Логопедическое занятие " Разделительный мягкий знак" 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Цели:
I. Образовательные:
- развивать орфографическую зоркость;
- выработать умение на слух (в устной речи) определить слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак;
- закрепить навыки обозначения раздельного звучания согласного и гласного с помощью буквы «мягкий знак»;
II. Коррекционно-развивающие:
- формировать кинестетическое чувство ощущения разницы в работе речевого аппарата при слитном и раздельном произношении согласного и гласного;
- развивать фонематический слух посредством заданий на различение на слух паузы между согласным и гласным;
- развивать зрительное и слуховое внимание, речеслуховую память посредством запоминания и воспроизведения слоговых структур с раздельным и слитным написанием гласного и согласного;
- совершенствовать грамматический строй речи с помощью составления словосочетаний, предложений, развития навыков формоизменения слов;
Ш. Воспитательные:
- способствовать повышению самооценки, самоконтроля;
- повышать интерес и мотивацию к изучению родного языка и занятиям посредством создания игровой ситуации, использования современных компьютерных технологий.
- формировать умение давать чёткие развёрнутые ответы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelit_3_klass.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разделительный мягкий знак. 3 класс
Цели:
Образовательные:
Закрепить правописание слов с разделительным Ь.
Закрепить правописание имен собственных.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мелкую и общую
моторику.
Коррекционные цели:
развитие общей мелкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематических процессов;
развитие навыка звуко-слогового анализа;
уточнение, активизация словаря.
Воспитательные цели:
воспитывать умение работать в определённом темпе;
воспитание самоконтроля устной и письменной речи;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпеливость, прививать любовь
Ход занятия.
I. Орг. момент.
II. Формулирование темы и целей урока.
-Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их не только разгадать, но и
ответить на вопрос: что общего в словах – отгадках?
Весной вырастают, Пятачком в земле копаюсь,
А осенью опадают. В грязной луже искупаюсь.
(листья) (свинья)
Нет колес у меня - Мы лесные жители,
Я крылата и легка. Мудрые строители.
Громче всех постовых Из иголок всей артелью
Я свищу из свистка. Строим дом себе под елью.
На лету, на лету, на лету, (муравьи)
Замету, замету, замету.
(вьюга)
Учитель записывает отгадки на доске, а вместо Ь ставит знак вопроса.
ЛИСТ?Я СВИН?Я В?ЮГА МУРАВ?И
-Как вы думаете, почему я поставила в словах знак вопроса?
- Какая буква пропущена в этих слова?
-Какая тема нашего занятия?
- Какие цели вы перед собой ставит?
III. Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знали.
- Так давайте разберемся, почему в этих словах нужно писать разделительный ь.
-Вспомните, какую работу выполняет разделительный ь? (обозначает мягкость
согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки).
-Сделайте вывод (разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, и,
я, ю).
- Давайте проговорим алгоритм действий по обозначению данной орфограммы:
1. Произношу слово и слушаю, есть ли в нем звук Й после согласного перед
гласной э,у,а,о.
2. Выделяю корень
3. Смотрю, где нужно написать ь.
4. Записываю.
5. Обозначаю орфограмму.
IV. Развитие речевых и правописных умений.
- Я вам расскажу случай, который произошел с мягким знаком в стране
грамотеев.
«Весело жилось буквам в этой стране. Они пели, веселились, играли со своими
звуками. А Ь звука не имеет. И решили буквы его выгнать из своего города.
-Мы и без тебя обойдемся - сказали буквы.
Очень обиделся Ь и ушел. Но тут с стране стали происходить настоящие чудеса:
хотели буквы написать слово полью, а получилось полю, вместо солью – солю. И
началась полная неразбериха. Тогда поняли буквы, что без Ь им не обойтись.
Пошли они у него просить прощение. Ь простил буквы и с радостью занял свое
место в словах».
(учитель моделирует сказку на интерактивной доске).
-Какие слова встретились нам с Ь?
-Так зачем же нам нужен Ь в этих словах?
-Что он делает?
Пальцевая гимнастика (перед письменным заданием).
Физкультминутка.
Упражнение на дифференциацию:
- Давайте потренируемся записывать слова с разделительным ь и ь для
смягчения, проговаривая алгоритм.
Дар…я, Вол…га, Нал…чик, Натал…я, Урал…ск, Емел…ян, Ул…ба (река)
Лукер…я, Прасков…я, Курил…ск, Соф…я, Тат…яна, Ил…я.
-Почему все эти слова написаны с заглавной буквы?
-Какое еще правило мы сегодня повторяем?
-Ребята, прочитайте про себя внимательно еще раз на эти слова. Все ли имена вам
хорошо знакомы? Вы часто встречаете людей с этими именами?
-Правильно. Некоторые имена мы уже почти не слышим. Как называются эти
слова? (Это устаревшие слова, так теперь очень редко называют детей)
Самостоятельная работа детей по закреплению изученного правила.
Работа с пословицей.
-Послушайте пословицу:
Без терпенья нет ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Запись пословицы под диктовку. Взаимопроверка)
Контроль за овладением орфографическим правилом.
Разгадывание слов (сначала дети записывают слово к себе в тетрадь,
выделяя орфограмму, а затем сравнивают с образцом на доске).
1.Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста (печенье).
2.Ты, твоя мама и папа (семья).
3.Радостное настроение (веселье).
4.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренное в сахаре (варенье).
V. Домашнее задание.
-Дома обязательно расскажите родителям, какая история произошла с мягким
знаком в стране грамотеев, и что Ь служит не только для смягчения, но и для
разделения.
VI. Итог занятия.
1. Составление кластера на правило.
2. Проверка кластера с образцом.
Ё
Е Я
Ь
И Ю
-Какое правило мы сегодня повторяли?
-Приведите примеры слов с разделительным Ь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»
Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...
конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".
Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся 4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Логопедическое занятие "Разделительный мягкий знак"
Занятие с учащимися 4 класса логопедической группы по технологии смешанного обучения "ротация станций"....