«Дифференциация звуков Д и Т в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Горевая Екатерина Олеговна

Формирование навыка различать звуки Д и Т в устной речи и буквы Д и Т при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_differentsiatsiya_d-t.docx260.41 КБ

Предварительный просмотр:

Российская федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №3

(МБОУ г. Иркутска СОШ №3)

664035, г. Иркутск, ул. Госпитальная, 2 Тел. 77-86-01 Эл. почта:

Конспект урока

на тему

«Дифференциация звуков Д и Т»

Учитель-логопед: Горевая Е.О

Иркутск 2023

«Дифференциация звуков Д и Т в словах и предложениях». Третий класс. Коррекция акустической дисграфии.

Цель: Формирование навыка различать звуки Д и Т в устной речи и буквы Д и Т при письме.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о звуковом составе слова

- активизация активного словаря

- развитие навыка словообразования и словоизменения

Коррекционные:

- коррекция слухового внимания, а на его основе фонематического восприятия посредством упражнений на дифференциацию звуков

- коррекция конкретизационной функции мышления на основе дифференциации звуков Д и Т на слух и в произношении в словах и предложениях посредством сравнительной характеристики.

- коррекция аналитической функции мышления на основе звуко-буквенного анализа и синтеза посредством выделения звуков на уровне слова и предложения.

-развитие внимания и мелкой моторики рук.

Оборудование: обозначения для звуков Д и Т – квадратики зеленые и синие; обозначение колокольчика и наушников, набор для пальчиковой гимнастики, индивидуальные карточки с заданиями, льдинки из бумаги для игры (импровизированные кружочки или снежинки на пол).

Ход занятия:

Орг.момент

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие и возьмем с собой две буквы, которые будут помогать нам в этом непростом путешествии. А какие (буквы), мы узнаем выполнив первое задание.

Введение в тему урока

Выполнение графического диктанта.

4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка влево. ( дети получают букву Т). Какой звук дает буква Т? Вспоминаем с ребятами, буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим. Учитель прикрепляет на доску карточку с буквой Т.

-Ребята, а какой звук ходит парой со звуком Т и имеет схожую артикуляцию?( Звук Д) На доске появляется карточка обозначающая звук Д.

Прописывание письменного варианта буквосочетаний - минутка чистописания.(Та,да,До,то)

Сравнительная характеристика звуков

Артикуляция

Д

Т

C:\Users\User\Desktop\губы.jpg

Губы чуть приоткрыты

Губы чуть приоткрыты

Зубы сближены, но не сомкнуты

Зубы сближены, но не сомкнуты

C:\Users\User\Desktop\Моя работа\логопед картинки\КАРТИНКИ для оформления в логопедической практике\Рисунок1 (2).png

Кончик языка упирается в верхние зубы

Кончик языка упирается в верхние зубы

- Сделаем вывод (Вывод: звуки д и т одинаковые по артикуляции)

- Чем же эти 2 звука отличаются?

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произношении звука [д]? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горло при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без участия голоса.

-Какой вывод можем сделать? (Вывод: звук д произносится с голосом, он звонкий, а звук т произносится без голоса он глухой)

Характеристика звуков

-Дайте характеристику звукам (Д – согласный, звонкий, может быть мягким и твердым

Т – согласный, глухой, может быть мягким и твердым).

На доске отражаем соответствующую характеристику (карточками)

-C какими звуками мы будем сегодня работать?

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] в словах и предложениях.

Дифференциация Д-Т в словах

Игра на развитие координации и движения; развитие фонематического слуха и умение находить звук в слове.

Прыгай по льдинке, если в слове есть звук Д, замри на месте, если в слове звук Т : Дочь, ток, дрель, том, дом, викторина, Дарина.

-Молодцы!(ребята занимают свои места)

Работа индивидуальная-карточки(цветные)

- 1 ) Вам нужно вписать слово и закрасить квадратик, соответствующий месту звука [Д] или [Т] в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: дом, лед, ребята, холод, подарок.

;quality=96&crop=0,0,1000,1000&ava=1

Будьте аккуратны! Есть слова, которые требуют проверки (орфограмма)

Проверим себя:

;quality=96&crop=0,0,1000,1000&ava=1

Проверим слова

Дом-дома

Лед-льды

Ребята- Словарное слово.

Холод-холода

Подарок-дарить

2) Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:

Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.

Проверка:

ведро

ветка

посуда

труба

радуга

стук

двери

трава

Пальчиковая гимнастика

Одновременное выполнение обеими руками данных упражнений.

;quality=95&sign=48445d0ab340e81c2bbcb7b5fff88289&type=album

Дифференциация [д]- [т] в предложениях(карточка)

  1. - Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово и соответствующе его измени:

Летом мы жили в маленькой … .

Толя возил кирпичи на … .

В конце предложения нужно поставить … .

Мама вела за ручку маленькую … .

На озере плавала серенькая … .

Рыболову нужна хорошая … .

В саду созрели вкусные … .

По реке плыли … .

дачка – тачка

дочка – точка

удочка – уточка

плоды - плоты

Что ты заметил в парах слов?( изменив букву Д на Т и наоборот получили совершенно другие слова со своими значениями)

Итог урока

- Над какими звуками работали?

- Чем сходны эти звуки и чем различаются?

-Назовите слова со звуками [д] и [т].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих ОНР(1класс).Тема. «Дифференциация звуков  Л и Р в словах и предложениях». Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в слова...

Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях

Данное занятие предназначено для работы по дифференциации звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях. Закрепляется артикуляционный уклад изучаемых звуков,проводится различение звуков  в произноше...

"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....

Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях на теме "Домашние животные"

Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на развитие слухового внимания, активизацию мышц артикуляционного аппарата. Самоанализ проведенного занятия....

«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, п...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект логопедического занятия на этапе дифференциации звука [Л] и [Л’] в словах и предложении.

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Л] и [Л’] в словах, фразах.Задачи : Коррекционно-образовательные: - закрепить навык  дифференциации звуков [Л] и [Л’].Коррекционн...