Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"
статья
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Цель программы: оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_ovz_s_soderzhaniem_tem_i_literaturoy.docx | 67.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Цель программы: оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.
Задачи программы:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
- Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ.
- Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ.
- Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы, определяют следующие принципы:
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Общая характеристика программы коррекционно-развивающей работы
Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-социально-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает в себя:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает в себя:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа включает в себя:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы коррекционно-развивающей работы
В результате освоения программы коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования у детей с ОВЗ будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Учащийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Этапы реализации программы коррекционно-развивающей работы
Реализация программы осуществляется в несколько этапов:
1 этап программы: - диагностический:
На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:
- Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)(в адаптации А. М.Прихожан)
- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
- Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
- Методика «Тест простых поручений»
- Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)
- Методика «Рукавички» (Цукерман)
- Анкета для родителей.
- Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
- Тест нервно-психической адаптации
- Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюковой.
2 этап программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.
3 этап программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:
К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.
Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.
К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.
Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.
Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.
Ожидаемый результат программы:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Всего | |||
теоретические | практические | |||||
1 | Раздел 1. Адаптация ребенка в социуме | 2 | 3 | 5 | ||
2 | Раздел 2. Мотивационная и волевая сфера | 3 | 4 | 7 | ||
3 | Раздел 3. Развитие познавательных процессов и сенсорики | 5 | 15 | 20 | ||
4 | Раздел 4. Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 6 | 13 | 19 | ||
5 | Раздел 5. Развитие речи и коммуникативных навыков | 2 | 8 | 10 | ||
6 | Раздел 6. Развитие воображения и фантазии | 2 | 3 | 5 | ||
7 | Изучение личности ребенка с ОВЗ | 0 | 6 | 6 | ||
Итого: | 19 | 53 | 72 |
Содержание тем | ||||
Тема | Содержание | Часы | Формы работы | Методическое обеспечение |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 2 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие. 2. Игра «Карлики и великаны»; 3. Игра «Угадай группу»; 4. Игра «Тактильный образ»; 5. Игра «Аленушка, где ты?»; 6. Упражнение на расслабление «Янтарный замок»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | упражнение на расслабление, этюды, игры с мячом, тактильные игры, интерактивные игры. | Мяч, музыкальное сопровождение, повязка на глаза |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Игра «Обыгрывание предмета»; 3. Игра «Ветер дует на…»; 4. Игра «Так и этак»; 5. Упражнение «Доброе животное»; 6. Упражнение на релаксацию «Танец рыбки»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Игры с предметами, игры на внимательность, упражнение на расслабление, на снятие тревожности. | Мяч, музыкальное сопровождение, линейка |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Игра-танец «Буги-Вуги»; 3. Игра «Музыкальные пальчики»; 4. Игра «Передал-садись»; 5. Игра «Дотронься до…» 6. Упражнение на релаксацию «Морское царство»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | движение под музыку, упражнение на расслабление. На снятие напряжения, игры с мячом, упражнение на внимательность. | Мяч, музыкальное сопровождение, одно шерстяное одеяло |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Игра «Замки»; 3. Игра «Посмотри и запомни»; 4. Игра «Трио»; 5. Игра «Биб»; 6. Упражнение на релаксацию «Встреча с рыбкой»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Игра на внимательность, упражнение на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви. |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Игра «Хлопки»; 3. Игра «Сиамские близнецы»; 4. Игра «Снежный ком»; 5. Игра «Путаница»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Игры на внимательность, интерактивные игры, упражнение на расслабление. | Мяч, музыкальное сопровождение, шарф |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Импульс»; 3. Упражнение «Гномы»; 4. Упражнение «Зеркало»; 6. Ритуал прощания | 1 | Работа с карточками, интерактивные игры | 7 карточек с описание характера, 7 картинок гномов, музыкальное сопровождение, |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Игра «Четыре стихии»; 3. Игра «снег» с музыкальным сопровождением; 4. Изображение эмоции радости; 5. Рефлексия 6. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, движения под музыку, этюды | Музыкальное сопровождение, бумага |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Повтори позу»; 3. Рефлексия 4. Ритуал прощания | 1 | этюды | Изображение эмоций |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Игра «Путаница»; 3. Игра «Море волнуется»; 4. Этюд «Собачка принюхивается»; 5. Этюд «Лисичка прислушивается»; 6. Игра «Гусеница»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, игры на снятие напряжения и развития мотивационно-волевой сферы, этюды | Музыкальное сопровождение, воздушные шары |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Игра «Бип»; 3. Этюд «Писк гуся»; 4. Этюд «Царевна лягушка»; 5. Аутотренинг расслабления «На зеленой траве» пол музыку; 6. Рефлексия 7. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, игры на развитие мотивационно-волевой сферы, этюды, упражнение на снятие напряжения | Стулья, повязка на глаза, музыкальное сопровождение |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Забавные человечки»; 3. Упражнение «Будь внимателен»; 4. Этюд «Ой-ой. Живот болит»; 5. Этюд «Маленькая обезьянка»; 6. Игра «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Игры с куклами, игры на внимательность, этюды, игры на развитие мотивационно-волевой сферы. | Человечки вырезанные из ковролина (все части тела автономны |
Мотивационная и волевая сфера | 1. Приветствие; 2. Игра «Капелька, льдинка, снежинка»; 4. Аутотренинг-расслабления под музыку «Отдых на берегу моря»; 5. Рефлексия 6.. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, снятие напряжения | Музыкальное сопровождение, рисунок эмоции обиды |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» 9. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, в бланках, обсуждение, интерактивные игры, упражнение на расслабление | карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, тетрадь в клетку |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, в бланках, с картинками, обсуждение, | образец домика, тетради в клетку, любые разрезные картинки, бланк с буквами, цветные карандаши |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, работа с геометрическими фигурами, интреактинвые игры | Тетради в клетку, рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш, таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги, цветные карандаши, |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики ; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | ||
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на внимательность, работа в бланках, беседа | образцы для выполнения узора, квадрат с расчерченными клетками, рисунок жука, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, беседа | Рисунок с фигурами, цветные полоски из картона, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, музыкальное сопровождение, игрушка с гибкими частями тела |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, беседа | Рисунок с фигурами, цветные полоски из картона, карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков, музыкальное сопровождение, игрушка с гибкими частями тела |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Обсуждение, работа в бланках, работа с фигурами упражнения на развитие мышления. | Рисунки с ошибками, набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат, бланк с изображением группы точек, лист бумаги, карандаш, бланки с геометрическими фигурами, бланки со словами. |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, интерактивные игры, игры на внимательность, беседа, обсуждение | Тетрадь в клетку, карточки с картинками, каким либо сюжетом, слова на бумаге, карандаши |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветсствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, интерактивные игры, игры на внимательность, беседа, обсуждение | Тетрадь в клетку, карточки с картинками, каким либо сюжетом, слова на бумаге, карандаши, 6-8 бумажных квадратов (10x10 см) разного цвета или такое же количество разноцветных предметов. |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, беседа, обсуждение | Раскраска с математическими примерами, бланк «смысловой ряд», тетрадь, карандаш. |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, интерактивные игры, игры на развитие внимания, мышления. | Музыкальное сопровождение, бланки со словами, карточки с рядом цифр, палочки для отбивания ритма, тетрадь |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение: «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | интерактивные игры, игры на развитие внимания, мышления, работа в тетради | разрезанные предложения, бланки с узорами, палочки для отбивания ритма, бланки «Поиск закономерностей», бланки с клетками, маленький жук |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение: «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, игры на внимательность, на развитие моторно-слуховой памяти, мышления, беседа, обсуждение | Бланки с лабиринтами, музыкальное сопровождение, бланки «Найди одинаковые», табло с различными сочетаниями геометрических фигур и соответствующий набор геометрических фигур для каждого учащегося, картинки или слова «Лишний предмет» |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, игры на внимательность, на развитие моторно-слуховой памяти, мышления, беседа, обсуждение | Бланки с лабиринтами, музыкальное сопровождение, бланки «Найди одинаковые», табло с различными сочетаниями геометрических фигур и соответствующий набор геометрических фигур для каждого учащегося, картинки или слова «Лишний предмет» |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнения на развитие внимания | Рисунок геометрических фигур на доске, бланк с изображением геометрических фигур, тетрадь, карандаш |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности); 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнение на развитие внимания, памяти, мышления | 6 палочек или спичек, бланки «Сосчитай правильно», бланки с цифрами, тетрадь, ручка, карандаш, бланки с лабиринтов, музыкальное сопровождение, |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнения по развитию мелкой моторики, внимания, мышления | Музыкальное сопровождение, мячик, бланки корректурной пробы, 7 -10 различных предметов, салфетка, лист с картинками, бланк с картинками для штриховки, ручка, карандаш |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»; 10. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнение на развитие мышления, внимания, памяти | Бланки «Найди одинаковые», бланки «Подбери картинки», карандаши, цифровая касса, бланки «Знакомая буква», |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнения для тренировки правого полушария; 3. Упражнение «Найди ошибку»; 4. Упражнение «Буквы заблудились»; 5. Игра Сделай, как я!"; 6. Упражнение: «Цветок настроения»; 7. Рефлексия; 8. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, упражнения на развитие внимания, мышления | Бланки «Найди ошибку», спички, тетрадь |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | «Я и мои трудности» 1. Приветствие; 3. Упражнение «части моего Я»; 4. Игра «Паровозик»; 5. Упражнение «мои трудности»; 6. Рефлексия 7. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, работа в тетради, | Бумага, фломастеры, ручка, карандаши, музыка. |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | «Ты да я, да мы с тобой…» 1. Приветствие; 2. Игра-тренинг «Таможня»; 3. Игра «Ассоциации»; 4. Игра «Комплимент»; 5. Рефлексия 6. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, развитие внимания, наблюдательности. | Бумага, фломастеры, ручка, музыка. |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | «Расскажи мне о себе…» 1. Приветствие»; 2. Игра «Значимые люди»; 3. Игра «Приветствие»; 4. Игра «Список чувств»; 5. Упражнение «Свеча»; 6. Рефлексия 7. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, обсуждение, беседа, игры на внимание | Бумага, ручка, |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 2 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки |
Эмоциональная сфера(страхи, тревожность, агрессия) | «Давай с тобой поговорим» 1. Приветствие; 2. Игра «Спина к спине»; 3. Игра «Монстр»; 4.Упражнение «Свеча»; 5. Рефлексия 6. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на снятие напряжения, визуализация | Бумага, ручка, мяч |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | «Тренировка гибкости поведения» 1. Приветствие; 2. Игра «За что мы любим»; 3. Игра «Слепец и поводырь»; 4. Упражнение «Хоровод»; 5. Рефлексия 6. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на снятие напряжения, на доверие | Мяч, повязка на глаза, музыка. |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | «Тренировка гибкости поведения» 1. Приветствие; 2. Игра «продолжить»; 3. Игра «Благодарность без слов»; 4. Упражнение «хоровод»; 5. Рефлексия 6. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на выражение эмоций без слов, упражнения на снятие напряжения | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра «Каракули»; 3. Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»; 3. Рефлексия 4. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, арттерапевтические техники | Музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги, |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра «Обзывалки»; 3.Пластическое изображение гнева; 4. Дыхательная техника Глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох; 5. Рефлексия 4. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2.Игра “Маленькое привидение”; 3. Рисование собственного гнева; 4. Упражнение «Радость и грусть»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | психологические игры,арттерапевтические техники | цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин, цветные карточки с разными рисунками. |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Рубка дров»; 3. Упражнение «Вежливые слова»; 4. Упражнение «Галерея негативных портретов»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | психологические игры,арттерапевтические техники | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2.Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»; 3. Упражнение «Шла Саша по шоссе»; 4. Упражнение «Тарелка»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | психологические игры | набор скороговорок |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2.Игра "Знатоки чувств"; 3. Опознавание гнева через сенсорные каналы; 4. Рефлексия; 5. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, дискуссия | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Рассказы по фотографиям; 3. Ввод правил борьбы с гневом; 4. Закрепление правил в ролевой игре; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, арттерапевтические техники | фотографии людей, отражающие их настроение, |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2.Игра «Это я. Узнай меня!»; 3. Игра "Слепой и поводырь"; 4. Упражнение «Тарелка»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | психологические игры | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра “Тух-тиби-дух”; 3. Упражнение «Порочный круг»; 4. Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | Упражнения на снятие агрессивности, проективные методики, импровизация | Лист бумаги, карандаш, цветные карандаши | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра “Тух-тиби-дух”; 3. Упражнение «Порочный круг»; 4. Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | Упражнения на снятие агрессивности, проективные методики, импровизация | Лист бумаги, карандаш, цветные карандаши | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра "Попросись на ночлег"; 3. Работа с картинками, отражающие проблемные ситуации 4. Рефлексия; 5. Ритуал прощания | Упражнения на снятие агрессивности, импровизация | Карточная-картинка | |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение “Попроси игрушку”; 3. Упражнение «Сундучок»; 4. Упражнение «Добрый стул»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | Визуализация, импровизация, упражнение на повышение самооценки, уверенного поведения | Предмет, который будут просить |
Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение “Попроси игрушку”; 3. Упражнение «Сундучок»; 4. Упражнение «Добрый стул»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | Визуализация, импровизация, упражнение на повышение самооценки, уверенного поведения | Предмет, который будут просить |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие»; 2. «Новости»; 3. Психогимнастика: «Приглашение»; 4. Подвижная игра «Где нос, где ухо»; 5. Упражнение «Любопытный» 6. Упражнение «Найди нужный узор»; 7. Дыхательное упражнение: «На пляже»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Этюды, упражнение на развитие полушарий мозга, задания на развитие мышления, упражнения на снятие напряжения | Музыкальное сопровождение, карточки с узорами |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Психогимнастика: «Ворота для глаз»; 4. Упражнение «Воспроизведение…»; 5. Подвижная игра «Птичка»; 6. Упражнение «Предлоги»; 7. Дыхательное упражнение: «Свеча»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на снятие напряжения, работа в тетради, интерактивные игры | Цветные карандаши, лист бумаги, музыкальное сопровождение |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Психогимнастика: «Импровизация в парах»; 4. Упражнение «Воспроизведение…»; 5. Подвижная игра «Воздух, вода, земля, ветер»; 6. Упражнение «Алфавит»; 7. Релаксационное упражнение: «Огонь - лед»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Этюды, работа в тетради, упражнение н развитие речи | Лист бумаги, цветные карандаши, мяч, бланк с алфавитом |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие»; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Бывает не бывает»; 4. Упражнение «Кто больше…»; 5. Подвижная игра «Встаньте вместе»; 6. Упражнение «Определи на ощупь…»; 7. Упражнение «Сравни предметы»; 8. Релаксационное упражнение: «Улыбка»; 9 Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Беседа, обсуждение, интерактивные игры, Игры на развитие коммуникативных навыков, визуализация | Мяч, музыкальное сопровождение, мешочек с предметами |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Поезд»; 4. Упражнение «Говори наоборот»; 5. Упражнение «Корректурная проба»; 6. Упражнение «Где Я?»; 7. Упражнение «Пропавший стул»; 8. Упражнение «Кубики по местам»; 9. Релаксационное упражнение: «Спящий котенок»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Работа в тетради, беседа, обсуждение, интерактивные игры, игры на развитие речи | Бланки «Корректурной пробы», кубики, музыкальное сопровождение, повязка для глаз, тетрадь, стул, |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Да»; 4. Упражнение «Угадай»; 5. Упражнение «Запомни»; 6. Упражнение « Зоркий глаз»; 7. Игра – оптимизатор: «Сиамские близнецы»; 8. Релаксационное упражнение: «Облака»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Работа в бланках, интерактивные игры, игры на развитие коммуникативных навыков | Бланки «Зоркий глаз», повязки для ног, 10 предметов, предметное лото, |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Настроение»; 4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»; 5. Подвижная игра: «Машинки»; 6. Упражнение «Нарисуй»; 7. Упражнение «Что, где?»; 8. Релаксационное упражнение: «Лентяи»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Беседа, обсуждение, дидактические игры, игры на развитие коммуникативные способностей и речи | Бланки «лишняя картинка», цветные карандаши, бумага, |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Подвижная игра: «Совушка»; 4. Упражнение «Задачи с геометрическими фигурами»; 5. Подвижная игра: «Да или нет»; 6. Упражнение «Нарисуй»; 7. Упражнение «Что, где?»; 8. Игра - оптимизатор: «Костер дружбы»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на снятие напряжения, дидактические игры, игры на развитии коммуникативных способностей и речи | Бланки с фигурами, музыкальное сопровождение, релаксационная музыка, декоративный костер, фонарики, коврики. |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Утреннее приветствие»; 4. Упражнение «Определи фигуры» 5. Подвижная игра: «Все наоборот»; 6. Упражнение «Нарисуй»; 7. Игра - оптимизатор: «Корзина чувств»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Игры на снятие напряжения, упражнение на развитие внимания, | Бланк с фигурами, музыкальное сопровождение, листы бумаги, цветные карандаши, корзина с вырезанными картинками чувств |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Язык цветов»; 4. Упражнение «Определи фигуры»; 5. Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз»; 6. Упражнение «Продолжи слог»; 7. Игра – оптимизатор: «Доброе животное»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Игры на снятие напряжения, развитие коммуникативных способностей, | Карточка с цветами, бланк «Определи фигуру», бланк «Продолжи слог», музыкальное сопровождение |
Развитие воображения и фантазии | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Психогимнастика: «Солнышко - луна». 4. Игра «Анти время». 5. Игра «Чудеса техники». 6. Упражнение «Изучение географической карты». 7. Рефлексия; 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение | Музыкальное сопровождение, карта реки, гор. |
Развитие воображения и фантазии | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Упражнение «Росток» 4. Игра «Перевоплощение»; 5. Упражнение «Изобразите по-своему»; 6. Упражнение «Иллюстрирование книги»; 7. Рефлексия; 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение | Музыкальное сопровождение |
Развитие воображения и фантазии | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Упражнение «Проворная белочка»; 4. Упражнение «Представь и услышь»; 5. Упражнение «Сказочный лес»; 6. Игра «Скажи в рифму»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение | Музыкальное сопровождение, различные материалы: цветная и бархатная бумага, открытка и различные картинки из старых журналов, картон и тому подобное, стихотворение |
Развитие воображения и фантазии | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Упражнение «Птенчик»; 4. Игра «Скажи в рифму»; 5. Игра «Дорисуй»; 6. Упражнение «Фантастический образ»; 7. Рефлексия; 8. Ритуал прощания | 6 | Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение | Музыкальное сопровождение, стихотворение, лист, на котором изображено 20 карточек, обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее |
Развитие воображения и фантазии | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Упражнение «Шапочка с колокольчиком»; 4. Игра «Дорисуй»; 5. Упражнение «Фантастический образ»; 6. Упражнение «Путешествие в сказку»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 5 | Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение | Музыкальное сопровождение, лист, на котором изображено 20 карточек, обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее, |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 2 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки |
Итого: | 72 |
Литература, использованная для разработки программы.
- Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
- Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
- Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
- Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
- Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)
- Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
- Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с центральным поражением. – М., 1981.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
- Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
- Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с
- Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
- Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
- http://festival.1september.ru/articles/210412/
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;
2. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;
3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);
4. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;
7. Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;
8. Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;
9. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;
10. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);
11. Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;
12. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;
13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;
14. Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;
15. Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992, 168 с.;
16. Вернер Дэвид. "Реабилитация детей-инвалидов". «Филантроп», 1995;
17. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;
18. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;
19. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;
20. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;
21. Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;
22. Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;
23. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;
24. Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);
25. Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы". Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;
26. Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь. Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;
27. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;
28. Дети с синдромом Ретта. Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;
29. Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;
30. Доман Глен "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;
31. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;
32. Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;
33. Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;
34. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В. Издательство: Каро, 2010, с. 248;
35. Издательство: Каро, 2005, с. 336;
36. Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;
37. Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;
38. Карвасарская Е.Е. Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми." М.: Генезис, 2010;
39. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;
40. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.
41. Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;
42. Качесов В. А. ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб ., 2005, с. 130.;
43. Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;
44. Киз Д. Цветы для Элджернона. Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;
45. Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;
46. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;
47. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;
48. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;
49. Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;
50. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;
51. Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М. Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;
52. Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;
53. Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;
54. Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;
55. Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть. Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;
56. Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;
57. Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);
58. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;
59. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;
60. Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);
61. Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;
62. Лупан Сесиль Поверь в свое дитя. Пер. Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;
63. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;
64. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;
65. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;
66. Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;
67. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П. Издательство: Владос, 2004, с. 344.;
68. Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;
69. Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;
70. Тамара Крюкова. Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;
71. Э.И Леонгард. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на начальной ступени обучения
В статье рассмотрены типы одаренности, представлена классификация видов одаренности по видам деятельности (интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-эстетическая, социальная или лидер...
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)
Психолого-педагогические исследования, а также практика обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего возраста с ЗПР в третьем классе.
Коррекционно-развивающее занятие в третьем классе школы VII вида.Цель занятия: расширять представления учащихся о творчестве Г. Х. Андерсена.Ученики знакомятся с биографией писателя и его творчес...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.
Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...