Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.
методическая разработка по логопедии на тему
Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsii_zaikaniya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г.).
Рабочая программа «Логопедические занятия по коррекции заикания» адаптирована для обучения с НОДА (с нарушением опорно-двигательного аппарата) и с учетом особенностей их психофизического развития.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о комплексном подходе к коррекции заикания и создании эффективной методики его преодоления Гиляровского В.А., Хватцева М.Е., Селиверстова В.И, Шкловского В.М., Поваровой И.А. и др.
Цель программы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.
Основные задачи программы:
1. Выработать и закрепить навыки темпо-ритмической организации речи;
2. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные
навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
3. снижение фиксации на речевом дефекте.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся
(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации
движений, мелкой моторики.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей
обучающихся.
Основные направления работы:
- Развитие предпосылок правильной речи: подражательности, слухового и зрительного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, мышления.
- Обучение технике мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения
- Работа над речевым дыханием.
- Активизация артикуляции, совершенствование дикции
- Формирование правильной фонации, слитности речи
- Стабилизация темпа и ритма
- Работа над выразительностью речи
- Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
- Совершенствование моторики, двигательной активности
- Развитие лексико-грамматической подсистемы языка
- Снижение фиксации на речевом дефекте.
Рабочая программа логопедических занятий составлена на основании следующих нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г. № 164, от 19.10.2009 г. № 427);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015-2016 учебный год.
- Информационное письмо о подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2012 №10-1060/11.
- Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ от 26.01 2016 г. № 38 Министерства образования и науки Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
- Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
- Распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г. № 297-р «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области»;
- Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
- Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз
- "Об образовании в Ленинградской области"
- Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Комитета общего и профессионального образования.
- Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
- Устав Государственного казённого образовательного учреждения Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори».
- Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год.
Роль и место учебного курса в образовательной процессе.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции заикания у детей с ОВЗ.
Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.
Условно различают три степени заикания:
1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;
2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;
3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.
Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.
Увеличение числа учащихся с заиканием, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся, страдающих заиканием.
Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
системность;
комплексность;
деятельностный;
онтогенетический;
обходного пути;
общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
В процессе логопедической работы по коррекции заикания наиболее значимыми являются следующие принципы:
Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.
Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.
Принцип системности – методика работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).
Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы.
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
- различных методов активного обучения;
- анализ конкретных понятий и ситуаций;
- тренировка и другие виды заданий;
- творческая работа детей.
Условия проведения: занятия проводятся в рабочем кабинете, обеспеченным специальным оборудованием. Работа в группах или индивидуально.
Формы организации логопедической работы:
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы работы. Это различные упражнения:
- Дыхательная гимнастика;
- Совершенствование дикции и развитие выразительности речи
- Закрепление навыков плавной. Слитной и выразительной речи
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить основные принципы дидактики, естественно-научное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И. М. Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человекаи фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного).
Согласно теории Н.А.Бернштейна, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и из регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, в не контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и при коррекции заикания.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся одного класса.
На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Программа состоит из следующих разделов:
- этап формирования техники нормативной речи;
- этап активных речевых тренировок;
- этап закрепления навыков организованной речи;
В структуру занятия могут входить:
- дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;
- упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;
- работа над пересказом;
- работа над спонтанной речью;
Содержание изучаемого курса.
(68 часов).
Обследование – 4 часа.
Дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения
Сопряженная речь
Сопряженно-отраженная речь
Отраженная речь
Тренировка свободной речи
Обследование – 2 часа.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны уметь:
- Уметь придавать телу удобную и свободную позу;
- Во время речи держаться естественно;
- Перед началом речи сделать вдох и сразу же начать говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно;
- Четко артикулировать, произносить гласные протяжно;
- Согласные произносить легко, свободно, без напряжения;
- Выделять в каждом слове ударный гласный звук, произносить его громче и длиннее остальных гласных;
- Первое слово во фразе говорить тихо, медленнее обычного;
- Делить на смысловые отрезки длинные предложения;
- Четко выдерживать паузу в конце предложения и между смысловыми отрезками;
- Избегать монотонности, говорить выразительно;
- Выдерживать ровный, умеренный темп и ритм в речи.
Результаты изучения предмета.
УУД
Личностными результатами изучения логопедических занятий являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- осознание себя как ученика;
- заинтересованное посещение школы, занятий;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение и т.д.)
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- пользование в речи поставленными и отдифференцированными звуками;
- уточнить и активизировать имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- пользоваться в активном словаре необходимыми на данном этапе обучения словами-терминами: звук, слог, гласные, предложение т. д.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- обращаться за помощью и принимать ее;слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989.
3. Шкловский В.М. Заикание. — М.,1994 г.
4. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей.
Самара, 1994.
- Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации. — М. (изд. В. Секачев), 2002.
- Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.-СПб.: Питер, 2004
- Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации. — М. (изд. В. Секачев), 2002.
- Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.--СПб.: Питер, 2004
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., Просвещение, 1973.
- Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977.
- Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995.
- Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. — СПб, 1997.
- Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.
- Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.
- Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.
- Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.
- Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.
- Чевелева Н. А.. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966.
- Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.
20 . Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
21. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль:Академия развития, 2006.
22Краузе.Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
23. Селиверстов В.И. психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М.: Владос, 1994.
24. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Союз, 2001
25. ГультяеваТ.И., Степанова Г.М. Как помочь ребенку с заиканием. – СПб, 2000
Рабочая программа
Образовательная область: коррекция нарушений речи
Учебный предмет «Логопедические занятия по коррекции заикания»
Разработала:
учитель-логопед
Петрова Наталья Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл
Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....
Рабочая программа по коррекции заикания
Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...