ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
статья по логопедии (4 класс)

Попова Марина Николаевна

Цель данной статьи: познакомиться с новыми нетрадиционными, инновационными технологиями в логопедической практике, научиться применять методы и приёмы смежных наук в работе логопеда.

         Данная статья предназначена для учителей – логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих в дошкольных и образовательных учреждениях с обучающимися с речевыми отклонениями, с обучающимися с ОВЗ с различными нозологиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

 М.Н.Попова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА                            

Актуальность: Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Цель данной статьи: познакомиться с новыми нетрадиционными, инновационными технологиями в логопедической практике, научиться применять методы и приёмы смежных наук в работе логопеда.

          Данная статья предназначена для учителей – логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих в дошкольных и образовательных учреждениях с обучающимися с речевыми отклонениями, с обучающимися с ОВЗ с различными нозологиями. В статье раскрываются инновационные технологии, которые можно применять в логопедической работе с дошкольного возраста и в других возрастных категориях.

Ключевые слова: инновационные, психокоррекционные, развивающие, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, смешанные технологии. 

Младший школьный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий для освоения им социально-коммуникативной грамотности.

Социально-коммуникативная грамотность предполагает совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых ребенок сможет выстраивать эффективное общение независимо от различных обстоятельств. Для этого он должен знать правила общения и уметь их применять с учетом конкретной ситуации, владеть нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые он сможет эффективно использовать в любой коммуникативной ситуации.

Я работаю учителем – логопедом в коррекционных классах 7 вида, где обучаются учащиеся с задержкой психологического развития, с общим недоразвитие речи. Изучая речевое общение младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психологического развития в процессе логопедических занятий я сделала  вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)

Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей школьного возраста являются:

-   наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);

-    знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;

-     овладение умениями совместного речевого диалога;

-   совместная деятельность  и обучение на основе учебной деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.

На своих логопедических занятиях  для формирование благоприятной речевой среды средствами изучения родного языка и литературы наряду с традиционными методами обучения, я применяю  инновационные технологии.

Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции лексико-грамматического строя речи младших  школьников с ОНР III уровня должно быть полностью обосновано структурой дефекта.

1) С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления:

– информационно-коммуникативные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий);

– мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

2) С целью коррекции моторных функций следует применять телесно-ориентированные техники:

– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

– логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;

– логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции;

– криотерапия – использование игр со льдом, при котором дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

3) С целью стабилизации эмоциональной сферы следует применять арттерапевтические методики:

– музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки, вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты);

– изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);

– сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);

– крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы).

4) ТРИЗ-технологии – (теория решения изобретательских задач)— это всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.

Вывод: таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Библиографический список:

  1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь школьникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская. - М.: Книголюб, 2004. - 104
  2. Горбунова И. В. Су Джок массажеры в логопедической работе [Текст] / И.В. Горбунова, И.В. Иваненко // Логопед. - 2014. - №2. - С. 21-22.
  3. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст] / Ф.Г. Даскалова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. ст. науч. тр. - М.: Прометей, 1989. - С. 66-87.
  4. Докудовская Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст] / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Школьный логопед. - 2006. - № 5. - С. 24-27.
  5. Дьячкова Л.С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ [Текст] / Л.С. Дьячкова // Логопед. - 2015. - №3. - С. 15-17.
  6. Елсакова А.Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] /материалы V междунар. науч. конф.  С. 33-34.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы и методы в работе учителя-логопеда

Проводя логопедические занятия, используя нетрадционные методы можно легко и эффективно повысить уровень обучаемости детей....

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Технология QR-кодирования в работе учителя-логопеда

В 2022 -ом году стала  применять QR-коды на логопедических занятиях с детьми  с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развити.QR-код (в переводе с английского означает «бы...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе.

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе....

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...