Речь и альтернативная коммуникация (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rech_i_ak_1_b_donskih.docx | 51.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
Утверждаю
Директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
на 2019/2020 учебный год
1 «Б» класс
Учитель: Донских Е.В.
Рассмотрено на заседании МО Заведующий образовательным отделением «СОГЛАСОВАНО» ________ Т.Е. Максименко
протокол №____ от «___»______2019 г «___»____________2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей класса ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. У трёх детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У одного ребёнка класса отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У остальных устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим при обучении детей общению на первом году учёбы планируется проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
- формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
- учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной
коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Остальные реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1 «б» классе раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития всех учащихся, поэтому на первом году обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» как систематический курс в 1 б классе включает 2 раздела:
– коммуникация,
– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.).
Развитие слухового внимания и слухового восприятия,
Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Тематическое планирование учебного материала включает три направления:
направление | Название направления | Количество часов | |
2 группа | 3 группа | ||
1 направление | «Учитель и ученик» | 42 | 86 |
2 направление | «Ученик-учитель-сверстник» | 36 | 13 |
3 направление | «Ученик-сверстник». | 21 | - |
Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей каждой категории обучающихся (2,3 группы детей).
Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.
При обучении детей 2 и 3 группы учитывается темп усвоения программного материала каждым ребенком с соблюдением норма-часов для освоения конкретной тематической области, в некоторых случаях это требует индивидуальной формы обучения.
Программный материал распределен поэтапно:
Этап: формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимися, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативного – делового общения учителя с обучающимися (42- 86 часов).
Этап: закрепление ситуативного – делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (36-13 часов).
Этап: формирование ситуативно-делового взаимодействия со сверстником (21-0).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами часовна обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.
Требования к уровню подготовки обучающихся
(личностные и предметные результаты освоения учебного предмета)
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого учащегося класса оценивается с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования для всех категорий обучающихся 1б класса (БУД):
личностные результаты освоения учебного предмета
- готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
- способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
- уметь произносить осознанно слоги, слова;
- уметь различать интонацию;
- уметь вступать в контакт;
- понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
предметные результаты освоения учебного предмета
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
- использование пишущего предмета по назначению;
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
- рассматривание иллюстраций.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
Учебно-методический комплекс:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.
Календарно_тематическое планирование
N п/п | Раздел | Тема |
Диагностика. Знакомство | ||
Имена детей. | ||
Коммуникация. Учитель и ученик | ||
Приветствие взрослого. Установление контакта с собеседником. | ||
Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником. | ||
Приветствие взрослого. | ||
Приветствие взрослого. | ||
Приветствие сказочных персонажей. | ||
Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом. | ||
Приветствие сказочных персонажей. | ||
Приветствие сказочных персонажей. | ||
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | ||
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | ||
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | ||
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | ||
Моя любимая игрушка. | ||
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. | ||
Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия. | ||
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении согласия. | ||
Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия. | ||
Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия. | ||
Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия). | ||
Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний. | ||
Моя любимая сказка. Выражение мимикой приветствия (прощания). | ||
Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия). | ||
Моя любимая сказка. Выражение жестом удовольствия (неудовольствия). | ||
Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим предметом | ||
Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием звучащего предмета. | ||
Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. | ||
Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. | ||
Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением предметного символа. | ||
Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа. | ||
Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом (пиктограммы). | ||
Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа. | ||
Мои желания. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с использованием графического символа. | ||
Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием графического символа. | ||
Привлечение внимания с использованием пиктограмм. | ||
Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием пиктограмм. | ||
Мои желания. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). | ||
Мне нравится. Понимание близких по звуковому составу слов (бабушка, дедушка). | ||
Мне нравится. Понимание простых по звуковому составу слов (тётя, дядя). | ||
Мне нравится. Понимание близких пониманию слов (учитель, воспитатель). | ||
Мне нравится. Узнавание (различение) имён. | ||
Мне нравится. Узнавание (различение) имён членов семьи. | ||
Мне нравится. Узнавание (различение) имён учащихся класса. | ||
Приветствие сверстника (узнавание). Узнавание (различение) имён педагогов. | ||
Коммуникация. Ученик-учитель. Сверстник. | ||
Приветствие сверстника (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул. | ||
Приветствие сверстника (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: шкаф, кровать. | ||
Приветствие сверстника (узнавание). Подбор картинок, предметов к заданному слову. | ||
Имена сверстников. Понимание обобщающих понятий: мебель. | ||
Имена сверстников. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: зайка (мягкий, пушистый, маленький). | ||
Имена сверстников. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: мишка (большой, мягкий). | ||
Имена сверстников. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка (большая, маленькая, легковая, грузовая). | ||
Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кукла (большая, маленькая, красивая, новая, старая). | ||
Игрушки нашего класса. Подбор картинок, предметов к заданному слову. | ||
Понимание обобщающих понятий: игрушки. | ||
Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (большое, маленькое, вкусное, румяное, красное, жёлтое, зелёное, сочное). | ||
Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: груша (большая, маленькая, зелёная, жёлтая, сочная, вкусная). | ||
Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: банан (длинный, жёлтый, мягкий, вкусный). | ||
Вместе слушаем сказки. Подбор предметов к заданному (услышанному) слову. | ||
Вместе слушаем сказки. Понимание обобщающих понятий: фрукты. | ||
Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (большой, маленький, круглый, красный, жёлтый, спелый, зелёный, незрелый). | ||
Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: огурец (длинный, овальный, зелёный, сочный). | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: лук (большой, маленький, жёлтый, фиолетовый, злой) | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание обобщающих понятий: овощи. | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кофта, рубашка (красивая, любимая, белая, цветная). ИОТ и ТБ | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: брюки (штаны), юбка (длинные (ая), короткие(ая), тёплые(ая), лёгкие (ая), тёмные (ая)). | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: куртка (зимняя, осенняя, тёплая, холодная, цветная). | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: шапка, шарф (тёплый (ая), пушистый(ая), вязаный (ая)). ИОТ и ТБ. | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. Понимание обобщающих понятий: одежда. | ||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: тарелка (глубокая, мелкая, железная, деревянная, глиняная). | ||
Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ложка (большая, маленькая, чайная, железная, деревянная). | ||
Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: стакан (стеклянный, пластмассовый, большой, маленький). | ||
Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кружка (большая, маленькая, железная, глиняная). | ||
Наш класс. Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | ||
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание обобщающих понятий: посуда. | ||
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: воробей (маленький, серый). | ||
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ворона (большая, чёрная.) | ||
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | ||
Коммуникация. Ученик - сверстники | ||
Приглашение к взаимодействию. Понимание обобщающих понятий: птицы. | ||
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: заяц (маленький, трусливый, белый, серый). | ||
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: волк (большой, серый, голодный, злой). | ||
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кошка (пушистая, лысая, маленькая, ласковая, домашняя). ИОТ и ТБ | ||
Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: собака (злая, добрая, домашняя). | ||
Приглашение к взаимодействию. Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание обобщающих понятий: животные. | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (громко, тихо). | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (быстро, медленно). | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих состояния (хорошо, плохо). Понимание слов обозначающих состояния (весело, грустно). | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть).Понимание слов обозначающих действия предмета (сидеть, стоять). | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (бегать, прыгать, спать). | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (учиться, играть, рисовать, лепить). | ||
Готовимся к празднику. Понимание слов, обозначающих действия предмета (гулять, играть (на улице)). | ||
Готовимся к празднику. Понимание слов, обозначающих места расположения предмета: на столе. | ||
Готовимся к празднику. Понимание слов, обозначающих места расположения предмета: около дома. | ||
Готовимся к празднику. Понимание слов, указывающих на объекты: я, ты. | ||
Готовимся к празднику. Понимание слов, указывающих на объекты: мой, свой. | ||
Участвуем в празднике. Понимание слов, указывающих на объекты: это. | ||
Скоро лето. Понимание слов, обозначающих действия: гулять | ||
Итоги года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
Коррекционные занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" (для детей с ТМНР), 1 класс
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Альтернативная коммуникация "Мы на ферме", 2 класс для детей с ТМНР
Тема: «Мы на ферме»Цели: развитие коммуникативных и речевых навыков, мелкой моторики у детей с ТМНР средствами различных технологий в процессе формирования представлений о домашних животны...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...