Род имён существительных
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Логопедическое занятие по теме: "Род имен существительных" для детей, имеющих заключение: СНР с нарушением письменной речи по типу аграмматической дисграфии на фоне лёгкой умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 90.63 КБ |
zadaniya_k_konspektu_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx | 91.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 4 Класс 4 Дата проведения_______
Тема: Род имён существительных.
Дифференциация существительных разного рода.
Цель: повторить и обобщить имеющиеся знания о существительных и их роде.
Задачи:
Учить определять род существительных; согласовывать существительные разного рода с прилагательными, глаголами, местоимениями.
Корректировать и развивать слуховую и зрительную памяти через игры и упражнения;
активизировать словарного запаса.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: три карточки с заданиями «ДОМИКИ», предметные картинки, задания –карточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент:
«4-ый лишний». На доске записаны слова:
Кот, бежит, мурлычет, спит;
Едет, стоит, ждёт, автобус.
- Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
- Почему эти слова лишние?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус, кот?
- К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
- Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус?
- Почему?
- Можно ли эти слова изменить по числам?
- Какого рода эти слова слова?
- Как определили?
- Сегодня мы будем определять род в словах – названиях предметов, и правильно говорить и писать их со словами признаками и словами действиями.
II. Основная часть.
У каждого ребёнка карточка с заданиями.
- Определить род в словах , нам помогут слова-помощники (у каждого на парте)
Стихотворение В Волиной читает уч-ся из класса:
Весёлые рифмы.
Род мужской конечно МОЙ:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу –МОЯ:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь она моя.
Средний род -ОНО, МОЁ:
Моё окно, село моё.
2. Устная работа
Л. называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.
Слова: СТОЛ, ПАРТА, КИНО, ДОМ, РУЧКА, ЗАЯЦ, ЗЕРКАЛО, ЗАЙЧИХА, КНИГА, МОРЕ, УЛИЦА, ПИРОГ, ПИРОЖНОЕ, ПЁС, СОБАКА, ЖИВОТНОЕ.
3. Письменная работа на карточке (у каждого уч - ся)
Пальчиковая гимнастика с самомассажем: «Здравствуй Большак, здравствуй Указка, здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка, здравствуй Крошка-Митрошка, здравствуй, здравствуй моя Ладошка. (тоже и на другой руке)
А)
Данные слова (названия предметных картинок) дети записывают в три домика на карточке: Ж.Р., М.Р., СР.Р.
волк, молоток, сова, груша, окно, лук, ведро, шкаф, пила, лиса, яйцо, солнце.
Б) Вместо точек вставить слова ОН ОНА ОНО.
Развивается флаг. … большой.
Растёт ёлочка. …. большая.
Шумит море. ….. огромное.
- Прочитать, какие слова вставили.
- Над выделенными словами подпишите род.
В) карточка IV – 9 (дифференциация ТЬ – Ч) 1,2 столбики
Прочитайте слова.
- Можем определить род?
- Почему?
- Измените слова так, чтобы они было в единственном числе.
- Назовите эти слова.
- Запишите слова, М. Р. _____________________________
Ж. Р. _____________________________
Г) Составь слова из слогов
ре мо но ки тер ве на па ма, ка со ба рёш ка мат
Д) Задание: «Найди ошибки». Запиши правильно.
ПЕТЬКА РАСТОПИЛАСЬ ____________________________________________________
НАМОКЛА ТРЯПОТЬКА _____________________________________________________
СОГРЕЛОСЬ МОЛОТЬКО _____________________________________________________
ПОСТИРАЛА КОФТОТЬКУ ___________________________________________________
ПОТИНИЛ ТЕЛЕЖКУ ________________________________________________________
Подчеркни исправленные буквы.
Определи род в словах – названиях предметов.
Е) Соедини линиями слова из второго столбика так, чтобы получилось предложение.
Наступила снежная Сугроб
Зимой низкое, хмурое Ветер
Редко показывается Снег
Дует холодный Небо
Идёт пушистый Солнце
У забора большой Зима
III. Итог
Ещё раз рассмотреть карточку с выполненными заданиями
- Назвать слова-помощники, которые помогали определить род?
- Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных?
Предварительный просмотр:
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
А)
Б) Вместо точек вставить слова ОН ОНА ОНО.
Развивается флаг. …………. большой.
Растёт ёлочка. …………… большая.
Шумит море. ………… огромное.
- Над выделенными словами подпишите род.
В) - Измените слова так, чтобы они было в единственном числе.
Назовите эти слова.
Запишите слова
М. Р. _________________________________________________________
Ж. Р. ___________________________________________________________
Г) Составь слова из слогов
ре мо но ки тер ве на па ма, ка со ба рёш ка мат
_________________________________________________________
Д) Задание: «Найди ошибки». Запиши правильно.
ПЕТЬКА РАСТОПИЛАСЬ ____________________________________________________
НАМОКЛА ТРЯПОТЬКА _____________________________________________________
СОГРЕЛОСЬ МОЛОТЬКО _____________________________________________________
ПОСТИРАЛА КОФТОТЬКУ ___________________________________________________
ПОТИНИЛ ТЕЛЕЖКУ ________________________________________________________
Подчеркни исправленные буквы.
Определи род в словах – названиях предметов.
Е) Соедини линиями слова из второго столбика так, чтобы получилось предложение.
Наступила снежная сугроб
Зимой низкое, хмурое ветер
Редко показывается снег
Дует холодный небо
Идёт пушистый солнце
У забора большой зима
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...