Дифференциация С-Ц в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Комович Елене Валерьевне

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи с детьми 3 класса, имеющими заключение СНР лёгкой степени с нарушением письменной речи по типу смешанной дисграфии с ведущими аграмматической дисграфией и артикуляторно - акустической дисграфией, на фоне лёгкой умственной отсталости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-ts_v_slovah_i_slovosochetaniyah.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  5               Классе 3                           Дата проведения   _________________

Тема:       Дифференциация С-Ц в словах и словосочетаниях.

Цель:  формирование навыков дифференциации звуков и букв С - Ц в устной и письменной речи.

Задачи:

Учить дифференцировать  звуки [С, Ц]: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из словосочетаний, называть слова со звуки [С, Ц];

- закреплять правильное произношение звуков [С, Ц].

Корректировать и развивать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза; внимание, зрительную и слуховую память;

- уточнять  и активизировать словарь.

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: карточки, зеркала, символы для характеристики звука.

Ход урока:

1. Орг.момент:

Потянитесь, улыбнитесь.

- Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех был добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли учиться,  узнавать много нового.

– Вы хотите  учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться.

Рассмотрите картинки   карточка 1

- Что на ней нарисовано?

- Как одним словом назвать сокола и цаплю? (птицы)

- Прочитайте названия птиц?

2. Сообщение темы занятия:

- Назовите первый звук в слове СОКОЛ?

- Назовите первый звук в слове ЦАПЛЯ?

- Сегодня мы будем сравнивать звуки [с] - [ц]   и буквы которые их обозначают.

– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:

Звуки и буквы  С  –  Ц

3. Артикуляционная гимнастика.

На занятии нам надо много говорить и произносить звуки правильно.

- Давайте проведем артикуляционную гимнастику.

- Работа с зеркалами:

Улыбка -Трубочка.

Месим тесто

Блинчик - Желобок - Горка

Чистим зубки

4.Работа с профилями звуков.

-работа по иллюстрациям профилей

-отработка постановки органов артикуляции при произнесении звуков С-Ц с индивидуальным зеркалом.

Звук С

кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы щелочкой, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….

– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите  долго звук С.

– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается?

Слышите свист?

Поэтому он называется «свистящим».

Звук простой.

Голосовые связки отдыхают.

– Уточним и произношение звука Ц.

Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С.

Возьмите  зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно),  кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки  Т  и  С.

Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.

– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно.

Звук взрывной, сложный.

Голосовые связки отдыхают.

Заполнение таблицы-карточки на доске.

 На доске карточки- символы выставляют дети

ЗВУКИ

 С

Ц

Гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Звонкий или глухой?

Простой или сложный?

– Кто хочет рассказать о звуке С.

- Кто хочет рассказать о звуке  Ц

5.Дифференциация С-Ц в слогах. Развитие фонематических процессов.

Возьмите палочки, постучите столько раз, сколько звуков услышите.

Ца, са, цо, со, цу, су, цы, сы, цок, сыт, сац, цыс.

6.Чистоговорка

су — су — су — воду я несу;

цы — цы — цы — поспели огурцы;

са — са — са — у девицы коса;

цо — цо — цо — у Светы кольцо.

7.Устный диктант слов. 

Поднимите карточку с буквой С или Ц, если в слове есть этот звук. ЦИФРЫ, ЦИРКУЛЬ, СТУПЕНЬКИ, НАСОС, АКАЦИЯ, СТАДИОН, УМНИЦА, СКРОМНИК.

8.Пальчиковая гимнастика  «Дорожка»

- представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

9. Дифференциация ц-с  в словах.

Работа в карточках.

Карточка 20   С – Ц   задание под буквой А

Вписать нужную букву С или Ц в слова.

- Назовите слова со звуком С

- Назовите слова со звуком Ц

Физминутка

Упражнение на расслабление мышц: ЦАПЛЯ (постоять на одной ноге, посчитать до 5)

САМОЛЁТ (руки в стороны, покачаться в ту сторону, в которую скажет пилот: вправо, влево, кругом)

10. Дифференциация ц-с  в словосочетаниях.

Карточка 25

11. Работа с деформированным предложением.

Карточка 25

- Найдите выделенные словосочетания.

- Прочитайте их.

- Составьте из них предложения, используя слова на доске.

 На доске (Я ПИШУ;   УКРАШЕНА ЦВЕТАМИ;  ДЕТИ ВЕСЕЛО)

- Запишите предложения.

- Найдите главные слова.

  12. Итог.

– Какие звуки мы сегодня учились различать?

ПРОСТОЙ              СЛОЖНЫЙ

ПРОСТОЙ              СЛОЖНЫЙ

ПРОСТОЙ              СЛОЖНЫЙ

ПРОСТОЙ              СЛОЖНЫЙ

ПРОСТОЙ              СЛОЖНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект занятия для учащихся вторых классов....

Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях

Цель:  учить дифференцировать данные звуки.Задачи: - совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;- развивать навык слогов...

Дифференциация Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.

Преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Данный материал помогает оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность....

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и словосочетаниях.

Логопедическое занятие с детьми младшего школьного возраста....

Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"

Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

В материале представлен конспект логопедического занятия  по автоматизации и дифференциации шипящих звуков....