Коррекция при заикании
статья по логопедии

Любовь Ивановна Бармина

В статье подчеркивается важность комплексного подхода к лечению больного заиканием. Результаты наблюдений позволяют дифференцированно подходить к лечебным, в том числе и к логопедическим мероприятиям в работе с такими пациентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_korrektsiya_pri_zaikanii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании

Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одно-

временными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере. Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову, Болгария):

- лёгкая степень — заикание возникает в возбуждённом состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

-умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке. Заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

- высокая (тяжёлая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности. Это способствует формированию таких черт характера заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность и др., которые, в свою очередь, приводят к ещё большей дезорганизации системы отношений личности.

Актуальным продолжением и развитием вопросов психокоррекции заикания является поиск путей повышения эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при этом заболевании.

Заикание является рецидивирующим видом речевой патологии. Опыт работы

многих специалистов свидетельствует о неустойчивости результатов лечения, так как наряду с речевыми расстройствами имеется определённая степень дезорганизации

отношений личности. Многофакторная обусловленность заболевания, наличие в

клинической картине дезорганизации системы отношений личности, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к её анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плав-

ности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта, ведущая к возникновению «порочной спирали», когда эмоциональная реакция на речевые затруднения ведёт к их усилению.

Процесс общения у заикающихся изменён в ряде звеньев: эмоциональном (логофобия), когнитивном (понимание и оценка коммуникативной ситуации, представление о себе как о субъекте общения), поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов). Одним из явлений, искажающих коммуникативные процессы, становится не только субъективная оценка их тяжести, но и тенденция избирательно и неадекватно переживать и интерпретировать любое событие, связанное с речевым общением. Для коррекции психологических

нарушений необходимо участие пациента в групповой и индивидуальной психотерапии.

Групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только условием терапевтического процесса, но и непосредственным лечебным фактором. Психологическая коррекция, осуществляемая через интенсивное взаимодействие

в группе, позволяет оказывать влияние на основные компоненты отношений личности: познавательные, эмоциональные и поведенческие. Коррекции познавательной сферы способствует психотерапевтический процесс, направленный на осознание ситуаций,

вызывающих напряжение, тревогу, конфликты, анализ собственных мотивов, потребностей, стремлений, установок и эмоционального реагирования, определение степени их адекватности и реалистичности. Групповая психотерапия оказывает помощь в коррекции эмоциональных расстройств: пациент чувствует эмоциональную

поддержку со стороны группы, собственную ценность, становится более свободным в выражении позитивных и негативных эмоций, учится точнее вербализовать свои эмоциональные состояния.

Психотерапевтическая группа помогает пациенту приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, способствует

преодолению неадекватных форм поведения, связанных с субъективно сложными ситуациями, формирует навыки поведения, связанные с поддержкой, взаимо-помощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью.

Рецидивы заикания связаны с тем, что наряду с речевыми нарушениями у пациентов имеется определённая дезорганизация отношений личности. Дифференцированная диагностика больных, страдающих заиканием, отмечает взаимосвязь речевых и личностных нарушений. Основными целями комплексной групповой терапии заикания являются: избавление от невротических нарушений и фиксации на дефекте речи и восстановление социальной активности.

Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте с коррекцией внутриличностной структуры заикающегося.

Таким образом, логопедические занятия группы поддерживающей терапии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях. Логопедическое занятие в группе поддерживающей терапии

начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:

- артикуляционно-мимическую гимнастику;

- голосовую гимнастику;

- постановку нижнерёберного диафрагмального дыхания;

- логоритмику;

- отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...

Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл

Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....

Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания

Логопедическая ритмика -  вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...

Методические рекомендации для школьников по коррекции признаков заикания.

Материал для занятий дома, поможет детям в коррекции темпо-ритмического нарушения речи....

Рабочая программа по коррекции заикания

Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...

Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).

Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана  с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно ,...

Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.

Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов...