«Дифференциация звуков Д и Т в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Формирование навыка различать звуки Д и Т в устной речи и буквы Д и Т при письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_differentsiatsiya_d-t.docx | 260.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ г. Иркутска СОШ №3)
664035, г. Иркутск, ул. Госпитальная, 2 Тел. 77-86-01 Эл. почта:
Конспект урока
на тему
«Дифференциация звуков Д и Т»
Учитель-логопед: Горевая Е.О
Иркутск 2023
«Дифференциация звуков Д и Т в словах и предложениях». Третий класс. Коррекция акустической дисграфии.
Цель: Формирование навыка различать звуки Д и Т в устной речи и буквы Д и Т при письме.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о звуковом составе слова
- активизация активного словаря
- развитие навыка словообразования и словоизменения
Коррекционные:
- коррекция слухового внимания, а на его основе фонематического восприятия посредством упражнений на дифференциацию звуков
- коррекция конкретизационной функции мышления на основе дифференциации звуков Д и Т на слух и в произношении в словах и предложениях посредством сравнительной характеристики.
- коррекция аналитической функции мышления на основе звуко-буквенного анализа и синтеза посредством выделения звуков на уровне слова и предложения.
-развитие внимания и мелкой моторики рук.
Оборудование: обозначения для звуков Д и Т – квадратики зеленые и синие; обозначение колокольчика и наушников, набор для пальчиковой гимнастики, индивидуальные карточки с заданиями, льдинки из бумаги для игры (импровизированные кружочки или снежинки на пол).
Ход занятия:
Орг.момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие и возьмем с собой две буквы, которые будут помогать нам в этом непростом путешествии. А какие (буквы), мы узнаем выполнив первое задание.
Введение в тему урока
Выполнение графического диктанта.
4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка влево. ( дети получают букву Т). Какой звук дает буква Т? Вспоминаем с ребятами, буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим. Учитель прикрепляет на доску карточку с буквой Т.
-Ребята, а какой звук ходит парой со звуком Т и имеет схожую артикуляцию?( Звук Д) На доске появляется карточка обозначающая звук Д.
Прописывание письменного варианта буквосочетаний - минутка чистописания.(Та,да,До,то)
Сравнительная характеристика звуков
Артикуляция | Д | Т |
Губы чуть приоткрыты | Губы чуть приоткрыты | |
Зубы сближены, но не сомкнуты | Зубы сближены, но не сомкнуты | |
Кончик языка упирается в верхние зубы | Кончик языка упирается в верхние зубы |
- Сделаем вывод (Вывод: звуки д и т одинаковые по артикуляции)
- Чем же эти 2 звука отличаются?
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произношении звука [д]? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горло при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без участия голоса.
-Какой вывод можем сделать? (Вывод: звук д произносится с голосом, он звонкий, а звук т произносится без голоса он глухой)
Характеристика звуков
-Дайте характеристику звукам (Д – согласный, звонкий, может быть мягким и твердым
Т – согласный, глухой, может быть мягким и твердым).
На доске отражаем соответствующую характеристику (карточками)
-C какими звуками мы будем сегодня работать?
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] в словах и предложениях.
Дифференциация Д-Т в словах
Игра на развитие координации и движения; развитие фонематического слуха и умение находить звук в слове.
Прыгай по льдинке, если в слове есть звук Д, замри на месте, если в слове звук Т : Дочь, ток, дрель, том, дом, викторина, Дарина.
-Молодцы!(ребята занимают свои места)
Работа индивидуальная-карточки(цветные)
- 1 ) Вам нужно вписать слово и закрасить квадратик, соответствующий месту звука [Д] или [Т] в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)
Названия картинок: дом, лед, ребята, холод, подарок.
Будьте аккуратны! Есть слова, которые требуют проверки (орфограмма)
Проверим себя:
Проверим слова
Дом-дома
Лед-льды
Ребята- Словарное слово.
Холод-холода
Подарок-дарить
2) Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:
Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.
Проверка:
ведро | ветка |
посуда | труба |
радуга | стук |
двери | трава |
Пальчиковая гимнастика
Одновременное выполнение обеими руками данных упражнений.
Дифференциация [д]- [т] в предложениях(карточка)
- - Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово и соответствующе его измени:
Летом мы жили в маленькой … . Толя возил кирпичи на … . В конце предложения нужно поставить … . Мама вела за ручку маленькую … . На озере плавала серенькая … . Рыболову нужна хорошая … . В саду созрели вкусные … . По реке плыли … . | дачка – тачка дочка – точка удочка – уточка плоды - плоты |
Что ты заметил в парах слов?( изменив букву Д на Т и наоборот получили совершенно другие слова со своими значениями)
Итог урока
- Над какими звуками работали?
- Чем сходны эти звуки и чем различаются?
-Назовите слова со звуками [д] и [т].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР
Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих ОНР(1класс).Тема. «Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях». Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в слова...
Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях
Данное занятие предназначено для работы по дифференциации звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях. Закрепляется артикуляционный уклад изучаемых звуков,проводится различение звуков в произноше...
"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие
Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....
Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях на теме "Домашние животные"
Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на развитие слухового внимания, активизацию мышц артикуляционного аппарата. Самоанализ проведенного занятия....
«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, п...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....
Конспект логопедического занятия на этапе дифференциации звука [Л] и [Л’] в словах и предложении.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Л] и [Л’] в словах, фразах.Задачи : Коррекционно-образовательные: - закрепить навык дифференциации звуков [Л] и [Л’].Коррекционн...