Работа учителя-логопеда в школе.
консультация по логопедии на тему

Юдина Елена Сергеевна

Познакомить родителей будущих первоклассников с деятельностью учителя-логопеда на школьном логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_logopeda_v_shkole.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Цели:

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед  делает в школе?».  

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1.  Подготовка материалов обследования.

2.   Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3.   Проведение фронтального обследования среди учащихся.     

4.   Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.  Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.   Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

 Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

  1. Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
  2. Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
  3. Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
  5. Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
  6. Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
  7. Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.
  8. Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
  9. Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
  10. Работа над связной устной и письменной речью.
  11. Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.


Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

  1. Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
  2. Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.
  3. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.
  4. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
  5. Формирование действий изменения слов.
  6. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
  7. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  8. Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
  9. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
  10. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
  11. Работа над формированием связной речи.
  12. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...