Альтернативная коммуникация для детей с РАС
методическая разработка по логопедии

Васильева  Анна Васильевна

Альтернативная коммуникация (АДК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adk_tekst.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия.
Большинству детей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации - АДК.
1 слайд


Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация может:
•  быть необходима постоянно;
•  применяться как временная помощь;
•  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию.


Цели использования альтернативной коммуникации:
•  построение функционирующей системы коммуникации;
•  развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
•  развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
2 слайд


Существуют различные типы АДК, которые подходят ребёнку с РАС:

- Символы

— Жестовый язык (жестовый язык «Макатон»)

— Система ПЕКС (PECS);

— Коммуникационные доски;

—Коммуникаторы и электронные пособия

3 слайд

Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов: «А вдруг мой ребёнок перестанет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?» Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.

Преимущества жестовых знаков:
Всегда доступна — не нужно внешнее оборудование.
Словарь всегда в доступе.
Независимая коммуникация.
Коммуникация лицом к лицу.
Язык жестов часто нагляден.
Скорость коммуникации быстрее, чем со вспомогательными средствами.

Недостатки жестовых знаков:
Некоторые жесты понятны только посвященным.
Такое общение ограничено для детей с двигательными нарушениями.
Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».
Ребёнок должен помнить жесты и «извлекать» их из памяти.

4 слайд

5 слайд

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить

определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

В системе PECS общение основывается на обмене картинками, которые показывают желаемый предмет или желаемую деятельность ребёнка. Коммуникационный партнер (родители, братья и сёстры, учителя и другие) исполняют желания ребёнка, после получения от него картинки.

 Достоинствами этой альтернативной системы коммуникации является то, что:

— неговорящий ребёнок получает возможность сообщать близким о своих потребностях;

— ребёнку, который говорит отдельные слова, картинки подскажут как правильно строить целые предложения;

— если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек PECS ускорит процесс освоения речи.

6-7 слайд

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски — это визуальные символы, которые

организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в

зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны.

Доски могут быть как портативными, так и стационарными.

 Выбор организации визуальных  символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его

функциональную коммуникацию.

При использовании КД мы помогаем ребенку формировать простую фразовую речь, при помощи которой он сможет отвечать на вопросы, комментировать происходящее вокруг и «озвучивать» свои желания и потребности.

Коммуникативная доска подходит для:

• детей, у которых отсутствует вербальная речь, но есть понимание речи взрослого

или ситуации общения;

• ребёнка, владеющего вербальной речью, но имеющему трудности в использовании

её для общения;

• ребёнка, с нечеткой, непонятной большинству людей речью;

• ребёнка, который освоил систему обмена карточек PECS до 3-го этапа.

8 слайд

—Коммуникаторы и электронные пособия

- русскоязычное приложение «Аутизм. Общения»

Содержит более 150 карточек – качественных фотографий, по которым ребенок учится различать, называть предметы и соотносить их с различными категориями.

Предусмотрена возможность добавлять и озвучивать собственные карточки (фото, аудио). Можно также использовать для общения со взрослыми людьми с нарушениями речи, дополнив набор понятиями «ходунки», «лекарства», «мне плохо», «я хочу позвонить дочери» и т.д.

-приложение «Говори молча»

Позволяет составлять сообщения из карточек, в основу которых положены специально разработанные детские картинки PECS (Picture Exchange Communication System). Взаимодействие основано на выборе из двух знакомых предметов или символов, что облегчает работу с детьми с умственной отсталостью, позволяя начинать обучение с нуля.

Есть возможность загружать собственные карточки и фото, а также самостоятельно озвучивать контент.

Минус – недоступность сортировки карточек по тематике.

Преимущества:

1. Удобный интерфейс, несколько вариантов цветовых схем.

2. Качественное озвучивание (русский, английский).

3. Возможность добавлять свои собственные слова и озвучивать их

самостоятельно, используя микрофон.

4. В приложении есть базовые картинки PECS.

5. Возможность отправлять набранное предложение по смс и iMessage.

6. Быстрое формирование предложений из подборки самых

распространенных слов.

Недостатки:

1. Ограниченное количество используемых слов,

2. Сложность в использовании при помощи устройств с небольшой

диагональю. Приложение для Android и iPad.

-коммуникатор «ДАР»

разработан белорусскими специалистами для

детей и взрослых с аутизмом. Данное программное обеспечение использует

альтернативный способ коммуникации на основе картинок, в результате чего

даже неговорящие люди могут выразить свои желания, понять, чего от них

ждут, развивать речь и успешно взаимодействовать с другими людьми.

Приложение позволяет использовать для общения графические символы

(картинки), понятные любому человеку. Каждое изображение обозначает

какое-либо понятие (эмоции, движения и т.д.) и имеет голосовое

сопровождение. Все картинки, с помощью которых происходит общение,

разделены по тематическим блокам (всего 20 тем). Они обозначают понятия,

с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни: транспорт, еда,

гигиена, люди, бытовые вещи. «Коммуникатор ДАР» можно использовать

детям, начиная с трёх-четырёх лет. Доступен для системы Android.

- «Носочек Саша»

Персональный помощник для детей с РАС. Главная отличительная особенность — возможность выбора одного из четырех языков: наряду с русским, приложение работает на английском, китайском и иврите и содержит очень большой словарь символов.

Позволяет отправлять сообщения одним прикосновением, интегрируется с Whatsapp и  Facebook Messenger.

Есть функция голосового озвучания, позволяющая ребенку слышать и хорошо воспринимать любые слова и символы в сообщениях.

Минус – сложная многоступенчатая регистрация.

Приложение Пойми меня

Высокотехнологиченые средства (различные компьютерные приложения, системы управления взглядом) позволяют разместить достаточно большой словарный запас и дают доступ к звучащему голосу людям с самыми тяжелыми ограничениями. Но эти средства достаточно дорогие и могут не подойти конкретному пользователю.

Высокотехнологичные средства коммуникации — это планшеты и айтрекеры — устройства, которые реагируя на движение глаз, перемещают курсор на экране компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Речь и альтернативная коммуникация (для детей с ТМНР), 1 класс

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальны...

Коррекционные занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" (для детей с ТМНР), 1 класс

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...