Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).
рабочая программа по логопедии на тему

Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана  с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно , повышения эффективности логопедической работы с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprobatsiya_programmy_zaikanie_dubtsova_o.r.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЛНЫШКО»

Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).

                                                                            учитель-логопед

                                                                            Дубцова О.Р.

Москва     2013 г.

   Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности .  По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства  нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному,  но,  они тесно связаны, усложнение одного неизбежно усугубляет другое.

Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана  с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно , повышения эффективности логопедической работы с ними.

В основу работы была положена гипотеза: использование индивидуально-дифференцированного психолого-педагогического подхода к преодолению детского заикания будет способствовать повышению эффективности логопедической работы, повышению качества ее результатов, позволит более полно решать вопросы социальной реабилитации и адаптации заикающихся детей.

Ожидаемый результат:

Воспитание правильной, плавной речи у заикающихся дошкольников.

   Работа проводилась на базе Центра реабилитации для детей и подростков г. г Троицка.

Направление и задачи коррекционной работы.

   Выявленные в процессе комплексного  исследования   особенности речи, поведения, особенностей личности заикающихся дошкольников, позволили выделить следующие направления в коррекционной работе:

Коррекционно-речевое, коррекционно-психологическое,   коррекционно-педагогическое.

Коррекционно- речевая работа строилась на основе традиционных этапов логопедической работы с детьми (подготовительный, тренировочный, закрепительный и предполагала:

-нормализацию просодической стороны речи ( темпа, ритма, плавности, предупреждение и преодоление речевых запинок и изменений голоса, выработку правильного дыхания , работа над мелодикой, интонационной выразительностью, внятностью речи, снятие эмболофразии, контроль за мимикой и жестикуляцией, преодоление сопутствующих движений и недостатков речевого поведения);

-развитие и совершенствование самостоятельной связной речи ( развитие содержательной,  правильной фразовой речи,  развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, рассказ-описание, рассказ по представлению, расширять знание сказок, стихов, стимулировать речевую активность.);

-формирование грамматической правильности речи ( правильное употребление в речи всех частей речи, слов-обобщений, ликвидация аграмматизмов);

-развитие и совершенствование лексической стороны речи ( уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса).

-устранение недостатков произношения;

-развитие и совершенствование фонематического восприятия и навыка; звукового анализа  слова ,развитие и совершенствование артикуляционной моторики ;

В процессе коррекционно-психологической работы с заикающимися дошкольниками решались следующие задачи:

-предупреждение или вытеснение фиксации внимания на своих речевых недостатках

-воспитание чувства уверенности в себе, своих силах и возможностях

 ( особенно речевых), творческих способностях , смелости, решительности и активности.

-воспитание адекватной самооценки и системы самосознания.

-воспитание правильного отношения к окружающим( сверстникам и взрослым), развитие  общения с окружающими.

-развитие общительности, стимулирование речевой активности.

-развитие положительных  качеств личности.

-воспитание активности, общительности, контактности, инициативности, решительности,

-нормализация межличностных отношений в коллективе ,

- психологическая работа с родителями, разъяснение важности сотрудничества между родителями и специалистами при коррекции заикания, необходимости создания спокойной, доброжелательной атмосферы дома и проведение других необходимых ( в каждом случае индивидуальных) мер.

Коррекционно-педагогическая работа предполагала:

-сенсорное развитие, формирование мышления, речи, памяти, внимания, представления об окружающем.

-формирование  разнообразных  качеств ,физическое воспитание

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (молчания, сопряжённой, отражённой речи,  речеручного режима и т.д.) Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. В задачу п од г о т о в и т е л ь н о г о  периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом.  В задачи первых речевых занятий входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение конкретных задач. Щадящий режим выражается в том, чтобы оградить психику ребёнка от отрицательно влияющих факторов, cпокойная обстановка, доброжелательное и ровное отношение окружающих, не допускать фиксации на неправильной речи, выдерживать твёрдый режим дня с правильным чередованием сна и бодрствования, ограждение от сильных эмоций, даже если они и приятные.

Подготовительный период ориентировочно составляет7-8 занятий. Для дома это период шадящего режима , для сего с родителями детей проводятся беседа о важности для ребенка режима ограничения речи, спокойной обстановки и ограничения общения с окружающими.

     Чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, стимулировать его , приходится ребёнка убеждать, увлекать. Дать понять ребёнку, что чёткая, ясная, красивая речь – необходимое условие их работы. говорить с ними о людях разных профессий ( как может космонавт сообщить из космоса о себе, о состоянии своей ракеты, об опасности, которая может ему угрожать, если он говорит неправильно. Логопед слушает с ребёнком радиопередачи, записи на магнитофоне, пластинках, обращает внимание заикающихся на выразительную речь окружающих людей. Чтобы речевые занятия оказались эффективными, важно не только убедить, ребёнка, но и в доступной форме определить для него конкретные задачи: что он должен делать на занятиях, чего добиваться, как должен говорить и держаться при этом. Но ничто так не побуждает к занятиям как зримая результативность, поэтому необходимо с самых первых занятий добиваться успехов, осознаваемых ребёнком. В работе необходимо использовать такие формы речи, которые являются облегчёнными ( сопряжённая и отражённая речь, шёпот, ответы на конкретные вопросы ,стихи,  пение, произношение отдельных звуков и слогов – гласных и сочетаний их с согласными , речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке, с людьми знакомыми и приятными, описание

 простых и одновременно совершаемых движений.

         Во время т р е н и р о в о ч н о г о периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, которые он приобрёл I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов : у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа .  В  наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы.

После того, как и логопед ,  и ребёнок убеждаются в том, что все требования правильной речи хорошо выполняются, логопед переходит к отражённой речи ( самостоятельное копирование образца ).На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные тексты.

        Следующий шаг в логопедической работе – этап вопросо-ответной речи. Целесообразно начинать с отражённых ответов, когда логопед задаёт вопрос, сам отвечает, а ребёнок повторяет ответ. Постепенно следует переходить к более сложным и обобщающим вопросам.  Ребёнок учится строить сложные предложения. Очень полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности ( на занятии, наблюдения, труд.......) .Вначале ответы ребёнка могут отражать его простые действия, производимые в настоящее время, затем в прошедшем времени и завершённом действии ( я ходил с мамой в парк ). И наконец в будущем времени о предполагаемом действии (Мы пойдём сейчас в парк . Там есть карусель. Я буду кататься на карусели ). Не следует торопиться с усложнением речевых упражнений, это может вызвать у ребёнка речевые спазмы. Если ребёнок слегка запнулся, лучше попросить его снова повторить фразу. Если же речевой спазм сильный и ребёнок не смог сразу преодолеть его, целесообразно задать наводящий вопрос, который позволяет ему изменить или упорядочить конструкцию фразы. Не поможет – логопед подсказывает ответ. Позже, после того как ребёнок научится свободно давать ответы на несложные вопросы, можно использовать в тренировке его правильной речи различные пересказы и рассказы.

        Соответственно усложнению форм речи усложняется  общественное окружение и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и малознакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете и дома, но и вне их. Вместе с логопедом ребёнок выходит на улицу, в общественные места, где продолжается работа по закреплению у него правильной речи. Репетируются предстоящие экскурсии, и только после этого совершается экскурсия, на которой задаются те же самые вопросы. Целесообразно их проводить в тихих уголках, затем, после того как логопед убедится, что ребёнок говорит правильно, можно переводить занятия в более людные места.

        В задачу з а к р е п и т е л ь н о г о периода входит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Эти задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребёнка под влиянием внутренних побуждений ( обращение к окружающим с вопросами,просьбами, обмен впечатлениями ). Занятия проводятся в форме бесед о проведённом дне, прослушанной сказке, телепередаче и пр., в форме импровизированных игр, разыгрывания сюжета знакомой сказки, декламации стихотворений, пения песен – всё это подготавливает ребёнка к художественному выступлению. В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей необходимо направлять на то, как  ребёнок говорит вне занятий.

       Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых,учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания для с а м о с т о я т е л ь н о й  р а б о т ы  строятся с учётом успехов ребёнка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения.Важно предусмотреть посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными условиями. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее задание в определённое время, заучить требования правильной речи, составить перассказ по картинкам,отработать неторопливый темп речи в рассказе,выразительно рассказать стихотворение,отрепетировать роль в инсценированной сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, и многое другое. Для стимуляции ребёнка а его самостоятельной работе и для контроля за её выполнением необходимо родителям вести специальный дневник.

   Анализ литературных источников показывает, что для логопедической работы с заикающимися основополагающими оказывается не только состояние речи, но и целый ряд других особенностей состояния высших психических функций.

Заикающихся детей необходимо научить пользоваться своим словарным запасом, правильно конкретно сформировать мысль, быстро и точно подбирать нужное слово, передавать содержание в строго последовательной форме, то есть развивать определенные стороны их самостоятельной речи.

Детей необходимо специально учить свободно владеть во всех ситуациях, отвечать на всевозможные вопросы, рассказывать о происходящем в данный момент, выражая свою мысль четко, конкретно, последовательно.

Многое авторы, занимающиеся проблемой заикания  указывают на необходимость индивидуального подхода к заикающимся, но методы дифференцированного устранения заикания еще недостаточно разработаны. На протяжении многих лет понятие индивидуального подхода к заикающимся детям претерпело ряд изменений.

Уже в 20-ЗО-е годы двадцатого века Т.Д.Неткачевым, В.Я.Гиляровским подчеркивалась необходимость применения коллективно-психотерапевтического метода с учетом характера и психологических индивидуальных особенностей заикающихся.

В 60-е годы Р.Е. Левина с сотрудниками (А.В.Ястребова, Н.А.Чевелева и др.) предлагают в коррекционной работе идти по пути перехода от ситуативной речи с контекстной с учетом особенности личности заикающихся детей и зависимости заикания как от внешних обстоятельств, так и от эмоциогенных факторов, непосредственно связанных с вербальной коммуникацией.

Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрывает в своей методике Г.А.Волкова. Она подчеркивает ведущее значение коррекционной направленности логопедического воздействия, так как сформированы в процессе индивидуального развития личностные особенности влияют на характер речевой деятельности заикающегося и определяют структуру дефекта. В.И.Селиверстов предлагает не только глубоко изучать индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и комплектовать по этому признаку группы для обоснованной логопедической работы с ними.

Авторы методики логопедической работы с заикающимися детьми Н.А.Волкова и Е.Ф.Рау строят нарастание усложнения речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Н.А.Власова (9) различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми — дошкольниками: сопряженная речь ,  отраженная речь , ответы на вопросы по знакомой картинке , самостоятельное описание знакомых картинок , пересказ прослушанного небольшого рассказа , спонтанная речь (рассказ) по незнакомым картинкам , нормальная речь (беседа, просьба и т.д.).

Е.Ф.Рау (27) видит задачу логопедической работы в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжений, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и  выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию.

В основу методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Эти авторы впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А.Чевелевой (39). Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной  к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сопутствуют. Последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облеченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопутствующую, завершающую, предваряющую.

С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», Рисование, лепка, аппликация, конструирование». Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы  детского сада с заикающимися детьми   ,предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Методика Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строится на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативности ее формы до контекстной. Только Н.А . Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада.

Методика В.И.Селиверстова (33) рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предлагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с детьми. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов в преодолении заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми , выделяются З периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости,  от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участия в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения.   Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями.

Г.Л.Волкова (10) разработала систему использования игр

(дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр)

с заикающимися детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет на разных этапах логопедических занятий: на этапе молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10дней);сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-

5 недель); вопросно-ответной речи (8-10 недель); самостоятельной речи (8-

14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного

общения детей.

В  системе различных игр,  дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношение людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской. Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют проведению расслабляющих упражнений (релаксации) режима относительного молчания, воспитанию правильного речевого дыхания, общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, перехода); инсценировок, свободного речевого общения.

Совершенствование логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного возраста обусловило разработку различных методик.

Выявить заикание у ребенка не представляет особой трудности, но для того, чтобы определить направленность и последовательность логопедических занятий с ним, от логопеда требуется  знание индивидуальных особенностей проявления заикания.

К числу несовершенств многих методик логопедической работы с заикающимися можно отнести то, что логопедические занятия обычно строятся в зависимости, прежде всего, от разной сложности речевых упражнений (а не от разных индивидуальных возможностей каждого заикающегося). Такие системы упражнений,  предполагают последовательное усложнение речи в одном случае в плане ее самостоятельности для заикающихся (а отсюда путь коррекции от речи сопряженной к спонтанной), в другом — учитывается ситуативность речи (отсюда от речи сопровождающей к предварительной), в третьей —  принимаются во внимание структурные компоненты речи (отсюда от отдельных звуков и их сочетаний к сложным, развернутым фразам) и т.д.

Подобный подход к логопедическим занятиям часто ведет к механическому их проведению, отрыву от личностных и речевых особенностей каждого заикающегося. Здесь независимо от индивидуальных особенностей все заикающиеся в одинаковой мере проходят всю этапность последовательных логопедических занятий.

В основу логопедических занятий должен быть положен, прежде всего, принцип сохранности речи у каждого заикающегося. Это требует  учета индивидуальных особенностей каждого ребенка в логопедической группе. Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведения каждого заикающегося определяет также и особенности преимущественного выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях поэтапной логопедической работы со всей группой детей.

Индивидуальный, дифференцированный психолого-педагогический подход выражается в изучении индивидуальных особенностей речи, личности, поведения, подготовленности к школьному обучению заикающегося дошкольников, с одной стороны, и определением направлений и задач дифференцированной логопедической работы в зависимости от выявленных особенностей, с другой.

1.Работа над речевым дыханием.

Упражнение « Надуй шарик»

   Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос ( живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

                                     Вот мы шарик надуваем,

                                     А рукою проверяем.

                                     Шарик лопнул - выдыхаем,

                                     Наши мышцы расслабляем  

   Стихотворный текст,  произносит логопед, а дети выполняют  действия.

Упражнение « Часики »

   Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох.  ( живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

                                     Тик-так, тик-так

                                     Ходят часики вот так:

                                     Наклон влево, наклон вправо,

                                     Наклон влево, наклон вправо

Упражнение « Сбор урожая»

   Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, - вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Яблоки надо положить в корзину. Повторить 3-4 раза.

Упражнение « Одуванчик»

Сидя на корточках и держа раскрытые ладони рук  на уровне рта, произвести  спокойной  вдох через нос и длительный плавный выдох через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

            Я шарик пушистый,

            Белею в поле чистом.

            А дунул ветерок-

            Остался стебелек.

Упражнение « Погрей ладошки»

   Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом « ф-ф-ф».

                                         

                                        Зайка беленький сидит

                                        ( Присесть , руки ладонями вверх у головы, покрутить

                                          ими.)

                                         И ушами шевелит.

                                         Зайке холодно сидеть, ( Встать ,потирая руки.)

                                         Надо лапочки погреть.  ( Подуть на них.)                    

                                         Зайке холодно стоять,

                                         Надо зайке поскакать ( Поскакать.)

                 

           Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

           Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.

           Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

           В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Упражнения для развития  голоса.

  Игра « Волны»

  Логопед: Волны в реке поднимаются и опускаются ( делает рукой полукруглые движения снизу вверх и наоборот).

То громко бурлит вода , то тихо.

- Мы будем из слов делать волны. Я брошу мяч и скажу слово. Тот, кому я брошу мяч, повторит его тихо и передаст мяч второму по кругу. Тот говорит слово громче, третий еще громче, четвертый - очень громко. Пятый играющий говорит уже потише ,  шестой и седьмой ребенок - еще тише и тише, а восьмой – совсем тихо. Следующий, девятый ребенок говорит опять погромче  и.т.д.

   Дети «делают  волну из произносимых слов, логопед , дирижируя помогает им.

Игра « Эхо»

 Детей распределяют на две группы. Одна из групп- «эхо». Первая группа детей громко произносят гласные звуки- а, о, у или сочетание гласных: ау,

уа, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо»- тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

Упражнение 1

а) Стоя, поставить ноги на ширину плеч, руки поднять в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: а, о, у.э, ы.

б)                            а-------- руки вверх

                               о--------руки кольцом перед собой

                               у--------руки рупором

                               ы-------руки овалом впереди

                               э--------руки овалом сзади

Упражнение 2

Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7- 10 секунд.

                          а-----------о---------

                          а-----------о---------у---------

                          а-----------о---------у---------ы--------

                          а-----------о---------у---------ы--------э----------                  

   

           Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

2. Игра «Куклы-бибабо».

           Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные,  мелкие движения пальцев руки.

           Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

3. Инсценировки.  

 

           Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

           Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

           В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

           Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

           Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период   логопедической работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Использование игры как основного рычага коррекционной работы , представлялось нам наиболее аргументировано и целесообразно, так как для дошкольников это не только наиболее естественная, но и наиболее преобладающая форма деятельности.

В процессе игры происходит развитие всей личности ребенка, его мышления и речи.

   В проведенной работе по коррекции заикания мы ориентировались на то. что каждый ребенок имел индивидуальные особенности, поэтому в каждом конкретном случае выбор игры для ребенка должен быть индивидуальным. На примере  игр мы иллюстрируем многоаспектность и многообразие задач в соответствии с тремя направлениями логопедической работы, в процессе которой реализуются коррекционно-речевые, коррекционно-психологические и коррекционно-педагогические задачи. Одновременно  или в сочетании с играми проводились занятия логоритмикой.

  Мы использовали игры:

сюжетно-ролевые – « Сказка про льва», « Необитаемый остров»,» Волк и семеро козлят»,« Автобус», «В магазине», «Мишкина берлога», « День рождения», « Репка» и др.

Сюжетно-ролевая игра « Волк и семеро козлят»

   Дети назначаются на роли козы, волка, козлят, ведущего.

Оборудование: домик из картона, маски животных.

Коррекционно-речевые задачи:

-формирование интонационной выразительности речи, правильного речевого дыхания, голоса, правильного темпа и плавности речи;

-развитие связной речи;

-обогащение приемов общения с помощью мимики и жестикуляции;

-активизация словарного запаса и формирование грамматической правильности речи;

-автоматизация и дифференциация всех звуков в словах и предложениях ;

-уточнение артикуляционной моторики;

Коррекционно-психологические задачи:

-воспитание уверенности в своих речевых возможностях

-воспитание активного речевого поведения

-развитие инициативы, активности детей

-развитие собранного поведения у одних детей, активного и уверенного и раскрепощенного у других.

-повышение самооценки детей через нахождение положительных сторон в речи и поведении своем и других( предупреждение и вытеснение фиксации внимания на своем дефекте.)

--воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

-Коррекционно-педагогические задачи:

-расширение представлений детей об окружающем, о животных, о растительности леса.

-воспитание чувства взаимопомощи, расширение представлений о «добре» и «зле».

-развитие общих движений , их координации, воспитание правильной осанки, воспитание умений избавляться от ненужных движений.

Проводились подвижные игры- «Палочка-выручалочка», « Жмурки», « Спасайся от волка», « Зайцы и лиса», «Смелые ребята» и др.

Подвижная игра «Зайцы и лиса».

   По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих лиса. Зайчики произносят текст:

 

Страшно в лапы лисоньки,                                

Лисоньки попасть…

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова логопеда:

Зайки, ушки навострите,

Влево, вправо поглядите,

Не идет ли кто?

Зайки оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат «Лиса» и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев.

Коррекционно-речевые задачи:

-формирование интонационной выразительности речи, правильного темпа и ритма речи, развитие правильного речевого дыхания;

-развитие фразовой речи;

-формирование грамматической правильности речи;

-активизация словарного запаса по теме «Животные»;

-автоматизация и дифференциация звуков»с-з» в тексте, автоматизация звука «л» в словах (формирование правильного звукопроизношения;

-уточнение артикуляционной моторики.

Коррекционно-психологические задачи:

-формирование правильного речевого поведения

-ликвидация чувства тревожности, страха, воспитание смелости( через воплощение в лису),

-воспитание уверенности в своих силах и физических  и речевых возможностях,

-воспитания чувства сплоченности группы, создание радостного настроения.

Коррекционно-педагогические задачи:

-закрепление представлений детей об окружающем, о диких животных, растительности леса.

-развитие общих движений, их координации, скорости реакции, воспитание умения избавляться от ненужных  движений, воспитание правильной осанки.

Мы проводили дидактические игры-«Кому что?», «Что было бы если бы», «Четвертый лишний», «Стоп! Палочка остановись!»

Дидактическая игра «Кому что?»

Материал: большие карты с изображением людей разных профессий (врач, портниха, повар, строитель, учитель). Маленькие карты с изображением орудий труда.

Логопед раздает большие карты детям, а маленькие поочередно показывает, спрашивая кому нужен этот предмет и почему. Дети называют орудия труда , показывают большие картины, объясняют , кому и для чего нужны данные орудия труда, используя в ответах придаточные предложения.

Коррекционно-речевые задачи:

-развитие голоса и речевого дыхания, интонационной выразительности речи.

-воспитание умения строить сложно-подчиненные конструкции предложения, формирование грамматической правильности речи,

-активизация словарного запаса по теме «Люди разных профессий», «Орудия труда».

-автоматизация звуков всех групп в словах и предложениях.

-уточнение артикуляционной моторики.

Коррекционно-психологические задачи:

-воспитание уверенности в своих речевых возможностях, в умении правильно называть орудия труда и рассказывать о них,

-воспитание усидчивости, организованности, дисциплинированности ,

-развитие внимания детей , умения слушать другого, самостоятельности

Коррекционно- педагогические задачи:

-закрепление знаний детей о профессиях и орудиях труда.

-воспитание чувства уважения к людям труда,

-воспитание правильной осанки , воспитание умений избавляться от ненужных движений.

5.Логопедическая ритмика.

          Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

           Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

Для достижения оптимальных результатов логоритмические занятия проводились в соответствии с этапами преодоления заикания.

Во время периода ограничения речи на логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия( за основу взята методика Г.А. Волковой) , проводились без речевые упражнения и игры. Давался материал для развития мимики лица, орального праксиса , слухового и зрительного внимания, для развития подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и.т.п. Проводились инсценировки-пантомимы на разные темы, в которых дети движениями, мимикой под музыкальный аккомпанемент разыгрывали различные сценки-сюжеты. Проводилось также слушание музыкальных произведений, тематика музыкальных произведений также подбиралась в зависимости от изучаемой на логопедических занятиях лексической темы. Например, если логопедическое занятие проводится на тему « Осень» ( «Овощи», «Фрукты», « Лес осенью» , « Сбор урожая» и.т.п.), то логоритмическое занятие включает в себя слушание музыки  П.И.Чайковского « Времена года. Осень», мелодекламацию по произведениям   М.Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих езду поезда, машины, упражнения на регуляцию мышечного тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машину в поле и разгрузки машины в овощном магазине и.т.п. Дети на занятиях в этот период учатся слушать логопеда, выполняют его указания , но сами при этом молчат. Логопед ( музыкальный руководитель, воспитатель) говорят с детьми шепотом.

   На этапах воспитания сопряженной и отраженной речи задачи логопедической коррекции это- воспитании просодии, речевого дыхания, коррекция моторных отклонений, нарушений звукопроизношения, продолжается обучение общению с партнером в игровых ситуациях  и вне их, активизация словаря, удлинения фразы до четырех слов. Указанные задачи реализуются при прохождении следующих тем: « Осень, «Птицы», « Грибы», «Профессии»- на сопряженном произношении. Темы: «Труд взрослых», « Зимующие птицы» «Зимующие звери»- проходят на отраженном произношении.

   На логоритмических занятиях указанные выше задачи реализуются специфическими средствами. Помимо упомянутых ранее упражнений , вводятся упражненияи игры с пением, хороводы, инсценировки песен, проводится обучение играм без предметов, играм для развития моторики рук, кисти, пальцев и.т.д. Логопед на занятиях общается с занимающимися сопряженной или отраженной речью. Поскольку эти виды речи занимают несколько больше времени ( речевой образец произносится дважды:вместе с педагогом или за педагогом), то логоритмические занятия включают меньшее количество видов работ.

   В период воспитания вопросно-ответной речи в полной мере формируются поведенческая активность и самостоятельность, все занимающиеся в группе по очереди становятся дежурными на занятиях, водящими в играх и при выполнении логопедических заданий , исполнителями главных ролей в инсценировках, этюдах и.т.п.

   Задачи этого этапа следующие: продолжается работа над просодическими компонентами речи, над удлинением фразы до пяти слов, над слитным произнесением фразы, над выразительностью диалога. Продолжается воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. Осуществляется коррекция имеющихся нарушений звукопроизношения и дальнейшее прохождение лексических тем « Зима», «Дикие животные», «Мебель», « Посуда», «Птицы», и.т.п.

   Речевой материал подбирается в вопросно-ответной форме речи. Например, одна группа детей пропевает гласные в вопросительной интонации с повышением голоса, а другая- в утвердительной интонации с понижением голоса. В такой же манере проводятся попевки, счетные упражнения, песни, диалоги в инсценировках с музыкальным сопровождением и. т. п.

   Этап самостоятельной речи включает воспитание подготовленной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.

На занятиях предлагается следующий материал: рассказы из К.Ушинского « Гуси», русская народная сказка « Теремок», «Три медведя» Л.Толстого,

« Волк и семеро козлят», « Красная Шапочка» Ш. Перро и др.

 Каждый из этих разделов имеет свои задачи. При работе над самостоятельной речью на материале пересказа  дети учатся  пересказывать подготовленный текст с последующей драматизацией, пересказывают события , действия по материалам различных игр. На занятиях воспитывается активность , самостоятельность, произвольность поведения  во всех видах игр ( подвижных, дидактических, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых),продолжается работа по коррекции звукопроизношения, по развитию лексико-грамматического  строя речи. Логоритмические занятия строятся в этот период с учетом общих задач. В занятия в большем объеме чем раньше, включаются речевые задания, игры, упражнения без музыкального сопровождения, а также материал по музыкально-ритмическому воспитанию ( хороводные и танцевальные композиции, плясовые, как разученные , так и двигательные импровизации под музыку).

   Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа предполагает обучение детей описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Занятия по логоритмике в этот период строятся в соответствии с музыкально-ритмическим  воспитанием детей массового детского сада. Поэтому занятия по логопедической ритмике насыщены речевым материалом, творческими ситуациями и достаточной двигательной нагрузкой.

   На этапе закрепления активного поведения и свободного общения логопедические и логоритмические занятия в равной мере решают задачи дальнейшего закрепления у детей организаторских качеств, активного творческого начала личности, закрепления умения общаться в разных ситуациях на материале любой сложности.

            Ритмическая разминка

   Ходьба  по кругу в колонну по одному под марш.  Бег. Подскоки. Ходьба на носках и на пятках. Далее дети идут обычным шагом, перестраиваются в пары и расходятся в 2 колонны. Становятся в 2 линейки друг против друга.

         1 Упражнение « Будь внимателен»

 Дети под музыку на 2/4 глубоко приседают и встают. Далее дети, стоящие в одной линейке приседают, а дети, стоящие в другой , стоят. И наоборот.

         2 Упражнения с мячом

1.Детям ,  стоящим в одной линейке , раздаются мячи. Все дети говорят:

            Мяч веселый, мяч цветной

            Поиграй скорей со мной.

На 1-ю часть музыки дети подбрасывают мяч вверх двумя руками ( 2 раза), на 2-ю часть катят по полу тому, кто стоит напротив. Дети стоящие в другой линейке , ловят мячи. Затем бросают об пол( 2 раза) и катят стоящему напротив. ( муз. вальс Ф. Шуберт).

      Движения соединяются с речевым текстом:

             Мячик выше (2р.)

             По полу покатим мяч,

             Мячик об пол( 2р.)

              По полу покатим мяч.    

2. Дети образуют круг. Бросают мяч соседу, называют его имя. Далее бросают мяч об пол в другую сторону. Уточняются понятия « налево», «направо».

        Вопросы логопеда.

Что у тебя в руках?

Какого цвета мяч?

Какой формы мяч?

( Ответы детей с учетом уровня свободной речи.)  

Далее дети меняются местами и вспоминают кому кидали мяч.

              3 Упражнение

  Отхлопывание  ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

       ноги-нога, атлас-атлас.

       руки-рука, замок-замок.

       горы- гора, пироги-пироги.

       козы-коза, гвоздики-гвоздики, совы-сова, кружки- кружки.

Я бегу, бегу, бегу,

я пою, пою, пою.

Игры с пением-инсценировки

1.«Кабачок» (период отраженной речи)

Считалкой выбирается кабачок, он становится в центр круга. Дети за логопедом поют:

Кабачок, кабачок,

тоненькие ножки,

мы тебя кормили, мы тебя поили.

На ноги поставили,

танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

выбирай,  кого захочешь.

На слове первого куплета до слова «пошли» дети ходят по кругу, затем подходят к кабачку и поднимают его. «Кабачок» танцует, дети хлопают в ладоши.

«Мы с синичкой повстречались»( период вопросно-ответной речи).

Дети ведут хоровод вокруг одного ребенка и спрашивают его, а он отвечает им.

Дети: Скажи-ка нам, синичка, где будешь зимовать?

Синичка: Вить-вить завивать? Где я буду зимовать?

Буду жить в лесу зимой под мохнатою сосной.

Дети: Станет холодно в лесу, станет голодно в лесу. Полетишь тогда куда?

Синичка: Полечу тогда я в сад, где кормушки висят.

Конспект фронтального занятия   

Тема: Путешествие в лесу.

Цель:

развитие слухового внимания.

совершенствование общей моторики, мимики;

развитие артикуляционных движений;

развитие фонематического восприятия.

Ход занятия.

Организационный момент.

(Дети входят в зал под музыку).

-Сегодня мы будем путешествовать по лесу и увидим лес в разное время года: осенью, зимой, весной и летом. Показывает детям зеркальце).

2.Развитие длительного выдоха.

-Это волшебное зеркальце. И оно просит отгадать загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

-Правильно, осенью. (Логопед раздаёт детям листья на веточках и объясняет, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно).

-А теперь подуем на листики под музыку. (Под музыку дети поднимают правую руку с листом вверх – вдох, на акцент в музыке начинают дуть на листок, постепенно опуская руку. Повторяют 3 – 4 раза).

Развитие слухового внимания.

Подумайте, чем богат осенний лес?

Мы вышли на большую полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов. (Один ребёнок – Ванечка). Дети приговаривают:

Ваня, Ванечка, куда ходил? - В лесочек.

Что видел?

Под пенёчком что? - Грибок.

Хвать, да в кузовок…

На последних словах дети наклоняются, срезают гриб и кладут в “лукошко” - согнутую левую руку перед собой./

-Все грибы собрали. Посмотрите теперь в волшебное зеркальце.

Развитие координации движения.

-Мы видим зимний лес. Летят снежинки. (Дети под музыку плавно кружатся. Поднимая руки до уровня плеч и опуская вниз):

Уж ты, зимушка – зима,

Зима вьюжная была

Всё крутила, всё лила,

Примораживала.

Посмотрите в волшебное зеркальце. Мы увидели гладкий лёд. Давайте покатаемся на коньках.

(Звучит народная мелодия. Дети заложив руки за спину друг за другом плавно движутся, перенося тяжесть тела то на левую, то на правую ногу).

Развитие мимики .

Небо голубое, побежали ручейки. Засветило яркое солнышко, прилетели первые птицы. Посмотрите в волшебное зеркальце. Какое время года наступило? Давайте позовём весну, чтобы она быстрее пришла.

(Дети становятся в круг и зовут весну):

Солнышко, повернись.

Красное, разожгись?

С весной красное вернись.

Красно – солнышко,

В дорогу выезжай.

Зимний холод прогоняй.

Посмотрите вокруг себя. Как много подснежников, как они пахнут. Улыбнитесь цветам, как они пахнут.

Посмотри на яркое весеннее солнышко. (Дети улыбаются. Затем поднимают голову вверх, щурятся, зажмуривают глаза, опускают голову).

Развитие общей моторики, мышечного чувства.

Давайте пройдёмся по полянке. Вот перед нами ёлочка под мокрым снегом, ветки опустились. (Дети расслаблено опускают руки, плечи, округляют спину, голову на грудь).

Вздрогнула ёлочка, ветки поднялись, ёлочке стало легко. (Дети выпрямляются. Несколько раз повторяют расслабление – напряжение).

Вдруг из-под ёлки выскочил зайка. (Ребёнку одевается шапочка). Он просит  с ним сплясать.

(Дети встают в круг. Зайка – в середине. Вот поют и выполняют движения.)

Заинька, походи,

Серенький. Походи,

Вот так, вот сяк походи,

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк, попляши,

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк, поклонись.

Зайка убежал, а на полянку прилетели птички.

(Один ребенок в маске кошки приседает в середине зала. Остальные бегают вокруг него и говорят):

Тень - тень – потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте воробьи.

Берегитесь кошки.

Кошка начинает ловить птичек. Пойманный ребёнок становится кошкой. (Игра повторяется 4 – 5 раз).

Развитие фонематического восприятия.

-Какое время года приходит на смену весне? Летом лес полон птиц и зверей. Я вам назову их, а вы пойдёте по залу и если услышите в названии звук “Р” остановитесь. Волк, лиса, заяц, рысь, дятел, белка, сорока, олень, лось, бурундук, медведь, тигр, барсук. Вы правильно услышали звук “Р”, а теперь послушайте, как рычит медведь – (р-р-р-р-р-р-р-р-р-р). (Одному ребёнку надевают шапочку медведя). Он будет мишенькой и покажет, как движутся губы и язык.

Развитие артикуляционной моторики.

–Откройте рот, коснитесь языком левого - правого уголков рта (“маятник”) . (Мишенька повторяет данное и последующие упражнения, за ним выполняют под музыку дети).

Удержать широкий язык на нижней губе. Поднять широкий язык на верхнюю губу. На счёт 1 – 2 широкий язык поднять на верхнюю губу – опустить на нижнюю. Широкий кончик языка поднять на верхние зубы; боковые края прижать к верхним коренным зубам.

- Мишенька просит вас поиграть с ним. (Игра “У медведя во бору).

Давайте прокатимся на лошадке (Дети цокают языком и приговаривают):

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Лошадки остановились – (тпру) . (Упражнение повторяется несколько раз).

Развитие координации общих и артикуляционных движений.

Повернули лошадок к дому, выехали из леса и приехали в детский сад. (Дети проходят под музыку по залу, высоко поднимая колени и цокая языком. По сигналу дети останавливаются и произносят (тпру).

Организация окончания занятия.

Где мы сегодня были?

Какие времена года вспомнили?

Каких зверей встретили?

Покажите, как мы ехали на лошадках и останавливали их.

(Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка. Дети под музыку выходят из зала).

После проведенной логопедической работы  у большинства детей удалось добиться положительных результатов в нормализации просодической стороны речи, выработать правильный ритм, темп речи, улучшить  состояние интонационной стороны речи, преодолевались сопутствующие движения, явления эмболофразии и недостатки речевого поведения. Фразовая речь стала более содержательной и правильной, повысилась речевая активность детей. Были устранены аграмматизмы, речь детей стала грамматически более правильной, расширился активный словарь. Устранены недостатки звукопроизношения, улучшилось состояние фонематического восприятия и навыка звукобуквенного анализа, что было важно для  подготовки детей  к обучению грамоте. У всех детей улучшилось состояние моторики. у большинства детей поднялся до уровня нормы уровень речевого развития.

   В коррекционно-психологической работе также удалось добиться положительных результатов. У всех детей были отработаны новые формы адекватного поведения , уверенного, целенаправленного, уменьшилась фиксация на своем дефекте. У большинства детей было воспитано чувство уверенности в своих силах, в своих речевых возможностях. Дети научились правильно оценивать себя и других.

   В коррекционно-педагогической работе удалось также многого достигнуть. У всех детей укрепилось чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Дети получили много знаний об окружающем мире, удалось активизировать их познавательную деятельность. У детей закрепилась потребность в разных видах двигательной деятельности, развились общие движения и их координация, улучшилась ориентировка в пространстве. Дети научились избавляться от ненужных движений. У всех детей удалось повысить  уровень подготовки к школьному обучению.

Использование игровой формы проведения занятий повысило их эффективность. В результате индивидуально-личностной  коррекционной работы с заикающимися детьми оказалось возможным:

-повысить уровень их речевого развития, в основном устранить недостатки звукопроизношения, фонематического восприятия, звукобуквенного анализа. У всех детей улучшилось состояние связной речи, расширился словарь, нормализовались интонационные характеристики речи.

удалось добиться положительных результатов при формирования личности заикающихся детей, повысить их уверенность в себе, своих речевых способностей, снять болезненную фиксацию на  дефекте, улучшить межличностные отношения детей.   .

Необходимость индивидуального подхода к заикающимся дошкольникам обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное формирование речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики,  умения управлять своим поведением, зарождается самооценка как основа уровня притязаний, формируются взаимоотношения нового типа между детьми,  складывается личность ребенка, Исходным пунктом работы является психолого-педагогическая оценка индивидуально-психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.

Психологические данные дополняют клиническую картину речевого нарушения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействию с другими психическими процессами и личностными качествами индивида; уточняют прогноз психологического развития заикающегося и способствуют определению дифференцированных методов работы.

Список литературы:

1. Заикание — проблемы теории и практики /под редакцией Л.И.Беляковой

—М., 1992г.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание — М., 1998 г.

3. Беккер К-П, Совак М. Логопедия. М., 1984 г.

4.Битянова М.Р.Социальная психология М., Эксмо-Пресс, 2001 стр.510-547

5. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков — М., (Просвещение, 1977 г. 95-96 с.

6. Бодалев Л.А. Психология личности- М., Издательство МГЦ, 1988, 187 с.

7.Власова Н.А. Логопедическая работы с заикающимися дошкольниками — М., «Учпедгиз», 1958, 82 с.

8. Вегнер А. Л.  Психологические рисуночные тесты,-М. , Владос-Пресс , 2004

9. Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у заикающихся дошкольного возраста /под редакцией проф. Е.Ф.Рау/

10. Волкова Г. А . Логопедическая ритмика -, М. , «Владос», 2003

11. Логопедия / под редакцией Волковой Л. С., Шаховской С. Н.,/- М., Просвещение, 1989

12.Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская  Л. П., Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопеда- М., -1993.

13.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников -С-П., « Детство-Пресс», 2003  

14. Гарбузов И.В., Захаров А.И., Исаев д.Н. Неврозы у детей и их лечение — Л., «Медицина», 1977, 271 с.

15. Гегелия Н. А.  Родителям о заикании детей и подростков./Дефектология№ 5,  2001, с.66-70

16. Гринер В. А. Логопедическая ритмика. – М., 1958

17.Зайцева Л. А. Появление и устранение заикания у детей в зависимости от особенностей их социальной микросреды,.Автореферат. дис. …канд. пед. наук. – М., 1979. -18 с.

18. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Изд. 2-е М., Просвещение, 1985

19. Куршев В.А. Заикание М., 1973

20. Эмоциональное развитие дошкольников /под редакцией А.А.Кошелевой

—М., Просвещение, 1965

21. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников – М., Владос,  2004

22. Левина Р. Е.  О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи М., 1966.

23. Левина Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников — М., 1975

24..Миронова С. А.  Организация жизни и перевоспитания заикающихся детей/ Дошкольное воспитание - №3 – с.21-25

25. Основы теории и практики логопедии /под редакцией Р.Е.Левиной/ 1968

26. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 1996 г.

27. Рау Ф. А.  Перевоспитание речи—М. 1933

28.Рау Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия.- М., 1969

29. Рождественская В. И. , Павлова А. И. Подвижные игры для заикающихся дошкольников. – М., 1967

30. Руководство по психотерапии /под редакцией В.Е.Рожкова — М., 1974

31. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика-М., Гном и Д , 2000

32.Садовникова Е. Н.,  Рау Е. Ю. Вариант логопсихологического анализа группы заикающихся дошкольников, / Дефектология№2. 2001, с.69-75

33. Селиверстов В.И. Заикание у детей — М., «Владос», 1994

34. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М., 1994.

35. Сикорский И.А. О заикании , 1889, 314 с. С-Пб

36. Филимошкина Н.М., Тимченко В.А. Рекомендации родителям заикающихся детей /Дефектология N 5, 53-55

37. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками — М., Аквариум, Дельта, 1966

38.Чевелева Н. А. «Родителям о заикании» Дефектология N 1 — 1978, с. 63-68.

39. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников — М., Просвещение, 1965

40. Шуберт М. М. Психогигенические и неврологические исследования- М., 1928, с.208

41.  Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., Педагогика,1978, -304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи Гимнастика для губ и щек:Надувание обоих щек одновременно.Надувание щек попеременно.Втягивание щек в ротовую полость.Сомкнутые губы вытягиваются ...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.

В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....

Комплексная логопедическая работа при коррекции псевдобульбарной дизартрии у дошкольников и школьников .

   Дизартрия представляет собой речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания (Ляпидевский С.С...

Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции заикания

Подробное тематическое планирование по коррекции заикания у школьников...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ

программа для школьного логопеда по коррекции заикания...