Нетрадиционные методы в работе учителя- логопеда
методическая разработка по логопедии

Костелова Юлия Юрьевна

Нетрадиционные методы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_metody_v_logopedicheskoy_rabote_-_kopiya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми

           Хорошо развитая речь ребёнка  является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей  имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во – первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во – вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии, это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су – Джок терапию и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ

            Валеологический подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приемов, введение в практику речевых занятий упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определенном цвете и температурно -  тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке:

Звук                          Орган                           Цвет                                  Ощущение

 1.        С-с-с-с             легкие                           белый                                сухой холод    

 2.        Чу-у-у-у           почки                          голубой                       влажная   прохлада                                                                

 3.        Ш-ш-ш             печень                   светло-зеленый             свежий весенний ветер                                                                      

 4.        Ха-а-а-а            сердце                        красный                                   жара

 5.        Ху-у-у-у          селезенка                     желтый                            теплая влага

6.        Хи-и-и-и   «тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов

          тела, расположенных на трех разных вертикальны) уровнях: верхний —

3

          сердце и легкие, средний — селезенка и желудок, нижний — почки, печень,

          тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом

          или ощущением не имеет.

         Следует отметить, что перечисленный набор звуковых сочетаний полезен и в логопедической практике, а также для практических занятий по развитию речи. Кроме того, акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что бывает особенно важно для детей, имеющих логопедические проблемы. Авторский подход объединяет систему даосских целительных звуков со знакомыми детям образами. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длинном выдохе.

1.        Ветер воздуха вдохнул.

          Разом облако надул. С-с-с-с.

2.        Незабудки увидал,

         «Чудо, чудо», — он сказал. Чу-у-у-у.

3.        Зеленеют камыши,

          Пошуршу в них: Ш-ш-ш-ш.

4.        Раскачаю красный мак!

          Ха-ха-ха, вот так, вот так! Ха-а-а-а.

5.        Пошепчу я на ухо

          Желтому подсолнуху! Ху-у-у-у.

6.        Вместе с солнцем и дождем

          В небе радугу зажжем!

         «Хи-хи-хи, — смеется  дождь,

           — От меня ты не уйдешь!» Хи-и-и-и.

          На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, изображающими озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой. Можно использовать отдельные плоскостные фигуры героев стишка, разговаривать с которыми помогают дети.

4

       На практике целесообразно начинать «играть в ветер» с детьми двухлетнего возраста. Сначала они учатся по-разному дуть, как ветер, а к трем годам сами произносят весь стишок и инсценируют его с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие стишок раскраски и контурные обводки.

        Детям объясняется, что это упражнение очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть вместе с мамой, папой, бабушкой.

  ЯПОНСКАЯ МЕТОДИКА ПАЛЬЦЕВОГО МАССАЖА.

        Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого и самомассажа.

       Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что каждого пальца положительно влияет на определённый орган:

- массаж большого пальца — повышает активность мозга;

- массаж указательного пальца — стимулирует желудок и поджелудочную железу;

- массаж среднего пальца — улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца — стимулирует печень;

- массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности,

  снимает психическое и нервное напряжение.

        Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

 - работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

   предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай

   перебирать в руках грецкие орехи);  

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают

  руки при обслуживании докучливых клиентов).

       Совет взрослым:

- если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их

  выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

       Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

   Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к

   основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

5

2. Массаж ладонных поверхностей  каменными, металлическими или стеклянными

   разноцветными шариками «марблс»: их нужно

• вертеть в руках;

• щелкать по ним пальцами;

• «стрелять»;

•  направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности

   попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

• катать два ореха между ладонями;

• один орех прокатывать между пальцами;

•  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и

  обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

   Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:

• восстановления умственной и физической работоспособности;

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

• профилактики нарушений мозгового кровообращения;

• устранения бессонницы, нервозности;

• профилактики и устранения расстройств памяти;

• восстановления мышечного тонуса.

 

6

АРОМАТЕРАПИЯ

       Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

        В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды — на 20%;

- при вдыхании жасмина — на 30%;

- при вдыхании лимона — на 50%.

•  Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние

   стресса.

• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную систему и повышает

   работоспособность.

• Эфирное масло чабреца — успокаивает.

• Мята — снимает головную боль и тошноту.

• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки,  

   эвкалипта — тонизирует.

• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у

  гиперактивных детей.

• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.

• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.

   Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

7

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

      Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

      Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс;

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

• усиливают внимание.

      Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• характера произведения;

• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте  влияет на кровообращение,

  флейта — расслабляет).

       Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

        Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

- рецептивной;

- активной;

- интегративной.

8

         Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

• музыкопсихотерапия — решает задачи нормализации психоэмоционального

  состояния. Может проходить в различных формах:

  1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что

      «снилось»?);

  2) музыкально-образная медитация;

• музыкосоматотерапия — лечебное воздействие музыки непосредственно на тело

  человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально

  созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная

  астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний. Активная

  музыкотерапия — активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.    

  Включает следующие виды:

• вокалотерапия — пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-

  оздоровительное воздействие) — обучение основам нижнереберно-

  диафрагмального дыхания;

• кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика,

  психогимнастика;

• инструментальная музыкотерапия — игра на музыкальных инструментах.

   Интегративная музыкотерапия — интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания — синтез музыкального и зрительного восприятия:

• музыкоцветотерапия;

• музыкоизотерапия — восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

    На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

    Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

- подавляет нервную систему;

.

9

  Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• музыка Вагнера;

• оперетты Оффенбаха;

• «Болеро» Равеля;

• «Весна священная» Стравинского;

• «Каприз № 24» Никколо Паганини.

    Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

    Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

• «Времена года» Чайковского;

• «Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

     Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

      Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

      Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности;

- стимуляция двигательных функций;

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия,

  представлений) и сенсорных способностей;

- растормаживание речевой функции;

- развитие чувства ритма, темпа, времени;

- развитие мыслительных способностей и фантазии;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- нормализация просодической стороны речи.

10

    В младшем школьном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

• в музыкальном оформлении игр;

• музыкальной релаксации.

  Музыкальная ритмика используется при лечении:

• тиков;

• заикания;

• нарушений координации;

• расторможенности;

• моторных стереотипов;

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

• брадилалии и тахилалии.

  Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не  

  тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем

 детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать

  внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут

  одновременно.

ХРОМОТЕРАПИЯ

    Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать

на функции:

- вегетативной нервной системы;

                                                                  11

- эндокринных желез.

ЛИТОТЕРАПИЯ

     Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

    Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

ИМАГОТЕРАПИЯ

      Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ).

 В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

       Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основа¬на на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Используется при:

•  нарушениях поведения;

•  страхах;

•  нарушении коммуникативной сферы.

Технология проведения:

•  с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с

   травмирующей ребенка ситуацией;

•  инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие

   положительные эмоции;

•  сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными

   реакциями (смех, плач), снятием напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама — дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога.

 12

       Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).

       Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

        Еще на заре развития человечества люди пытались лечить себя всем тем, что окружало. В древних лечебниках указывается, что и воздух, и вода, и солнце, и фауна все использовалось раньше в качестве лечебного средства. Гиппократ говорил, что природа лечит, а врач только помогает.

         Термины "апитерапия", "фитотерапия", "гидротерапия", "ароматотерапия", "музыкотерапия", "хромотерапия", "литотерапия" - лечение минералами, как и многие другие  хорошо известны, но накопленный опыт медленно пробивает себе дорогу в современна коррекционно-образовательном процессе, в лечебной педагогике и в медицине. Современный человек довольно скептически относится к старинным, нетрадиционным методам лечения, но почему мы должны игнорировать опыт народа, его мудрость?

                                                   ВЫВОД

        Обращение вглубь веков, к тем, кто стремился использовать для укрепления здоровья человека окружающую природу, показало, что у народа множество методов врачевания, выверенных тысячелетиями.  Человечество собирало их по крохам и передавало из поколения в поколение. Многое оказалось забытым, но в последние годы и научные  выводы, и практические советы, и конкретные рекомендации обретают новую жизнь.

       Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

1

Содержание

  1. Преодоление речевых трудностей у детей, при помощи нетрадиционных методик   
  2. Целительные звуки
  3. Японская методика пальцевого массажа
  4. Фитотерапия
  5. Ароматерапия
  6. Музыкотерапия
  7. Хромотерапия
  8. Литотерапия
  9. Имаготерапия
  10. Выводы
  11. Список литературы

Список литературы

  1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст] : Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
  2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] :  Дефектология, № 1, 1983
  3. Крупенчук О.И. Уроки логопеда [Текст] : Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
  4. Новиковская  О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] : веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 _ 94_ с.
  5. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой    моторики [Текст] : Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
  6. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст] : Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 _ 208 _ с.
  7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

      Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное учреждение "Научно-методический центр развития образования"

                                                              Отдел практической психологии, социальной

                                                              работы, специального и инклюзивного обра-

                                                              зования

                                                      РЕФЕРАТ

ТЕМА :      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК В

                    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

                                                                        Костёловой Юлии Юрьевны

                                                                         слушателя курсов повышения

                                                                         квалификации учителей школ и ДОУ

                                                                         учителя-логопеда КУ" СОШ № 24"

                                                                          г. Алчевска  

                                                           

                                                  Луганск 2015

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы и методы в работе учителя-логопеда

Проводя логопедические занятия, используя нетрадционные методы можно легко и эффективно повысить уровень обучаемости детей....

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе.

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе....

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...