Рабочая программа по "Логоритмике"
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. В последние годы в результате обследования было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников используется комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая гимнастика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность, которая так необходима нашим детям, имеющим разнообразные проблемы со здоровьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_v_8_vide.docx | 97.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа - интернат»
« Рассмотрено » МО учителей младших классов Протокол № От 29.08.2017г. Руководитель: _______( Н.А. Калинина) | « Согласовано » на заседании Педагогического совета Протокол № 1 От 30.08.2017 г. | « Утверждаю» Директор СОГБОУ « Демидовская школа-интернат» __________( А.В.Шевандин) Приказ от 31.08.2017 г. № 196 - о/д |
Рабочая программа коррекционного курса
«Логоритмика »
во 2 кл. (VIII вида)
Учителя - логопеда
Ковалевой Марины Алексеевны
на 2017 – 2018 учебный год
Введение
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:
Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.
В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В последние годы в результате обследования было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников используется комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая гимнастика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность, которая так необходима нашим детям, имеющим разнообразные проблемы со здоровьем.
Рабочая Программа составлена на основе
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: “ Владос”, 1998.
- программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной,
3. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.-
М.: “ Просвещение”, 1988.
4. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовит., 1 – 4 классы / под ред. В. В. Воронковой. –М. : Просвещение, 2004
Федерального государственного образовательного стандарта детей с у.о.. с учетом межпредметных связей по областям:
1. Познание - наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
Данная рабочая Программа рассчитана на 3 года обучения. В содержании данной программы используются дыхательные упражнения (метод Б.Толкачева), звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева). Таким образом при организации совместной образовательной деятельности с детьми используются здоровьесберегающие технологии, т.е. элементы, имеющие оздоровительную направленность.
1.2. Цели и задачи рабочей Программы
Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Развитие музыкальных и сенсорных способностей у младших школьников.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
6. Укреплять костно - мышечный аппарат.
7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
1.3. Принципы и подходы.
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов:
• Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
• Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.
• Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.
• Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.
• Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
• Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
• Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
• Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы
Формирование у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям. Улучшение результативности в обучении и воспитании.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- соответствие всех компонентов устной речи (лексического строя, грамматики,фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) младших школьников возрастной норме или значительное улучшение всех компонентов устной речи;
- умение вступать в диалог и задавать вопросы в соответствии с содержанием
логоритмических занятий;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка на лингвистическом материале логоритмических занятий.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу логоритмического упражнения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме ритма музыкального произведения, собственной звучащей речи на русском языке.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (быть дирижером или участником игры, солировать);
Познавательные УУД
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (на основе фонетических упражнений на дифференциацию фонем);
- осуществлять синтез как составление целого из частей (трансформация музыкально-речевого текста);
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно до-
страивая и восполняя недостающие компоненты музыкально-ритмического и речевого текстов;
Предметные результаты:
-Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией
движений рук в ускоренном и замедленном темпе,
- отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;
- бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
-прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;
- перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;
- действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма,
автоматизируя движения;
-распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с
различными динамическими оттенками;
-сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на
один слог;
- Находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и
строением музыкальных произведений ;
- различать в музыке и передавать движением рук акценты, ритмический рисунок;
менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой
музыки,
- артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;
-следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;
- работать с предметами в определённом ритме,
- воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных
инструментах.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы является достижение предметных и
метапредметных результатов освоения программы необходимых для
продолжения образования.
Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков
реализации Программы.
1. Оценка групповых личностных результатов реализации Программы
«Логоритмика» осуществляется на итоговом занятии .
2. Оценка речевых результатов реализации программы «Логоритмика»
осуществляется учителем логопедом по речевой карте
1.4. Место коррекционного курса в плане внеурочной деятельности Согласно плану внеурочной деятельности всего на изучение предмета «Логоритмика» выделяется 34ч (1 ч в неделю, 34учебные недели)
II. Содержательный раздел
2.1. Средства, методы и приёмы работы
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;
выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
1) контроль за осанкой;
2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
активизация внимания;
умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.
Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;
Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 5-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса. Подготовительная часть предусматривает приветствие, артикуляционную и
дыхательную гимнастику объявление темы предстоящего урока и проведение
ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные двигательных упражнений под музыку и без неё: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу с выполнением различных заданий, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.
• Основная часть занимает 30- 35 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть занимает 5-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Игровое построение урока создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, активизирует речь.
Основными методами реализации программы являются музыкально-
ритмические упражнения, дидактическая игра, решение проблемных ситуаций, работа в парах, тройках, подгруппах, группах сменного состава при выполнении самостоятельных работ, инсценировки. Большое место в занятиях с первоклассниками занимает обучение навыкам презентации своих речевых достижений. Дети учатся работать, прежде всего, в парах и группах сменного состава. С этой целью разыгрываются небольшие сценки, используются маски и музыкально-ритмический материал. В основу логоритмических занятий положены методики Е. Железновой и О.В.Овчинниковой.
Все занятия проводятся с использованием аудиодиска «Веселая логоритмика» Е. Железновой. Для итоговых занятий применяется аудио-приложение О.В. Овчинниковой.
Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедический класс,
имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Содержание занятий по логоритмике.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
-Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуля-
ционной систем.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
-Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
-Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.
Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Список литературы
Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и
методических пособий: по логопедии:
1. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;
2. Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
3. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
4 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.А. Куликовской.
по логоритмике:
1. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
2. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. и Е.Железновы.
3. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы
по оздоровлению детей:
1. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Календарно- тематическое планирование во 2 классе
1 час в неделю
34 часа в год
№ | Тема | Лексическая тема | Произношение | Ритмические навыки | Дата | |||
I четверть ( 8 ч) | ||||||||
1 | «Путешествие язычка» Фонограмма спокойной музыки, пьесы «Поезд» Н. Метлова; Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала | Наша школа. Учебные вещи. | Гласные и согласные звуки | Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба имитационная ОРУ: наклоны, выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движение рук в разных направлениях. Отстукивание,прохлопывание простых ритмических рисунков «Ловишка» Ритмичный, бодрый шаг | ||||
2 | «В гостях у лесного гнома» Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары | Ягоды | Звук З | Ходьба имитационная ОРУ: наклоны и повороты туловища вправо, влево. Протоптывание простых ритмических рисунков Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | ||||
3 | «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева Движения рук и головы. Круговые движения кистью (напряжённое и свободное). | Фрукты | Звук Ж | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | ||||
4 | «Спор овощей» Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук | Овощи | Звуки З-Ж | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | ||||
5 | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо). | Урожай | Звук С | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | ||||
6 | «Приключения дождика» Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. | Осень. | Звук Ш | Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки | ||||
7 | «Краски осени» Передача в движении разницы в двухчастной музыке. | Осень | Звуки С-Ш | Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки | ||||
8 | «Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева Маска ёжика, волка, фонограмма«Осень» А. Вивальди Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. | Дикие животные | Ж-Ш | Перестроение в круг из цепочки Комплекс ОРУ под музыку | ||||
I I четверть (7 ч) | ||||||||
9 | «Журавушка» Закрепление ритмико-гимнастических упражнений. | Перелетные птицы | Звук К,Г | Ходьба с высоким подниманием колен Перекрестные движения рук(поднимание и опускание). противопоставление первого пальца остальным | ||||
10 | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. | Домашние животные | Звуки Г,К,Х | Бег с высоким подниманием колен Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих | ||||
11 | «Как коза в лесу избушку построила Выставление правой и левой ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. | Как животные готовятся к зиме. Бубен, колокольчики, металлофоны, треугольники, фланелеграф, картинки
| Звуки З-С | Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх | ||||
12 | «Теремок - холодок» Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Упражнения на расслабление мышц. | Зима | Звуки свистящие – шипящие | Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх | ||||
13 | «Птичья столовая» Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. | Зимующие птицы | Звук Ц | Перестроение в круг из шеренги (повтор) Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме | ||||
14 | «В гостях у Морозко» Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. | Зимняя одежда. | Звуки С-Ц | Перестроение в круг из шеренги (повтор) Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме | ||||
15 | «Снеговик на елке» Музыкальные игры с предметами | Зима. Новый год. | Звонкие – глухие согласные | Перестроение в круг из шеренги (повтор) Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме | ||||
I I I четверть ( 11 ч) | ||||||||
16 | «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева Закрепление ритмико-гимнастических упражнений. | Рождество | Звук Ч. | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | ||||
17 | «Приключения снежинки» Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. | Зима. | Звуки Ч-Ц | Комплекс ОРУ под музыку. | ||||
18 | «Снежки» Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами. | Зимние забавы. | Звук Щ | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | ||||
19 | «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне | Зима. | Звук Р | Комплекс ОРУ под музыку. | ||||
20 | «Тук- тук молоток» или что ты знаешь о инструментах» Упражнения на выработку осанки. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно. | Инструменты | Звук Л | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | ||||
21 | « Кем быть?» Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). | Профессии | Ч-Щ | Комплекс ОРУ под музыку. | ||||
22 | «На страже Родины» Игры с пением и речевым сопровождением. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками поочерёдно в разных вариациях. | Защитники Отечества | Звуки Л-Р | Ходьба под музыку, свободная, марширование. | ||||
23 | «Праздник, праздник!» Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | Мамин день. Посуда. | Звуки Л-Р. | Ходьба под разнообразную музыку. | ||||
24 | «Мамины помощники» Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки. | Бытовая техника. | Выделение звуков из слова | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | ||||
25 | «У меня есть две руки» Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. | Человек. Части тела | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | |||||
26 | «Мы едем, едем едем!» Закрепление танцевальных упражнений. | Транспорт. | ||||||
IV четверть (8 ч) | ||||||||
27 | «Ручеек» Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки. | Весна. Признаки весны. | Выделение звуков из слова | Ходьба свободным шагом. Подпрыгивание на двух ногах Наклоны, повороты туловища вправо, влево. | ||||
28 | «Космическое путешествие» Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. | Космос. | Звуки Р-Л | |||||
29 | «Посмотри, дружок, вот первый цветок» Выполнение движений в заданном темпе после остановки музыки. | Весна. Первоцветы. | Выделение звуков из слова | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | ||||
30 | «Здравствуйте, мы вернулись» Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой | Прилет птиц. | Звук ч | Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг. Выставление левой, правой ноги на пятку. Переход в танце по кругу с речетивом | ||||
31 | «История о том, как гном построил дом» Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой | Насекомые | Звуки Ч-Щ | Элементы русской пляски: руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх (для девочек). Выставление левой, правой ноги на пятку. Переход в танце по кругу с речетивом | ||||
32 | «Как много необычного вокруг!» Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. | Зоопарк. | Звуки Л-Р | Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой Выставление левой, правой ноги на пятку. Переход в танце по кругу с речетивом | ||||
33 | «На рыбалку!» Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. | Рыбы. | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать | |||||
34 | «Ах, лето!» Закрепление танцевальных упражнений. | Лето. | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать |
Календарно – тематическое планирование в 3 классе
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 34 часа.
№ | Тема | Содержание | Произношение | Дата |
|
| I четверть |
| |
1. | Построение в колонны по три Слово, жест, мимика –способы передачи информации. Игра «Головами покиваем…» «Топ- хлоп» | Вводное занятие. Совершенствование основных движений под музыку. | Гласные |
|
2. | Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круг «Осенняя прогулка». Пластическая игра «Листопад» «Мой зонтик». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.. | Закреплять знания детей об осени, как времени года. Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». Упражнять детей в выделении звуков в словах. Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса в упражнениях и играх. | Звуки Б-П |
|
3. | Чередование ходьбы с приседанием «Паровозик из Ромашково». Игра « Паровозик». «Ходим – бегаем» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова. | Передача различными видами ходьбы, бега, подскока динамических акцентов музыки. | Звуки В-Ф |
|
4. | Ходьба на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину «Путешествие за здоровьем» игра «Репка», «Пугало» | Закрепить знания детей по теме. Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде. Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. | Звуки Г-К |
|
5. | Наклоны, повороты и круговые движения головы. «Дядюшка Ау» Распевки «А-У» «Ходим, ходим, стоп». | Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибахРазвитие высоты, силы голоса. Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями. Развивать слуховое внимание. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи. Воспитывать мотивацию к учению. | Звуки Д-Т |
|
6. | Движения рук в разных направлениях «Каша из топора или Какие продукты полезны» Игра «Конфетки ши-ши-ши» | Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений | Звуки Ж-Ш |
|
7. | Перелезание через сцепленные руки, через палку «По страницам русских сказок». Пластика. | Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки | ЗвукиЗ-С |
|
8. | Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону «Машина времени или как одевались в разные времена». Игра «Перчатка» «Ходим в шляпах», .
| Систематизировать знания детей о различных видах одежды. Дать детям знания классификации одежды по сезону. «Сказка о Маше-растеряше» Формировать правильное речевое дыхание. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и враще- ние кистей рук.Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Закреплять умение согласовывать движения со словами. | Звуки С-Ш |
|
9. | Круговые движения ступни Поиграй - ка. Ритмические рисунки. | Создание ритмического рисунка – контрольный урок. | Звуки С-Ш |
|
|
| II четверть |
| |
10. | Одновременное прихлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков «Дикие животные» Игра «Десять зайцев», «Еж жи-же-жа»., «Лиса со-сы-са» «Крокодильчики». «Медвежата», «Охотник и заяц», «У жирафов», «Зайка». CD «Аэробика. Е.Железнова». «Десять зайцев», «Мишка». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. | Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. Закрепи Учить детей правильно пропевать звуки в логопедических распевках. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкаль- ных инструментах. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. ть умение использовать в речи простые предлоги. | Звуки З-Ж |
|
11. | Упражнения на сложную координацию движений с предметами «Человек. Части тела». Игра «Топ-Хлоп, Головами покиваем … ». «Пружинки-прыжки» «Левая и правая», «Помощники» | Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи. | Звуки З-Ж |
|
12. | Самостоятельное составление простых ритмических рисунков «Семья» Игра «Ну ка, встали в круг» | Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.. | Звуки С-Ц |
|
13. | Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону «Птицы» Игра «Журавли ли-ля-лю» «Утята», «Цапля» | Закреплять знания по теме. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Закрепить правильную артикуляцию звуков. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. | Звуки С-Ц |
|
14. | Упражнения на выработку осанки. «Зима».Игра «Вьюга», . | Закреплять знания по теме. Отработка ритмических рисунков. | Звуки Ч-Ть |
|
15. | Сгибание и разгибание кистей рук «Двенадцать месяцев» Игра «Поиграй-ка» . | Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специаль- ных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. | Звуки Ч-Ть |
|
16. | Упражнение для кистей рук с барабанными палочками «Зимнее приключение». Игры: «Ветер». «Мороз» «Играем в снежки», «Ходим, ходим, стоп». | Закрепить знания детей по теме зима. Закреплять умение различать на слух согласные звуки, определять последовательность звуков. | Звуки Ц-Ть |
|
|
| III четверть |
| |
17. | Разучивание несложных мелодий «Зимние развлечения» Игра «Снежки», «Гора» | Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специаль- ных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. | Звуки Ц-Ч |
|
18. | Исполнение различных ритмов на барабане «Почему медведь зимой спит» Игра «Мишка косолапый по лесу гулял», «Мишка че-чу-чи-ча» | Совершенствование знаний и навыков. | Звуки Ц-Ч |
|
19. | Исполнение различных ритмов на бубне «Профессии» Игра «Вот левая, вот правая» «Пружинки» «Строим дом», «Паровоз» | Закрепить знания детей о различных профессиях. Закреплять умение различать на слух согласные звуки ,определять последовательность звуков в словах. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре. Активизировать глагольный словарь. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий | Звуки Ч-Щ |
|
20. | Сжимание пальцев в кулак и разжимание «Инструменты» Игра «Тук, тук, молоток» «Замок» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Передай мячик» | Закрепить знания детей по теме. Активизировать глагольный словарь. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх | Звуки Ч-Щ |
|
21. | Передача в движениях частей музыкального произведения «Транспорт» Игра « На автобусе мы едем» | Закрепить знания детей по теме. Закрепить знания детей о различных видах транспорта. Дать детям знания о правилах безопасности на дороге. Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. | Звуки Сь-Щ |
|
22. | Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом «Твои Защитники» Шагистика. «Марш» CD «Аэробика. Е.Железнова» | Закрепить знания детей о родном крае Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и враще- ние кистей рук. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре | Звуки Сь- Щ |
|
23. | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен « Мамины помощники» Игра «Хоть у нас есть две руки». | Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. | Звуки Л-Р |
|
24. | Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа «Посуда» Игра «Федорино горе» «Чай». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Чистюли» CD «Аэробика. Е.Железнова» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. | Звуки Л-Р |
|
25. | Смена ролей в импровизации «Весна» Игра «Ручеек» «Утро», «Весна» CD Пальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Цветочек» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова. | Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Воспитывать у детей любовь к природе, животным | Звуки Р-Рь |
|
26. | Придумывание вариантов к играм и пляскам «Прилет птиц» Игра «Ворона» «Утята», «Цапля» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Червяки» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Журавли» CD | Закреплять знания детей о перелетных птицах. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений Учить детей дифференцировать звуки. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. | Звуки Р-Рь |
|
|
| IV четверть |
| |
27. | Действия с воображаемыми предметами « Первоцветы» Игра «Цветок». «Весна» CDПальчиковые песенки-игры «Десять мышек» Е.Железнова. «Идём-крадёмся», «Цветочек», CD «Весёлая логоритмика» «Цветочек», CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова» | Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. | Звуки Л-Ль |
|
28. | Шаг на носках, шаг польки «Космос» Игра « Ракета» «Хлопаем-шлёпаем» CD «Весёлая логоритмика» «Марш», «Разминка» CD «Аэробика. Е.Железнова» Мальчик CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. | Закрепить знания детей по теме.. Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению. | Звуки Л-Ль |
|
29. | Широкий, высокий бег «Музыкальные инструменты» | Закрепить знания детей по теме Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движе- ния. | Звуки Л-Й |
|
30. | Сильные поскоки, боковой галоп «Домашние животные» Игра «Лохматый пес», «Коза», «Приди , котик» «Пять поросят», «Котята» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «На лошадке» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова | Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев | Свистящие – шипяшие |
|
31. | Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием «Зоопарк» Игра «У жирафа пятна» | Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику Воспитывать правильное речевое дыхание. | Звонкие –глухие |
|
32. | Движения парами: боковой галоп, поскоки «Насекомые» Игра « Жук», «Кыш, муха» «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек».CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. | Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх | С-Ц-Щ |
|
33. | Основные движения народных танцев «Лето» Игра «Ква-ква», «Лягушата», «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек».CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Ходим в шляпах», CD «Весёлая логоритмика» «Утро» CDПальчиковые песенки-игры «Десять мышек» Е.Железнова. | Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движе- ния. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. |
|
|
34. | Итоговый урок. Пластические импровизации. | Контрольный урок на тему оригинальных, самостоятельно выбранных, свободных форм движения. |
|
|
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 34 часа.
№ | Тема урока | Коррекционная работа | Планируемые результаты | Дата | ||
I четверть | ||||||
Лексический материал | Произношение | Ритмические навыки | ||||
«Наша школа» (3 ч) | ||||||
1 | Учебные принадлежности. Упражнения на ориентировку в пространстве | класс, кабинет, парта, стул, тетрадь, ручка, пенал, карандаш, портфель, ранец, учебник, и др. Бережливость, труд, аккуратность, забота, чистота, Правила школьника, безопасность. Бережное отношение к школьному имуществу | Гласные и согласные звуки. | Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручны х/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений) | |
2 | Профессии работников школы Ритмико-гимнастические упражнения | Учитель, воспитатель, директор и др. Имя и отчество учителя, воспитателя, правила речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками. Уважительное отношение к труду работников школы | Постановка логического и вербального ударения | Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений) | |
3 | Обобщение знаний по теме: «Наша школа». Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. | Приветствие, просьба, прощение, извинение (основные формы обращения) | Определение ударного слога и ударного гласного звука | Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений) | |
«Осень» (6ч) | ||||||
4 | Признаки осени. Осенние месяцы, их последовательность. Игры с пением и речевым сопровождением | Осень, дерево, куст, ветка, лист, трава, желтый, красный, зеленый, голый, листопад, вьются, летят, кружатся, падают, медленно. Золотая осень, листопад, раскраска листьев.Осень, время года сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень | Дифференциация звонких и глухих согласных [в-ф] изолированно, слогах, словах, предложениях. | Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений) | |
5 | Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или сквере . Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой музыки. | Саженцы, дерево, кустарник, сажать, копать яму, поливать. Растения, части растения, корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. | Автоматизация звука[с] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. | Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п) | |
6 | Плодовый сад и огород осенью. Упражнения на выработку осанки. | Собирать, копать, срезать, рвать, класть, корзина, мешок, огород. Сад, ведро, расти, работать, дружно, яблоко(и), смородина, малина и др. Название фруктов и овощей. Описание овощей, фруктов(форма, размер, вкус, запах, способ употребления) | Автоматизация звука [ц] изолированно, в словах и слогах, предложениях. | Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. | Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п) | |
7 | Временные понятия Начало, конец, середина. Упражнения с детскими музыкальными инструментами | Осень, время года сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. | Дифференциация звуков [с -ц] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения | Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п) | |
8 | Названия домашних животных. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: | Краткое описание внешнего вида животных Собака, кошка, корова, лошадь, петух, курица Зверь, голова, шея, туловище, хвост, ноги, шерсть. Протяжно, тихо, громко, лаяла…. | Автоматизация шипящего звука[ш] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. | Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п) | |
9 | Назначение домашних животных и птиц. Обобщение знаний по теме: «Осень» . Игры с пением и речевым сопровождением | Животные и их детеныши | Автоматизация шипящего звука [ж], | Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения | |
II четверть | ||||||
«Наш дом»(3 ч) | ||||||
10 | Семья. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни | Знания школьника о себе. Знание состава своей семьи. Понимание родственных отношений в семье. | Дифференциация свистящих и шипящих звуков [ш-ж] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения | |
11 | Мебель. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. | Названия предметов мебели, уход за ними. Бережное отношение, чистка, стирка, заклеить, вымыть, и др. На (где?). На (куда?). Бережное отношение к книгам, игрушками, спорт инвентарю, оборудованию квартиры | Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с-ш] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения | |
12 | Одежда. Обобщение знаний по теме «Наш дом. Моя семья» Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. | Названия предметов одежды, уход за нимиВ (где?), в(куда), в, на(где), в, на,(куда?). Бережное отношение к одежде, обуви | Дифференциация свистящих и шипящих звуков [з-ж] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения | |
«Зима» (4 ч) | ||||||
13 | Признаки зимы. Зимние месяцы. Инсценирование музыкальных сказок, песен. | Зима, зимние месяцы, декабрь, январь, февраль низкая температура воздуха, осадки, состояние водоёмов Снег, метель, мороз, день короткий, ночь длинная, солнце низко | Автоматизация шипящего звука[щ]. в слогах, слова, предложениях, текстах | Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) | |
14 | Жизнь животных в лесу зимой Инсценирование музыкальных сказок, песен | Приспосабливание животных к условиям жизни зимой (подкормка, кормушка) | Автоматизация звука [ч] в слогах, слова, предложениях, текстах | Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) | |
15 | Зимняя одежда и обувь Упражнения с предметами. | Шуба, зимнее пальто, сапоги, валенки, шарф, варежки, перчатки, комбинезон | Дифференциация звуков [с’-щ] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) | |
16 | Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Обобщение знаний по теме: «Зима» Упражнения с предметами. | Катание с горки, санки, коньки, лёд, каток, снеговик, снежки. Название зимних видов спорта. Фигурное катание, конькобежный спорт, лыжная эстафета и др. | Дифференциация звуков [ч-т’] изолированно, в словах и слогах, предложениях. | Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. | координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами | |
III четверть «Наш город»(4 ч) | ||||||
17 | Мой город. . Инсценирование музыкальных сказок, песен | Название города. Главная улица (площадь, проспект) города. | Дифференциация звуков [ч-щ] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук | Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке | |
18 | Улицы моего города. Памятные места. Танцевальные упражнения | Правила поведения учащихся на улице | Автоматизация звуков [л’] изолированно, в словах, слогах, предложениях | Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук. | ||
19 | Транспорт. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе | Названия видов транспорта. Правила поведения на дороге, в транспорте. | Автоматизация звуков [л] изолированно, в словах и слогах, предложениях. | Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук | Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке | |
20. | Машины, облегчающие труд людей. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе | Экскаватор, подъемный кран, уборочная техника | Дифференциация звуков [л-л’] изолированно, в словах . слогах, предложениях | Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук | ||
«Весна» (5ч) | ||||||
21 | Признаки весны. Весенние месяцы . Игры с пением и речевым сопровождением | Времена года, весна, весенние месяцы: март, апрель, май. | Автоматизация звуков [р] изолированно, в словах , слогах, предложениях | Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну | воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук)) | |
22 | Возвращение перелетных птиц . Игры с пением и речевым сопровождением | Название птиц и их птенцов. Грач -грачонок, скворец – скворчонок, журавль - журавлёнок | Автоматизация звуков [р’] изолированно, в словах и слогах, предложениях | Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну. | воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук)) | |
23 | Жизнь животных весной. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Название животных и их детёнышей. | Дифференциация звуков [р -р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях | Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну | воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук)) | |
24 | Бережное отношение человека к животным, к птицам. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Названия животных и их детёнышей | Дифференциация звуков [л -р] изолированно, в словах, слогах, предложениях. | Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну. | . воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук)) | |
25 | Первоцветы Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. | Названия первоцветов. | Дифференциация звуков [л - р΄] изолированно, в словах, слогах предложениях. | Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну | воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук)) | |
26 | Обобщение знаний по теме «Весна». Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. | Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы | ||||
IV четверть «Родная страна» (4ч) | ||||||
27 | Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны Ритмико-гимнастические упражнения | Родина, Россия, флаг, гимн, герб России. столица, Москва, флаг, гимн, герб России. | Дифференциация звуков [л’-р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях. | Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы. | Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке | |
28 | Крупные города страны, города-герои Ритмико-гимнастические упражнения | Севастополь, Тула, Санк- Петербург; Смоленск | Дифференциация звуков [л’-р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях. | Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы. | Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке | |
29 | Народные традиции. Праздник Пасхи Выполнение упражнения с предметами | Куличи, расписные яйца (писанки), христосоваться, милосердие, Светлое Христово воскресенье | Дифференциация звуков [л, л’, р, р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами) | Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке | |
30 | 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне Выполнение упражнения с предметами | 9 Мая, День Победы, защитники Отечества, солдат, ветеран войны Героизм защитников Отечества на фронте. Памятники погибшим воинам | Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами) | Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами); | |
«Устное народное творчество»(4 ч) | ||||||
31 | Сказки Игры с пением и речевым сопровождением | Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Доброта, отзывчивость, сочувствие, помощь. | Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами) | Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами); | |
32 | Пословицы . Игры с пением и речевым сопровождением | Пословицы, поговорки загадки, народными сказками (волшебными, бытовыми, о животных). | Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами) | Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами | |
33 | Загадки. Заклички. Игры с пением и речевым сопровождением | Знакомство с загадками , закличками. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). | Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения движения с реальными о воображаемы ми предметами); | |
34 | Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество». | Гласные и согласные звуки и буквы. | Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
2. Алифмнова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001
3. Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки. М., 1998
4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2008
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7лет. М., 2006
6. Громова О. Е. Инновации в педагогическую практику. М., «Линка - пресс», 2008
Прикреплённые файлы:
prezentacija-po-logoritmike_rcoh4.ppt | 5017 Кб | Скачан: 474 | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...