Рабочая программа по коррекции звукопроизношения в начальной школе. (1 класс, логопункт)
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Березенко Ирина Евгеньевна

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения в начальной школе. (1 класс, логопункт)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекции звукопроизношения в условиях логопедического пункта (основное общее образование 1 - 4 класс)

Программу составила:

учитель-логопед Березенко И.Е.

 

Калининград 2024 - 2025г.

 МАОУ гимназия №1

Пояснительная записка

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

– М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

- Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

-Методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.

У детей, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.

У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславливает актуальность данной программы.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводятся подгрупповые занятия и индивидуальные.

Подгруппы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

  1. формировать правильное произношение фонем;
  2. учить различать оппозиционные фонемы;
  3. развивать связную речь;
  4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
  5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
  6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.

Формы работы:

  1. Обследование:
  • фронтальное;
  • индивидуальное.
  1. Диагностика.
  2. Коррекционные занятия:
  • подгрупповые занятия по указанным в программе темам и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года;
  • ИКТ диагностика.

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2. Развитие связной речи.
  3. Обогащение словарного запаса.

Предполагаемый результат:

Обучающийся (воспитанник) в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;
  • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • овладеть навыками построения связного высказывания.

Организация работы по программе:

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.

Условия реализации программы:

  1. Наличие необходимых условий для занятий.
  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.
  1. Обеспечение систематических занятий.
  2. Последовательное выполнение всех задач.
  3. Привлечение родителей к работе с детьми дома.
  4. Привлечение специалистов учреждения к работе с детьми.

В структуру занятий может входить:

  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения для развития психических процессов;
  • дыхательная гимнастика;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
  • системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Характеристика обучающихся с фонетическим дефектом

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.

Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости в школе.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится на несколько этапов.

  1. Подготовительный.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Формирование произносительных умений и навыков. Задачи:

а) устранение дефектного произношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

  1. Свистящие С, З, Ц, СЬ, ЗЬ;
  2. Шипящий Ш;
  3. Шипящий Ж;
  4. Шипящие Ч, Щ;
  5. Сонор Л;
  6. Соноры Р, РЬ.

Способы постановки механический, по подражанию, смешанный. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для свисящих: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
  • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Ггрибок», «Погреем руки»;
  • для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
  • для Л, ЛЬ: «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем язычок».

Автоматизация каждого звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, СЬ, ЗЬ, ЛЬ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Щ, Ч, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, РЬ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным звуком.

Дифференциация звуков:

  • С-З, С-СЬ, С-Ц, С-Ш;
  • Ж-З, Ж-Ш;
  • Ч-СЬ, Ч-ТЬ, Ч-Щ;
  • Щ-СЬ, Щ-ТЬ, Щ-Ч, Щ-Ш;
  • Р-Л, Р-РЬ, РЬ-ЛЬ, РЬ-Й, ЛЬ-Л.

Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…). Совершенствование        фонематического        восприятия        и        навыков        звукового        анализа        и        синтеза        идет        параллельно        с        коррекцией звукопроизношения.                Систематические                упражненияна        развитие                внимания,                памяти,                мышления                проводятся        на        отработанном        в произношении материале.Развитие связной выразительной речи ведется на базе правильно произносимых звуков.

В конце года дети должны уметь: правильно произносить все звуки речи; находить место звука в слове; уметь полно отвечать на вопросы учителя; составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта; употреблять в речи сложные формы предложений; определять пути и средства достижения учебной цели; контролировать свою деятельность; работать в определенном темпе.

Календарно-тематический план занятий по коррекции звукопроизношения

№ п\ п

Темы занятий

Цели занятий

Примерное количество занятий

1.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика). Развитие фонематического слуха.

  1. формирование точных движений органов артикуляции;
  2. развитие мелкой моторики рук;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. формирование правильной воздушной струи; 5.отработка опорных звуков.

4-5

2.

Постановка звука.

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ– по подражанию (слух, зрение, тактильно- вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем.

9-13

2 способ-смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память мышление.

3.

Автоматизация звука в слогах, словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

1-3

4.

А) автоматизация в прямых слогах.

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

1-2

5.

Б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

1-2

6.

В) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением согласных

1-2

7.

Г) автоматизация в словах (в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные…)

1-2

8.

Д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

1-2

9.

Е) автоматизация звукав конце слова.Закрепление звука в словах (в разных позициях).

Отработать правильное произношение звуков в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

1-2

10.

Е) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове.

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

1-2

11.

4. Автоматизация в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

10-12

12.

А) автоматизация во фразовой речи.

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

2-3

13.

Б) автоматизация звука в простом предложении.

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

2-3

15

В) автоматизация звука в простом

Воспитание правильного, четкого произношения в

2-3

распространенном предложении.

простом распространенном предложении.Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

16.

5. Автоматизация звука в:

  • чистоговорках ;

-стихах;

  • скороговорках;
  • поговорках;

-шутках;

  • потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать: память, мышление, внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

6-7

17.

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин.

5-6

18.

7.Автоматизация в длинных рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

5-6

19.

8. Автоматизация в разговорной речи

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

2-3

20.

9. Дифференциация звуков:

  • изолированно;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;

-в чистоговорках;

  • в стихах;

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

6-7

Перспективное планирование работы с детьми страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Фотековой

Формирование артикуляторной базы

II этап

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

III этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

IV этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты ихпостановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будетвсе больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.

В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Планирование коррекционно-развивающей работы

№п/ п

Дата проведения

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и

Восполнение пробелов в развитии психологических

навыков

предпосылок и навыков учебной деятельности

1.Диагностика устной и письменной речи учащихся

II.Общее речевое развитие

II.1

Речь. Речевые звуки.

Звуки речи, способы их образования. Органы речи.

Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые звуки из

звукового потока

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Формировать умение внимательно слушать учителя-

логопеда

II.2

Развитие фонематических процессов

Развитие фонематического восприятия и навыков звукослогового анализа

Уметь выделять заданный звук из речевого потока

Развивать фонематический слух, восприятие, память.

Формировать коммуникативную

готовность к обучению

II.3

Активизация словарного запаса

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса учащихся

Уметь классифицировать предметы, обобщать,сравнивать.

Развивать логическое мышление, память, мыслительные операции,

познавательную активность

II.4

Развитие грамматического строя речи

Восполнение пробелов в формировании грамматического строя речи

Уметь пользоваться различными способами словообразования, словоизменения

Формировать мыслительные операции, память, умение отвечать на поставленные вопросы. Развитие произвольности общения и

поведения

II.5

Интонационные особенности предложений

Интонационная работа голоса при оформлении предложений различной цели высказывания

Уметь различать предложения по цели высказывания, правильно их интонировать.

Развитие мелодической стороны речи, плавности, выразительности. Формирование коммуникативных умений и навыков

I I.Коррекция дефектного произношения звуков

III.1

Подготовительные артикуляционные

упражнения

Артикуляционные упражнения, развивающие и

укрепляющие моторику

Уметь выполнять основные

артикуляционные

Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, общую

моторику, пространственные

речевого аппарата

упражнения

представления

III.2

Подготовительные артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения, развивающие и укрепляющие моторику

речевого аппарата

Уметь выполнять основные артикуляционные

упражнения

Развивать устойчивость внимания, наблюдательность

III.3

Специальные артикуляционные упражнения

Подготовка нужного артикуляционного уклада для постановки звуков

Уметь выполнять специальные артикуляционные

упражнения

Формировать правильной дыхание, фонематический слух, память

III.4

Специальные артикуляционные упражнения

Выработка воздушной струи, силы голоса, подготовка к постановке звука

Уметь выполнять специальные артикуляционные

упражнения

Развивать способность к запоминанию, переключению

III.5

Постановка звука

Выработка правильного артикуляционного уклада и появление нужного звука

Уметь принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный

акустический эффект звука

Развивать речевую моторику, фонематический слух и двигательную память.

Формирование навыков самоконтроля

III.6

Постановка звука

Коррекция дефектного произношения звука

Уметь удерживать артикуляцию

поставленного звука

Развивать фонематическое восприятие, память

III.7

Закрепление звука

Закрепление правильного произношения звука в

изолированной позиции

Уметь произносить поставленный звук

изолированно

Развивать слуховой контроль, слуховую память

III.8

Автоматизация звука в слогах

Введение поставленного звука в прямые слоги

Уметь        варьировать артикуляционный уклад звука в зависимости от его сочетаемости с другими звуками

Развивать речевую моторику, фонематический слух и двигательную память

III.9

Автоматизация звука в слогах

Введение поставленного звука в прямые слоги со

стечением согласных

Уметь правильно произносить

поставленный звук в

Развивать фонематическое восприятие, слуховую и

двигательно-моторную память

прямых слогах со стечением согласных

III.10

Автоматизация звука в слогах

Введение поставленного звука в обратные слоги

Уметь правильно произносить поставленный звук в

обратных слогах

Формировать правильное дыхание, фонематический слух, внимание

III.11

Автоматизация звука в словах

Введение поставленного звука в начало слова

Уметь правильно произносить поставленный звук в

начальной позиции слова

Формировать устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям

III.12

Автоматизация звука в словах

Введение поставленного звука в середину слова

Уметь правильно произносить поставленный звук в

середине слова

Формировать правильное дыхание, фонематический слух, внимание

III.13

Автоматизация звука в словах

Введение поставленного звука в конец слова

Уметь правильно произносить поставленный звук в

конце слова

Развивать навыки и приёмы самоконтроля

III.14

Автоматизация звука в словах

Введение поставленного звука в слова со стечением согласных в разной позиции

Уметь правильно произносить поставленный звук в словах различной слоговой структуры со

стечением согласных

Формировать устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям

III.15

Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах

Повтор за логопедом речевого материала, составление словосочетаний

с заданным звуком

Уметь правильно произносить поставленный звук в

словосочетаниях и фразах

Формировать способность к переключению

III.16

Автоматизация звука в предложениях

Составление предложений с поставленным звуком по картинкам, заучивание стихов, потешек,

скороговорок

Уметь правильно произносить поставленный звук в предложениях

Развивать способность к запоминанию, переключению

III.17

Автоматизация звука

Чтение стихов, потешек,

Уметь безошибочно

Формировать коммуникативные

в связной речи

сказок. Пересказ текстов, составление рассказов по картинкам и опорным

словам.

использовать звук во всех видах самостоятельной речи.

умения и навыки

III.18

Автоматизация звука в связной речи

Чтение стихов, потешек, сказок. Пересказ текстов, составление рассказов по картинкам и опорным

словам.

Уметь правильно произносить поставленный звук в самостоятельной речи

Формировать устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям. Развивать навыки и приёмы самоконтроля

III.19

Автоматизация звука в связной речи

Чтение стихов, потешек, сказок. Пересказ текстов, составление рассказов по картинкам и опорным

словам.

Уметь правильно произносить поставленный звук в самостоятельной речи

Формировать устойчивость внимания, наблюдательность к языковым явлениям. Развивать навыки и приёмы самоконтроля

III.20

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях

Воспитание навыка различения звуков путём сопоставления по артикуляции и звучанию через различные

упражнения

Узнавать поставленные звуки в речи.Уметь различать поставленный звук со смешиваемым ранее

Развивать навыки произвольности общения и поведения

III. 21

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях

Воспитание навыка различения звуков путём сопоставления по артикуляции и звучанию через различные

упражнения

Узнавать поставленные звуки в речи.Уметь различать поставленный звук со смешиваемым ранее

Развивать навыки произвольности общения и поведения

III.22

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях

Воспитание навыка различения звуков путём сопоставления по артикуляции и звучанию через различные

упражнения

Узнавать поставленные звуки в речи.Уметь различать поставленный звук со смешиваемым ранее

Развивать навыки произвольности общения и поведения

IV.Контрольная проверка речи

IV.23

«Праздник красивой

Уметь пользоваться

речи»

навыками произношения в свободной речи

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

План коррекционной работы (звуки[р], [р'])

Этапы работы

Кол- во занят ий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательногоанализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [р], [р'].

1-2

  • Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.
  • Выработать воздушную

струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • Отрабатывать опорные
  • «Чьи зубы чище?»
  • «Лопаточка»
  • «Маляр»
  • «Кто        дальше        загонит мяч?»
  • «Вкусное варенье»
  • «Индюк»
  • «Гармошка»
  • «Грибок»
  • «Лошадка»
  • «Барабанщик»
  • «Заведи машину»
  • «Останови лошадку»
  • «Пулемет строчит»
  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикулярных упражнений;
  3. Зонд № 7.

звуки [д], [с].

II.        Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка        звука        [р], [р'].

Способы:

  1. по подражанию
  2. механический
  3. смешанный

1-2

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], [р'], с добавлением воздушной струи и голоса.

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала.
  2. Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.
  3. Предметные картинки со звуком [р], [р'].
  4. Зонд № 7.

III.        Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация        звука [р], [р'] в слогах.

4-5

  • Постепенно,

последовательно ввести поставленный звук [р], [р'] в слоги.

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация        звука [р], [р'] в словах.

18-20

  • Вырабатывать навык правильного

уклада при произнесении звука [р], [р'] на конце слов, в середине и в начале.

  • Развивать

фонематический слух.

  • Формировать навыки

те же

  1. Зеркала;
  2. Предметные картинки;
  3. Картинки-загадки;
  4. Дидактический материал.

звукового анализа слова.

  • Активизировать словарь.

3.

Автоматизация звука [р], [р'] в предложениях.

8-10

  •         Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений.
  • Развивать

фонематический        слух, память,        мышление,

воображение.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Карточки с предложениями;
  4. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звука [р], [р'] в связной речи

8

  •         Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.
  • Развивать

фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический материал.

  •         Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.

те же

План коррекционной работы  (звуки  [л], [л’]).

Этапы работы

Кол- во занят ий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

I.        Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному        восприятию и воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [л], [л’].

1-2

  • Вырабатывать умение

поднимать кончик языка вверх и прижимать к основанию верхних зубов.

  • Укреплять мышцы языка.
  • Отрабатывать опорные звуки [т], [ы].
  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чьи зубы чище»
  • «Лопаточка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Индюк»
  • «Пароход»
  • «Охотник        идет        по болоту»
  • «Лошадка»

Зонд №          

II.        Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука [л], [л’].

1-2

  • Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов

те же

  1. Зеркала;
  2. Набор        фотографий артикуляционных упражнений;

артикулярного аппарата.

  • Создать

артикуляционную базу звука [л], [л’], с добавлением воздушной струи и голоса.

  • Развивать        мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

  1. Предметные картинки;
  2. Зонд №        .

III.        Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация        звуков [л],        [л’]                в

звукосочетаниях        и слогах.

3-4

  • Постепенно,

последовательно ввести поставленные звуки [л], [л’] в обратных слогах, прямых слогах.

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация        звуков [л], [л’] в словах.

18-20

  • Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звуков [л], [л’] на конце слов, в середине и в начале.
  • Развивать

фонематический слух.

  • Формировать        навыки звукового анализа слова.
  • Активизировать словарь.

те же те же

  1. Зеркала;
  2. Предметные картинки; Картинки-загадки;
  3. Дидактический материал.

3.

Автоматизация звуков [л], [л’] в предложениях.

10-12

  • Закреплять        навык

правильного произношения звуков [л], [л’]        в        словах предложений.

  • Развивать

фонематический        слух,

память,        мышление, воображение.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Карточки        с

предложениями;

  1. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звуков [л], [л’] в связной речи

8-10

  • Закреплять навык

правильного произношения звуков [л], [л’] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.

  • Развивать

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический материал.

фонематический слух.

  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.

План коррекционной работы ( звук [с])

Этапы работы

Кол- во занят ий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

  1. Подготовительный этап.
  2. Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному        восприятию и

воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [с],

1-2

  • Выработка правильного

направления воздушной струи по средней линии языка

  • распластывание и

укрепление боковых краев языка

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • «Гармошка»
  • «Холодный ветер»
  • «Улыбка»
  • «Обезьянки-кривляки»
  • «Дорожка»
  • «Язычок ищет щелочку в заборчике»
  • «Язычок        спит        на

кроватке».

  • «Капельки дождя стучат по крыше»
  • «Лопата»
  • «Лодочка»
  • «Грибок»
  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикулярных упражнений;

2. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука [с] Способы:

  1. по подражанию
  2. механический

3) смешанный

1-2

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную

те же

  1. Зеркала.
  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;.
  3. Предметные картинки со звуком [с]

базу звука [с] с добавлением воздушной струи, звука[з] с добавлением голоса

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать фонематический слух.

3.Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация        звука [с], в слогах.

4-5

  • Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [с] в слоги.
  • Развивать        мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация звука [с] в словах.

18-20

Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [с] на конце слов, в середине и в начале.

  • Развивать

фонематический слух.

  • Формировать навыки звукового анализа слова.
  • Активизировать словарь.

те же

  1. Зеркала;
  2. Предметные картинки;
  3. Картинки-загадки;
  4. Дидактический материал.

3.

Автоматизация звука [с] в предложениях.

8-10

  • Закреплять        навык

правильного произношения звука [с] в словах предложений.

  • Развивать

фонематический        слух,

те же

1. Зеркала; 2.Сюжетные картинки; 3.Карточки с предложениями; 4.Дидактический материал.

память,        мышление, воображение.

4.

Автоматизация звука [с], в связной речи

8

  • Закреплять        навык

правильного произношения звука [с] в стихотворениях, чистоговорках,        потешках и т.д.

  • Развивать

фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический материал.

  •         Развивать        память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.

те же

План коррекционной работы (звук [ш])

Этапы работы

Кол- во занят ий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному        восприятию и воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [ш],

1-2

  • Выработка

продолжительного выдоха

  • Развитие

переключаемости органов артикуляционного

аппарата и выработка

  • «Погреем ручки»
  • «Удивление»
  • «Язычок ищет щелочку в заборе»
  • «Лопаточка»
  • «Лодочка        качается        на волнах»
  • «Широкая трубочка»
  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикулярных упражнений;

согласованной работы губ и языка

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • «Вкусное варенье»
  • «Язычок идет в гости к носику»
  • «Зубки с язычком играют

в прятки»

  • «Качели»

2. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука [ш] Способы:

  1. по подражанию
  2. механический

3) смешанный

1-2

Создать артикуляционную базу звука [ш] с добавлением воздушной струи, звука [ж] с добавлением голоса

  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала.
  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;.
  3. Предметные картинки со звуком [ш]

3.Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация        звука [ш], в слогах.

4-5

  • Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [ш] в слоги.
  • Развивать мелкую

моторику рук.

  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация        звука [ш] в словах.

18-20

Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [ш] на конце слов, в середине и в начале.

те же

Зеркала; 2.Предметные картинки; 3.Картинки-загадки; 4.Дидактический

  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать        навыки

звукового анализа слова.

  • Активизировать словарь.

материал.

3.

Автоматизация звука [ш] в предложениях.

8-10

  •         Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в словах предложений.
  • Развивать

фонематический        слух,

память,        мышление, воображение.

те же

1.Зеркала; 2.Сюжетные картинки; 3.Карточки с предложениями; 4.Дидактический материал.

4.

Автоматизация звука [ш], в связной речи

8

  •         Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.
  • Развивать

фонематический слух.

  •         Развивать        память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический

материал.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

Произношение свистящих, шипящих звуков

групповые занятия (68зан. – 2 зан./ неделю)

Содержание работы

Количество часов

Дата проведения

Подготовительный этап к постановке звука (4 часа).

1

Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

1

2

Развитие фонематического слуха.

1

3

Развитие зрительных восприятий.

1

4

Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.

1

Коррекционный этап (30 часов)

Постановка свистящих звуков (4 часа).

5

Звук и буква С. Постановка звука С. (по подражанию и от других звуков)

1

6

Звук и буква С. Постановка звука С. (механическим способом)

1

7

Звук и буква С. Постановка звука С. (от артикуляционного уклада)

1

8

Звук и буква С. Постановка звука С. (смешанным способом)

1

Автоматизация звука (14 часов). (Формирование первичных произносительных умений)

9

Автоматизация звука С в прямых открытых слогах: [СА, СО, СУ, СЫ, СЭ].

1

10

Автоматизация звука С в обратных слогах: [АС, ОС, УС, ЫС, ИС].

1

11

Автоматизация звука С в прямых в обратных слогах: [АСА, ОСО, УСУ, ИСЫ, ЫСЫ].

1

12

Автоматизация звука С в закрытых слогах (звук в начале слога): [САП, САМ, СОМ, СОН, СУК, СУП…].

1

13

Автоматизация звука С в закрытых слогах (звук в конце слога): [КАС, ПОС, КУС, МИС..]

1

14

Автоматизация звука C в слогах со стечением согласных: CТА,CКА, ИCТ, ОCТ, УCК и др.

1

15

Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в начале слова): CАД, СУК, СОН, СОК, СЫР...

1

16

Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАС, ЛЕС, ЛИС, ВЕС, НОС…

1

17

Автоматизация звука С в односложных словах со стечением согласных: СТАЯ, СТОЛ, СТУЛ, ЛИСТ, ЕСТ, КУСТ, МОСТ…

1

18

Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): САНИ, СЫРО, СУХО...

1

19

Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук С в середине и конце слова): УСЫ, ОСА, КОСЫ, ВЕСЫ, ОВЁС…

1

20

Автоматизация звукаС в двусложных словах со стечением согласных: СВЁКЛА, СТАКАН, СТАЙКА, КАСКА….

1

21

Автоматизация звука С в трёхсложных словах без стечения согласных: САПОГИ, СУХАРИ, САМОЛЁТ…

1

22

Автоматизация звука С в трёхсложных словах со стечением согласных: СКАМЕЙКА, СТУПЕНИ, КАПУСТА…

1

Формирования коммуникативных умений и навыков (14 часов).

23

Автоматизация звука С в словосочетаниях,предложениях и связной речи.

1

24

Дифференциация звуков С – СЬ.

1

25

Звук и буква З. Постановка звука З.

1

26

Автоматизация звука З в прямых открытых слогах: [ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ].

1

27

Автоматизация З в прямых в обратных слогах: [АЗА, ОЗО, УЗУ, ИЗЫ].

1

28

Автоматизация звука З в односложных словах (звук в начале слова): ЗУБ, ЗАЛ, ЗОНТ…

1

29

Автоматизация звука З в слогах со стечением согласных: ЗВА, ЗДА, ЗЛА, ЗМА, ЗНА, АЗМА, УЗНА, ОЗНИ, ИЗМА….

1

30

Автоматизация звука З в двусложных словах (звук в нач. слова под ударением): ЗОЯ, ЗАЯЦ, ЗУБЫ….

1

31

Автоматизация звука З в двусложных словах (звук в конце слова без ударения): ВАЗА, ПОЗА, ЛУЗА….

1

32

Автоматизация звука З в трёхсложных словах: ЗАНОЗА, ОБУЗА, БУЗИНА….

1

33

Автоматизация звука З в трёхсложных словах (в стечениях согласных): АЗБУКА, ГВОЗДИКА, КОЗЛЁНОК, КУЗНЕЦЫ…

1

34

Дифференциация звуков З – ЗЬ.

1

35

Дифференциация звуков З – С.

1

36

Автоматизация свистящих звуков в предложениях и связной речи.

1

Постановка шипящих звуков (4 часа).

37

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (по подражанию и от других звуков)

1

38

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (механическим способом)

1

39

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (от артикуляционного уклада)

1

40

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (смешанным способом)

1

Автоматизация звука (15 часов). (Формирование первичных произносительных умений)

41

Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: [ША, ШО, ШУ, ШИ].

1

42

Автоматизация Ш в обратных слогах: [АШ, ОШ, УШ, ИШ].

1

43

Автоматизация Ш в прямых в обратных слогах: [АША, ОШО, УШУ, ИШИ].

1

44

Автоматизация Ш в закрытых слогах (звук в начале слога): [ШАХ, ШУТ, ШОВ, ШИП, ШИТЬ].

1

45

Автоматизация звука Ш в закрытых слогах (звук в конце слога): КАШ, ПОШ, ПУШ, МИШ.

1

46

Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных: ШТА, ШКА, ИШТ, ОШТ, УШК и др.

1

47

Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в начале слова): ШАГ, ШУМ, ШОК, ШИП.

1

48

Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАШ, ДУШ, ВОШЬ, ТИШЬ и др.

1

49

Автоматизация звука Ш в односложных словах со стечением согласных: ШКАФ, ШКОЛ, ШКУР, ШТЫК, ШЛАК, ШЛЕМ, ШМЕЛЬ и др.

1

50

Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): ШИЛО, ШУБА.

1

51

Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук в начале слова без ударения): ШАГИ, ШИПЫ.

1

52

Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук Ш в середине слова): УШИ, МЫШИ, НАШИ.

1

53

Автоматизация звука Ш в двусложных словах со стечением согласных: ЧАШКА, КОШКА, УШКИ, МЫШКА.

1

54

Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах: УШАНКА, МЫШОНОК, КАМЫШИ, ШИПОВНИК.

1

55

Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах со стечением согласных: БУКАШКА, КУКУШКА, РЫБЁШКА, ПАРНИШКА.

1

Формирования коммуникативных умений и навыков (13 часов).

56

Дифференциация звуков С – Ш.

1

57

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях, в предложениях и связной речи.

1

58

Звук и буква Ж. Постановка звука Ж.

1

59

Автоматизация звука Ж в прямых открытых слогах: [ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ].

1

60

Автоматизация звука Ж в прямых в обратных слогах: [АЖА, ОЖО, УЖУ, ИЖИ].

1

61

Автоматизация звука Ж в односложных словах (звук в начале слова): ЖУК, ЖАР, ЖИР, ЖИЛ.

1

62

Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных: АЖМА, ЯЖМА, ЖВА, ЖДА, ЖЛА, ЖМА, ЖНА.

1

63

Автоматизация звука Ж в двусложных словах (звук в нач. слова под ударением): ЖАБА, ЖОРА.

1

64

Автоматизация звука Ж в двусложных словах (звук в конце слова без ударения): ВИЖУ, ЛУЖА, ХОЖУ.

1

65

Автоматизация звука Ж в трёхсложных словах (звук в стечении согласных): ПРИЛЕЖНЫЙ, ДРУЖНЫЙ, КАЖДЫЙ.

1

66

Дифференциация звуков Ш – Ж.

1

67

Дифференциация звуков З – Ж.

1

68

Автоматизация шипящих звуков в предложениях и связной речи.

1

Итого:

68 часов

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

Произношение шипящих, сонорных звуков (Л).

подгрупповые занятия        (34зан. – 1зан./неделю)

Содержание работы

Количество часов

Дата проведения

Подготовительный этап к постановке звука (4 часов).

1

Развитие слухового внимания, слуховой памяти.

1

2

Развитие фонематического слуха.

1

3

Развитие зрительных восприятий.

1

4

Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.

1

Коррекционный этап (30 часов)

Постановка и автоматизация шипящих звуков (25 часов).

5

Постановка звука «Ш». Выработка правильной воздушной струи.

2

6

Автоматизация звука «Ш» изолированно

1

7

Автоматизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах. Звук «Ш» в начале слов.

1

8

- в словах с ударными слогами;

1

9

- в словах с безударными слогами;

1

10

- в словах со стечением согласных в слоге;

1

11

- во фразах, текстах, насыщенных словами с данным типом слогов;

1

12

Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком «Ш».

1

13

Дифференциация звуков [Ш-С] в слогах, словах,предложениях.

1

14

Постановка звука «Ж», автоматизация в слогах.

1

15

Автоматизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах. Звук «Ж» в начале слов.

1

16

Автоматизация звука «Ж» в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [Ш-Ж].

1

17

Звук «Ж» в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [Ш-Ж].

1

18

Закрепление произношения звука «Ж» в словах.

1

19

Автоматизация произношения звука «Ж» в словах и предложениях.

1

20

Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком «Ж».

1

21

Дифференциация звуков [Ж-З] в слогах, словах,предложения.

1

22

Постановка звука [Ч].

1

23

Автоматизация звука [Ч] в обратных слогах.

1

24

Автоматизация звука [Ч] в прямых слогах. Звук [Ч] в начале слов.

1

25

Автоматизация звука [Ч] в слогах и в середине слов.

1

26

Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [Ч].

1

27

Автоматизация звуков [Ч-Т’] в слогах, словах, предложениях и текстах.

2

Постановка и автоматизация сонорных звуков (15 часов).

28

Постановка звука «Л».

1

29

Автоматизация звука «Л» изолированно, в закрытых слогах:

1

30

- в словах с ударными слогами;

1

31

- в словах с безударными слогами;

1

32

- в словах со стечением согласных в слоге;

1

33

- во фразах, текстах, насыщенных словами с данным типом слогов;

1

34

Автоматизация звука «Л» в открытых слогах:

1

35

- в словах с ударными слогами;

1

36

- в словах с безударными слогами;

1

37

- в словах со стечением согласных в слоге;

1

38

- во фразах, текстах, насыщенных словами с данным типом слогов;

1

39

Закрепление произнесения звука «Л» в словах с закрытыми и открытыми слогами:

1

40

- в предложениях;

1

41

- в поговорках, пословицах;

1

42

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

1

Итого:

34 часа

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

Произношение сонорных звуков (Р)»

индивидуальные занятия (68 зан. - 2зан./неделю)

Содержание работы

Количество часов

Дата проведения

Диагностика устной речи (3 часа).

1

Обследование звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата.

1

2

Исследование фонематических процессов, состояние звукового анализа и синтеза слов.

1

3

Исследование лексико-грамматического строя речи, состояние связной речи.

1

Подготовительный этап к постановке звука (6 часов).

4

Гласные и согласные звуки.

1

5

Звуки А, У, О, Ы, Э для твёрдых согласных.

1

6

Звукобуквенный анализ слов со звуками А, У, О, Ы, Э.

1

7

Звуки и буквы Я, Ю, Ё, И, Е для мягких согласных.

1

8

Звукобуквенный анализ слов со звуками Я, Ю, Ё, И, Е.

1

9

Гласные и согласные звуки. Обобщающее занятие.

1

Формирование произносительных умений и навыков(6 часов).

(уточнение и закрепление навыков произношения свистящих и шипящих звуков)

10

Дифференциация С – С’.

1

11

Дифференциация З – З’.

1

12

Дифференциация Ш – Ж.

1

13

Дифференциация С – Ш.

1

14

Дифференциация З – Ж.

1

15

Дифференциация Ш - Щ.

1

Постановка сонорных звуков (10 часов).

16

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р.

2

17

Звук и буква Р.

Постановка звука Р. (от других звуков)

2

18

Звук и буква Р. Постановка звука Р. (от артикуляционного уклада)

2

19

Звук и буква Р. Постановка звука Р. (механическим способом)

2

20

Звук и буква Р. Постановка звука Р. (смешанным способом)

2

Автоматизация звука (22 часа). (Формирование первичных произносительных умений)

21

Автоматизация звука Р в прямых открытых слогах: [РА, РО, РУ, РЫ].

2

22

Автоматизация звука Р в односложных словах (Р в начале слова): [РАК, РОМ, РУЛЬ, РЫСЬ].

2

23

Автоматизация звука Р в обратных слогах: [АР, ОР, УР, ИР].

2

24

Автоматизация звука Р в односложных словах (Р в конце слова): [ВАР, БОР, ТУР, ПИР].

1

25

Автоматизация звука Р в прямых и обратных слогах: [АРА, ОРО, УРУ, ИРЫ].

1

26

Автоматизация звука Р в двусложных словах (Р в середина слова): [ЖАРА, НОРА, ФУРА, ЛИРА].

1

27

Автоматизация звука Р в слогах [ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, ТРЭ].

1

28

Автоматизация звука Р в односложных словах со стечением согласных (в начале слова): [ТРАП, ТРОН, ТРУС, ТРЫНЬ, ТРЭ].

1

29

Автоматизация звука Р в обратных слогах: [АТР, ОТР, УТР ИТР].

1

30

Автоматизация звука Р в словах (Р в конце слова): [ФЕТР, МЕТР, ЛИТР].

1

31

Автоматизация звука Р в прямых и обратных слогах: [АТРА, ОТРО, УТРУ, ИТРЫ].

1

32

Автоматизация звука Р в двусложных словах (Р в середине слова): [МАТРОС, МЕТРО, УТРО, ЛИТРЫ].

1

33

Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных: [ГРА, КРА, БРА, ПРА, ВРА, ФРА].

1

34

Автоматизация звука Р в словах со стечением  согласных: [ГРАД, КРАБ, БРАТ, ПРАВ, ВРАГ, ФРАК].

1

35

Автоматизация звука Р в открытых слогах со стечением согласных: [АРГА, АРКА, АРБА, АРПА, АРВА, АРФА].

1

36

Автоматизация звука Р в двусложных словах со стечением согласных: [ГОРКА, АРКА, ВЕРБА, ПЕРВЫЙ, ЮРТА, АРФА].

1

37

Автоматизация звука Р в трехсложных словах (Р в начале слова): [РАБОТА, РУБАХА, РЫБАКИ, РОБОТЫ].

1

38

Автоматизация звука Р в трехсложных словах (Р в середине слова): [КОРОБКА, КАРАНДАШ, МУРАВЕЙ, ВОРОНА].

1

39

Автоматизация звука Р в словах: [ПРОСТОР, РАЗГАР, МРАМОР, ФАРФОР, ОРКЕСТР и др.]

1

Формирования коммуникативных умений и навыков (17 часов).

40

Автоматизация звука Р в словосочетаниях.

2

41

Автоматизация звука Р в предложениях и связной речи.

2

42

Дифференциация звуков Р – Л.

2

43

Звук и буква Р. Постановка звука Р’. (механическим способом)

1

44

Звук и буква Р. Постановка звука Р’. (смешанным способом)

1

45

Автоматизация Р’ в обратных слогах типа: АРЬ, ОРЬ, УРЬ, ЫРЬ, ЕРЬ.

1

46

Автоматизация звука Р’ в словах (звук в конце слова): ЖАРЬ, ХОРЬ, ШИРЬ.

1

47

Автоматизация звука Р’ в прямых слогах: РЯ, РЁ, РЮ, РИ, РЕ.

1

48

Автоматизация звука Р’ в словах (звук в начале слова): РЯД, РЁВ, РЮША, РИТА, РЕКИ.

2

49

Дифференциация звуков Р – Р’.

2

50

Автоматизация сонорных звуков в связной речи.

2

Итоговая диагностика(4 часа).

51

Обследование звукопроизношения. Обследование фонематического восприятия.

1

52

Обследование фонематического восприятия.

1

53

Обследование словаря и лексики, грамматического строя речи.

1

54

Обследование связной речи.

1

Итого

68часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подг...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Рабочие программы по  предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...