в пределах 3. (С-6) | 1 | |||
22 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 1 | |||
23 | Сложение и вычитание в пределах 4. | 1 | |||
24 | Числовой отрезок. | 1 | Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1. Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира. Присчитывать и отсчитывать единицы с помощью числового отрезка. | ||
25 | Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение вычитание в пределах 4 (С-7) | 1 | |||
26 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 1 | Определять состав числа 5. Формулировать представление о пятиугольнике, параллелепипеде, кубе, пирамиде. | ||
27 | Сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | |||
28 | Столько же. Равенство и неравенство чисел. | 1 | Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков. Складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке. Использовать для сравнения знаки «=» и «=» Находить взаимосвязь между частями и целым. | ||
29 | Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «=» | 1 | |||
30 | Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и < | 1 | |||
31 | Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и < | 1 | |||
32 | Сложение и вычита-ние в пределах 5. Сравнение по коли-честву с помощью знаков (С-8) | 1 | |||
33 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 1 | Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка. Устанавливать взаимосвязь между частью и целым. | ||
34 | Сложение и вычитание в пределах 6. | 1 | |||
35 | Точки и линии. Компоненты сложения | 1 | Формировать представление о точке, линии. Перечислять названия компонентов сложения и вычитания, использовать их в речи. Сравнивать числа. | ||
36 | Области и границы. Компоненты вычитания | 1 | Группировать области и границы, а также различать области и границы. Знать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6. | ||
37 | Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6 (С-9) | 1 | Знать состав числа 6,выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка. Устанавливать взаимосвязь между частью и целым. | ||
38 | Контрольная работа №2. Числовой отрезок 1-6, сравнение по количеству. | 1 | |||
«Математика – 1, часть II» | |||||
39 | Отрезок и его части | 1 | Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки. Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6. | ||
40 | Число и цифра 7. Состав числа 7 | 1 | Исследовать состав числа 7, способы его получения, писать цифру 7. Использовать математическую терминологию. Выполнять сложение и вычитание в пределах 7. | ||
41 | Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник (С-10) | 1 | |||
42 | Выражения | 1 | Иметь представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей и о способе сравнения двух сумм и разностей. Выполнять вычисления в пределах 7. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам | ||
43 | Выражения | 1 | |||
44 | Выражение. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С-11) | 1 | |||
45 | Число и цифра 8. Состав числа 8 | 1 | Моделировать состав числа 8 , способы его получения, уметь писать цифру8. Понимать смысл действия сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание в пределах 8. | ||
46 | Сложение и вычитание в пределах 8 | 1 | |||
47 | Сложение и вычитание в пределах 8 (С-12) | 1 | |||
48 | Число и цифра 9. Состав числа 9 | 1 | Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9. Давать определения названия компонентов сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание в пределах 9. | ||
49 | Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 | 1 | Использовать таблицу сложения для определения результатов действий сложения и вычитания. Выявлять взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений. Быстро и правильно считать в пределах | ||
50 | Зависимость между компонентами сложения | 1 | |||
51 | Зависимость между компонентами вычитания | 1 | |||
52 | Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание(С-13) | 1 | Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам | ||
53 | Контрольная работа № 3 Числовой отрезок 1-9, таблица сложения и вычита-ния в пределах 9. | 1 | |||
54 | Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями | 1 | Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам Выполнять сложение и вычитание в пределах 9. | ||
55 | Число 0. Свойства сложения и вычитание с нулем | 1 | Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество. Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам Выполнять сложение и вычитание в пределах 9. Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика» | ||
56 | Сравнение с нулем | 1 | |||
57 | Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика | 1 | |||
58 | Равные фигуры | 1 | Представлять равные фигуры как фигуры, совпадающие при наложении, обосновывать равенство фигур различными способами проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым. | ||
59 | Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация | 1 | Характеризовать цифры и числа, различны системы нумерации. Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым. | ||
60 | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С-15) | 1 | Понимать отличие понятий «число» и «цифра». Систематизировать представление об алфавитной нумерации. Выполнять вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым. | ||
61 | Задача | 1 | Формировать представление о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов. Выполнять вычисления в пределах 9. | ||
62 | Решение задач на нахождение части целого | 1 | Составлять простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам. | ||
63 | Взаимно обратные задачи | 1 | Распознавать взаимообратные задачи Распознавать и составлять задачи, обратной данной. | ||
64 | Решение задач на нахождение части целого (С-16) | 1 | Уточнить представление о смысле выражений. На сколько больше? На сколько меньше? формировать умение применять их в речи | ||
65 | Разностное сравнение чисел | 1 | Анализировать простые задачи на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам. | ||
66 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | Понимать смысл выражений. На сколько больше? На сколько меньше?, уметь применять их в речи. Выполнять решение простых задач на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам | ||
67 | Задачи на нахожде-ние большего числа | 1 | Воспроизводить решение простых задач на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам. Моделировать вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым | ||
68 | Задачи на нахожде-ние меньшего числа | 1 | |||
69 | Решение задач на разностное сравнение | 1 | |||
70 | Решение задач на разностное сравнение (С-17) | 1 | |||
71 | Контрольная работа № 4 Задачи на сло-жение и вычитание. Разбиение фигур на части. | 1 | |||
«Математика -1, часть III» | |||||
72 | Величины. Длина | 1 | Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины) Анализировать зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки, иметь представление о единицах измерения длины (шаг, локоть, сантиметр), определять длины отрезка с помощью различных мерок | ||
73 | Построение отрезков данной длины | 1 | Использовать различные инструменты и технические средства для измерения Выявлять зависимость между результатами измерения величины и меркой. Выполнять построение отрезков заданной длины с помощью линейки. Распознавать и решать задачи на разностное сравнение | ||
74 | Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С-18) | 1 | Упорядочивать представление о периметре, о названиях сторон прямоугольника (длина и ширина). Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр. Выполнять вычисления в пределах 9. Планировать решение простых текстовых задач. | ||
75 | Масса | 1 | Исследовать представление о массе и её измерении. Анализировать зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки, знать единицы измерения массы (фунт, пуд, килограмм), измерять массы с помощью чашечных весов. Классифицировать задачи на разностное сравнение, сложение и вычитание масс предметов. Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр | ||
76 | Масса | 1 | |||
77 | Объем | 1 | Иметь представление об объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины) Выявлять зависимость между результатом измерения объёма величиной мерки, различать единицы измерения объема (ведро, бочка, литр). Измерять объем с помощью различных единиц измерения, воспроизводить решение задач на разностное сравнение, сложение и вычитание объёмов предметов | ||
78 | Свойства величин | 1 | Сравнивать и обобщать информацию о величинах: длине, массе, объёме, использовать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин. Презентовать различные способы решения текстовых задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение длин, масс, объёмов. | ||
79 | Величины и их свойства (С19) | 1 | |||
80 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна) | 1 | Выбирать наиболее целесообразный способ решения составнх задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей) Характеризовать представление о величинах: длине, массе, объёме, выбирать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин. | ||
81 | Уравнения | 1 | Устанавливать закономерность понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения». Соотносить компоненты сложения и вычитания, определять зависимости между ними и использовать их для решения простейших уравнений | ||
82 | Уравнения (С-20) | 1 | Решать уравнения на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым. Планировать решение составных задачи на сложение и вычитание, разностное сравнение величин Воспроизводить алгоритм решения уравнения | ||
83 | Уравнения | 1 | |||
84 | Уравнения (С-21) | 1 | |||
85 | Уравнения | 1 | |||
86 | Уравнения (С-22) | 1 | |||
87 | Уравнения | 1 | |||
88 | Контрольная работа № 5 Единицы массы, объёма, длины. Решение задач, уравнений | 1 | |||
89 | Укрупнение единиц счета | 1 | Представлять об укрупненных единицах счёта- коробками, ящиками, пачками и т.д., уметь складывать их и вычитать. Объяснять выбор решения составных задач на сложение и вычитание, разностное сравнение величин. Наблюдать за алгоритмом решения уравнения | ||
90 | Укрупнение единиц счета | 1 | |||
91 | Число 10. Состав числа 10 | 1 | Пересчитывать предметы в пределах 10 и выражать результат числом. Моделировать состав числа 10. Проводить вычисления в пределах 10.. Вырабатывать план действий при решении текстовых задач, уметь проводить их самостоятельный анализ. Планировать решение составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна. Устанавливать зависимость между компонентами сложения и вычитания, зависимостями между ними и использования их для решения простейших уравнений | ||
92 | Сложение и вычитание в пределах 10 (С-23) | 1 | |||
93 | Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно) | 1 | |||
94 | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно) | 1 | |||
95 | Счет десятками | 1 | Анализировать десяток как укрупненную единицу счета, проводить счет десятками до 100 в прямом и обратном порядке. Выбирать самостоятельно способ решения составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна. | ||
96 | Круглые числа | 1 | Систематизировать представление о круглых числах. Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами. Классифицировать названия круглых чисел, графически записывать круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать. | ||
97 | Дециметр | 1 | Исследовать новую единицу длины – дециметр. Выполнять действия с круглыми числами. Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами. Решать уравнения на основе знания взаимосвязи между целым и частным | ||
98 | Счет десятками. Круглые числа. Дециметр(С-25) | 1 | |||
99 | Контрольная работа №6 Укрупнение единиц счета. Реше-ние простых задач. | 1 | |||
100 | Счет десятками и единицами | 1 | Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в дес. и ед., выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи | ||
101 | Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые | 1 | Исследовать разрядный состав чисел второго десятка. Правильно называть и записывать числа от 11 до 20 | ||
102 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | Понимать и использовать нумерацию чисел второго десятка, правильно называть и записывать эти числа, складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток. Анализировать и решать задачи, решать уравнения, прогнозировать результат вычисления. | ||
103 | Числа 1-20(С-26) | 1 | |||
104 | Нумерация двухзначных чисел | 1 | |||
105 | Сравнение двухзначных чисел | 1 | Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа (без перехода через десяток изображать двузначные числа точками числового отрезка.) Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в сантиметрах и дециметрах. | ||
106 | Сложение и вычитание двухзначных чисел | 1 | |||
107 | Сложение и вычита-ние двухзначных чисел (С-27) | 1 | |||
108 | Сравнение, сложе-ние и вычитание двухзначных чисел(С-28) | 1 | |||
109 | Квадратная таблица сложения | 1 | Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через десяток с помощью таблицы сложения. | ||
110 | Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток | 1 | Исследовать прием сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям». Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания. | ||
111 | Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток | 1 | |||
112 | Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-29) | 1 | |||
113 | Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток | 1 | Исследовать прием вычитания однозначных чисел с переходом через разряд «по частям». Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания. | ||
114 | Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-30) | 1 | |||
115 | Сложение и вычита-ние пределах 20 с передом через десяток | 1 | |||
116 | Решение текстовых задач со случаями сложения и вычита-ния в пределах 20 с переходом через десяток (С-31) | 1 | Выполнять с комментированием сложение и вычитание двузначных чисел. Вычислять взаимосвязь между сложением и вычитанием, компонентами этих действий. | ||
117 | Контрольная работа №7 Сложение и вы-читание в пределах 20. Решение составных задач. | 1 | |||
118-128 | Повторение. Переводная и итоговая контрольная работа | 1 | Усвоить нумерацию чисел в пределах 20. Решать уравнения, анализировать и решать текстовые задачи изученных видов. Анализировать компоненты сложения и вычитания, правильно устанавливать взаимосвязь между ними. Классифицировать изученные за год геометрические фигуры | ||
129-132 | Резерв | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (автор Л.Г.Петерсон)
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по математике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственн...
Рабочая программа по математике 2 класс Л.Г.Петерсон.
Рабочая программа по математике для 2 класса.(170ч.)...
Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон
Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по математике 1 класс Петерсон Л.Г.
Соотвествеут ФГОС нового поколенияСоставлена с ориентацией на примерную рабочую программу по математике Петерсон Л.Г.Образовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...
Рабочая программа по математике 4 класс учебник Петерсон Л.Г.
Рабочая программа по математике, 4 класс, учебник Л.Г. Петерсон. Пояснительная записка к программе, учебно-тематическое планирование, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, кал...
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Перспектива" Л.Г.Петерсон
Предмет: математикаКласс: 2, количество часов в неделю – 4, за год – 132 ч.Программа: "Перспектива"Методический комплекс для учащихся:«Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. В 3 частях»Мето...
Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...