Ф. И. О. учителя-логопеда | Кадочникова Ольга Витальевна, учитель-логопед МБОУ Матвеево-Курганская сош №3 им. Героя Советского Союза А.М Ерошина |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 2 класс, групповое Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР. |
Тема занятия | Дифференциация Ж – Ш в слогах и словах. |
Тип занятия | Актуализация знаний и умений |
Цель занятия | Формировать у младших школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
В результате занятия обучающиеся научатся: - различать звуки [ж – ш] на слух и в произношении в слогах и словах; - называть различия между парными звонкими и глухими согласными; - определять место звука в слове. | Познавательные УУД: - продолжать формировать умение действовать по алгоритму; - закреплять умение делать выводы, анализировать; Регулятивные УУД: – понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда; - осуществлять самоконтроль; Коммуникативные УУД: – строить высказывания, задавать вопросы; – слушать и понимать речь других; -включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками. | - формирование положительного интереса к учебному материалу и логопедическим занятиям; - формирование у обучающихся навыков самоконтроля; - воспитывать уважительное отношение к собеседнику. |
Ресурсы занятия | Мультимедийное оборудование, презентация «Дифференциация Ж-Ш», индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, карточки с буквами Ж, Ш, тетради для логопедических занятий, ручки, цветные карандаши, волшебный мешочек с предметами. |
Название этапа. Цели | Содержание этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Форма работы |
1.Организационный этап Цели: -дать положительный настрой на занятие; - создать комфортные условия для работы | I. Организационный этап. -Здравствуйте. Рада всех вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте пожмём руку своему соседу. | Создает эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя-логопеда, настраиваются на занятие. | Фронтальная |
2. Мотивация учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения внутренней потребности включенности в учебную деятельность; | II. Мотивация учебной деятельности -Ребята! У вас на партах лежит письмо от Незнайки. Посмотрите его. Откройте конверты. Вы можете быстро прочитать текст письма? Почему …ёлудь вол…ебный? Ребята в …коле рисовали дуб. Женя хоро…о помнил, как он на…ёл …ёлудь. Деду…ка сказал, что из него вырастет боль..ой дуб. « Разве из маленького …ёлудя мо…ет вырасти боль…ой дуб?» - думает Женя. И он нарисовал дуб и рядом боль…ой …ёлудь. - …ёлудь вол…ебный – в нём дуб! - Почему нет? - Верно, в некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно прочитать письмо Незнайки, исправить его ошибки, нам нужно хорошо потрудиться на занятии и вставить недостающие буквы в слова. Готовы? -Кто хорошо поработает, тот сможет в конце занятия прочитать нам письмо без ошибок. | Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. | Открывают письмо, просматривают текст. Отвечают на вопросы. | Фронтальная Индивидуальная |
3.Поисковый этап. Определение темы и целей занятия Цель: -подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия | III. Этап постановки цели и задачи - Прочитаем слова вместе и определим, чем слова в каждом столбике похожи. На доске слова с буквами ж-ш, расположенные в два столбика. жаба шуба жираф шахматы жёлуди шишка жук шило -Прочитайте. Чем слова в каждом столбике похожи? - Кто догадался, какие буквы и звуки сегодня повторим? - Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки [ж] и [ш] в речи и буквы Ж-Ш на письме. | Формулирует задание. Выдвигает проблему. | Выделяют одинаковые звуки и буквы. Высказывают предположения. Пытаются сформулировать тему занятия. Отвечают на вопросы. | Фронтальная |
4.Актуализация знаний по теме. Цель: - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | IV. Актуализация знаний по теме 1.Артикуляционная гимнастика (с использованием картинок-символов на слайде) - «Улыбка» - «Трубочка» Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. - «Грибок» Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. - «Вкусное варенье» Мы сегодня ели Вкусное варенье. -Какое вы любите варенье? - «Чашечка» А теперь чаёк попьём, Чай мы в чашечку нальём. - «Лошадка» Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. 2.Уточнение артикуляции звуков. Характеристика [ж] - [ш]. -Какой звук обозначает буква Ж? Буква Ш? - Дайте характеристику звукам [ж] - [ш]. - В какой Стране живут эти звуки? Произнесём их чётко. - Правильно, в Стране Согласных. - Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый. - Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. - Произнесите звук [ж]. - Произнесите звук [ш]. - Проверим себя с помощью нашей схемы. - Как работают органы артикуляции: язык, губы, зубы, воздушная струя, голосовые связки? (слайд) 3. Дифференциация букв ж – ш - Какой буквой обозначается звук [ж]? - А звук [ш]? - Давайте посмотрим, на что похожи эти буквы. - Какие веселые рисунки придумали художники. (слайд) Эта буква широка. И похожа на жука. И при этом, точно жук. Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж. Буква Ш Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша. И шумит, и шелестит, Как зелёная листва. - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? 4.Индивидуальная работа. Игра «Собери букву». - Назовите, из каких элементов состоит строчная и прописная буква Ж? - Назовите, из каких элементов состоит строчная и прописная буква Ш? Составление печатных букв из элементов на доске. Прописных букв - за партами. | Организует работу. Показывает артикуляцию звуков. Контролирует выполнение упражнений. Показывает артикуляцию звуков. Контролирует выполнение задания. | Выполняют артикуляционные упражнения. Дети слушают, отвечают на вопросы. Самоконтроль в процессе произношения звуков с помощью индивидуального зеркала. Сопоставляют свои знания с таблицей ( Лента букв) Произносят звуки. Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков Отвечают на вопросы, пользуясь схемой-подсказкой на слайде. Планируют, анализируют, обобщают. Запоминают с опорой на образец. | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная Индивидуальная |
| 5.Игра «Помоги Незнайке» - Ребята, наш Незнайка опять всё забыл. Посмотрите на доску, исправьте ошибки в написании букв Ж, Ш.
| Оценивает, комментирует. | Анализируют, сопоставляют с образцом, исправляют ошибки. | Индивидуальная |
5. Включение в систему знаний (закрепление). Цель: - обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне слова; - формировать умения самостоятельно применять полученные знания; -выявить трудности. | V. Включение в систему знаний (закрепление). 1. Дидактическая игра «Шифровка». Логопед чётко проговаривает слова с изучаемыми звуками, а дети записывают в тетрадь только буквы ж или ш. ( жаба, живот, шорты, шашки, лягушка, жираф, жёлудь, хорошо, дедушка, жара) - Проверим шифрограмму (слайд). 2.Работа по индивидуальным карточкам. Зачеркните все буквы Ж – Ш на листах и составьте слово из тех букв, которые остались? (ЗАЯЦ, ВОЛК, ЛИСА, ЕНОТ) - Прочитайте, какие слова получились у вас? - Заяц, волк, лиса, енот - это кто? Назовите одним словом? - Придумай полное предложение про одного из животных. 3. Закрепление моторного навыка письма букв с опорой на кинестетические ощущения. а) Выкладывание букв из палочек на парте. б) Дидактическая игра «Волшебный мешочек». - Ребята, в волшебном мешочке предметы, в названии которых встречаются звуки [ж-ш]. Вы достаете по одному предмету и называете его. - Запиши слово в тетрадь, раздели на слоги. Жук, карандаш, шишка, жёлудь, шапка. | Формулирует задание. Побуждает к высказыванию. Организует взаимоконтроль. | Слушают, анализируют, сравнивают, произносят, записывают буквы в тетради. Отвечают на вопросы. Сопоставляют, обобщают, классифицируют. Читают слова, составляют предложения. Анализируют, обобщают, сравнивают. | Индивидуальная Фронтальная |
Физкультминутка. Цель: - укрепление здоровья детей; - снятие мышечного напряжения | - Мы много заданий выполнили, дадим отдохнуть нашим глазам и рукам. Выполним физминутку. Незнайка выпустил насекомых (слайд) в нашем классе. Они разлетелись в разные стороны. Вам нужно повертеть головой, отыскать насекомых на стенах кабинета, снять картинку и положить в коробку. | Организует, контролирует. | Выполняют упражнения для снятия утомления. | Индивидуальная |
. | 4. Самостоятельная работа с самопроверкой. - Теперь, я думаю, каждый из вас сможет дописать недостающие буквы Ж или Ш на карточках и правильно прочитать письмо Незнайки. Работают индивидуально. - Кто первый выполняет, зачитывает получившийся текст. - Проверяем. Почему жёлудь волшебный? Ребята в школе рисовали дуб. Женя хорошо помнил, как он нашёл жёлудь. Дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб. « Разве из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Женя. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь. -Жёлудь волшебный – в нём дуб! -А как вы думаете, ребята, почему жёлудь волшебным назвали? | Объясняет задание. Организует деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. | Дети проводят самопроверку записанных слов. Анализируют ошибки. Объясняют. Оценивают. | Индивидуальная |
6. Рефлексивно-оценочный этап Цели: - обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции. | VI. Рефлексивно-оценочный этап. - Наше занятие подходит к концу. - Над какими звуками мы сегодня работали? - Покажите, довольны ли вы своей работой, какое у вас настроение сейчас? - Поднимите нужный смайлик.
- Продолжите предложения: - У меня на занятии получилось……. - Я допустил ошибки в ……. - Мне понравилось выполнять…… | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Подводит учащихся к выводу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу, состояние своего настроения на текущий момент. | Индивидуальная |