Конспект урока «Дифференциация букв С-З и звуков [C]-[З]» «Украшение новогодней ёлочки со снежинкой и зайкой»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Пояснительная заявка: данный урок посвящен, знакомству подгруппы детей 1 класса ,зачисленных на логопункт, с понятиями звуки [С]-[З] и буквами С-З, дифференциации звуков [C]-[З],по глухости-звонкости.
Интеграция областей: русский язык, литературное чтение.
Вид мышления:словесно-логическое;
Цель:создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности детей.
Образовательные-коррекционные задачи:
- Учить давать характеристику звуков;
- Формировать навыки фонематического восприятия;
- Закреплять понятия: «звук», «буква», и внедрять их в активный словарный запас;
- Упражнять навыки чтения;
- Обучать навыкам звукового анализа и синтеза;
- Закреплять навыки, правильного держания карандаша.
Развивающие-коррекционные задачи:
- Активизировать слухоречевую память.
- Осуществлять связь русского языка и литературного чтения;
- Совершенствовать мелкую и общую моторику;
- Развивать внимательность и любознательность;
5)Улучшать динамический праксис;
6)Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
7) Формировать у детей навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- Прививать любовь к родному языку;
- Стимулировать желание детей к коммуникации;
- Поощрять активность и самостоятельность на уроке;
- Создать дружескую и творческую атмосферу.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, флешка с презентацией.
Оборудование: кинезиологические мячи, заламинированные варежки со снежинкой, одноразовые тарелочки, синие карандаши, рабочие листы, вырезанные буквы С-З, заламинированные зайка и снежинка, елочка, новогодние украшения, плакаты с путаницами, зеркала, большой мяч.
Методические приемы: наглядные, практические, словесные.
Словарная работа: звуки, буквы.
Герои:снежинка и зайка.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | |||
Деятельность педагога
| Деятельность детей | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | -Прозвенел уже звонок У логопеда наш урок Мы будем чётко говорить, всё разбирать, смотреть, учить.
-Какой праздник к нам приближается? -Верно и к нам пришли гости. С неба звёздочки летят
-Снежинка -красавица. А ещё пришёл …
Рад и побегайчик, Длинноухий … (зайчик).
-Ребята, давайте поможем снежинке и зайке нарядить новогоднюю ёлочку. За каждое правильное выпоенное задание, на ёлочку будем вешать украшения.
| Произносят стихотворение
Ответы детей
-Снежинка
-Зайчик
|
| 1 мин
|
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.Буквы С-З и звуки [С]-[З]
4.Работа с рабочими листами. (со слоговыми рядами)
5. Игра с мячом «Добавь слог».
6.Путаница. Определение количества слогов в словах.
7.Работа над фонематическим слухом.
8.Дефференциация звуков [C]-[З] в словах.
9.Пропущенная буква.
10.Постановка ударения.
11 .Составление предложений.
12.Слова с двумя согласными [C],[З].
| -Снежинка принесла Вас зимние варежки и предлагает сдуть ее сестренок с них. Делаем короткий вдох носом, длительный выдох ртом.
-Хорошо. Вешаем украшение на елку. -Давайте сделаем артикуляционную гимнастику с белоснежным зайкой. -Упражнения: 1)Заборчик-трубочка; 2)Часики; 3)Лопатка; 4)Месим тесто; 5)Конфетка; 6)Почистим нижние зубки; 6)Горка;
-У Вас прекрасно получается. Вешаем украшение на ёлку.
-Какие первые звуки в словах: зайка, снежинка? Сравните эти звуки по положению губ и языка. Назовите сходства и различия при произнесении этих звуков.
Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком». Язык – кончик упирается в передние зубы. Голосовые сладки – не работают. Воздушная струя – холодная.
- Звук [с] – согласный, парный-твердый, парный-глухой; звук [з] – согласный, парный-твердый, парный-звонкий.
-Посмотрите на экран телевизора, я буду называть слова комар или чайник, а Вы будите звенеть,как комарик,или свистеть .как чайник.
-Посмотрите, что держат Зайка и снежинка? -На что похожи буквы ЭС-ЗЭ? -Давайте с помощью пальцев и рук изобразим эти буквы. Буква С Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (Г.Виеру)
Буква З На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. (С.Маршак)
-Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим) -На экране ,вы видите схему для запоминания. Я буду зазывать буквы ЭС-ЗЭ или звуки [C][З],а вы мне скажите, что я назвала.
-У Вас на столах лежат рабочие листы и карандаши, давайте выполним первое задание. Образуем слоги. Соединим стрелкой согласную букву с гласной и прочитаем, что получилось. -Ребята помните, что карандаш держим правильно. (двумя пальцами беру и на палочку кладу). -Отлично, вы хорошо читаете. Вешаем украшение на елку.
-Во втором упражнении читать слоговые ряды вначале медленно, затем с убыстрением
СА-ЗА-ЗА-СА ЗО-СО-СО-ЗО СУ-ЗУ-СУ-ЗУ ЗЫ-ЗЫ-СЫ-СЫ
-Прочитайте слоговые ряды и выделите голосом сначала второй слог, затем четвертый.
- Вешаем украшение нам елочку. -В 3м упражнении найдем среди других букв только буквы Си З. обведем их в кружочек.
-Хорошо вешаем украшение на елочку.
-Я начинаю слово, а вы добавьте слог –зы- или –сы-: Бусы, весы, берёзы, рельсы, арбузы, морозы, плаксы, часы, занозы, алмазы, мимозы. -Вспомните, какие были слова.
- Давайте сыграем в снежки со снежинкой и зайкой. В путаницах спрятались разные предметы. Давайте сначала найдем предметы в путанице снежинки. Затем зайки. Возьмите из корзинки мячики. Представим. Что это снежки. Звук [C]: стакан, санки, лист, самолет, автобус, сумка, слон, стул. Звук [З]: звезда, зонт, заяц, кукуруза, замок, ваза, змея, коза.
-Ребята, возьмите снежок в правую руку. я буду читать вам слова, если вы услышите звук З –переложите снежок в другую руку, если звук С-отдайте мячик соседу. (Морозы, следы, воздух, снег, сугроб, узор ,санки, снеговик, зима, снегурочка,)
-Еще украм нашу ёлочку, вешаем украшение. -Мячики возьмите с собой и положите пока тарелочки, они нам пригодятся чуть позже.
-Посмотрим, как быстро вы сможете менять позы руками и называть слова. Посмотрите на экран и повторите за мной. -Называем слова и повторяем позы рук под картинками.
Зуб-суп; Зайка-сайка; Коза-коса; Глаз-класс. - Чем отличались эти слова? (меняется один звук и изменяется значение слова)
-Хорошо, вешаем украшение на ёлку.
-Переверните пожалуйста рабочие листы. Что изображено на картинках? -Какие буквы пропущены в словах? (Коза-Коса, Лиза-лиса) Вписываем прописные буквы С и З. Я напишу на доске. Напомню, как они пишутся прописные буквы. - С какой буквы написано имя девочки? (Имена собственные пишутся с большой буквы)
-Вы справились, повесим еще украшение на ёлку. -Возьмите в руки мячики и давайте попробуем поставить ударение в словах. Позовет слово и подбросим мячик 3 раза.
-Вы выполнили еще задания, украшаем ёлочку.
-Составим предложения с каждым из этих слов.
-Вы выполнили все задания. Вешаем последние украшения на ёлочку.
-в словах ниже, давайте назовем сначала слог(3.4,1,2),а затем прочитаем слово целиком.
| Сдувают снежинки с варежки
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Полные ответы детей.
Детям предлагается ощутить работу голосовых связок при произнесении звонкого согласного –[З], приложив ладонь к горлу.
-Буквы С и буква З.
-«Свистят» или «звенят»
Изображают буквы С-З
Ответы детей
Соединяют стрелкой, читают слоги.
Читают слоги Обводят буквы С и З.
Договаривают слова
Подходят к доске и берут из корзинки кинезиомячики. Находят слова в картинках-путаницах
Перекладывают кинезиологические мячики
Называют слова и одновременно повторяют позы рук под картинками.
Называют слова и повторяем позы рук под картинками. Дети делают упражнение по подражанию.
Ответы детей
Ответы детей
Читают слова | Короткий вдох носом, длинный выдох ртом. Делаем 5 раз.
Презентация Слайд 2-5 слайд
Презентация Слайд 7
Картинки зайки с буквой з- Картинка снежинки с буквой С
Упражнения в изолированном произношении звуков З-С
Звук «С», а буква ЭС Звук «З», а буква ЗЭ
Презентация. Слайд 9. Схема для запоминания понятий «звук», «буква»
Выполняют 3 задание в рабочих листах
Перебрасывают кинезиомячики из ладони в ладонь, столько раз сколько слогов в слов
Презентация 9-10 слайд
Упражнение с кинезиологическими мячиками.
| 1 мин
2 мин.
4 мин
.
7 мин
2 мин 6 мин
2 мин
3 мин
2 мин
1 мин
2 мин
4 мин |
3. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия
| -Быстро время пролетело, И идет к концу урок, Так давайте без задержки, Подведем всему итог.
-С какими звуками мы работали на уроке? ([з][с] -С какими буквами ? (Эс, Зэ) -Напишите эти буквы на доске(З,С) -Вспомните, чем эти звуки похожи? И чем отличаются? -Какие задания вам было сложно выполнить,какие легко? Какая красивая ёлочка у нас получилась. -Я желаю Вам, быть такими же нарядными на новый год , как снежинка и зайка и наша елочка. -С каким настроением Вы уходите с занятия? |
Ответы детей.
|
| 3 мин. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zayka_i_snezhinka.docx | 31.93 КБ |
rabochiy_list.docx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла
Конспект урока
«Дифференциация букв С-З и звуков [C]-[З]»
«Украшение новогодней ёлочки со снежинкой и зайкой»
Подготовил учитель-логопед:
Чухарева Наталия Евгеньевна
Кызыл - 2024
Пояснительная заявка: данный урок посвящен, знакомству подгруппы детей 1 класса ,зачисленных на логопункт, с понятиями звуки [С]-[З] и буквами С-З, дифференциации звуков [C]-[З],по глухости-звонкости.
Интеграция областей: русский язык, литературное чтение.
Вид мышления:словесно-логическое;
Цель:создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности детей.
Образовательные-коррекционные задачи:
- Учить давать характеристику звуков;
- Формировать навыки фонематического восприятия;
- Закреплять понятия: «звук», «буква», и внедрять их в активный словарный запас;
- Упражнять навыки чтения;
- Обучать навыкам звукового анализа и синтеза;
- Закреплять навыки, правильного держания карандаша.
Развивающие-коррекционные задачи:
- Активизировать слухоречевую память.
- Осуществлять связь русского языка и литературного чтения;
- Совершенствовать мелкую и общую моторику;
- Развивать внимательность и любознательность;
5)Улучшать динамический праксис;
6)Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
7) Формировать у детей навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- Прививать любовь к родному языку;
- Стимулировать желание детей к коммуникации;
- Поощрять активность и самостоятельность на уроке;
- Создать дружескую и творческую атмосферу.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, флешка с презентацией.
Оборудование: кинезиологические мячи, заламинированные варежки со снежинкой, одноразовые тарелочки, синие карандаши, рабочие листы, вырезанные буквы С-З, заламинированные зайка и снежинка, елочка, новогодние украшения, плакаты с путаницами, зеркала, большой мяч.
Методические приемы: наглядные, практические, словесные.
Словарная работа: звуки, буквы.
Герои:снежинка и зайка.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | |||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | -Прозвенел уже звонок У логопеда наш урок Мы будем чётко говорить, всё разбирать, смотреть, учить. -Какой праздник к нам приближается? -Верно и к нам пришли гости. С неба звёздочки летят -Снежинка -красавица. А ещё пришёл … Рад и побегайчик, Длинноухий … (зайчик). -Ребята, давайте поможем снежинке и зайке нарядить новогоднюю ёлочку. За каждое правильное выпоенное задание, на ёлочку будем вешать украшения. | Произносят стихотворение Ответы детей -Снежинка -Зайчик | 1 мин | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.Буквы С-З и звуки [С]-[З] 4.Работа с рабочими листами. (со слоговыми рядами) 5. Игра с мячом «Добавь слог». 6.Путаница. Определение количества слогов в словах. 7.Работа над фонематическим слухом. 8.Дефференциация звуков [C]-[З] в словах. 9.Пропущенная буква. 10.Постановка ударения. 11 .Составление предложений. 12.Слова с двумя согласными [C],[З]. | -Снежинка принесла Вас зимние варежки и предлагает сдуть ее сестренок с них. Делаем короткий вдох носом, длительный выдох ртом. -Хорошо. Вешаем украшение на елку. -Давайте сделаем артикуляционную гимнастику с белоснежным зайкой. -Упражнения: 1)Заборчик-трубочка; 2)Часики; 3)Лопатка; 4)Месим тесто; 5)Конфетка; 6)Почистим нижние зубки; 6)Горка; -У Вас прекрасно получается. Вешаем украшение на ёлку. -Какие первые звуки в словах: зайка, снежинка? Сравните эти звуки по положению губ и языка. Назовите сходства и различия при произнесении этих звуков. Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком». Язык – кончик упирается в передние зубы. Голосовые сладки – не работают. Воздушная струя – холодная. - Звук [с] – согласный, парный-твердый, парный-глухой; звук [з] – согласный, парный-твердый, парный-звонкий. -Посмотрите на экран телевизора, я буду называть слова комар или чайник, а Вы будите звенеть,как комарик,или свистеть .как чайник. -Посмотрите, что держат Зайка и снежинка? -На что похожи буквы ЭС-ЗЭ? -Давайте с помощью пальцев и рук изобразим эти буквы. Буква С Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (Г.Виеру) Буква З На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. (С.Маршак) -Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим) -На экране ,вы видите схему для запоминания. Я буду зазывать буквы ЭС-ЗЭ или звуки [C][З],а вы мне скажите, что я назвала. -У Вас на столах лежат рабочие листы и карандаши, давайте выполним первое задание. Образуем слоги. Соединим стрелкой согласную букву с гласной и прочитаем, что получилось. -Ребята помните, что карандаш держим правильно. (двумя пальцами беру и на палочку кладу). -Отлично, вы хорошо читаете. Вешаем украшение на елку. -Во втором упражнении читать слоговые ряды вначале медленно, затем с убыстрением СА-ЗА-ЗА-СА ЗО-СО-СО-ЗО СУ-ЗУ-СУ-ЗУ ЗЫ-ЗЫ-СЫ-СЫ -Прочитайте слоговые ряды и выделите голосом сначала второй слог, затем четвертый. - Вешаем украшение нам елочку. -В 3м упражнении найдем среди других букв только буквы Си З. обведем их в кружочек. -Хорошо вешаем украшение на елочку. -Я начинаю слово, а вы добавьте слог –зы- или –сы-: Бусы, весы, берёзы, рельсы, арбузы, морозы, плаксы, часы, занозы, алмазы, мимозы. -Вспомните, какие были слова. - Давайте сыграем в снежки со снежинкой и зайкой. В путаницах спрятались разные предметы. Давайте сначала найдем предметы в путанице снежинки. Затем зайки. Возьмите из корзинки мячики. Представим. Что это снежки. Звук [C]: стакан, санки, лист, самолет, автобус, сумка, слон, стул. Звук [З]: звезда, зонт, заяц, кукуруза, замок, ваза, змея, коза. -Ребята, возьмите снежок в правую руку. я буду читать вам слова, если вы услышите звук З –переложите снежок в другую руку, если звук С-отдайте мячик соседу. (Морозы, следы, воздух, снег, сугроб, узор ,санки, снеговик, зима, снегурочка,) -Еще украм нашу ёлочку, вешаем украшение. -Мячики возьмите с собой и положите пока тарелочки, они нам пригодятся чуть позже. -Посмотрим, как быстро вы сможете менять позы руками и называть слова. Посмотрите на экран и повторите за мной. -Называем слова и повторяем позы рук под картинками. Зуб-суп; Зайка-сайка; Коза-коса; Глаз-класс. - Чем отличались эти слова? (меняется один звук и изменяется значение слова) -Хорошо, вешаем украшение на ёлку. -Переверните пожалуйста рабочие листы. Что изображено на картинках? -Какие буквы пропущены в словах? (Коза-Коса, Лиза-лиса) Вписываем прописные буквы С и З. Я напишу на доске. Напомню, как они пишутся прописные буквы. - С какой буквы написано имя девочки? (Имена собственные пишутся с большой буквы) -Вы справились, повесим еще украшение на ёлку. -Возьмите в руки мячики и давайте попробуем поставить ударение в словах. Позовет слово и подбросим мячик 3 раза. -Вы выполнили еще задания, украшаем ёлочку. -Составим предложения с каждым из этих слов. -Вы выполнили все задания. Вешаем последние украшения на ёлочку. -в словах ниже, давайте назовем сначала слог(3.4,1,2),а затем прочитаем слово целиком.
| Сдувают снежинки с варежки Выполняют артикуляционную гимнастику. Полные ответы детей. Детям предлагается ощутить работу голосовых связок при произнесении звонкого согласного –[З], приложив ладонь к горлу. -Буквы С и буква З. -«Свистят» или «звенят» Изображают буквы С-З Ответы детей Соединяют стрелкой, читают слоги. Читают слоги Обводят буквы С и З. Договаривают слова Подходят к доске и берут из корзинки кинезиомячики. Находят слова в картинках-путаницах Перекладывают кинезиологические мячики Называют слова и одновременно повторяют позы рук под картинками. Называют слова и повторяем позы рук под картинками. Дети делают упражнение по подражанию. Ответы детей Ответы детей Читают слова | Короткий вдох носом, длинный выдох ртом. Делаем 5 раз. Презентация Слайд 2-5 слайд Презентация Слайд 7 Картинки зайки с буквой з- Картинка снежинки с буквой С Упражнения в изолированном произношении звуков З-С Звук «С», а буква ЭС Звук «З», а буква ЗЭ Презентация. Слайд 9. Схема для запоминания понятий «звук», «буква» Выполняют 3 задание в рабочих листах Перебрасывают кинезиомячики из ладони в ладонь, столько раз сколько слогов в слов Презентация 9-10 слайд Упражнение с кинезиологическими мячиками. | 1 мин 2 мин. 4 мин . 7 мин 2 мин 6 мин 2 мин 3 мин 2 мин 1 мин 2 мин 4 мин |
3. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия | -Быстро время пролетело, И идет к концу урок, Так давайте без задержки, Подведем всему итог. -С какими звуками мы работали на уроке? ([з][с] -С какими буквами ? (Эс, Зэ) -Напишите эти буквы на доске(З,С) -Вспомните, чем эти звуки похожи? И чем отличаются? -Какие задания вам было сложно выполнить,какие легко? Какая красивая ёлочка у нас получилась. -Я желаю Вам, быть такими же нарядными на новый год , как снежинка и зайка и наша елочка. -С каким настроением Вы уходите с занятия? | Ответы детей. | 3 мин. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дифференциация букв и звуков п и б»
Проект используется в учебно-воспитательном процессе 1-х классов на стадии обучения грамоте. Имеются:.краткое описание, тезисы, сценарии, презентация к каждой части - 1-3 урока. ...
Презентация по теме:"Дифференциация букв с-ш, звуков (с) -(ш)
Материал содержит задания, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма...
открытый урок в первом классе дифференциация букв и звуков "С"-"З"
Открытое знанятие в первом классе. Для проведения этого занятия были приглашены две ученицы с ФФН. Занятие получилось увлекательным и содержательным как для школьниц, так и для приглашенной коми...
Изобразительное искусство. «Украшение и фантазия. Рисование снежинки»
Умение фантазировать при помощи природных мотивов с использованием красок....
«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной дисграфиис обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...
Конспект группового логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
Представляю вашему вниманию конспект группового занятия....
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях
Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...