Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ в общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон(лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
Логопед совместно с неврологом разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы(зрительный, слуховой).
Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопедическая служба ставит перед собой следующие задачи:
- уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)
- развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
- нормализация просодической системы речи
- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
- нормализация лексико-грамматических навыков
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми являются:
1.Коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).
3.Укрепление артикуляционного аппарата.
Неотъемлемой частью логопедической работы с детьми-дизартриками является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж.Для уменьшения гиперкинезов проводится специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с логопедом работают с массажными мячами, кольцами су-джок. Очень нравится учащимся работа с сыпучими материалами (греча, горох, желуди, каштаны),работу с этими предметами мы тоже используем, как элементы самомассажа.
Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации мы берем из книги '' Упражнение заикания у дошкольников в игровых ситуациях'', авторы: И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим-сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.
У детей с ОВЗ возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки.Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками.Специфические затруднения при письме у детей с церебральным параличом чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используем в своей работе игры на развитие голоса .
Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда. Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.
На своих занятиях логопеды школы проводят с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.
Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений в нашем подразделении проводится не только логопедами, а совместно с учителями, воспитателями, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.
В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...
«Современные технологии работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с нарушениями речи»
17.02.2017...
«Имаготерапия в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
Цели:Ø Создать оптимальные условия для коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений у детей младшего школьного возраста посредством имаготерапии.Задачи:Ø создание благоприятной психологической атм...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...