РАБОЧАЯ ПРОГРАММА .Коррекционного курса «Логоритмика» 1-4 класс.
рабочая программа по логопедии
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса
«Логоритмика»
1-4 класс
Пояснительная записка
Всистемелогопедическойпомощиучащимсяимеетместобытьтакойпредмет,как
логопедическаяритмика.
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых раз- личные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем раз- вития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итогеадап- тация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции,чувство равновесия, пра- вильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь яв- ляется одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию коорди- нации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворнойритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Воздействие на детей средствами логопедиче- ской ритмики способствует общему развитию, нормализации двигательных функций, коррекции речевых нарушений.
Коррекционная направленность должна осуществляться на всех предметах, в том числе и предметах искусства: музыке, ритмике, изобразительном искусстве. Особенно выделяется коррекционный лингвистический курс, который включает в себя специальные предметы, в том числе и логоритмику.
Коррекционный курс «Логоритмика» введён в 1 – 4-х классах по 1 часу в неделю. Данная программа рассчитана на учащихся общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переклю- чению,низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированно- стью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, рече- вой и эмоциональной активностью.
Тематическое планирование составлено на основе программы коррекционногокурса
«Логоритмика»для 1–4 классов КолодницкойЛ.К.и АбакумовойВ.Н..
За основу предлагаемой программы взято последовательное развитие тем. Каждая из тем рассматривается через постепенное усложнение и расширение понятий, через обога- щение музыкально-двигательными образами. Благодаря такому подходу идет активное развитие речевых и неречевых процессов, увеличивается способность воспринимать и анализировать музыку. Такая преемственность тематического построения создает условия для целостности урока, единства всех составляющих видов деятельности, расширяет воз- можности коррекционной работы. Таким образом, идет активное развитие психических процессов и восприятия музыки.
Курс рассчитан на 33 часа в первый год обучения и на 34 часов на 2 – 4-й годы обучения. На занятиях логопедической ритмики, укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, дыхание, формируется правильная осанка, походка, грациюдвижений;двигательныенавыкииумения,пространственныепредставления.
Общая характеристика коррекционного курса
В программе предусмотрено решение оздоровительных, образовательных (познава- тельных), коррекционных (практических) задач.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающе- гося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимо- действии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь,музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков дви- гательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, форми- рованию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи логопедической ритмики.В отдельном периоде решаются различные задачи:
Первыйгодобучения:
- Формирование чувства темпа—восприятия равномерной последовательности
Одинаковой длительности.
- Развитие мышечного ощущения направления движения.
- Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементар- ного подражания.
- Формирование простейших элементов творчества,слитых с подражанием.Ис- полнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.
- Расширениепассивногословарногозапаса,активизацияречевогоподражанияи формирование фразовой речи.
Второй год обучения:
- Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихсяуда- рений.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
- Постепенное отделение исполнительства от подражания.
- Стимуляция творческой активности.
- Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фра- зовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Третий год обучения:
- Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
- Развитие музыкально-пластических способностей.
- Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
- Выделение творческой функции и в самостоятельный вид деятельности.
- Обогащение и активизация словарного запаса,обучение правильному употреб- лению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
Четвертый год обучения:
- Формирование музыкально-ритмических способностей,развитие музыкально- ритмического мышления.
- Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
- Преобразование исполнения в много уровневый акт деятельности.
- Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодей- ствия с окружающим миром.
- Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звуко- вого оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гно- зиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекци- онной работы:
- Развитие высших психических функций(речевых и неречевых процессов);
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- Активизация исполнительской деятельности.
Реализация программы«Логопедическая ритмика»проходит по разным направлениям:
Направление работы на занятиях | Вид коррекционной работы |
Работа над дыханием.Темп и Ритм дыхания | Певческие упражнения с речью(звуки,слоги,слова, сочетания)на выдохе.Упражнения без речи. |
Работа над оральным праксисом | Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка. Упражнения на основе точности, скорости об- щих движений рук, ног, головы. Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артику- ляции. |
Работа над просодией речи | Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыха- ния,выразительность голоса,что активизирует работу Артикуляторного аппарата,речевого слуха. |
Работа над темпом и ритмом речи | Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи. При дизартрии учитывать двигательные и ре- чедвигательные возможности, раздельной речи,возраст. |
Развитие голоса | Использовать ортофонические упражнения, направ- ленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции. Сначаладавать артикуляционную гимна- стику, ,расслабление шеи. |
Развитие фонематического вос- приятия | Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм). Улучшает различение звуков на слух, воспиты- вает ассоциации между звуком и мелодией. Диффе- ренциации фонем способствует произнесение текста Под музыку. |
Развитие звуковысотного слуха | Пение песен с показом рукой направления мело- дии,отстукивание ритма,темпа. |
Воздействие логопедической ритмики направлено на решение оздоровительных, об- разовательных, воспитательных и коррекционных задач.
- Коррекционные задачи на занятиях с учащимися решаются в тесной связи с кор- рекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Без знаний психоло- гии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие ре- чевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него.
- В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные и сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка.
- Осуществление образовательных задач способствует формированию двигатель- ных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно пе- редвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений.
- Решение воспитательных задач содействует развитию чувства ритма и спо- собности ощущать ритмическую выразительность, проявлению художественно- творческих способностей, воспитанию положительных личностных качеств, формирова- нию организаторских способностей.
В программе реализуются разработанные шесть блоков всестороннего развития и коррекции нарушений в сочетании с лексическими темами. Каждый блоко тражает структуру урока, с последующим проведением пяти занятий с поэтапной направленно- стью.
Вся работа в блоках взаимосвязана, многогранна и многофункциональна. Коррек- ционная направленность логоритмических занятий соответствует АООП НОО обуча- ющихся с УО и обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.
Специфика искусства, каким является логопедическая ритмика, требует особого по- строения занятия. Предлагается сквозное развитие построения занятий с введением част- ных и общих кульминаций, что позволяет не дробить занятие логоритмики на различные виды деятельности и добиваться его целостности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-логопедический курс «Логоритмика» во втором классе, представлен- ный в коррекционно-развивающей области учебного плана реализуется в объёме
34 часа(1час в неделю).
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоения коррекционного курса
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения про- граммыв виде целевых ориентиров:
- Ребеноквладеетдостаточнымсловарнымзапасомполексическим темам.
- Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, вырази- тельно передавая заданный характер, образ.
- У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная вырази- тельность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
- Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Пра- вильно произносит все звуки родного языка.
- Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чи- стоговорках.
- Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автома- тизма.
- Ребёнок умеет ориентироватьсявпространстве,двигатьсявзаданномнаправлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и ки- стей, быстро реагирует на смену движений.
- РебёнокуважаеткультуруитрадициинародовРоссии,родногокрая,труд людей.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
Содержаниекоррекционногокурса
Впрограммепредусмотренареализацияшестиблоковпо5–6занятийвкаждом:
IБЛОК.Воспитаниеи развитиетемпаи ритмадыхания.
Задачи: Развивать слуховое внимание, правильный темп и ритм дыхания, мимику и пантомимику удетей, адекватные формы проявления эмоций, ритма, работы над голосом, решать лексические задачи.
Дыхание, голосообразование, артикуляция – единые взаимообусловленные процес- сы,поэтомунеобходимо добиваться: тренировки дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции одновременно.
сти)
- Организационныймомент(Созданиеудетейготовности,установкикдеятельно-
- Работанадголосомидыханием(Статическиеидинамическиедыхательные упражнения)
- Психогимнастика(Интонационность, выразительность речи, мими-
ческиеупражнения)
- Подвижныеигрысречевымсопровождением(Работанадтемпом,ритмом, высотой, силой голоса)
- Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, му- зыкальное сопровождение)
- Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, со- блюдение чувства меры и дозированности внушений)
IIБЛОК.Развитиеорального праксиса.
Задачи:Воспитаниеправильной осанки, естественного голосообразования; форми- рование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи.
Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамма- тического строя речи, правильного звукопроизношения.
- Организационный момент (Воспитание правильной осанки, работа над дыхани- ем, формирование точных движений артикуляционного аппарата)
- Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная рит- мическая структура)
- Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в дея- тельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание)
- Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении)
- Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и мо- дуляция голоса)
- Релаксация,аутотренинг(Скользящеерасслаблениеповсемгруппаммышц:
«послушное»переключение)
IIIБЛОК.Формированиефонематического восприятия.
Задачи: Развивать слуховое внимание, слуховую память, способность саморегуля- циипроизвольноговниманияпривосприятиизвуков,формироватьречедвигательныеак-
ты, развивать зрительные, кинестетические и пространственные восприятия; и тесную связь между ними.
Уточнять пространственные понятия, классификации, лексическое значение слов; формировать навык правильного употребления в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
- Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носо- вое, ротовое дыхание)
- Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, афф- рикаты; оппозиционные звуки; звуко-буквенный анализ)
- Подвижныеигрыиупражнениясозвуками,слогами,словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значе- ния слов)
- Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера)
- Песенныйматериал.Музыкальноесопровождение(ДМИ,ноты,записи,диски.)
- Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением)
IVБЛОК. Речь – ритм–движение.
Задачи: Развитие зрительного и пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, моторики; умение выполнять упражнения в определённом заданном направле- нии; развитие общей и мелкой моторики; регуляции мышечного тонуса; выдерживание ритма движений и соотнесение речи и движения. Использовать музыку, бубен, хлопки, барабан.
- Организационный момент (Упражнениянаритм,силуголоса,напра-вильное дыхание)
- Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, актив- ность, фантазирование, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата)
- Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)
- Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной пси- хофизической нагрузкой; упражнения на метрический, переходный, неожиданный акцен- ты)
- Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музы- кального восприятия (Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)
- Релаксация,аутотренинг(Напряжение-расслабление) V БЛОК. Развитие мышечной активности.
Задачи: Вырабатывание двигательных навыков, ритма, музыкального метра, темпа, развитие творческих способностей; способствование развитию мышечной активности, ко- ординации движений, произвольного внимания; формирование правильной осанки; со- действие перестройке различных систем: сердечно-сосудистой, речедвигательной, сен- сорной. Работа над увеличением лексического запаса.
- Организационный момент(Упражнения на формирование общей и мелкой мо- торики)
- Физкультминуткисдвижениями(Формированиесловарногозапаса,коорди- нации, слов-движений)
Теневойтеатр.Мелкая моторика.
- Ориентировкавтелеипространстве(Азбука-зарядка;буквы-упражнения)
- Безречевыеподвижные игры со значительной и умеренной актив- ность (Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением)
- Релаксация,аутотренинг (Напряжение-расслабление,тренингмышцголосо- вого аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «мягкая» придыхательная атака).
VIБЛОК.Формированиепросодическойстороны речи.
Задачи: Развивать фонематическое восприятие, чувство музыкального размера и метра,продолжать работать над темпоми ритмомдыхания,совершенствовать движенияи артикуляцию речевых органов, специальных мимических мышц, формировать слуховое внимание и память. Решать задачу эстетического развития детей, творческих слуховых восприятий.
- Организационныймомент(Дыхание;работанадпроизношениемкороткихи распространенных фраз на одном выдохе)
- Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса)
- Темп,паузация, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения)
- Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты сти- хов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи)
- Подвижныеигрысречевымсопровождением(Развитиеобщейимелкоймо- торики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве)
- Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использо- вание музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения).
Каждый блок, в свою очередь, состоит из пяти разделов. Для развития творческого потенциала,эффективнойкоррекциимногообразныхречевыхинеречевыхнарушенийу детей с ТНР используются: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвига- тельные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально- ритмические иг- ры и упражнения (игрогимнастику,игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креа- тивный тренинг.
- Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
- Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в ра- бочее состояние, настройкуслуха и внимания, знакомство с возможностями человеческо- го голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподража- тельные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с дви- жением и тональным аккомпанементом.
- Инструментальное музицирование является основой формирования ритмиче- ских навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это раз- вивает умениеиспользовать характерное звучание инструментов при создании музыкаль- ных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмоде- кламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, рит- мическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
- Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координацион- но- регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персо- нажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, диф- ференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении вырази- тельности и способностей к пластической интерпретации произведений.
- Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования нерече- вого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренингпроводитсясначалаизолированно,затемвключаетсявролевыеситуации.
Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на ди- рижерскийжести образец педагога.
- Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для сня- тия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных пред- метов.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и коорди- нации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
- Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентовречи:ритмичности,мелодики,интонационнойвыразительности,кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и про- дуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением спо- собствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интона- ционную природу [Теплов, 1947; Зееман, 1962].
- Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чув- ства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения—понятиединамическое,следовательно,этаспособностьразвиваемапри «стороннем» воздействии.
- Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
- Игроритмика — это двигательныеи ритмическиекомплексы, выполняемыепод специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевуюнаправленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных компо- зициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движенийрук,пластическихжестовивыразительныхпоз.Приисполненииритмическихкомплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражне- ний поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформле- ния заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
- Эмоционально-волевой тренинг. Данный раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
Являясь не директивным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуни- кативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенкавобщуюиг- ровуюдеятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку пре- одолевать комплекс неполноценности.
Основныепризнакикомплексанеполноценности:
- страхинеуверенность;
- чрезмернаязастенчивостьисверхчувствительность;
- зависимость и замкнутость;
- эмоциональная инфантильность.
Длякоррекции «внутреннегообраза», исправленияошибочногопредставленияосебе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональ- ную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
- Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинально- сти мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктив- ных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, со- здание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, гра- фических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных им- провизаций.Входекреативныхигрнасветрождаютсяневероятныеистории,названия
невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмо- ций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуника- ции, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Диагностика.
Реализация данной программы предполагает диагностикуиндивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музы- кальнымруководителем, инструктором по физической культуре и классными руководите- лями.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо тра- диционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и вос- произведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить дина- мику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.
Структуразанятияпо логопедической ритмике.
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулированиеактивности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специ- альныепринципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной де- ятельности с учетоммеханизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжи- тельность составляет 30-40минут.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использовани- ем наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое под- ражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельно- сти позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установле- ниюимипричинно-следственныхсвязеймеждупредметамииявлениямидействительно-
сти. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами ло- гопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными тре- бованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное вос- приятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвига- тельные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчико- вая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В центральную часть занятия целесообраз- но включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг), формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состо- яния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и пози- тивно оценивает деятельность каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тре- нинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.
Общаяхарактеристикасредствлогопедическойритмики.
Основной принцип перечисленных всех видов работы – тесная связь движения с му- зыкой. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Следующим принципом использования средств логопедической ритмики является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсцени- ровок назаданную тему. Введениев содержательныйматериал урока речевого материа- ла позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который в свою очередь, способствует развитию ритмичности движе- ний.
Средствами логопедической ритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, ре- гулирующие мышечный тонус, упражнения, активизирующие внимание, счетные упраж- нения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирую- щиечувствомузыкальноготемпа,ритмическиеупражнения,пение,упражнениявигрена
музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевы- ми нарушениями, игровая деятельность.
Структура занятий логопедической ритмики включает в себя развитие памяти, вни- мания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, руч- ной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопро- изношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастикадля глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые имузыкальные игры.
Учитывая особый контингент детей, урок логопедической ритмики проводится в форме фронтальногоурока один раз в неделю, как релаксационное мероприятие. В течение30 минут решаются в комплексе оздоровительные, образовательные, воспита- тельные и коррекционные задачи. Занятия логоритмики составляются с опорой на лекси- ческие темы. В содержание занятий включены задания по развитию общей и мелкой моторики,ритма, темпа, дыхания, артикуляции, а также упражнения по коррекции пси- хических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления) в сочета- нии с музыкой и движениями. Каждое занятие представляет собой тематическую и игро- вую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубеж- ных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с воз- растомдетейипозволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Представленная система логопедического воздействия носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукобуквенного анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связанным высказыванием, нормализацией дыхания, темпа и ритма речи, умением владеть своим телом.
Спецификой работы является сочетание дифференцированной артикуляционной гимнастики с логопедической ритмикой.
Занятия способствуют развитию дифференцированного слухового восприятия, зри- тельно кинестетических ощущений, формированию простых моторных координаций.
Успех логопедических занятий во многом зависит от раннего начала и систематиче- ского проведения; от развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нару- шений; самоутверждения, саморегуляции и контроля.
Тематическое планирование материала с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- класс(всего33 часа,внеделю1час)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во |
часов | |||
I БЛОК.Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. | |||
1 | Диагностика | Исследование состояния слухового вни- мания детей, восприятия и воспроизведе- ния ритма, умения ориентироваться в про- странстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. | 1 |
2 | «Любимые игрушки» (Игрушки) |
сти внушений) | 1 |
3 | «Грустная сороко- ножка»(Одежда) | 1 | |
4 | «Едем в гости к ежи- ку» (Признакиосени) | 1 | |
5 | «Забавные вещицы» (Предметы туалета) | 1 | |
6 | «Озорные друзья» (Игрушки) | 1 | |
II БЛОК.Развитиеорального праксиса. | |||
7 | Сказка«Когда можно плакать» (Домашние животные) |
2.Развитие фонематического восприя- тия (Вербальный и невербальный уро- вень;развитиеизакреплениенавыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура) | 1 |
8 | «Кто сказал:«Мяу»?» (Домашниеживотные) | 1 | |
9 | Сказка «Про девочку, Которая плохо кушала»(Посуда) | 1 | |
10 | Сказка«Теремок» (Продуктыпитания) |
«послушное»переключение) | |
1 | |||
11 | «Снежнаядорожка» (Признакизимы) | 1 | |
IIIБЛОК.Формированиефонематического восприятия. | |||
12 | Сказка«Рукавичка» (Дикие животные) |
сопровождение | 1 |
13 | «Елочныйхоровод» (Елочныеигрушки) | 1 | |
14 | «Новогодние забавы» (Новый год) | 1 | |
15 | «Самый лучший праздник» (Новогод- ниеигры) | 1 | |
16 | Сказка «Ежик и Ер- шик» (Дикие живот- ные) | 1 |
6. Релаксация, аутотренинг (Комплекс- ная релаксационная гимнастика; уловить контрастмеждунапряжениемирасслаб- лением) | |||
IVБЛОК. Речь – ритм–движение. | |||
17 | «Ку-ка-ре-ку,или как петушок свою песню искал»(Домашние животные) |
ние- расслабление) | 1 |
18 | «Сказки бабушки Маланьи»(Домашние птицы) | 1 | |
19 | Сказка«Три медве- дя»(Мебель) | 1 | |
20 | «Водичка, водичка, умой мое личико» (Человек;частитела) | 1 | |
21 | «Меня зовут Чебу- рашка» (Части тела) | 1 | |
VIБЛОК. Формирование просодической стороны речи. | |||
27 | «Веселый паровозик» (Транспорт) |
| 1 |
29 | «Солнце и тучка» (Цветы) | 1 | |
30 | «Жуки-музыканты» (Насекомые) | 1 |
31 | «На лужайке уреки» (Лето) | кая голосовая подача; навыки регулирова- ния силы голоса)
| 1 |
32 | «Раз ромашка, два ромашка...» (Цветы лета) | 1 | |
33 | Диагностика | Повторное исследование состояния слу- хового внимания детей, восприятия и вос- произведения ритма, умения ориентиро- ваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслежива- ние динамики изменения состояний нере- чевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий. | 1 |
- класс(всего34 часа,внеделю1час)
№ | Темазанятия | Содержаниезанятия | Кол-во часов |
IБЛОК.Воспитаниеиразвитиетемпаиритма дыхания. |
1 | Диагностика | Исследование состояния слухового вни- мания детей, восприятия и воспроизведе- нияритма, уменияориентироватьсявпро- странстве,общейиручноймоторики,ре- чевоймоторики. | 1 |
2 | «Досвиданья,лето» (ЛетниеЗвуки) |
сти внушений) | 1 |
3 | «О дождике и настроении»(Призна- киосени) | 1 | |
4 | «Ежик - портной» (Фрукты) | 1 | |
5 | Сказка«Пых»(Ово- щи) | 1 | |
6 | «Нашогород»(Ово- щи,фрукты) | 1 | |
7 | «Дождик шлепает по лужам» (Признаки осени) | 1 | |
IIБЛОК.Развитиеорального праксиса. | |||
8 | «Путешествиевсказ- ку«Башмачки»(До- машниеживотные) |
| 1 |
9 | «Мынеможемдруг бездруга»(Домашние животные) | 1 | |
10 | «Трали-Вали»(Посу- да) | 1 | |
11 | Сказка«Какзвери варили компот» | 1 |
(Продуктыпитания) | (Каждое движение включает в деятель- ность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание)
словарная работа; музыкальное сопро- вождении)
«послушное»переключение | ||
12 | «Ктовдомикежи- вет?»(Игрушки) | 1 | |
13 | «ВгостяхуСнегови- ка» (Признаки зимы) | 1 | |
IIIБЛОК.Формированиефонематического восприятия. | |||
14 | «Приключения ма- ленькойБабыЯги» (Новый год) |
| 1 |
15 | «Мороз трещит и колется»(Зимниеза- бавы) | 1 | |
16 | «Приключениядетей и зверей в зимнем ле- су» (Дикие животные) | 1 | |
17 | «Верное средство» (Дикие животные) | 1 | |
18 | «Котенок «Гав»» (Домашниеживотные) | 1 | |
19 | «Веселая карусель» (Домашниептицы) | 1 |
наярелаксационнаягимнастика;уловить контрастмеждунапряжениемирасслаб- лением) | |||
IVБЛОК. Речь – ритм–движение. | |||
20 | «Путешествие по старому дому» (Ме- бель) |
ние-расслабление) | 1 |
21 | «Расти,коса,допоя- са» (Человек; части тела) | 1 | |
22 | «Носик,привет, привет!»(Части тела) | 1 | |
23 | «КраснаяШапочкаи ее друзья» (Мамин праздник) | 1 | |
24 | «Мызасолнышком идем»(Признакивес- ны) | 1 | |
VБЛОК.Развитиемышечнойактивности. | |||
25 | «Роднойдом»(Семья) |
| 1 |
26 | «Ачтоувас?»(Про- фессии) | 1 | |
27 | Сказка «Как поссо- рилисьиголкаснит- кой» (Профессии) | 1 | |
28 | «Едем,летимили | 1 |
плывем?»(Транспорт) | (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)
«мягкая»придыхательнаяатака) | ||
VIБЛОК.Формированиепросодическойстороны речи. | |||
29 | «Волшебный клубо- чек»(Наш город) |
сическиемузыкальныепроизведения). | 1 |
30 | «Путешествие на воздушном шаре» (Нашгород) | 1 | |
31 | «Дождь играет в прятки»(Цветы) | 1 | |
32 | «Втравесиделкузне- чик»(Насекомые) | 1 | |
33 | «Девочка чумазая» (Лето) | 1 | |
34 | «Ах,лето»(Признаки лета) | 1 |
- класс(всего34часа,внеделю1час).
№ | Темазанятия | Содержаниезанятия | Кол-во часов |
IБЛОК.Воспитаниеиразвитиетемпаиритма дыхания. | |||
1 | Диагностика | Исследование состояния слухового вни- мания детей, восприятия и воспроизведе- ния ритма, умения ориентироваться в пространстве,общейиручноймоторики, речевоймоторики. | 1 |
2 | «Осенние краски» (Грибы, ягоды, деревья) |
ванностивнушений) | 1 |
3 | «Восадули,вогоро- де...»(Овощи,фрукты, ягоды) | 1 | |
4 | Сказка«Щиизтопо- ра»(Овощи, фрукты) | 1 | |
5 | «Сарафан надела Осень» (Перелетные птицы) | 1 | |
6 | «О чем рассказал старыйдуб»(Признаки осени) | 1 | |
IIБЛОК.Развитиеорального праксиса. | |||
7 | «Дед Егор зовет во двор»(Домашниежи- вотныеи ихдети) | 1.Организационный момент (Воспи- тание правильной осанки, работа над ды- ханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата) | 1 |
8 | Сказка«Дорога на | 1 |
мельницу»(Дикиежи- вотные) |
расслаблениеповсемгруппаммышц: «послушное»переключение. | ||
9 | Сказка «Проказы старухиЗимы»(Дикие животные) | 1 | |
10 | Сказка«Каклиса пробралась в курят- ник»(Домашниепти- цы) | 1 | |
11 | «Унасвгостяхино- планетяне»(Посуда) | 1 | |
12 | «Наше меню» (Про- дукты питания) | 1 | |
IIIБЛОК.Формированиефонематического восприятия. | |||
13 | «Ах, эта Дюдюка!» (Игрушки) |
жениеположительныхчертхарактера; | 1 |
14 | «Путешествиев новогоднюю сказку» | 1 | |
15 | «Синичкин кален- дарь»(Зимующиепти- цы) | 1 | |
16 | «Эх,качусьясгор- ки...» (Зимниезабавы) | 1 | |
17 | «ФеяЗима»(Признаки зимы) | 1 |
этюды на отражение отрицательных черт характера)
лением) | |||
IVБЛОК. Речь – ритм–движение. | |||
18 | «Пау-пау-паучок» (Ткани иодежда) |
ние- расслабление) | 1 |
19 | «Живаяшляпа»(Го- ловныеуборы,обувь) | 1 | |
20 | «Трибогатыря»(День защитникаОтечества) | 1 | |
21 | «Добрые советы» (Маминпраздник) | 1 | |
22 | Сказка «О чем плачет сосулька» (Признаки весны) | 1 | |
VБЛОК.Развитиемышечнойактивности. |
23 | «Вдомемоем»(Семья) |
«мягкая»придыхательнаяатака) | 1 |
24 | Сказка «Откуда берутсявещи?»(Про- фессии,инструменты) | 1 | |
25 | «Мыедем,едем,едем» (Транспорт) | 1 | |
26 | «Поездка в Дисней- ленд»(Транспорт) | 1 | |
27 | «Светромнаперегон- ки»(Перелетныепти- цы) | 1 | |
28 | «Полосы и пятныш- ки» (Животные жарких стран) | 1 | |
VIБЛОК.Формированиепросодическойстороны речи. | |||
29 | Сказка «Почему ба- бочкилетают?»(Насе- комые) |
ниемелодико-интонационнойстороны | 11 |
30 | «Полевая школа» (Цветылета) | 1 | |
31 | «Песенка весенних минут» (Первоцветы) | 1 | |
32 | «ДедМорозилето» (Лето) | 1 | |
33 | Сказка«СтарикГодо- вик» (обобщение потеме«Временаго- да») | 1 | |
34 | «Путешествиевстра- ну Фантазий» (обоб- | 1 |
щениепройденныхтем) | речи)
ния). |
- класс(всего34 часа,внеделю1час)
№ | Названиезанятия | Содержаниезанятия | Кол-во часов |
IБЛОК.Воспитаниеиразвитиетемпаиритма дыхания. | |||
1 | Диагностика | Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспро- изведения ритма, умения ориентиро- ватьсявпространстве,общейиручной моторики,речевой моторики. | 1 |
2 | «Летняясимфония»(Де- ревья, грибы, ягоды») |
| 1 |
3 | «Путешествиекленового листочка»(Ч.1)(Призна- ки осени) | 1 | |
4 | «Путешествиекленового листочка»(Ч.2)(Овощи, фрукты) | 1 | |
5 | Сказка «Чиполлино иего друзья» (Овощи, фрукты) | 1 | |
6 | «Лягушкапутешествен- | 1 |
ница»(Перелетныепти- цы) |
рованности внушений) | ||
IIБЛОК.Развитиеорального праксиса. | |||
7 | «Как поспорили волк и пес» (Домашние живот- ныеиих детеныши) |
правильной осанки, работа над дыхани- ем, формирование точных движений артикуляционного аппарата)
словарная работа; музыкальное сопро- вождении)
зящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение | 1 |
8 | «Путешествиепо лесу» (Дикие животные) | 1 | |
9 | Сказка «Гадкий утенок» (Домашниептицы) | 1 | |
10 | «Какиебываютгости?» (Продуктыпитания) | 1 | |
11 | «Солнечный луч в нояб- ре» (Признаки поз ней осени) | 1 | |
IIIБЛОК. Формирование фонематического восприятия. |
12 | «В пещере Людоеда» (Посуда,продукты) |
ирасслаблением) | 1 |
13 | «Птичья кладовая» («Зимующиептицы») | 1 | |
14 | Новогодняя сказка«О Чем грустит Домовенок» | 1 | |
15 | «ДваМороза»(Зимние забавы) | 1 | |
16 | «Спутники зимы»(При- знаки зимы) | 1 | |
IVБЛОК. Речь – ритм–движение. | |||
17 | «Марья-искусница» (Ткани, одежда) |
ритм, силуголоса, на правильное дыха- ние)
| 1 |
18 | «Сказка старого баш- мака»(Обувь,головные уборы) | 1 | |
19 | «Карта путешествий» (Деньзащитника Отечества) | 1 | |
20 | «Задушевный разго- вор»(Маминпраздник) | 1 |
21 | Сказка «Мамы всякие важны» (Профессии нашихмам) | этюды;лексическийматериал)
жение-расслабление) | 1 |
22 | «Путешествие капель- ки» (Признаки весны) | 1 | |
VБЛОК.Развитиемышечнойактивности. | |||
23 | «Как птицы царя выбирали»(Перелетные птицы) |
дая»,«мягкая»придыхательная атака) | 1 |
24 | «Приятная весть»(Пер- воцветы) | 1 | |
25 | «Эти забавные живот- ные»(Животныежарких стран) | 1 | |
26 | Сказка«Снегурочка» (обобщение по теме «Временагода») | 1 | |
27 | «Что всего дороже»(Се- мья) | 1 | |
28 | Сказка «Мегаполис» (Профессия, инструмен- ты) | 1 | |
VIБЛОК. Формирование просодической стороны речи. |
29 | «Вчера и сегодня» (Транспорт) |
произведения). | 1 |
30 | «Экскурсия по городу» (Транспорт) | 1 | |
31 | «Дважды два четыре» (Школа) | 1 | |
32 | «Комариные советы» (Насекомые) | 1 | |
33 | «Цветик-семицветик» (Цветылета) | 1 | |
34 | «Карнавал звуков»(Ле- то) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по логоритмике. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа по "Логоритмике"
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. В последние годы в р...