Практические приемы профилактики нарушений формирования процесса чтения у младших школьников
консультация по логопедии

В материале представлены практические приемы профилактики нарушений прочесса чтения у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Челябинска»

454129,  г. Челябинск, ул. Брестская, 17, тел. 253-55-02, 253-18-00

эл.почта: school_55@inbox.ru, сайт: www.74212s55.edusite.ru

Практические приемы профилактики нарушений формирования процесса чтения у младших школьников

Учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Ахримова Елена Васильевна

Детям с началом   обучения в образовательной организации приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые характеризуются большой сложностью, поэтому требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Статистика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению, это 7%-15% от общего количества обучающихся. А весеннее дистанционное обучение ещё сильнее обострило эту проблему и увеличило эти цифры вдвое.

Все мы знаем, что чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание «осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение» (Д.Б. Эльконин, 1956). Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Дети, испытывающие трудности в формировании навыка чтения, читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении такие ошибки: пропуски, замены, перестановки букв, слогов, искажения окончаний, недочитывание слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. 

Следует отметить, что перечисленные ошибки при чтении у ребёнка могут имеют случайный характер из-за повышенной утомляемост и или отвле каемости ребё нка.

Также многие  дети, с сохранн ым интелле ктом, слухо м и зрение м, которые то лько начин ают учитьс я читать, до пускают по добные ошиб ки, но эти о шибки набл юдаются у н их недолго и до вольно быстро исчез ают.  Но если же такие о шибки явля ются типич ными, хара ктерными и по вторяющимис я для ребё нка, то здес ь следует го ворить о т аком наруше нии чтения, к ак дислексия. Эти ошибки со храняются  про должительное вре мя, месяцы и д аже годы и нос ят стойкий х арактер. Дислексия - эточастичное специфичес кое наруше ние процесс а чтения, обус ловленное несформированностью (нарушение м) высших пс ихических фу нкций и про являющееся в по вторяющихс я ошибках сто йкого хара ктера.

Упорные мно гомесячные тре нировки в чте нии и систе матические до полнительн ые занятия, котор ые проводят с т акими деть ми и учите ля, и родите ли, как пр авило, дают бо лее чем скро мный резул ьтат. Замет им, что пр и этом взрос лые неволь но постоян но фиксиру ют внимание ребе нка на его неу дачах, что пр иводит к росту е го тревожност и, формиро ванию негат ивного, эмо ционально – отр ицательного от ношения к про цессу чтен ия и ко все й учебе в це лом. 

Таким детям сроч но требуетс я психолог ическая (а не педа гогическая) и ло гопедическ ая помощь. Эт а помощь до лжна быть н аправлена к ак на снят ие этих пс ихологичес ких барьеро в, вызванн ых неудача ми в чтени и, так и не посредстве нно на фор мирование н авыка чтен ия, ноне путем  тренирово к.

Педагоги же, в сво ю очередь, н а уроках обуче ния грамоте мо гут  проводить р аботу по про педевтике воз никновения д анных нару шений чтен ия. И делат ь это, конеч но, нужно в добукварный и букварный периоды обуче ния грамоте

Причины воз никновения д анной проб лемы:

  • Недостаточное з нание букв а лфавита.
  • Низкий уро вень синтез а звуковых э лементов.
  • Недостатки в р азвитии зву кобуквенны х ассоциац ий.
  • Недостаточное развитие пространственных представлений.
  • Недостаточность про цессов зрите льного ана лиза.
  • Недостаточность р азвития зр ительно-верб ального ан ализа.

С целью проф илактики воз никновения т аких трудносте й в чтении, предлагается ряд интерес ных упражне ний и зада ний, котор ые учителя мо гут использов ать на раз личных эта пах  урока.

Для решени я такой проб лемы, как недостаточное з нание деть ми букв алф авита, на уро ках использу ются разнообр азные игры с бу квами. Крат ко остановлюсь на не которых та ких упражне ниях.

Конечно, по лезным для з апоминания бу кв являетс я выкладыв ание их из п алочек, куб иков, мозаики,пуговиц, горошин, к амешков, мо делирование бу квы из пласт илина (из ко лбасок/жгут иков) или про волоки, об водка и рас крашивание объе мных букв, и х штриховк а. При  запо минании бу кв, желате льно, опир аться на обр азы, сравн ивать букв ы с различ ными небук венными изобр ажениями.

Оригинальный с пособ запо минания бу кв - упражнение "Те ло-буква": дети изобр ажают букву с по мощью всего те ла. Можно з агадывать т акие "Тело-загадки" ученикам, и ли они сам и будут пр идумывать и х для учите ля. Использу я такие за гадки,  сост авляются с логи, слов а. Можно ис пользовать пр иём «Дермолексия», когда педа гог на ладо ни ребёнка р исует букву, а ребё нок опознаёт её с з акрытыми г лазами, пр ичём рисов ать нужно н а «ведущей» ру ке, для ст имуляции ве дущего полу шария. Полез ны задания, ус ложняющие уз навания бу кв, они пре дставлены н а слайдах. Это –«Перечёркнутые бу квы», «Раз ный шрифт», « Перевёрнут ые буквы», «С колько оди наковых бу кв», «Недо писанные бу квы», «Как их букв бо льше», «Зер кальные бу квы», «Нало женные бук вы»,«Какие бук вы спрятал ись?».

Как было с казано ранее, о дной из пр ичин возни кновения тру дностей в слогослиянии является н изкий урове нь синтеза з вуковых эле ментов.

И начиная с с амых первы х уроков обуче ния чтению, д ля развити я звукового с интеза, хоро шо использо вать игровое у пражнение «Собери расс ыпавшиеся з вуки». Детям про износят от дельные зву ки ([с] [а]) и пре длагают ск азать, како й слог дол жен получит ься. Испол ьзуются пр ямые, обрат ные, закрыт ые слоги и с логи со стече нием соглас ных. В более с ложном вар ианте произ носятся от дельные зву ки: например, [м,а,ш,и,н,а] и дет ям нужно с казать, ка кое слово по лучится. Д анное упра жнение целесообр азно испол ьзовать на уро ке при зна комстве с но вой буквой, пере д чтением с логов и сло в с этой бу квой.

Для устране ния недостатков в р азвитии зву кобуквенны х ассоциац ий рекомендуется ис пользовать слоговые т аблицы. Слоговые т аблицы при меняются н а любом эт апе обучен ия чтению. Вначале они бу дут хороши м подспорье м в преодо лении труд ностей сли яния соглас ного с глас ным, помогут дет ям быстро н аходить и уз навать бук вы. 
Данная работ
 а обеспечи вает довол ьно высоки й уровень м ыслительно й активност и учащихся в про цессе обуче ния чтению, р азвивают н аблюдатель ность и зр ительный ко нтроль.

Давайте расс мотрим ряд у пражнений, в ключение котор ых в урок, по может развитию пространст венных пре дставлений. На примере собст венного те ла дети уч атся различ ать, что н аходится в верху, внизу, с права, сле ва, сперед и, сзади. О ни отвечают н а вопросы уч ителя (как ая рука пр авая? голо ва внизу и ли вверху? с пина сзади и ли спереди?) с начала про с амого себя, а пото м про окру жающих. Та кже детям пре длагаются с ледующие з адания:
а) выложить пос
 ледователь ность из моз аики, буси нок, геометр ических фи гурок снач ала по пре дложенному обр азцу, а зате м по памят и;
б) сложить р
 азрезные к артинки и  сложить изображения из куб иков.

Следующий в ид упражне ний - это «Диктант простр анственных де йствий», т. е. хоро шо всем из вестные гр афические д иктанты. Графические д иктанты по могают пре дотвратить т акие типич ные трудност и в обучен ии, как нер азвитость орфо графическо й зоркости, неус идчивость и р ассеянност ь. Также на уро ках чтения д ля развити я произвол ьного вним ания целесообр азно испол ьзовать упражнение « Найди пару д ля слова», цель которо го - побук венный ана лиз слов. Уче никам даютс я 18-20 карточе к, на каждо й из котор ых написано о дно слово. Ну жно найти с лова, котор ые при нап исании отл ичаются од ной или нес колькими бу квами. Для р азвития процессов зр ительного а нализа рекомендуетс я упражнение « Найди слово», направлен ное на усвое ние зрительных обр азов букв, в ыделение и х в слове. Дет ям предлаг ается выбр ать и подчер кнуть те бу квосочетан ия и слова, котор ые написан ы до черты. Е ще одно интерес ное упражнение « Найди этало н».В качестве образца (эта лона) пред лагается к акое-либо длинное с лово или псевдослово (т.е. сло во, не име ющее смысл а). Затем детям д ается набор из 10-15 карточек, н а которых н аписаны ка к это слово-эт алон, так и дру гие слова, отличающиеся от не го лишь на о дну-две бук вы. Например: эт алон — слово фломенидия, а на карточ ках встреч аются слова: фломанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Зад ача учеников — б ыстро разло жить карточки на д ве группы: со с ловами, со впадающими с эт алоном, и со с ловами, отличающимися от не го. На первых эт апах выпол нения этого упражне ния слово-эт алон следу ю располаг ать перед дет ьми на сто ле так, чтоб ы они имели возмо жность подложить под не го рассматр иваемую карточку и осу ществлять ср авнение двух слов по бу квам, двигая но ним пальцем. Н а последую щих этапах слово-эталон простр анственно от деляется от р ассматривае мых карточе к, например, п ишется или в ывешиваетс я на доске, т ак чтобы уче ники могли и х сравнивать, лишь постоянно переводя взор с одного слова на другое. На заключительных этапах слово-эталон следует лишь показать на 15—20 с, а затем убрать, чтобы дети осуществляли сличение по памяти. Это упражнение развивает способность к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую память. Также, для развития процессов зрительного анализа, на уроках можно использовать,  хорошо известные упражнения, такие как, «зашумлённые слова» и«слова, наложенные друг на друга».   Остановимся ещё на одном виде ошибок: правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями, т. е. угадывающее чтение. Причина возникновения такого чтения заключается в недостаточности зрительного анализа слова. В данном случае, будут эффективны  упражнения, направленные на развитие зрительного вербального анализа, н-р, упражнение  «Найди слова». В приведённом ряде букв учеников просят найти «спрятавшиеся слова». Упражнение «Чтение наоборот» – каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке. Упражнение  «Чтение нормально и наоборот» - первое слово читается как обычно, второе – справа налево, третье – как обычно, четвёртое – справа налево. Это упражнение развивает способность работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы — и гибко переходить от одной из них к другой. После столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело. Следующее упражнение «Чтение только второй половинки слова». Дети мысленно делят слово пополам и озвучивают только вторую половинку слов. Упражнение  «Перевёрнутый текст» (побуквенный  анализ). Страница обычного текста поворачивается (на 90’, 180’,  270’). Дети должны, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание – это такие ошибки при чтении, как смешивание букв по акустическим и артикуляционным признакам, и смешивание букв по оптическим признакам. Если выше перечисленные ошибки имеют стойкий характер, учителю в рамках урока справиться с этими нарушениями не представляется возможным. Здесь необходима консультация логопеда и логопедические занятия с детьми, у которых отмечаются данные нарушения чтения. И так мы разобрали наиболее часто встречающиеся трудности в обучении чтению, их причины и пути  предупреждения. Используя на своих уроках, выше перечисленные упражнения и задания, вы сможете предотвратить возникновение стойких нарушений чтения у учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические приемы профилактики формирования процесса чтения у младших школьников Учитель-логопед Ахримова Елена Васильевна

Слайд 4

Трудности в формировании навыка чтения

Слайд 5

Ошибки при чтении пропуски, замены, перестановки букв, слогов, искажения окончаний, недочитывание слов угадывающее чтение искажения звукового состава слов и трудности слогослияния нарушение понимания прочитанного

Слайд 6

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера

Слайд 7

Причины возникновения ошибок Недостаточное знание букв алфавита Низкий уровень синтеза звуковых элементов Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций Несформированность процессов произвольного внимания Недостаточность процессов произвольного внимания

Слайд 8

Недостаточное знание букв алфавита Макеты букв из различных материалов

Слайд 9

Недостаточное знание букв алфавита «Тело-буква»

Слайд 10

Недостаточное знание букв алфавита « Дермолексия »

Слайд 11

Недостаточное знание букв алфавита Усложненные узнавания букв

Слайд 12

Недостаточное знание букв алфавита «Найди и подчеркни»

Слайд 13

Низкий уровень синтеза звуковых элементов

Слайд 14

Низкий уровень синтеза звуковых элементов

Слайд 15

Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций

Слайд 16

Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций

Слайд 17

Развитие буквенного синтеза

Слайд 18

Развитие пространственных представлений а ) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок сначала по предложенному образцу, а затем по памяти б) сложить разрезные картинки в)сложить изображения из кубиков г) «Диктант пространственных действий» - графический диктант

Слайд 20

Устранение «механического чтения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"

Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...

Необходимость профилактики нарушения осанки и плоскостопия у младших школьников

Обоснование необходимости проведения мероприятий физкульно-оздоровительной направленности в качестве профилактики нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников, возникающих в результате смены д...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...

Особенности формирования процесса письма у младших школьников с ОНР 3 уровня

Теоретические и экспериментальные данные могут выступать материалом для учителей по оптимизации логопедической работы в условиях специальных и массовых школьных учреждений, а так же служить основой по...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....