Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кадочникова Ольга Витальевна

Конспект логпедического занятия для учащихся 2-х классов с заключением "Нарушение письма, обусловленное ФН" (акустическая дисграфия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logoped._zanyatiya_2_kl._sh-zh.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия  «Дифференциация Ж – Ш в слогах и словах» (2 класс)

Ф. И. О.
учителя-логопеда

Кадочникова Ольга Витальевна, учитель-логопед МБОУ Матвеево-Курганская сош №3 им. Героя Советского Союза А.М Ерошина

Группа (класс,
логопедическое заключение)

2 класс, групповое
Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР.

Тема занятия

Дифференциация Ж – Ш в слогах и словах.

Тип занятия

Актуализация  знаний и умений

Цель занятия

Формировать у младших  школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

В результате занятия обучающиеся научатся:
- различать звуки [ж – ш] на слух и в произношении в слогах и словах;
-  называть различия между парными звонкими и глухими согласными;
- определять место звука в слове.
 

Познавательные УУД:
- продолжать формировать умение действовать по алгоритму;
- закреплять умение делать выводы, анализировать;
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда;
- осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные УУД:
– строить высказывания, задавать вопросы;
– слушать и понимать речь других;
-включаться в диалог с учителем-логопедом  и сверстниками.

- формирование положительного интереса к учебному материалу и логопедическим занятиям;
- формирование у обучающихся навыков самоконтроля;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

Ресурсы занятия

Мультимедийное оборудование, презентация «Дифференциация  Ж-Ш», индивидуальные зеркала,  предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, карточки с буквами Ж, Ш, тетради для логопедических занятий, ручки, цветные  карандаши, волшебный мешочек с предметами.

 
Характеристика этапов 
 

Название этапа.
Цели

Содержание этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Форма
работы

1.Организационный этап
Цели:
-дать положительный настрой на занятие;
- создать комфортные условия для работы

I. Организационный этап.
 
-Здравствуйте. Рада всех вас видеть.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте  пожмём  руку своему соседу.
 

 
 
Создает эмоциональный настрой на занятие.
 

 
 
Приветствуют учителя-логопеда, настраиваются  на занятие.

 
 
 
Фронтальная
 
 

2. Мотивация учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности;
- создать  условия  для возникновения  внутренней потребности включенности  в учебную деятельность;

II. Мотивация учебной деятельности
 
-Ребята! У вас на партах лежит письмо от Незнайки. Посмотрите его. Откройте конверты. Вы можете быстро  прочитать  текст письма?
Почему …ёлудь вол…ебный?
Ребята в …коле рисовали дуб.  Женя хоро…о помнил, как он на…ёл …ёлудь. Деду…ка сказал, что из него вырастет боль..ой дуб.
« Разве  из маленького …ёлудя мо…ет вырасти боль…ой дуб?» - думает  Женя. И он нарисовал дуб и рядом боль…ой …ёлудь.
- …ёлудь вол…ебный – в нём дуб!
 
- Почему нет?
-  Верно, в некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно прочитать письмо Незнайки, исправить его ошибки, нам нужно хорошо потрудиться на занятии и вставить недостающие буквы в слова. Готовы?
 
-Кто хорошо поработает, тот сможет в конце занятия прочитать нам письмо без ошибок.

 
 
 
 
 
Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.
 

 
 
 
 
 
Открывают письмо, просматривают текст.
Отвечают на вопросы.
 
 

 
 
 
 
 
Фронтальная
Индивидуальная

3.Поисковый этап.
Определение темы и целей занятия
Цель:
-подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Этап постановки цели и задачи
 
- Прочитаем слова вместе и определим, чем слова в каждом столбике похожи.
 
На доске слова с буквами ж-ш, расположенные в два столбика.
жаба                    шуба
жираф                 шахматы
жёлуди                шишка
жук                      шило
-Прочитайте. Чем слова в каждом столбике похожи?
- Кто догадался, какие буквы и звуки сегодня повторим?  
- Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки  [ж] и [ш] в речи и буквы Ж-Ш на письме.

 
 
Формулирует задание.
 
Выдвигает проблему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Выделяют одинаковые  звуки и буквы.
 
Высказывают предположения.
 
Пытаются сформулировать тему  занятия.
 
Отвечают на вопросы.
 
 

 
 
Фронтальная
 

4.Актуализация знаний  по теме.
Цель:
- выявление затруднений в индивидуальной деятельности  каждого обучающегося
 

      IV. Актуализация знаний  по теме
 
1.Артикуляционная гимнастика
(с использованием картинок-символов на слайде)
-
«Улыбка»
- «Трубочка»
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
- «Грибок»
Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Гриб мне надо удержать.

- «Вкусное варенье»
Мы сегодня ели 
Вкусное варенье.

-Какое вы любите варенье?
- «Чашечка»
А теперь чаёк попьём,
Чай мы в чашечку нальём.
- «Лошадка»
Скачем, скачем на лошадке. 
Очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, 
Язычок им помогает.

 
2.Уточнение артикуляции звуков. Характеристика [ж] - [ш].
 
-Какой звук обозначает   буква Ж?
 Буква Ш?
 - Дайте характеристику звукам [ж] - [ш].
- В какой Стране живут эти звуки? Произнесём их чётко.
- Правильно, в Стране Согласных.
- Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый.
- Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
 
- Произнесите звук [ж].
- Произнесите звук [ш].
- Проверим себя с помощью нашей схемы.
- Как работают органы артикуляции: язык, губы, зубы, воздушная струя, голосовые связки? (слайд)
 
3. Дифференциация букв ж – ш 
 - Какой буквой обозначается звук [ж]?
 - А звук [ш]?
- Давайте посмотрим, на что похожи эти буквы.
- Какие веселые рисунки придумали художники.
(слайд)
Эта буква широка.
И похожа на жука.
И при этом, точно жук.
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж.
 
Буква Ш
Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша.
И шумит, и шелестит,
Как зелёная листва.
- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?
 
4.Индивидуальная работа.
 Игра «Собери букву».
- Назовите, из каких элементов состоит строчная и прописная буква Ж?
- Назовите, из каких элементов состоит строчная и прописная буква Ш?
 
Составление печатных букв из элементов на доске.
 Прописных букв - за партами.

 
 
 
Организует  работу.
 
Показывает артикуляцию звуков.
 
 
Контролирует выполнение упражнений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показывает артикуляцию звуков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контролирует выполнение задания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Выполняют артикуляционные упражнения.
 
Дети слушают, отвечают на вопросы.
 
Самоконтроль в процессе произношения звуков с помощью индивидуального зеркала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сопоставляют свои знания с таблицей
( Лента букв)
Произносят звуки.
 
Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы, пользуясь схемой-подсказкой на слайде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Планируют, анализируют, обобщают.
Запоминают с опорой на образец.

 
 
 
Фронтальная,
индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная
 

 

5.Игра «Помоги Незнайке»
- Ребята, наш Незнайка опять всё забыл. Посмотрите на доску, исправьте ошибки в написании букв Ж, Ш.

 
Ж

 
Ш

C:\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.pngC:\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.png
 

 
I I I

 
Ж

 
I I

C:\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.pngC:\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.png
 

 
Ж

 
__

 
 
Оценивает, комментирует.
 

 
 
Анализируют, сопоставляют с образцом, исправляют ошибки.
 
 
 
 
 

 
 
 
Индивидуальная

5.  Включение в систему знаний (закрепление).
Цель:
- обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне слова;
- формировать умения самостоятельно применять полученные знания;
-выявить трудности.
 
 

V. Включение в систему знаний (закрепление).
 
1.  Дидактическая игра «Шифровка».
Логопед чётко проговаривает слова с изучаемыми звуками, а дети  записывают  в тетрадь только  буквы  ж или ш.
( жаба, живот, шорты, шашки, лягушка, жираф, жёлудь, хорошо, дедушка, жара)
- Проверим шифрограмму (слайд).
 
2.Работа по индивидуальным карточкам.
  Зачеркните все буквы Ж – Ш на листах и составьте слово из тех букв, которые остались? (ЗАЯЦ, ВОЛК, ЛИСА, ЕНОТ)
- Прочитайте, какие слова получились у вас?
- Заяц, волк, лиса, енот - это кто? Назовите одним словом?
- Придумай  полное  предложение про одного из  животных.
 
3. Закрепление моторного навыка письма  букв с опорой на кинестетические ощущения.
а) Выкладывание букв из палочек на парте.
 
б) Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
 
- Ребята, в волшебном  мешочке предметы, в названии которых встречаются  звуки [ж-ш]. Вы достаете по одному предмету и называете его.
- Запиши слово в тетрадь, раздели на слоги.
Жук, карандаш, шишка, жёлудь, шапка.

 
 
 
Формулирует задание.
 
 
 
 
 
 
 
Побуждает к высказыванию.
 
 
 
Организует взаимоконтроль.
 
 
 

 
 
 
Слушают, анализируют, сравнивают, произносят, записывают буквы в тетради.
 
 
 
Отвечают на вопросы.
 
Сопоставляют, обобщают, классифицируют.
Читают слова, составляют предложения.
 
 
 
 
Анализируют, обобщают, сравнивают.

 
 
 
Индивидуальная
 
Фронтальная

Физкультминутка.
Цель:
- укрепление здоровья детей;
- снятие мышечного напряжения
 

 - Мы много заданий выполнили, дадим отдохнуть  нашим глазам и рукам.
Выполним физминутку. Незнайка выпустил насекомых (слайд) в нашем классе.
Они разлетелись в разные стороны.
Вам нужно повертеть головой, отыскать насекомых  на стенах кабинета,
 снять картинку и положить в коробку.
 

Организует, контролирует.

 Выполняют упражнения для снятия утомления.
 
 

Индивидуальная

 
.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
 
- Теперь, я думаю, каждый из вас сможет дописать недостающие буквы Ж или Ш на карточках и правильно прочитать письмо Незнайки.
Работают индивидуально.
- Кто первый выполняет,  зачитывает получившийся текст.
- Проверяем.
Почему жёлудь волшебный?
Ребята в школе рисовали дуб. Женя хорошо помнил, как он нашёл жёлудь. Дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.
« Разве  из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Женя. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.
-Жёлудь волшебный – в нём дуб!
 
-А как вы думаете, ребята, почему жёлудь волшебным назвали?
 

 
 
Объясняет  задание.
 
Организует деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

 
 
Дети проводят самопроверку  записанных слов.
Анализируют ошибки.
Объясняют.
Оценивают.

 
 
Индивидуальная

6. Рефлексивно-оценочный  этап
Цели:
- обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции.

VI. Рефлексивно-оценочный  этап.
- Наше занятие подходит к концу.
- Над какими звуками мы сегодня работали?
- Покажите, довольны ли вы своей работой, какое у вас настроение сейчас?
- Поднимите нужный смайлик.

- Продолжите предложения:
- У меня на занятии получилось…….
- Я допустил ошибки в …….
- Мне понравилось выполнять……

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
 
Подводит   учащихся к выводу.
 

Отвечают на вопросы учителя.
 
 
 
 
Оценивают свою работу, состояние своего настроения на текущий момент.

Индивидуальная

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"

урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:Предметные: уметь выделять и ...