Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.
методическая разработка по логопедии на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_korrektsii_zaikaniya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с   Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого  (Концепция и программы для начальных классов  УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г.).

Рабочая программа «Логопедические занятия по коррекции заикания» адаптирована для обучения с НОДА (с нарушением опорно-двигательного аппарата) и с учетом особенностей их психофизического развития.

         Теоретической основой  для создания данной программы явились разработки о комплексном подходе к коррекции заикания и создании эффективной методики его преодоления  Гиляровского В.А., Хватцева М.Е., Селиверстова В.И, Шкловского В.М., Поваровой И.А. и др.

Цель программы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.

Основные задачи программы:

1. Выработать и закрепить  навыки темпо-ритмической организации речи;

2. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные            

    навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

3. снижение фиксации на речевом дефекте.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся

     (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного  

     восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации

     движений, мелкой моторики.

5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

    обучающихся.

Основные направления работы:

  1. Развитие предпосылок правильной речи: подражательности, слухового и зрительного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, мышления.
  2. Обучение технике мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения
  3. Работа над речевым дыханием.
  4. Активизация артикуляции, совершенствование дикции
  5. Формирование правильной фонации, слитности речи
  6. Стабилизация темпа и ритма
  7. Работа над выразительностью речи
  8. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
  9. Совершенствование моторики, двигательной активности
  10. Развитие лексико-грамматической подсистемы языка
  11. Снижение фиксации на речевом дефекте.

Рабочая программа логопедических занятий составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
  • Федеральный Государственный образовательный  стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).
  • Приказ Минобрнауки  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г.   № 164, от 19.10.2009 г. № 427);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 

  • Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015-2016 учебный год.
  •  Информационное письмо о подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2012 №10-1060/11.
  • Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ от 26.01 2016 г. № 38 Министерства образования и науки Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
  • Приказ Комитета общего и профессионального  образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
  • Распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г. № 297-р «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области»;
  • Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
  • Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз
  • "Об образовании в Ленинградской области"
  • Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Комитета общего и профессионального образования.
  • Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
  • Устав Государственного казённого образовательного учреждения Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные  Зори».
  • Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год.

Роль и место учебного курса в образовательной процессе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции заикания у детей с ОВЗ.

Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере. 

Условно различают три степени заикания:

1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.

Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.

        Увеличение числа учащихся с заиканием, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся, страдающих заиканием.

Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

системность;

комплексность;

деятельностный;

онтогенетический;

обходного пути;

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

В процессе логопедической работы по коррекции  заикания наиболее значимыми являются следующие принципы:

Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

Принцип системности – методика работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы.

Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). 

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

  • различных методов активного обучения;
  • анализ конкретных понятий и ситуаций;
  • тренировка и другие виды заданий;
  • творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в рабочем  кабинете, обеспеченным  специальным оборудованием. Работа в группах или индивидуально.

Формы организации логопедической работы:

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы работы. Это различные упражнения:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Совершенствование дикции и развитие выразительности речи
  • Закрепление навыков плавной. Слитной и выразительной речи

Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить основные принципы дидактики, естественно-научное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и  И. М. Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человекаи  фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного).

Согласно теории Н.А.Бернштейна, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и из регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, в не контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и при коррекции заикания.

                               

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся   одного класса.

На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

Занятия проводятся: 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

Программа состоит из следующих разделов:

 -  этап формирования техники нормативной речи;

 - этап активных речевых тренировок;

 - этап закрепления навыков организованной речи;

В структуру занятия могут входить:

- дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;

- упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;

- работа над пересказом;

- работа над спонтанной речью;

Содержание изучаемого курса.

 (68 часов).

  Обследование – 4 часа.

Дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения

Сопряженная речь

Сопряженно-отраженная речь

Отраженная речь

Тренировка свободной речи

  Обследование – 2 часа.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны уметь:

  • Уметь придавать телу удобную и свободную позу;
  • Во время речи держаться естественно;
  • Перед началом речи сделать вдох и сразу же начать говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно;
  • Четко артикулировать, произносить гласные протяжно;
  • Согласные произносить легко, свободно, без напряжения;
  • Выделять в каждом слове ударный гласный звук, произносить его громче и длиннее остальных гласных;
  • Первое слово во фразе говорить тихо, медленнее обычного;
  • Делить на смысловые отрезки длинные предложения;
  • Четко выдерживать паузу в конце предложения и между смысловыми отрезками;
  • Избегать монотонности, говорить выразительно;
  • Выдерживать ровный, умеренный темп и ритм в речи.

Результаты изучения предмета.

УУД

Личностными результатами изучения логопедических занятий  являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • осознание себя как ученика;
  • заинтересованное посещение школы, занятий;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
  • корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение и т.д.)
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

      -    восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

      -   уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе       слова с учётом программных требований;

      -   пользование в речи поставленными и отдифференцированными   звуками;

      -   уточнить  и активизировать  имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

      -   пользоваться в активном  словаре необходимыми  на данном этапе обучения словами-терминами: звук, слог, гласные, предложение   т. д.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • обращаться за помощью и принимать ее;слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:  

      «Просвещение»,1989.

3.   Шкловский В.М. Заикание. — М.,1994 г.

4.   Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей.

    Самара, 1994.

  1. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации.  — М. (изд. В. Секачев), 2002.
  2. Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.-СПб.: Питер, 2004

  1. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации.  — М. (изд. В. Секачев), 2002.
  2. Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.--СПб.: Питер, 2004
  3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., Просвещение, 1973.
  4. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977.
  5. Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995.
  6. Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. — СПб, 1997.
  7. Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.
  8. Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.
  9. Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.
  10. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.
  11. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.
  12. Чевелева Н. А.. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966.
  13. Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.:   Просвещение,   1995.

20 . Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

21. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль:Академия развития, 2006.

22Краузе.Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

23. Селиверстов В.И. психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М.: Владос, 1994.

24. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Союз, 2001

25. ГультяеваТ.И., Степанова Г.М. Как помочь ребенку с заиканием. – СПб, 2000

        

Рабочая программа

Образовательная область: коррекция нарушений речи

Учебный предмет «Логопедические занятия по коррекции заикания»

Разработала:

учитель-логопед

Петрова Наталья Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл

Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....

Рабочая программа по коррекции заикания

Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...