Урок по математике в 3 классе "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Урок по математике в 3 классе "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз", УМК "Школа России""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok_matem_3_kl.-_2.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 «Г» классе.
Предмет: математика.
Учитель: Тершукова Елена Игоревна
Тема: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз
Тип урока: закрепление изученного материала
Цели:
1. Закрепить умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз;
2. Сравнить решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц; сделать соответствующие выводы;
3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки умножения и деления, основываясь на их взаимосвязи; проверить степень усвоения предыдущего материала в виде математического диктанта;
4. Формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы;
развивать зрительную и слуховую память;
5. Пробуждать интерес к предмету через использование на уроках интерактивной доски; через задания при работе по разноуровневым карточкам;
6. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в коллективной деятельности и работе в парах.
Оборудование: интерактивная доска; схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз; разноуровневые карточки; медали с изображением совы – символа мудрости.
Использование образовательных технологий на уроке: информационно – коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровьесберегающей технологии; обучение в сотрудничестве.
Ход урока.
Организационный момент.
Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.
- Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.
- Проверка готовности к уроку.
Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.
- Организация внимания.
Наш урок проходит в компьютерном классе. Мои помощники – это:
интерактивная доска,
сова – символ мудрости
и, конечно же, мои самые главные и любимые помощники – вы, ребята!
Слайд № 1.
Сообщение целей и задач урока.
Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.
Тема нашего урока: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.
Слайд № 2.
Цели урока.
Слайд № 3.
План урока.
Слайд № 4.
Сегодня на уроке мы будем решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. Сравним этот вид задач с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и
сделаем соответствующие выводы.
Проверка знаний предыдущих тем пройдет в виде математического диктанта. Проверять результат вы будете у своего товарища по парте самостоятельно, а мы с мудрой совой вам в этом поможем.
Всесторонняя проверка знаний.
Задачи этапа: проверить объём и качество усвоения предыдущего материала, выявив причины появления обнаруженных недостатков в ЗУН.
Откройте свои тетради. Запишите число.
Сейчас у нас по плану математический диктант.
Для того, чтобы успешно справляться с различными заданиями, скажите:
-Какие психологические процессы мы будем использовать?
Вспомните тему по предмету «Окружающий мир», которая называлась «Ступеньки познания человека».
Слайд № 5.
Ступеньки познания: Восприятие
Память
Мышление
Воображение
Правильно! Именно эти психологические процессы помогут нам справиться с заданиями.
Работа по разноуровневым карточкам.
Задачи этапа: проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учащимися (теми, кто по причине болезни мог не совсем полно усвоить материал).
Прежде, чем приступить к работе над математическим диктантом, я хочу раздать карточки с заданиями тем ребятам, которые недавно пришли в школу после болезни.
Ребята, вы работаете по карточкам (называю фамилии учащихся.)
Мотивация и стимулирование к успеху.
Математический диктант, так же как и любое задание, проводится с определённой целью. Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Слайд № 6.
Моя цель - проверить как вы усвоили предыдущие темы уроков, а именно:
1. названия компонентов действий.
2. знание таблицы умножения и взаимосвязь умножения с делением.
3. решение простых задач.
Мы с мудрой совой желаем вам удачи!
Слайды № 7, 8 текст математического диктанта.
Работа в парах.
Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. Начнём проверку математического диктанта.
Слайд № 9.( Поочерёдно «вылетают» ответы.)
Каким действием решали первое задание? Почему? Докажи.
Каким действием решали следующее задание7 Почему ты выбрал именно это действие? Докажи и т. д.
Слайд № 10. Критерии оценок.
Внимательно посмотрите на ответы своего товарища и карандашом поставьте оценку. Посмотрите на доску: мудрая сова вам в этом поможет.
Слайд № 11. Музыкальная физминутка.
Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём под музыку. Молодцы!
Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.
Напомню вам задачу, которую вы решали сегодня на математическом диктанте.
Пете 12 лет, а Славе 8 лет. На сколько лет Слава моложе Пети?
-Каким действием решали задачу? (Действием вычитанием)
-Почему вычитанием? Какое правило мы знаем ещё с 1 класса?
(Дети отвечают хором: для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
Значит, 12 – 8 = 4 (г.)
Ответ: на 4 года Слава моложе Пети.
Усвоение новых знаний.
Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз; научить сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и делать соответствующие выводы.
Слайд № 11.
Цель нашего урока: продолжить учиться решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Научиться сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и сделать соответствующие выводы.
Мы с мудрой совой желаем вам удачи!
Откройте учебник на странице 35. Найдите задачу № 1 (1).
Слайд № 12.
Решите задачу.
В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?
( Одного учащегося вызываю к доске.)
-О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках.)
-Что говорится о гусях? ( Гусей 9 птиц.)
-Что говорится об утках? ( Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше.)
-Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?)
-Что значит «в 3 раза меньше»? ( 9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей)
-Какие слова нам помогают выбрать действие деление? ( предлог «в», слова «раза меньше»)
Запишите решение и ответ.
Посмотрите на схему решения таких задач:
в (несколько) раз меньше – (:)
Игра : «День – ночь»
(По команде «ночь» дети закрывают глаза, кладут голову на руки, которые лежат на парте, и слушают голос учителя).
Звучит команда: «Ночь».
- Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то её решаем действием делением.
Звучит команда: «День».
Дети хором повторяют правило.
Прочитайте задачу № 1 (2).
В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?
- Что значит «на 3 лебедя меньше»? ( Значит, чёрных лебедей столько же, сколько белых, но без 3)
Решите задачу самостоятельно.
-Каким действием решали задачу?
-Какие слова нам помогли выбрать действие вычитание? ( предлог «на», слово «меньше»)
Посмотрите на схему решения таких задач:
на (несколько) меньше - (-)
-Какой результат получили? Запишите ответ.
Закрепление знаний.
Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки, необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.
-Чем похожи эти задачи? ( В задачах говорится о птицах. В обеих задачах уменьшаем на 3.)
-В чём их главное отличие?
В 1 задаче уменьшаем в 3 раза, а значит, что выполняем действие деление,
А во 2 задаче уменьшаем на 3 лебедя, а значит выполняем действие вычитание.
Сделайте вывод.
Слайд № 13.
Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то решаем действием….. (делением)
Если в задаче говорится об уменьшении числа на несколько единиц, то решаем действием….. (вычитанием)
Слайд № 14.
Физминутка.
Зарядка для глаз.
- А сейчас – зарядка для глаз!
Музыкальная пауза.
Слайд № 15.
Решим задачу № 2 (1). Начерти два отрезка. Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше.
-Какой это вид задачи? (Она геометрическая.)
- Какие правила мы знаем? ( Чертим простым карандашом по линейке аккуратно. Чертить начинаем от 0, а не от края линейки.)
-Как найти длину второго отрезка?
Слайд № 16.
Чтобы найти длину второго отрезка, нужно длину первого …… на 5 равных частей и взять одну часть.
-Какого слова нам не хватает? Слова «разделить».
(Отрезок надо разделить на 5 равных частей и взять длину одной части. Это и будет длина второго отрезка.)
10 : 5 = 2 (см)
-Какие слова нам помогли правильно выбрать решение геометрической задачи?
Слайд №17. Итог урока.
Назовите тему нашего урока.
Вспомним цели урока. Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?
-Каким действием решаем задачи на уменьшение числа в несколько раз?
(Задачи на уменьшение числа в несколько раз решаем действием делением.)
Домашнее задание. (Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)
Задачи этапа: сообщить о домашнем задании; мотивировать на самостоятельную деятельность при решении задачи и примеров, на успешное выполнение.
Вспомнить порядок действий при решении числовых выражений
Дома решите геометрическую задачу стр.35 № 2(2). В этом вам помогут психологические процессы, особенно мышление и память.
Мы с мудрой совой уверены, что вы успешно справитесь с этим заданием!
Примеры стр.35 № 3.
Обратите внимание на 3 столбик. Какой порядок решения данных числовых выражений?
- Сначала решаем действия в скобках.
- Решаем действия умножения или деления по порядку.
- Решаем действия сложения или вычитания по порядку.
Желаем удачи при выполнении домашнего задания!
Сегодня на уроке вы дружно, сплоченно и активно работали.
Слайд №17.
Молодцы, ребята!
( Раздаю сувениры – символ мудрости сову.)
Председатель РМО Клинова Т.А.
Зам. директора по УВР Келина Р.В.
Председатель МО Студенкова Л.В. пробуждать интерес к предмету через использование на уроках интерактивной дские задач данного вида с задачами на уменьшени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по математике "Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов" 1 класс
Предложенный урок "Путешествие в сказку" является заключительным по математике в 1 классе. Попадая в сказку дети закрепляют материал, изученный в 1 классе....
Разработка урока по математике (1 класс) "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"
Конспект урока по математике в 1 классе по теме : "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...
Самоанализ урока по математике "Знакомимся с задачей" учителя МБОУ "Песчанинская НОШ" Бокаревой Л.В.
Дан анализ учебных возможностей учащихся, места урока в теме, разделе, курсе,цели , задач и проблем урока, учебных ситуаций....
конспект урока по математике "решение простых задач на нахождение остатка"
В предлагаемом конспекте излагаются основные способы и методы проведения урока по теме, для достижения главной цели - научить детей решать задачи на нахождение остатка.Здесь используются имеющиеся у н...
презентация урока по математике "решение простых задач на нахождение остатка"
Представляемая презентация является дополнением к уроку по математике на тему:"Решение простых задач на нахождение остатка"В ней вы можете найти необходимые для урока слайды в количестве 8...
Разработка урока по математике. Тема "Компетентностная задача. Cоставление справочника о бобрах. 3 класс
Разработка данного урока предназначена для учеников 3 класса. УМК "Развивающее обучение Эльконина-Давыдова"Данный урок развивает у учеников коммуникативные , ценностно-смысловые и общекультурные компе...
Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. УМК "Школа 2000".
Предлагаемый Вашему вниманию урок разработан в технологии деятельностного метода, автор учебника Л.Г.Петерсон. Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок-исследование. форма урока: гру...