Конспект урока по математике 1 класс "Измерение величин"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Богач Елена Владимировна

Открытый урок по математике по Системе Эльконина - Давыдова. Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС второго поколения и проведен в рамках   областного семинара «Формирование УУД в системе РО» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_uroka_Izmenenie_velichin.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  математики

Преподаватель:  Богач Елена Владимировна,   учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ  №87  

Предмет:  Математика

Класс:  1

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Тип урока:  постановка проблемы  

Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.

Таким образом, первый этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.

Задачи проблемного обучения:

  • Учиться мыслить логично, научно, творчески.
  • Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
  • Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а  если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
  • Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Этапы проблемного обучения.

     Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.

  1. Подготовка к восприятию проблемы.

На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.

  1. Создание проблемной ситуации.

     Это самый ответственный  и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у   него знаний и должен дополнить их новыми.

  1. Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
  2. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.
  3. Доказательство правильного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

В зависимости от деятельности учителя и учащихся на каждом из рассмотренных этапов проблемного обучения выделяются несколько  уровней проблемного обучения.

Уровень

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

    0

Ставит проблему, формулирует и решает ее

Запоминает решение проблемы

    1

Ставит проблему, формулирует ее

Решает проблему

    2

Ставит проблему

Формулирует и решает проблему

    3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

Осознает проблему, формулирует и решает ее

Тема  урока:  Измерение величин

Цель урока:

Развитие УУД

Образовательная:

  • знакомство с новым материалом;
  • продолжение работы по формированию навыков учащихся:

- анализ источников информации;

- навыков экспериментальной работы;

- навыков работы в паре;

  • закрепление знаний и умений:

- ранее изученного материала;

Познавательные  действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

У П логические Д

  • Анализ объектов
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Управление действиями партнера

(оценка, коррекция).

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция;
  • Прогнозирование уровня усвоения;
  • Оценка;
  • Коррекция.

Воспитательная:

  • воспитание мировоззренческих понятий:

- причинно-следственные связи в окружающем мире;

- познаваемость окружающего мира и человечества;

  • нравственное воспитание:

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;

- воспитание этики парной работы.

Развивающая:

  • развитие навыков и умений:

- умение классифицировать и обобщать;

- составлять схемы;

- умение формулировать выводы по изученному материалу;

  • развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
  • развитие грамотной устной речи;
  • развитие навыков практической работы.

План урока

Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

 

Ход урока

оборудование

Формы работы

Методы работы

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

I. Мобилизующий этап. 

1. Организационный момент

  • У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

Мы умные, серьёзные

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

  • Садитесь.
  • Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Коллективная.

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого.  Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

2. Актуализация опорных знаний

  • Давайте вспомним,  с какими математическими понятиями мы работаем на уроках  (масса, площадь, объём, периметр, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная, кривая)
  • Дети показывают руками, называемые понятия.
  • Посмотрите внимательно на слайд. По какому признаку можно сравнить предметы? (по массе, по форме).
  • Какой  из отрезков правильно показывает соотношение величин?
  • Подскажите Крошу, по какому признаку можно сравнить эти предметы? (по массе, размеру, высоте)
  •  Как вы думаете, кто из животных тяжелее?
  •  Подберите   пару отрезков, показывающую соотношение величин.
  • Подскажите Кар Карычу, по какому признаку можно сравнить эти предметы? (по форме, площади, размеру, высоте)
  •  Каким способом можно сравнить фигуры по площади? (наложить одну на другую)  
  •  Подберите   пару отрезков, показывающую соотношение величин.

 

Слайды 1-2

 Слайд  3

Фронтальная.

Беседа.

Диалог.

Наглядный.

  • Формирование мотивации учения и обучения.
  • Реализация принципа деятельности.

Знакомство детей со способами уравнивания величин

Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти»

Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

II. Постановка проблемы

IV. Решение проблемы

V. Практическое работа.

  • Нюше и Ёжику подарили аквариумы с рыбками, сравните количество рыбок у Ёжика и у Нюши.
  •  Начертите столько кругов, сколько рыбок в аквариуме Ёжика.
  • Начертите столько овалов, сколько рыбок в аквариуме Нюши.
  • Начертье в тетради отрезки, показывающие количество рыбок в аквариуме Ежика и Нюши
  • Но Нюше не очень понравилось, что у нее рыбок меньше. Как сделать так, чтобы количество рыбок было одинаковое? (надо добавить рыбок в Нюшин аквариум).
  •  Как  это можно показать на схеме? (дорисовать)
  •  Дочертите у себя в тетради меньший отрезок до большего, так, чтобы они стали равными.
  •  Что мы сделали с количеством рыбок? (увеличили)

  • А Бараш предложил ещё один способ, как сделать так, чтобы количество рыбок было одинаковое? Как вы думаете, какой? (надо убрать рыбок из аквариума Ёжика).  Возьмем еще один аквариум и отсадим три рыбки.
  •  Как  это можно показать на схеме? (зачеркнуть)
  •  Что мы сделали с количеством рыбок? (уменьшили)

  • Нюша решила посадить цветы. Каждому цветку надо дать одинаковое количество  воды. Крош и Ежиком вызвались помочь Нюше. Но Крош так торопился, что упал и пролил немного воды. И друзья принесли Нюше вот такие баночки с водой.
  •  Что нужно сделать, чтобы в   сосудах воды стало поровну?
  •  У вас на столах сосуды с водой и рисунки. Работая в парах, выберите один из способов уравнивания объемов и покажите ваш способ на рисунке и на отрезках.
  • Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.  Давайте познакомимся с ними.
  • (Дети хором говорят правила работы в группе со  слайда.) 

Уважайте  мнение друг друга.

Говорите по-очереди.

Не согласен – предлагай!

  • Проверим, как вы справилась с заданием.

 Слайд 4

Слайд 5

Слайд  6

Слайд  7

 

  Фронтовая  

 

Работа в парах 

Проблемный

наглядный Исследовательский

Практический.

Упражнение

Подводятся итоги урока.

VI . Закрепление изученного материала.

  • Чему мы с вами сегодня научились?
  • Что можно сделать, чтобы  величины стали равными?

Слайд 8

Даётся  устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

VII. Рефлексия.

  • На полях в тетради нарисуйте два вертикальных отрезка.
  •  Под первым поставьте букву Т  (трудно), под вторым И (интересно).
  •  Оцените свою работу на уроке.

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Конспект урока по математике "Величины. Закрепление"

Конспект урока по математике для 4 класса (Школа России) по теме "Величины. Закрепление"Данный урок разработан с целью создания условий для закрепления знаний учащихся по теме "Величины".  Задачи...

Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС

Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)...

Конспект урока по математике 4 класс "Сложение и вычитание величин"

Конспект по теме "Сложение и вычитание величин" разработан для 4 класса по УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике "свойства величин"

УМК: «Школа 2100».Тема. Свойства величин.Тип урока. Закрепление пройденного материала.Цель. Закрепить знания изученных величин.Задачи. 1.Предметные:  обобщить и систематизировать знания по теме «Вели...

Конспект урока оп математике "Сравнение величин с помощью посредника"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТЕМА: «СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН С ПОМОЩЬЮ ПОСРЕДНИКА»Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений сравнивать и измерять величины с ...