Практикум по математике "В лабиринте задач"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Утверждено.
Протокол №…..от…………2009 г. Директор:…………………
Председатель МО:…………….. /ЕгоровВ.И./
/Хорошева Н.В./
Cогласовано.
Зам. директора : ……………….
/Бирюкова З.А./
МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная
школа №2
Рабочая программа по математике.
Практикум «В лабиринте задач»
3 класс (17ч.)
Составитель: Зотова И.И.- учитель начальных классов
г. Серафимович
2009-2010
Пояснительная записка.
Программа «В лабиринте задач» является авторской.
Автор - учитель 1 квалификационной категории Зотова Ирина Ивановна. Год издания программы - 2009. Разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 1, ст.7, п. 4
ст. 37, п7 ст.32) и Федеральным Законом от 13.01.1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями на 31.12.2005г), также на основе приказа №1769 «О порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов и дисциплин в образовательных учреждениях Волгоградской области, реализующих программы общего образования».
Рассчитана на 17 часов, из них 9ч. на проведение практических работ и 1ч. – контрольная работа. Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся проводится согласно локального акта МОУ Серафимовичской средней общеобразовательной школы № 2.
Для разработки рабочей программы была использована литература: Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи», Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи»,Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел», О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов».
В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам, которые составляют примерно 40 % материала соответствующих учебников. Это связано с тем, что через решение задач реализуются не только образовательные, но и развивающие, и воспитательные цели учебного процесса.
М.В. Потоцкий писал: «Кому незнакомо характерное для многих учащихся заявление, которое они делают, встречаясь с новой задачей: «Таких задач мы не решали!» Как будто им надо уметь решать только уже когда-то решенные задачи.» Поэтому особенно важно расширять знания учащихся не только в рамках программного материала.
В рамках данной программы на первый план выдвигается формирование у учеников:
а) общего подхода над текстом любой задачи;
б) умение осуществлять моделирование в процессе ее решения.
Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера; развитие внимания, логического мышления, умение анализировать текст задачи, устанавливать их взаимосвязь. Для развития логики, внимания, мышления и памяти включены логические, комбинаторные задачи, задачи-шутки.
Цели рабочей программы:
- Сформировать у учащихся систему знаний о задачах.
- Развивать умение решать задачи.
Задачи рабочей программы:
- Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
- Сформировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение).
- Учить анализировать текст задачи.
- Помочь учащимся конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.
- Научит учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.
Планируемые результаты обучения.
Иметь представление:
- о разных способах оформления краткого условия задачи;
- о различных способах решения задачи;
- о рациональных и нерациональных путях решения задачи.
Знать:
- элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое)
- способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно)
- Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;
- Пути решения комбинаторных задач(способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).
Уметь:
- анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;
- соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
- конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
- оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;
- выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,
- преобразовывать условие и вопрос.
№ п/п | Тема занятия (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки (результат) | Вид контроля | Дата |
1-2 | Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых | 2 | Прак. раб. | Выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию. | Уметь выбирать схему к данной задаче и составлять вопрос к условию задачи. | С.р. | |
3-4 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц. | 2 | Прак. раб. | Сравнение задач, соотнесение текста и выражения. | Уметь отвечать на вопросы, используя данное условие, которое соответствует схеме. | Тест | |
5-6 | Задачи на логическое мышление. | 2 | Прак. Раб. | Подготовка к олимпиаде. | Уметь мыслить нестандартно. | С.р. | |
7-8 | Решение комбинаторных задач способом перебора. | 2 | Прак. Раб. | Составлять таблицу. | Уметь решать задачи способом перебора. | С.р. | |
9-10 | Решение задач разными способами. | 2 | Прак. Раб. | Выполнение задач разными способами. | Уметь решать задачи разными способами, определение рационального способа решения. | Тест | |
11-13 | Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов | 3 | Прак. Раб. | Дерево возможных вариантов | Знать алгоритм выполнения дерева возможных вариантов. | С.р. | |
14 | Задачи с пропущенными данными | 1 | Прак. раб. | Пропущенные данные, которые соответствуют схеме. | Уметь вставлять пропущенные данные в соответствии со схемой | С.р. | |
15 | Составление вопроса к условию задачи. | 1 | Прак. раб. | Выбор условия к вопросу и вопроса к условию. | Уметь составлять вопросы к условию | С.р. | |
16-17 | Задачи на нахождение периметра и площади | 2 | Прак. раб. | Нахождение периметр и площадь многоугольника | Знать формулы и алгоритмы. | С.р. |
Литература
- Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи»
Линка-Пресс Москва 2007
- Н.Б. Истомина , Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи».
«Ассоциация XXI в.» - 2007
- Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел»
Москва «Просвещение» - 1987
4. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»
Ростов-на-Дону «Феникс» 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа практикума по математике "Решение задач" 2 класс
В программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование на 34 часа. Можно использовать в работе по любому УМК...
урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"
Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....
Программа практикума по математике "Учимся решать задачи", 4 класс
Предлагаю программу практикума по математике для 4 класса, которая построена на основе "Сборника текстовых задач по математике", автора Т.Н.Максимовой, изд-во "ВАКО", 2011г....
Практикум по математике. Задачи на нахождение остатка. Простые задачи.
Конспект урока по формированию умения решать задачи на нахождение остатка....
Практикум по математике в 4 «а» классе по теме «Пропорциональное деление»
Разработка урока математики в 4 классе по теме: "Пропорциональное деление"....
Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.
Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....
Рабочая программа факультативных занятий по математике "В лабиринте задач" 4 класс
Самое трудное в начальной школе - научить детей решать задачи. Предлагается рабочая программа по математике для учащихся 4х классов. На уроках нам не хватает времени на выработку умений решения задач....