Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования
учебно-методический материал по логопедии на тему

Подымахина Людмила Владимировна

Специфика работы учителя-логопеда  образовательной школы в условиях инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Верхнемарково УКМО

 СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнила:

Подымахина Людмила Владимировна,

учитель-логопед

2017г.

        

2 слайд

 «Подлинный смысл педагогики заключается  в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети»

         В настоящее время особую актуальность приобретает инклюзивное образование, основанное на том, что все дети, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, включены в общую систему образования и обучаются совместно со своими сверстниками. С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поступающих в начальную школу. Основная масса детей с нарушениями в речевом развитии обучается в условиях общеобразовательной школы, где осуществляется регулярная, целенаправленная логопедическая помощь.

   Как учитель-логопед, я  провожу коррекционную работу, которая направлена на преодоление допустимых трудностей при усвоении образовательной программы, связанной с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,  увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда.

Слайд 3

 Цель деятельности учителя-логопеда: является создание условий, которые способствуют выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы

В процессе работы   решаются следующие задачи:

 - проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения;

- разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

 - организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ;

 проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников;

 - участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;

 - проведение регулярного изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ;

 - взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей;

 - разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы;

 - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

- консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей;

- консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Слайд 4

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

 Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка,  используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

   Прежде чем приступить к коррекционной работе    путём тщательного  специального обследования выясняю характер нарушения речевой деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей. Наряду с этим важным является получение информации от специалистов ДОУ, характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребёнка. Тесный контакт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в реализации принципов и технологий психолого-педагогического сопровождения.

    На основе диагностики определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

 

 Слайд 5

Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии ребёнка с целью повышения качества коррекционно-логопедического воздействия  проводятся индивидуальные и групповые  занятия.  Занятия проводятся  по коррекционным программам, которые подбираются в соответствии с речевыми  нарушениями и возрастом. Основная задача занятий -максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребёнка.

         В центре внимания логопедической работы для меня все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

 В зависимости от этапов речевого развития могут  изменяться свои целевые методические установки.

Если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

   В процессе коррекционного обучения идёт:

- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
-    отслеживание динамики развития ребенка.

  Добиться результатов в логопедической работе позволяет

 -тщательный отбор  наглядного и дидактического материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап, компетентная подача материала;

  -использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;    

  -  использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

   Большинство школьников  имеют  проблемы развития восприятия, внимания, памяти мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость и чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Слайд 7

Технологии и методы работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ могут быть различными:

1. В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь.  Например, применение различного рода компьютерных обучающих игр дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, а использование текстовых редакторов исключает утомительное переписывание, возникает возможность быстро и без следа устранить допущенные ошибки, получить, в конечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.

При работе с клавиатурой у детей развивается пространственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слушать и выполнять инструкции педагога, что развивает слуховое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентрации и распределения внимания.

 Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным

 Включение в процесс коррекции компьютерных программ позволяет стимулировать интерес детей к обучению, путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений, укреплению межпредметных связей, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся.

  В процессе работы старается достичь прочного усвоения детьми знаний, повышения мотивации и интереса к обучению, обеспечения условий для культурного и личностного развития. В ходе занятия использую различные методы и приемы обучения:

 «Разминка» - использование этого приема в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
  творческое усвоение учебного материала;

 связь теоретических знаний с практикой; 

  активизация учебно-познавательной деятельности; 

  формирование способности  концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия.
       Перед началом разминки  дается соответствующая установка, например: «Будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе.  Задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога.

Возможный вариант разминки:
 Какое сегодня число?
 
 Какой день недели был вчера?
 
 У стола 4 угла. Один угол отпилили.
 Сколько осталось?
  Сколько дней
 в ноябре?
 Сколько букв в имени белобоки?
 
 Как называется третья буква
 алфавита с конца? А пятая сначала?
 Что мы слышим в начале  слова урок? (звук
 У).
  Такие разминки концентрируют внимание, развивают умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь.

   

   1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий  (это могут быть карточки, на которых изображен плюс или минус; карточки с буквами; круги разного цвета). Возможно использование карточек при изучении любой темы в ходе выполнения учащимися различных заданий, или оценивания правильности их выполнения. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребенка.

   2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания (чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других).

Слайд 8

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.

5. Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для успокоения и настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.  Кинезиологические методы позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Они  повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 

7. Активные методы рефлексии.

     На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребенка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

     Таким образом, применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

  Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности.

Слайд 9 Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет  анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания «инвалидности», развитию навыков толерантности.  Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также  издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

Также свою работу учитель-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВЗ были интересны и доступны для ближайшего окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и многое другое.

В конце каждого полугодия рационально составлять письменный отчет об "особом" ребенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет – это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей. Главное в отчете – выявить индивидуальные положительные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за определенное время, наметить возможные ближайшие перспективы совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков. Подобный отчет – своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельному ученику, способствующий его самоутверждению, стимулирующий его к дальнейшему развитию и обучению.

С целью повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда в русле инклюзивного образования, необходимо проведение тренингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, мастер-классов,  открытых мероприятий.

Таким образом, используя различные технологии и методы работы, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов  построения общества для всех и каждого конкретного человек.

В заключении отметим, что деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии - одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

Слайд 10

«Подлинный смысл педагогики заключается  в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...

Особенности организации урока в начальной школе в условиях инклюзивного образования.

Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количест...

«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Комплект  рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся 2 класса с ОВЗ (ЗПР) английскому языку в инклюзивной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реал...