Логопедическое занятие " Разделительный мягкий знак" 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Цели:

I.  Образовательные:

- развивать  орфографическую  зоркость;

- выработать умение  на слух (в устной речи) определить слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак;

- закрепить навыки обозначения раздельного звучания согласного и гласного с помощью буквы «мягкий знак»;

II. Коррекционно-развивающие:

- формировать кинестетическое чувство  ощущения разницы в работе речевого аппарата при слитном и  раздельном произношении согласного и гласного;

- развивать фонематический слух посредством заданий на различение на слух паузы между согласным и гласным;

-  развивать  зрительное и слуховое внимание, речеслуховую память посредством запоминания и воспроизведения слоговых структур с раздельным и слитным написанием гласного и согласного;

- совершенствовать грамматический строй речи с помощью составления словосочетаний, предложений, развития  навыков формоизменения слов;

Ш. Воспитательные:

- способствовать повышению самооценки, самоконтроля;

-  повышать  интерес и мотивацию к изучению родного языка и занятиям посредством создания игровой ситуации, использования  современных компьютерных технологий.

-  формировать умение давать  чёткие развёрнутые ответы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelit_3_klass.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак.                  3 класс

Цели:

Образовательные:

Закрепить правописание слов с разделительным Ь.

Закрепить правописание имен собственных.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мелкую и общую

моторику.

Коррекционные цели:

развитие общей мелкой и артикуляционной моторики;

развитие фонематических процессов;

развитие навыка звуко-слогового анализа;

уточнение, активизация словаря.

Воспитательные цели:

воспитывать умение работать в определённом темпе;

воспитание самоконтроля устной и письменной речи;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпеливость, прививать любовь

Ход занятия.

I. Орг. момент.

II. Формулирование темы и целей урока.

-Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их не только разгадать, но и

ответить на вопрос: что общего в словах – отгадках?

Весной вырастают,                            Пятачком в земле копаюсь,

А осенью опадают.                             В грязной луже искупаюсь.

(листья)                                                       (свинья)

Нет колес у меня -                                      Мы лесные жители,

Я крылата и легка.                                       Мудрые строители.

Громче всех постовых                               Из иголок всей артелью

Я свищу из свистка.                                    Строим дом себе под елью.

На лету, на лету, на лету,                                                                          (муравьи)

Замету, замету, замету.

(вьюга)

Учитель записывает отгадки на доске, а вместо Ь ставит знак вопроса.

ЛИСТ?Я СВИН?Я В?ЮГА МУРАВ?И

-Как вы думаете, почему я поставила в словах знак вопроса?

- Какая буква пропущена в этих слова?

-Какая тема нашего занятия?

- Какие цели вы перед собой ставит?

III. Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знали.

- Так давайте разберемся, почему в этих словах нужно писать разделительный ь.

-Вспомните, какую работу выполняет разделительный ь? (обозначает мягкость

согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки).

-Сделайте вывод (разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, и,

я, ю).

- Давайте проговорим алгоритм действий по обозначению данной орфограммы:

1. Произношу слово и слушаю, есть ли в нем звук Й после согласного перед

гласной э,у,а,о.

2. Выделяю корень

3. Смотрю, где нужно написать ь.

4. Записываю.

5. Обозначаю орфограмму.

IV. Развитие речевых и правописных умений.

- Я вам расскажу случай, который произошел с мягким знаком в стране

грамотеев.

«Весело жилось буквам в этой стране. Они пели, веселились, играли со своими

звуками. А Ь звука не имеет. И решили буквы его выгнать из своего города.

-Мы и без тебя обойдемся - сказали буквы.

Очень обиделся Ь и ушел. Но тут с стране стали происходить настоящие чудеса:

хотели буквы написать слово полью, а получилось полю, вместо солью – солю. И

началась полная неразбериха. Тогда поняли буквы, что без Ь им не обойтись.

Пошли они у него просить прощение. Ь простил буквы и с радостью занял свое

место в словах».

(учитель моделирует сказку на интерактивной доске).

-Какие слова встретились нам с Ь?

-Так зачем же нам нужен Ь в этих словах?

-Что он делает?

Пальцевая гимнастика (перед письменным заданием).

Физкультминутка.

Упражнение на дифференциацию:

- Давайте потренируемся записывать слова с разделительным ь и ь для

смягчения, проговаривая алгоритм.

Дар…я, Вол…га, Нал…чик, Натал…я, Урал…ск, Емел…ян, Ул…ба (река)

Лукер…я, Прасков…я, Курил…ск, Соф…я, Тат…яна, Ил…я.

-Почему все эти слова написаны с заглавной буквы?

-Какое еще правило мы сегодня повторяем?

-Ребята, прочитайте про себя внимательно еще раз на эти слова. Все ли имена вам

хорошо знакомы? Вы часто встречаете людей с этими именами?

-Правильно. Некоторые имена мы уже почти не слышим. Как называются эти

слова? (Это устаревшие слова, так теперь очень редко называют детей)

Самостоятельная работа детей по закреплению изученного правила.

Работа с пословицей.

-Послушайте пословицу:

Без терпенья нет ученья.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Запись пословицы под диктовку. Взаимопроверка)

Контроль за овладением орфографическим правилом.

Разгадывание слов (сначала дети записывают слово к себе в тетрадь,

выделяя орфограмму, а затем сравнивают с образцом на доске).

1.Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста (печенье).

2.Ты, твоя мама и папа (семья).

3.Радостное настроение (веселье).

4.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренное в сахаре (варенье).

V. Домашнее задание.

-Дома обязательно расскажите родителям, какая история произошла с мягким

знаком в стране грамотеев, и что Ь служит не только для смягчения, но и для

разделения.

VI. Итог занятия.

1. Составление кластера на правило.

2. Проверка кластера с образцом.

Ё

Е Я

Ь

 И Ю

-Какое правило мы сегодня повторяли?

-Приведите примеры слов с разделительным Ь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Логопедическое занятие "Разделительный мягкий знак"

Занятие с учащимися 4 класса логопедической группы по технологии смешанного обучения "ротация станций"....