Актуальные формы работы учителя-логопеда школы с семьей
материал по логопедии

Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учащихся. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_roditeli_vzaimodeystvie.pptx1.54 МБ
Файл vystuplenie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальные формы работы учителя-логопеда школы с семьёй Ахримова Е.В. Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Слайд 2

Причины бездействия родителей Не слышат недостатков речи своих детей Не придают им серьёзного значения Не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями Испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени

Слайд 3

Ценность помощи родителей авторитетность родительского мнения возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения

Слайд 4

Формы взаимодействия с родителями Традиционные Непосредственного воздействия Инновационные Опосредованного воздействия

Слайд 5

Родительские собрания формируют адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения подчеркивают, что позитивные изменения в речи ребенка эффективны лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию проводятся в течение года тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста обучающихся

Слайд 6

Консультации создание единого пространства речевого развития ребенка плановые внеплановые

Слайд 7

Открытые занятия работоспособность детей на занятии закрепление навыков дома По инициативе родителя По приглашению учителя-логопеда

Слайд 8

Анкетирование Выявление актуальных проблем для родителей Эффективная организация занятий Заполнение речевых карт Первое родительское собрание

Слайд 9

Мастер-класс получение новой, полезную информацию получение положительных эмоций сближение с педагогом по запросу родителей

Слайд 10

Логопедические тетради система «логопед-ребёнок-родитель» реализация индивидуального подхода влияние на результативность работы оценка домашней работы Каждое занятие

Слайд 11

Информационные стенды удобство использования актуальность информации лёгкость восприятия ежемесячно

Слайд 12

Страничка учителя-логопеда на сайте образовательной организации

Слайд 13

Личный сайт учителя-логопеда

Слайд 14

Группы в социальных сетях объединение по интересам обсуждение своих проблем и вопросов вход в свободное время свободное время

Слайд 15

Электронная почта консультирование без визуального контакта рассылка приглашений на родительские собрания отправка заданий для самостоятельной работы проверка выполненных заданий работа в дистанционном формате

Слайд 16

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис

Слайд 17

Благодарю за внимание !



Предварительный просмотр:

Актуальные формы работы учителя-логопеда школы с семьей

Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учащихся. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Слайд 2

Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей.
  • Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
  • Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
  • Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома.

Слайд 3

Но, помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение  наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Поэтому, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Ведь ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Слайд 4

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно.

Слайд 5

Рассмотрим немного подробнее эти формы сотрудничества с родителями.

Первая группа - непосредственного воздействия или традиционные формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

Проводятся в течение года, их тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. Как показывает практика, представления многих родителей о деятельности логопеда зачастую ограничены. Родители считают, что задача логопеда — только коррекция звуков, многие удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и  исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. 

На собрании логопед  формирует адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркивает, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на коррекционных занятиях, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Слайд 6

2. Консультации.

В течение всего учебного года в разное время проводятся индивидуальные консультации и беседы: планово (по расписанию работы) и внепланово (в случаях необходимости). Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Слайд 7

3. Открытые занятия

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Слайд 8

4. Анкетирование.

Одно из первых проводится на родительском собрании в сентябре. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, организовывать логопеду свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. В-третьих, это необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт.

Слайд 9

5. Мастер-класс

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Например, родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков; имеется возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда: в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Как правило, такие мастер-классы оставляют у родителей положительные эмоции, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Слайд 10

6. Логопедические тетради

Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе “логопед-ребёнок-родитель”. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. В тетрадях записывается или вклеивается памятки для родителей, домашнее задание и оценивается работа ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, ставиться штампик “Молодец!” Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено. Тогда на помощь приходят классные руководители таких ребят.

Слайд 11

7. Специальные “логопедические уголки”, информационные стенды;

Как показывает опыт работы, данная форма имеет ряд положительных сторон: во-первых, удобство использования, как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информацию в удобное для себя время. Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в школе.

Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через учителей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым педагог может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее.

Слайд 12

Вторая группа - опосредованное воздействие или инновационные формы работы с родителями:

Использование информационно-коммуникативных технологий

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Для осуществления данного взаимодействия изменены условия работы с родителями: технически оборудован рабочий кабинет логопеда (интернет, создана группа для общения); подготовлены родители (включены в группу).

1. Страничка учителя-логопеда на сайте образовательной организации — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей  в онтогенезе, о  причинах  нарушения  речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков,  приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое.

При помощи сайта  родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Слайд 13

2. Личный сайт учителя-логопеда — это сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Сайт – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование сайта в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Сайт в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Родители становятся участниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами сайта, задать вопрос логопеду и получить ответ. Сайт является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

Слайд 14

3. Группы в социальных сетях.  Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть “ВКонтакте” имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным. Так же данный вид общения позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Консультирование с помощью данной программы продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических)  приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих  родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям. Так же ВКонтакте помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

Слайд 15

4. Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Слайд 16

И в заключении моего выступления хочу сказать что, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед- традиционные или инновационные или и те и другие совместно, зависит от желания педагога и возможностей конкретной школы: главное в коррекционной работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Родители будут всегда уверены в том, что педагоги помогут в решении логопедических проблем и в тоже время не навредят. Логопеды, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Слайд 17

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда в школе

Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....

Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации...

Работа учителя-логопеда в школе.

Познакомить родителей будущих первоклассников с деятельностью учителя-логопеда на школьном логопункте....

Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования

Специфика работы учителя-логопеда  образовательной школы в условиях инклюзивного образования...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В статье раскрываются преимущества электронного способа работы с информацией. Дан обзор логопедических программ, используемых в работе учителя- логопеда с младшими школьниками....

Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ ...