Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Селезнева Наталья Юрьевна

рабочая программа 1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании  МО            

Протокол № __

от «___»  ________2010г.

_____________________

     «Согласовано»:

Заместитель директора по УВР     _____________

от «___»  _______2010г.

______________________

     «Утверждаю»

     Директор МОУ «Боградская сош»

      Тихонович О.Ф.

 от «___»  _______2010 г.

__________________________

Рабочая программа  

по математике

для 1 класса

по программе УМК

 «Перспективная начальная школа»

33 учебные недели

Авторы:  А. Л. Чекина

                                                Составитель:   Селезнева Наталья Юрьевна

                                                                  учитель   начальных классов (1 «А»)

                                                                                    МОУ «Боградская сош»

2010 – 2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Математика» Чекина А.Л. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

 Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

УМК по предмету:

Для учителя:

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  9. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  10. Захарова О.А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 – 4 классы) Текст: Методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник, 2008
  11. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник.
  12. Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
  13. Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.; Академкнига/Учебник.

Для учащихся:

  1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник.
  2. Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.; Академкнига/Учебник.

Целью рабочей программы по математике является введение ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Рабочая программа по предмету ставит перед собой решение следующих задач: овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности  (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Рабочая программа планирует изучение учебного материала через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Особое внимание мы уделяем изучению геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материалаосуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

  • Числа  изучаются в такой последовательности:
  • натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),
  • целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),

Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.

  • Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
  • Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия  1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
  • Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

  • В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
  • плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),
  • прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
  • внутренняя и внешняя области относительно границы,
  • многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
  • симметричные фигуры.

Линия по изучению величин начинается уже

  • в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.
  • во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.

 Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:

1) по действиям (по шагам) с пояснениями;

2) в виде числового выражения, но без пояснений;

3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.

Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания,  в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Самост.

работ

Контр.

работ

1

Начала геометрии

17

1

2

Числа 0, 1 и 2

12

1

3

Числа 3, 4 и 5

9

1

4

Сложение

16

1

5

Однозначные числа

8

1

1

6

Вычитание

10

1

7

Двузначные числа

14

1

8

Задачи

12

1

9

«Таблица сложения»

12

1

10

Разностное сравнение

22

1

1

Итого

132

10

2

СОДЕРЖАНИЕ

Программа  курса «Математика» – 132 часа  (4 часа в неделю)

1.Тема:  «Начала геометрии» (17 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • структуру учебника, условные обозначения
  • понятия «прямые,  кривые, точка, отрезок, дуга»
  • термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»

уметь:

  • определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы
  • ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве
  • распознавать круг, треугольник, прямоугольник
  • пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии
  • изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок
  • сравнивать предметы по форме, размеру

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)

2.Тема:  «Числа 0, 1 и 2» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • термины «один и несколько», «число и цифра»
  • понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»
  • пустое множество, число и цифру 0
  • расположение линий на плоскости

уметь:

  •  писать цифры 1, 2, 0
  • составлять пары
  • сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

3.Тема:  «Числа 3, 4 и 5» (9 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • термины « ломаная», « замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»
  •  понятия «раньше, позже»
  • части суток и времена года

уметь:

  •  писать цифры 3, 4, 5
  •  строить ломаную, замкнутую  линии
  • сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

4.Тема:  «Сложение» (16 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • смысл действия сложения и соответствующую терминологию
  • число и цифру 6, 7, 8, 9 и их состав
  • понятия «ближе, дальше»; «длиннее, короче»

уметь:

  •  писать цифры 6, 7, 8, 9
  •  ориентироваться на плоскости, используя термины «выше, ниже»
  • складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4
  • сравнивать предметы по ширине

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

5.Тема:  «Однозначные числа» (8 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • все числа и цифры, состав чисел
  • понятие «однозначное число»
  • понятие «десяток»

уметь:

  • прибавлять число 5
  • писать число 10

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

6.Тема :  Вычитание  (10 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • смысл действия вычитания
  • термины «вычитание, разность»
  • переместительное свойство сложения
  • единицу длины – сантиметр

уметь:

  • прибавлять число 5
  • писать число 10
  • выполнять вычитание и записывать результат
  • вычитать число 1 из любого числа в пределах 10
  • измерять длину предметов в сантиметрах

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

7.Тема:  Двузначные числа (14 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать

  • состав двузначных чисел
  • понятие пересечение под прямым углом
  • порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия

уметь:

  • складывать числа 1, 2, 3, 4 с однозначными числами

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

8.Тема:  «Задачи» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • понятие «задача»
  • как образуются числа второго десятка
  • представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
  • правило прибавления числа к сумме

уметь:

  • находить условие и требование в задаче  
  • составлять задачу по рисунку
  • воспроизводить правило прибавления числа к сумме
  • находить решение задачи и записывать его в тетрадь

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

9.Тема:  «Таблица сложения» (12 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  •  правило прибавления суммы к числу
  • понятия «четырёхугольник, прямоугольник»
  • состав числа 10

уметь:

  • складывать числа  5, 6, 7 с однозначными числами
  • прибавлять по частям, сумму к сумме

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

10.Тема:  « Разностное сравнение» (22 часа)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

  • термины «больше на…», «меньше на…»  
  • знать таблицу сложения
  • единицы длины-см и дм и новую величину «масса»
  • смысл терминов «тяжелее и легче», «дороже и дешевле»

уметь:

  • составлять равенства на увеличение и на уменьшение
  • выполнять сложение чисел с переходом через десяток
  • находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного
  • вычитать сумму из числа
  • сравнивать по массе, по стоимости
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать/ понимать:

  • количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
  • смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  • взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  • свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  • свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  • линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  • замкнутые и незамкнутые линии;
  • внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  • прямой угол;
  • многоугольники и их виды;
  • измерение длины отрезка;
  • все цифры;
  • знаки больше (>),  меньше (<),  равно (=);
  • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
    включая число 20;
  • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  • переместительный закон сложения;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять прямые углы с помощью угольника;
  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
  • распознавать и формулировать простые задачи;
  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...