Взаимосвязь логопедии и нейропсихологии в преодолении трудностей при письме и чтении.
статья по логопедии
Если мозг ребёнка представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих поражения или отклонения работы мозга, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология помогает починить сосуд, а учитель - логопед – наполняет его. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использовать нейропсихологические приемы, так как они подготавливают базу и основу для дальнейшей коррекционной работы логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь логопедии и нейропсихологии в преодолении трудностей при письме и чтении.
Топорова Юлия Германовна
Учитель-логопед, ГБОУ школа №438
К большому сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые имеют нарушения в развитии. Уже при поступлении в 1 класс у детей очень часто возникают трудности при освоении программного материала – а это и письмо, и чтение, и неспособность сфокусировать своё внимание на образовательном процессе. И это не детское нежелание воспринимать материал, это следствие недоразвития и особенности развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь логопедической коррекционной работе приходит нейропсихология и нейропсихологические методики.
Логопедия (от древнегреческого λόγος, — слово и παιδεύω, — воспитываю, обучаю) — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального коррекционного обучения и воспитания.
Нейропсихология - наука, созданная в нашей стране выдающимся ученным А.Р.Лурия в середине 20 века. Основным объектом её изучения является мозговая организация таких психических процессов как: внимание, память, восприятие, речь, мышление, моторика и эмоциональное реагирование. Именно эта наука даёт нам объяснение тому, что происходит в головном мозге, когда мы пишем, читаем, говорим или выполняем другие психические функции.
Цель логопедии - изучить причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, и выстроить систему коррекционного воздействия.
На мой взгляд, как практикующему логопеду, сейчас сложно отделить эти две самостоятельные науки друг от друга именно по той причине, что нейропсихология даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений и выделить нарушенные связи, формируя базовые функции, необходимые для освоения навыков чтения, письма и обучения в целом. Именно нейропсихология может дать нам ответ на вопросы, например такие как: «Почему ребёнок при письме или чтении пропускает, заменяет, переставляет местами буквы, слоги или даже целые слова?», «Почему ребёнок пишет с середины строки и буквы при этом «взлетают вверх»?», «Почему ребёнок не может воспринять информацию и всё время «лежит на парте» ?». Это лишь малая часть тех вопросов, в которых нам может помочь разобраться нейропсихология.
Давайте кратко разберёмся в мозговой организации и что будет, если нарушается работа хотя бы одного из трёх блоков мозга.
1 блок мозга – энергетический блок.
Данный блок мозга участвует в организации таких ВПФ, как - внимание, память, а так же поддержание общего тонуса ЦНС.
Признаками нарушений в развитии 1 блока мозга являются:
- быстрая истощаемость, утомляемость и как следствие первых вялость;
- эмоциональная нестабильность, неуравновешенность;
- частые болезни детей;
- непроизвольные движение языком во время письма;
- сужение поля зрения и т.д.
2 блок – это блок приема, переработки и хранения информации. Он включает в себя основные анализаторные системы, а именно зрительную, слуховую и тактильную. Признаками незрелости или нарушения работы данного блока являются:
- несформированность пространственных представлений (например у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.д.);
- сложность в восприятии информации и её удержании в памяти;
- неловкость движения рук при письме и т.д.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Признаками недостаточной сформированности у детей являются:
- отвлекаемость на любой раздражитель;
- упрощение любой поставленной задачи;
- пропуски букв при письме, недописывание окончаний в словах, недоделывание заданий или их упрощение;
- бедная речь, скудный словарный запас;
- невозможность понимания и решения смысловой или логической задачи.
Из вышесказанного делаем вывод, что утверждение тесной взаимосвязи логопедии и нейропсихологии, является верным. Ведь для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использовать нейропсихологические приемы, так как они подготавливают базу и основу для дальнейшей коррекционной работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих поражения или отклонения работы мозга, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а учитель логопед – наполняет его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления"
План-конспект родительского собрания...
План-конспект родительского собрания «Методические рекомендации по организации помощи при трудностях обучения письму и чтению»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь....
Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и пон...
Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.
Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...
Предупреждение и преодоление специфических нарушений письма и чтения
Материал преднозначен для ознакомления родителей с причинами возникновения ошибок на письме и методами их преодоления....