Главные вкладки
Коррекция при заикании
статья по логопедии
В статье подчеркивается важность комплексного подхода к лечению больного заиканием. Результаты наблюдений позволяют дифференцированно подходить к лечебным, в том числе и к логопедическим мероприятиям в работе с такими пациентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korrektsiya_pri_zaikanii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании
Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одно-
временными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере. Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову, Болгария):
- лёгкая степень — заикание возникает в возбуждённом состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;
-умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке. Заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;
- высокая (тяжёлая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности. Это способствует формированию таких черт характера заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность и др., которые, в свою очередь, приводят к ещё большей дезорганизации системы отношений личности.
Актуальным продолжением и развитием вопросов психокоррекции заикания является поиск путей повышения эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при этом заболевании.
Заикание является рецидивирующим видом речевой патологии. Опыт работы
многих специалистов свидетельствует о неустойчивости результатов лечения, так как наряду с речевыми расстройствами имеется определённая степень дезорганизации
отношений личности. Многофакторная обусловленность заболевания, наличие в
клинической картине дезорганизации системы отношений личности, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к её анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плав-
ности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта, ведущая к возникновению «порочной спирали», когда эмоциональная реакция на речевые затруднения ведёт к их усилению.
Процесс общения у заикающихся изменён в ряде звеньев: эмоциональном (логофобия), когнитивном (понимание и оценка коммуникативной ситуации, представление о себе как о субъекте общения), поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов). Одним из явлений, искажающих коммуникативные процессы, становится не только субъективная оценка их тяжести, но и тенденция избирательно и неадекватно переживать и интерпретировать любое событие, связанное с речевым общением. Для коррекции психологических
нарушений необходимо участие пациента в групповой и индивидуальной психотерапии.
Групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только условием терапевтического процесса, но и непосредственным лечебным фактором. Психологическая коррекция, осуществляемая через интенсивное взаимодействие
в группе, позволяет оказывать влияние на основные компоненты отношений личности: познавательные, эмоциональные и поведенческие. Коррекции познавательной сферы способствует психотерапевтический процесс, направленный на осознание ситуаций,
вызывающих напряжение, тревогу, конфликты, анализ собственных мотивов, потребностей, стремлений, установок и эмоционального реагирования, определение степени их адекватности и реалистичности. Групповая психотерапия оказывает помощь в коррекции эмоциональных расстройств: пациент чувствует эмоциональную
поддержку со стороны группы, собственную ценность, становится более свободным в выражении позитивных и негативных эмоций, учится точнее вербализовать свои эмоциональные состояния.
Психотерапевтическая группа помогает пациенту приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, способствует
преодолению неадекватных форм поведения, связанных с субъективно сложными ситуациями, формирует навыки поведения, связанные с поддержкой, взаимо-помощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью.
Рецидивы заикания связаны с тем, что наряду с речевыми нарушениями у пациентов имеется определённая дезорганизация отношений личности. Дифференцированная диагностика больных, страдающих заиканием, отмечает взаимосвязь речевых и личностных нарушений. Основными целями комплексной групповой терапии заикания являются: избавление от невротических нарушений и фиксации на дефекте речи и восстановление социальной активности.
Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте с коррекцией внутриличностной структуры заикающегося.
Таким образом, логопедические занятия группы поддерживающей терапии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях. Логопедическое занятие в группе поддерживающей терапии
начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:
- артикуляционно-мимическую гимнастику;
- голосовую гимнастику;
- постановку нижнерёберного диафрагмального дыхания;
- логоритмику;
- отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...
Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл
Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....
Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания
Логопедическая ритмика - вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...
Методические рекомендации для школьников по коррекции признаков заикания.
Материал для занятий дома, поможет детям в коррекции темпо-ритмического нарушения речи....
Рабочая программа по коррекции заикания
Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...
Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).
Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно ,...
Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.
Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов...
- Мне нравится (1)