Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"
статья

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Цель программы: оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_ovz_s_soderzhaniem_tem_i_literaturoy.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Цель программы: оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.

Задачи программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
  2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ.
  3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении.
  4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ.
  5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Содержание программы коррекционно-развивающей работы, определяют следующие принципы:

  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая характеристика программы коррекционно-развивающей работы

Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-социально-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает в себя:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает в себя:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа включает в себя:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы коррекционно-развивающей работы

В результате освоения программы коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования у детей с ОВЗ будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Учащийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Учащийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Этапы реализации программы коррекционно-развивающей работы

Реализация программы осуществляется в несколько этапов:

1 этап программы: - диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:

  1. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)(в адаптации А. М.Прихожан)
  2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
  3. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
  4. Методика «Тест простых поручений»
  5. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)
  6. Методика «Рукавички» (Цукерман)
  7. Анкета для родителей.
  8. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
  9. Тест нервно-психической адаптации
  10. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюковой.

2 этап программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.

3 этап программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

Ожидаемый результат программы:

- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ

- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

теоретические

практические

1

Раздел 1. Адаптация ребенка в социуме

2

3

5

2

Раздел 2. Мотивационная и волевая сфера

3

4

7

3

Раздел 3. Развитие познавательных процессов и сенсорики

5

15

20

4

Раздел 4. Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

6

13

19

5

Раздел 5. Развитие речи и коммуникативных навыков

2

8

10

6

Раздел 6. Развитие воображения и фантазии

2

3

5

7

Изучение личности ребенка с ОВЗ

0

6

6

Итого:

19

53

72

Содержание тем

Тема

Содержание

Часы

Формы работы

Методическое обеспечение

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

2

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие.

2. Игра «Карлики и великаны»;

3. Игра «Угадай группу»;

4. Игра «Тактильный образ»;

5. Игра «Аленушка, где ты?»;

6. Упражнение на расслабление «Янтарный замок»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

упражнение на расслабление, этюды, игры с мячом, тактильные игры, интерактивные игры.

Мяч, музыкальное сопровождение, повязка на глаза

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Игра «Обыгрывание предмета»;

3. Игра «Ветер дует на…»;

4. Игра «Так и этак»;

5. Упражнение «Доброе животное»;

6. Упражнение на релаксацию «Танец рыбки»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Игры с предметами, игры на внимательность, упражнение на расслабление, на снятие тревожности.

Мяч, музыкальное сопровождение, линейка

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Игра-танец «Буги-Вуги»;

3. Игра «Музыкальные пальчики»;

4. Игра «Передал-садись»;

5. Игра «Дотронься до…»

6. Упражнение на релаксацию «Морское царство»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

движение под музыку, упражнение на расслабление. На снятие напряжения, игры с мячом, упражнение на внимательность.

Мяч, музыкальное сопровождение, одно шерстяное одеяло

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Игра «Замки»;

3. Игра «Посмотри и запомни»;

4. Игра «Трио»;

5. Игра «Биб»;

6. Упражнение на релаксацию «Встреча с рыбкой»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Игра на внимательность, упражнение на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви.

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Игра «Хлопки»;

3. Игра «Сиамские близнецы»;

4. Игра «Снежный ком»;

5. Игра «Путаница»;
6. Упражнение на расслабление «На лугу»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Игры на внимательность, интерактивные игры, упражнение на расслабление.

Мяч, музыкальное сопровождение, шарф

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Упражнение «Импульс»;

3. Упражнение «Гномы»;

4. Упражнение «Зеркало»;
5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Работа с карточками, интерактивные игры

7 карточек с описание характера, 7 картинок гномов, музыкальное сопровождение,

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Игра «Четыре стихии»;

3. Игра «снег» с музыкальным сопровождением;

4. Изображение эмоции радости;

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, движения под музыку, этюды

Музыкальное сопровождение, бумага

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Упражнение «Повтори позу»;

3. Рефлексия

4. Ритуал прощания

1

этюды

Изображение эмоций

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Игра «Путаница»;

3. Игра «Море волнуется»;

4. Этюд «Собачка принюхивается»;

5. Этюд «Лисичка прислушивается»;

6. Игра «Гусеница»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, игры на снятие напряжения и развития мотивационно-волевой сферы, этюды

Музыкальное сопровождение, воздушные шары

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Игра «Бип»;

3. Этюд «Писк гуся»;

4. Этюд «Царевна лягушка»;

5. Аутотренинг расслабления «На зеленой траве» пол музыку;

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, игры на развитие мотивационно-волевой сферы, этюды, упражнение на снятие напряжения

Стулья, повязка на глаза, музыкальное сопровождение

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Упражнение «Забавные человечки»;

3. Упражнение «Будь внимателен»;

4. Этюд «Ой-ой. Живот болит»;

5. Этюд «Маленькая обезьянка»;

6. Игра «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Игры с куклами, игры на внимательность, этюды, игры на развитие мотивационно-волевой сферы.

Человечки вырезанные из ковролина (все части тела автономны
), музыкальное сопровождение

Мотивационная и волевая сфера

1. Приветствие;

2. Игра «Капелька, льдинка, снежинка»;
3. Игра «Фотография»;

4. Аутотренинг-расслабления под музыку «Отдых на берегу моря»;

5. Рефлексия

6.. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, снятие напряжения

Музыкальное сопровождение, рисунок эмоции обиды

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
3. Задание «Назови предметы»
4. Задание «Раскрась правильно»
5. Упражнение: « Четыре стихии»
6. Задание «Развитие мелкой моторики»
7. Упражнение: «Цветок настроения»
8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, в бланках, обсуждение, интерактивные игры, упражнение на расслабление

карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, тетрадь в клетку

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Домик»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Упражнение «Кто летает?»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, в бланках, с картинками, обсуждение,

образец домика, тетради в клетку, любые разрезные картинки, бланк с буквами, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Домик»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Упражнение «Кто летает?»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, работа с геометрическими фигурами, интреактинвые игры

Тетради в клетку, рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш, таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги, цветные карандаши,

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики ;
3. Задание «Треугольники»;
4. Задание «Найди и вычеркни»;
5. Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»;
6.Задание «Кто точнее нарисует?»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»;
3. Задание «Выполни по образцу»;
4. Игра «Маленький жук»;
5. Задание «Раскрась правильно»;
6. Задание «правый» и «левый»;
7. Игра «Водители»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на внимательность, работа в бланках, беседа

образцы для выполнения узора, квадрат с расчерченными клетками, рисунок жука, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Задание «Цветные полоски»;
6. Задание «Раскрась правильно»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, беседа

Рисунок с фигурами, цветные полоски из картона, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, музыкальное сопровождение, игрушка с гибкими частями тела

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Задание «Цветные полоски»;
6. Задание «Раскрась правильно»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, беседа

Рисунок с фигурами, цветные полоски из картона, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, музыкальное сопровождение, игрушка с гибкими частями тела

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Найди ошибку»;
4. Задание «Определи фигуру»;
5. Задание «Копирование точек»;
6. Задание «Геометрические фигуры»;
7. Задание «Конкретизация понятий»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Обсуждение, работа в бланках, работа с фигурами упражнения на развитие мышления.

Рисунки с ошибками, набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат, бланк с изображением группы точек, лист бумаги, карандаш, бланки с геометрическими фигурами, бланки со словами.

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Игра "Фотоаппараты";
6. Задание «Выбери главное»
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Задание «Телеграфисты»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, интерактивные игры, игры на внимательность, беседа, обсуждение

Тетрадь в клетку, карточки с картинками, каким либо сюжетом, слова на бумаге, карандаши

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветсствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Игра "Фотоаппараты";
6. Задание «Не путай цвета»;
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Задание «Телеграфисты»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, интерактивные игры, игры на внимательность, беседа, обсуждение

Тетрадь в клетку, карточки с картинками, каким либо сюжетом, слова на бумаге, карандаши, 6-8 бумажных квадратов (10x10 см) разного цвета или такое же количество разноцветных предметов.

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Сосчитай правильно»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Задание «2 слова»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, беседа, обсуждение

Раскраска с математическими примерами, бланк «смысловой ряд», тетрадь, карандаш.

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Сосчитай правильно»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Задание «Цифры»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, интерактивные игры, игры на развитие внимания, мышления.

Музыкальное сопровождение, бланки со словами, карточки с рядом цифр, палочки для отбивания ритма, тетрадь

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение: «Точки равновесия»;
3. Задание «Разрезанные предложения»;
4. Задание «Телеграфисты»;
5. Задание «Не пропусти растение»;
6.Задание 4. «Продолжи узор»;
7. Задание «Поиск закономерностей»;
8. Игра «Маленький жук»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

интерактивные игры, игры на развитие внимания, мышления, работа в тетради

разрезанные предложения, бланки с узорами, палочки для отбивания ритма, бланки «Поиск закономерностей», бланки с клетками, маленький жук

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение: «Точки равновесия»;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8. Тест «Лишний предмет»»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, игры на внимательность, на развитие моторно-слуховой памяти, мышления, беседа, обсуждение

Бланки с лабиринтами, музыкальное сопровождение, бланки «Найди одинаковые», табло с различными сочетаниями геометрических фигур и соответствующий набор геометрических фигур для каждого учащегося, картинки или слова «Лишний предмет»

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8. Упражнение на дыхание «Моем стекла»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, игры на внимательность, на развитие моторно-слуховой памяти, мышления, беседа, обсуждение

Бланки с лабиринтами, музыкальное сопровождение, бланки «Найди одинаковые», табло с различными сочетаниями геометрических фигур и соответствующий набор геометрических фигур для каждого учащегося, картинки или слова «Лишний предмет»

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»;
3. Задание «Фигуры и значки»;
4. Задание «Сосчитай»
5. Упражнение «Пальчиковая гимнастика»;
6. Задание «Графический диктант»;
7.Задание «Выполни команду»;
8. Упражнение на дыхание «Листочек падает»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнения на развитие внимания

Рисунок геометрических фигур на доске, бланк с изображением геометрических фигур, тетрадь, карандаш

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности);
3. Задание «Повтори за мной»;
4. Задание «Подсчитай правильно»;
5. Задание «Повтори цифры»;
6. Разминка «Покажи чувства руками»;
7.Задание «Найди путь»;
8. Игра «Не пропусти животное»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, памяти, мышления

6 палочек или спичек, бланки «Сосчитай правильно», бланки с цифрами, тетрадь, ручка, карандаш, бланки с лабиринтов, музыкальное сопровождение,

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Съедобное  –  несъедобное»;
4. Задание «Корректурная проба»;
5. Игры индейцев;
6. Задание «Запомни и найди»;
7. Задание «Штриховка»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнения по развитию мелкой моторики, внимания, мышления

Музыкальное сопровождение, мячик, бланки корректурной пробы, 7 -10 различных предметов, салфетка, лист с картинками, бланк с картинками для штриховки, ручка, карандаш

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Цветная сказка»;
4. Задание «Найди одинаковые»;
5. Задание «Подбери картинки»;
6. Упражнение «Красавица и чудовище»;
7. Задание «Стук –  стук»;
8. Задание «Знакомая буква»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнение на развитие мышления, внимания, памяти

Бланки «Найди одинаковые», бланки «Подбери картинки», карандаши, цифровая касса, бланки «Знакомая буква»,

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнения для тренировки правого полушария;

3. Упражнение «Найди ошибку»;

4. Упражнение «Буквы заблудились»;

5. Игра Сделай, как я!";

6. Упражнение: «Цветок настроения»;

7. Рефлексия;

8. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, упражнения на развитие внимания, мышления

Бланки «Найди ошибку», спички, тетрадь

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

«Я и мои трудности»

1. Приветствие;
2. Игра «Волшебное слово»;

3. Упражнение «части моего Я»;

4. Игра «Паровозик»;

5. Упражнение «мои трудности»;

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, работа в тетради,

Бумага, фломастеры, ручка, карандаши, музыка.

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

«Ты да я, да мы с тобой…»

1. Приветствие;

2. Игра-тренинг «Таможня»;

3. Игра «Ассоциации»;

4. Игра «Комплимент»;

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, развитие внимания, наблюдательности.

Бумага, фломастеры, ручка, музыка.

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

«Расскажи мне о себе…»

1. Приветствие»;

2. Игра «Значимые люди»;

3. Игра «Приветствие»;

4. Игра «Список чувств»;

5. Упражнение «Свеча»;

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, обсуждение, беседа, игры на внимание

Бумага, ручка,

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

2

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Эмоциональная сфера(страхи, тревожность, агрессия)

«Давай с тобой поговорим»

1. Приветствие;

2. Игра «Спина к спине»;

3. Игра «Монстр»;

4.Упражнение «Свеча»;

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Упражнение на снятие напряжения, визуализация

Бумага, ручка, мяч

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

«Тренировка гибкости поведения»

1. Приветствие;

2. Игра «За что мы любим»;

3. Игра «Слепец и поводырь»;

4. Упражнение «Хоровод»;

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Упражнение на снятие напряжения, на доверие

Мяч, повязка на глаза, музыка.

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

«Тренировка гибкости поведения»

1. Приветствие;

2. Игра «продолжить»;

3. Игра «Благодарность без слов»;

4. Упражнение «хоровод»;

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

1

Упражнение на выражение эмоций без слов, упражнения на снятие напряжения

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Каракули»;

3. Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»;

3. Рефлексия

4. Ритуал прощания

1

психологические игры, арттерапевтические техники

Музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги,

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Обзывалки»;

3.Пластическое изображение гнева;

4. Дыхательная техника Глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох;

5. Рефлексия

4. Ритуал прощания

1

психологические игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2.Игра “Маленькое привидение”;

3. Рисование собственного гнева;

4. Упражнение «Радость и грусть»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

психологические игры,арттерапевтические техники

цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин, цветные карточки с разными рисунками.

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Рубка дров»;

3. Упражнение «Вежливые слова»;

4. Упражнение «Галерея негативных портретов»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

психологические игры,арттерапевтические техники

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2.Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»;

3. Упражнение «Шла Саша по шоссе»;

4. Упражнение «Тарелка»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

психологические игры

набор скороговорок

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2.Игра "Знатоки чувств";

3. Опознавание гнева через сенсорные каналы;

4. Рефлексия;

5. Ритуал прощания

1

психологические игры, дискуссия

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Рассказы по фотографиям;

3. Ввод правил борьбы с гневом;

4. Закрепление правил в ролевой игре;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

психологические игры, арттерапевтические техники

фотографии людей, отражающие их настроение,

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2.Игра «Это я. Узнай меня!»;

3. Игра "Слепой и поводырь";

4. Упражнение «Тарелка»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

психологические игры

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра “Тух-тиби-дух”;

3. Упражнение «Порочный круг»;

4. Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

Упражнения на снятие агрессивности, проективные методики, импровизация

Лист бумаги, карандаш, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра “Тух-тиби-дух”;

3. Упражнение «Порочный круг»;

4. Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

Упражнения на снятие агрессивности, проективные методики, импровизация

Лист бумаги, карандаш, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра "Попросись на ночлег";

3. Работа с картинками, отражающие проблемные ситуации

4. Рефлексия;

5. Ритуал прощания

Упражнения на снятие агрессивности, импровизация

Карточная-картинка

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение “Попроси игрушку”;

3. Упражнение «Сундучок»;

4. Упражнение «Добрый стул»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

Визуализация, импровизация, упражнение на повышение самооценки, уверенного поведения

Предмет, который будут просить

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение “Попроси игрушку”;

3. Упражнение «Сундучок»;

4. Упражнение «Добрый стул»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

1

Визуализация, импровизация, упражнение на повышение самооценки, уверенного поведения

Предмет, который будут просить

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Психогимнастика: «Приглашение»;

4. Подвижная игра «Где нос, где ухо»;

5. Упражнение «Любопытный»

6. Упражнение «Найди нужный узор»;

7. Дыхательное упражнение: «На пляже»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Этюды, упражнение на развитие полушарий мозга, задания на развитие мышления, упражнения на снятие напряжения

Музыкальное сопровождение, карточки с узорами

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Психогимнастика: «Ворота для глаз»;

4. Упражнение «Воспроизведение…»;

5. Подвижная игра «Птичка»;

6. Упражнение «Предлоги»;

7. Дыхательное упражнение: «Свеча»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Упражнение на снятие напряжения, работа в тетради, интерактивные игры

Цветные карандаши, лист бумаги, музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Психогимнастика: «Импровизация в парах»;

4. Упражнение «Воспроизведение…»;

5. Подвижная игра «Воздух, вода, земля, ветер»;

6. Упражнение «Алфавит»;

7. Релаксационное упражнение: «Огонь - лед»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Этюды, работа в тетради, упражнение н развитие речи

Лист бумаги, цветные карандаши, мяч, бланк с алфавитом

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Бывает не бывает»;

4. Упражнение «Кто больше…»;

5. Подвижная игра «Встаньте вместе»;

6. Упражнение «Определи на ощупь…»;

7. Упражнение «Сравни предметы»;

8. Релаксационное упражнение: «Улыбка»;

9 Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Беседа, обсуждение, интерактивные игры, Игры на развитие коммуникативных навыков, визуализация

Мяч, музыкальное сопровождение, мешочек с предметами

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Поезд»;

4. Упражнение «Говори наоборот»;

5. Упражнение «Корректурная проба»;

6. Упражнение «Где Я?»;

7. Упражнение «Пропавший стул»;

8. Упражнение «Кубики по местам»;

9. Релаксационное упражнение: «Спящий котенок»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Работа в тетради, беседа, обсуждение, интерактивные игры, игры на развитие речи

Бланки «Корректурной пробы», кубики, музыкальное сопровождение, повязка для глаз, тетрадь, стул,

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Да»;

4. Упражнение «Угадай»;

5. Упражнение «Запомни»;

6. Упражнение « Зоркий глаз»;

7. Игра – оптимизатор: «Сиамские близнецы»;

8. Релаксационное упражнение: «Облака»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Работа в бланках, интерактивные игры, игры на развитие коммуникативных навыков

Бланки «Зоркий глаз», повязки для ног, 10 предметов, предметное лото,

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Настроение»;

4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»;

5. Подвижная игра: «Машинки»;

6. Упражнение «Нарисуй»;

7. Упражнение «Что, где?»;

8. Релаксационное упражнение: «Лентяи»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Беседа, обсуждение, дидактические игры, игры на развитие коммуникативные способностей и речи

Бланки «лишняя картинка», цветные карандаши, бумага,

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Подвижная игра: «Совушка»;

4. Упражнение «Задачи с геометрическими фигурами»;

5. Подвижная игра: «Да или нет»;

6. Упражнение «Нарисуй»;

7. Упражнение «Что, где?»;

8. Игра - оптимизатор: «Костер дружбы»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на снятие напряжения, дидактические игры, игры на развитии коммуникативных способностей и речи

Бланки с фигурами, музыкальное сопровождение, релаксационная музыка, декоративный костер, фонарики, коврики.

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Утреннее приветствие»;

4. Упражнение «Определи фигуры»

5. Подвижная игра: «Все наоборот»;

6. Упражнение «Нарисуй»;

7. Игра - оптимизатор: «Корзина чувств»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Игры на снятие напряжения, упражнение на развитие внимания,

Бланк с фигурами, музыкальное сопровождение, листы бумаги, цветные карандаши, корзина с вырезанными картинками чувств

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Язык цветов»;

4. Упражнение «Определи фигуры»;

5. Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз»;

6. Упражнение «Продолжи слог»;

7. Игра – оптимизатор: «Доброе животное»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Игры на снятие напряжения, развитие коммуникативных способностей,

Карточка с цветами, бланк «Определи фигуру», бланк «Продолжи слог», музыкальное сопровождение

Развитие воображения и фантазии

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Психогимнастика: «Солнышко - луна».

4. Игра «Анти время».

5. Игра «Чудеса техники».

6. Упражнение «Изучение географической карты».

7. Рефлексия;

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение

Музыкальное сопровождение, карта реки, гор.

Развитие воображения и фантазии

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Упражнение «Росток»

4. Игра «Перевоплощение»;

5. Упражнение «Изобразите по-своему»;

6. Упражнение «Иллюстрирование книги»;

7. Рефлексия;

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение

Музыкальное сопровождение

Развитие воображения и фантазии

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Упражнение «Проворная белочка»;

4. Упражнение «Представь и услышь»;

5. Упражнение «Сказочный лес»;

6. Игра «Скажи в рифму»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение

Музыкальное сопровождение, различные материалы: цветная и бархатная бумага, открытка и различные картинки из старых журналов, картон и тому подобное, стихотворение

Развитие воображения и фантазии

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Упражнение «Птенчик»;

4. Игра «Скажи в рифму»;

5. Игра «Дорисуй»;

6. Упражнение «Фантастический образ»;

7. Рефлексия;

8. Ритуал прощания

6

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение

Музыкальное сопровождение, стихотворение, лист, на котором изображено 20 карточек, обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее

Развитие воображения и фантазии

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Упражнение «Шапочка с колокольчиком»;

4. Игра «Дорисуй»;

5. Упражнение «Фантастический образ»;

6. Упражнение «Путешествие в сказку»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

5

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение

Музыкальное сопровождение, лист, на котором изображено 20 карточек, обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее,

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

2

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Итого:

72













Литература, использованная для разработки программы.

  1. Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
  5. Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
  6. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
  7. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
  8. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
  10. Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)
  11. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
  12. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с
  13. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
  14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
  15. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с центральным поражением. – М., 1981.
  16. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
  17. Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
  18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
  19. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с
  20. Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  21. Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
  22. http://festival.1september.ru/articles/210412/

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

1. А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;

2. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;

3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);

4. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;

5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;

6. Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;

7. Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;

8. Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;

9. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;

10. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);

11. Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;

12. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;

13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;

14. Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;

15. Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992, 168 с.;

16. Вернер Дэвид. "Реабилитация детей-инвалидов". «Филантроп», 1995;

17. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;

18. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;

19. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;

20. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;

21. Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;

22. Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;

23. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;

24. Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);

25. Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы". Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;

26. Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь. Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;

27. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;

28. Дети с синдромом Ретта. Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;

29. Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;

30. Доман Глен "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;

31. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;

32. Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;

33. Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;

34. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В. Издательство: Каро, 2010, с. 248;

35. Издательство: Каро, 2005, с. 336;

36. Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;

37. Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;

38. Карвасарская Е.Е. Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми." М.: Генезис, 2010;

39. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;

40. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.

41. Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;

42. Качесов В. А. ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб ., 2005, с. 130.;

43. Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;

44. Киз Д. Цветы для Элджернона. Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;

45. Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;

46. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;

47. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;

48. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;

49. Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;

50. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;

51. Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М. Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;

52. Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;

53. Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;

54. Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;

55. Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть. Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;

56. Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;

57. Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);

58. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;

59. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;

60. Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);

61. Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;

62. Лупан Сесиль Поверь в свое дитя. Пер. Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;

63. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;

64. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;

65. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;

66. Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;

67. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П. Издательство: Владос, 2004, с. 344.;

68. Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;

69. Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;

70. Тамара Крюкова. Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;

71. Э.И Леонгард. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на начальной ступени обучения

В статье рассмотрены типы одаренности, представлена классификация видов одаренности по видам деятельности (интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-эстетическая, социальная или лидер...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)

Психолого-педагогические исследования, а также практика  обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их  учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие в третьем классе школы VII вида.Цель занятия: расширять представления учащихся о творчестве Г. Х. Андерсена.Ученики знакомятся с биографией писателя и его творчес...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...