Дифференциация С-Ц в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Логопедическое занятие по коррекции письменной речи с детьми 3 класса, имеющими заключение СНР лёгкой степени с нарушением письменной речи по типу смешанной дисграфии с ведущими аграмматической дисграфией и артикуляторно - акустической дисграфией, на фоне лёгкой умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_s-ts_v_slovah_i_slovosochetaniyah.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 5 Классе 3 Дата проведения _________________
Тема: Дифференциация С-Ц в словах и словосочетаниях.
Цель: формирование навыков дифференциации звуков и букв С - Ц в устной и письменной речи.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки [С, Ц]: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из словосочетаний, называть слова со звуки [С, Ц];
- закреплять правильное произношение звуков [С, Ц].
Корректировать и развивать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза; внимание, зрительную и слуховую память;
- уточнять и активизировать словарь.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: карточки, зеркала, символы для характеристики звука.
Ход урока:
1. Орг.момент:
Потянитесь, улыбнитесь.
- Я хочу вам пожелать, чтобы у всех был добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли учиться, узнавать много нового.
– Вы хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться.
Рассмотрите картинки карточка 1
- Что на ней нарисовано?
- Как одним словом назвать сокола и цаплю? (птицы)
- Прочитайте названия птиц?
2. Сообщение темы занятия:
- Назовите первый звук в слове СОКОЛ?
- Назовите первый звук в слове ЦАПЛЯ?
- Сегодня мы будем сравнивать звуки [с] - [ц] и буквы которые их обозначают.
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
Звуки и буквы С – Ц
3. Артикуляционная гимнастика.
На занятии нам надо много говорить и произносить звуки правильно.
- Давайте проведем артикуляционную гимнастику.
- Работа с зеркалами:
Улыбка -Трубочка.
Месим тесто
Блинчик - Желобок - Горка
Чистим зубки
4.Работа с профилями звуков.
-работа по иллюстрациям профилей
-отработка постановки органов артикуляции при произнесении звуков С-Ц с индивидуальным зеркалом.
Звук С
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы щелочкой, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается?
Слышите свист?
Поэтому он называется «свистящим».
Звук простой.
Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц.
Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С.
Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно), кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С.
Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно.
Звук взрывной, сложный.
Голосовые связки отдыхают.
Заполнение таблицы-карточки на доске.
На доске карточки- символы выставляют дети
ЗВУКИ | С | Ц |
Гласный или согласный? | ||
Твёрдый или мягкий? | ||
Звонкий или глухой? | ||
Простой или сложный? |
– Кто хочет рассказать о звуке С.
- Кто хочет рассказать о звуке Ц
5.Дифференциация С-Ц в слогах. Развитие фонематических процессов.
Возьмите палочки, постучите столько раз, сколько звуков услышите.
Ца, са, цо, со, цу, су, цы, сы, цок, сыт, сац, цыс.
6.Чистоговорка
су — су — су — воду я несу;
цы — цы — цы — поспели огурцы;
са — са — са — у девицы коса;
цо — цо — цо — у Светы кольцо.
7.Устный диктант слов.
Поднимите карточку с буквой С или Ц, если в слове есть этот звук. ЦИФРЫ, ЦИРКУЛЬ, СТУПЕНЬКИ, НАСОС, АКАЦИЯ, СТАДИОН, УМНИЦА, СКРОМНИК.
8.Пальчиковая гимнастика «Дорожка»
- представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.
9. Дифференциация ц-с в словах.
Работа в карточках.
Карточка 20 С – Ц задание под буквой А
Вписать нужную букву С или Ц в слова.
- Назовите слова со звуком С
- Назовите слова со звуком Ц
Физминутка
Упражнение на расслабление мышц: ЦАПЛЯ (постоять на одной ноге, посчитать до 5)
САМОЛЁТ (руки в стороны, покачаться в ту сторону, в которую скажет пилот: вправо, влево, кругом)
10. Дифференциация ц-с в словосочетаниях.
Карточка 25
11. Работа с деформированным предложением.
Карточка 25
- Найдите выделенные словосочетания.
- Прочитайте их.
- Составьте из них предложения, используя слова на доске.
На доске (Я ПИШУ; УКРАШЕНА ЦВЕТАМИ; ДЕТИ ВЕСЕЛО)
- Запишите предложения.
- Найдите главные слова.
12. Итог.
– Какие звуки мы сегодня учились различать?
ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ
ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ
ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ
ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ
ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект занятия для учащихся вторых классов....
Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях
Цель: учить дифференцировать данные звуки.Задачи: - совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;- развивать навык слогов...
Дифференциация Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.
Преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Данный материал помогает оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность....
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и словосочетаниях.
Логопедическое занятие с детьми младшего школьного возраста....
Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"
Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...
Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.
В материале представлен конспект логопедического занятия по автоматизации и дифференциации шипящих звуков....