Главные вкладки
Занятие «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи).
план-конспект по логопедии
Конспект занятия «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r_vo_frazovoy_rechi.docx | 150.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Знакомые незнакомцы»
Автоматизация звука Р во фразовой речи.
Цели коррекционно-образовательные:
- Упражнение в правильном произношении звука [р] в словах и предложениях.
- Формирование умения находить непонятные слова в тексте;
- Знакомство со способами толкования значения слов.
- Упражнение в запоминании сказки с опорой на мнемотаблицу.
Цели коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха, упражнение в определении наличия и места звука [р] в словах.
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия,
- Развитие внимания, памяти, логического мышления с использованием приёма мнемотехники.
Цели коррекционно-воспитательные:
- Воспитание интереса к занятию, любознательности, желания узнавать новое.
- Воспитание интереса к родному русскому языку.
Оборудование: зеркала, салфетки, толковый словарь, В.И. Даля; оценочные листы, смайлики, колобок, проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, Ребята. Меня зовут А,В. сегодня я с вами проведу занятие, на котором будем учиться правильно и красиво говорить.
2. Работа со скороговоркой (слайд) (2 мин)
Брат Архип в амбар пошёл
Пару зёрнышек нашёл.
– познакомьтесь с текстом скороговорки и прочитайте её про себя;
–прочитайте ещё раз медленно шепотом.
–прочитайте вслух громко и быстро.
- Какой одинаковый звук встретился в словах?
3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука (2-3 мин)
- Что делает язычок, когда мы произносим звук (Р)?
- Можно сравнить звук Р с моторчиком?
- Возьмите звуковые дорожки, заведите моторчик.
-Произнесите звук [р] тихо, по звуковой дорожке.
- Произнесите звук громко
- Давайте расскажем о звуке (Р) (дают характеристику звуку по схеме –мнемотаблице).
- А чтобы ваш язычок работал хорошо и у него получалось произносить звук Р правильно, давайте проведём с ним разминку.
4. Артикуляционная гимнастика. (СЛАЙД) (1-2 мин)
5. Введение в тему (1мин)
(Вернуться к тексту скороговорки)
– Все ли слова понятны в скороговорке?
- Что обозначает слово амбар? (мнения детей)
- А вы хотите узнать точное и правильное значение слова АМБАР?
6.Объявление темы. Заполнение оценочных листов. (2 мин)
- Сегодня мы с вами будем учиться находить незнакомые слова в знакомой сказке, объяснять их значение и правильно произносить звуки.
-Тема нашего занятия «Знакомые незнакомцы»
Давайте возьмем оценочные листы и отметим, что вы умеете и знаете. (я читаю, дети заполняют листы значком + или -)
Оценочный лист
1 | 2 | |
Умею находить незнакомые слова в тексте | ||
Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов | ||
Могу обьяснить значение незнакомых слов | ||
Могу правильно произносить звук Р |
СКАЗКА КОЛОБОК (3-4 мин)
– Все вы, ребята, конечно, хорошо знаете русскую народную сказку «Колобок». (слайд)
И все же я берусь доказать вам, что не всё знакомо вам из этой сказки.
- Послушайте внимательно начало сказки и подумайте, все ли слова вам понятны. (слайд)
Жил-был старик со старухою.
Просит старик:
- Испеки, старуха, колобок.
- Из чего печь-то? Муки нету.
- Э-эх , старуха! По коробу поскреби, по амбару помети; может муки и наберется. Старуха по коробу поскребла, по амбару помела, и набралось муки горсти две. Замесила тесто на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко остудить.
– Ребята, кто заметил незнакомое слово, непонятное вам?
– Назовите эти слова. (Короб, амбар, горсть.)
- Попробуем объяснить их значение. (СЛАЙД)
КОРОБ – плетёное изделие из коры или бересты дерева для хранения и переноски чего-либо;
АМБАР – помещение для хранения зерна; муки.
(вспомните, куда Архип пошёл за зерном?)
-Что Вам помогло понять значение слов? (рисунок)
- Есть еще один способ. Чтобы понять значение незнакомых слов, нужно обратиться к толковому словарю.
7. Знакомство с толковым словарём. (1 мин) Слайд.
– Почему он так называется? (Объясняет, растолковывает значение непонятного нам слова)
– Я вас познакомлю с одним из них. Посмотрите, у меня в руках знаменитый «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля.
- Владимир Иванович Даль жил более ста лет назад. Главным делом его было собирать слова. Он ездил по всей России и внимательно прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Даль собрал более 200 000 слов и разместил их в словаре. Все слова расположил в алфавитном порядке и дал значение каждого слова.
8.Работа в парах со словарём. (3-4 мин)
- Давайте найдём в словаре слова КОРОБ и АМБАР.
Прочитаем их толкование. (одна группа ищет слово короб, другая – амбар)
– Вспомните, сколько удалось старухе наскребсти муки? А кто объяснит нам, что значит выражение «горсти две»? (слайд)
(читаю сама по словарю значение слова горсть)
ГОРСТЬ – рука, сложенная так, что ею можно что нибудь зачерпнуть.
– А вы можете показать своими руками, какой величины был колобок?
- Нам стало ясно, что муки у старика со старухой было очень мало.
– Вот видите, ребята, сколько в знакомой сказке незнакомых слов.
-Теперь мы можем лучше понять сказку?
9. Физминутка (с колобком) с элементами пальчиковой гимнастики.
(дети становятся в круг) (2 мин)
- Давайте немножко отдохнём и покажем, как пекли колобок баба и дед
Сидели дед и баба (показ руками стульчика).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтобы испечь его (изображение руками колобка).
Раз – кхе, кхе. - Возьмите из коробочки колобка, помните его в правой руке, в левой.
Два – кхе, кхе
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, лоб в муке (потереть нос, потереть лоб).
Уши в кислом молоке (потереть уши)
-Мы с вами помним, что колобок ушёл от бабушки и дедушки. Давайте покажем, как он покатился по дорожке. (дети быстро передают колобок друг другу из рук в руки)
-Чем закончилась сказка? Почему?
10. Использование приёма мнемотехники. (слайд) (2 мин)
- Давайте составим таблицу, которая поможет вам вспомнить сказку Колобок.
- Дома вы дорисуете таблицу самостоятельно. (Дать мнемотаблицу каждому ребёнку)
11. Звуковой анализ слов.(2 мин)
-Ребята, а в словах короб, амбар, горсть какой одинаковый согласный звук вы слышите? Твердый или мягкий?
-Где слышите звук Р в слове короб, а в слове амбар, горсть.? (Показывают по Звуковой линейке – начало, середина, конец.)
(один - много; назови ласково)
12. Итог занятия. (1мин)
- Чем мы с вами занимались на занятии? (ответы детей)
– Сегодня мы говорили о словах, которые мы как будто знаем, слы шали, но не всегда понимаем, что они обозначают.
- Зачем нужно знать точное значение слов? (ответы детей)
Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, правильно выражать свои мысли.
- Как мы можем узнать значение незнакомых нам слов? ( по словарю)
Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное, загляните в толковый словарь. Только хорошо зная значение слова, вы сможете правильно его употребить в речи.
13.Рефлексия. (1 мин)
-Ребята, возьмите оценочный лист, поставьте во второй колонке знак «+» или «-«.
- Посчитайте, сколько + у вас получилось?
- Посмотрите на лесенку успеха.
-Поместите свой смайлик на правильную ступеньку.
- Молодцы, ребята, надеюсь, что занятие было для вас полезным! Спасибо большое за работу!
(слайд)
Оценочный лист
1 | 2 | |
Умею находить незнакомые слова в тексте | ||
Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов | ||
Могу обьяснить значение незнакомых слов | ||
Могу правильно произносить звук Р |
Оценочный лист
1 | 2 | |
Умею находить незнакомые слова в тексте | ||
Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов | ||
Могу обьяснить значение незнакомых слов | ||
Могу правильно произносить звук Р |
Оценочный лист
1 | 2 | |
Умею находить незнакомые слова в тексте | ||
Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов | ||
Могу обьяснить значение незнакомых слов | ||
Могу правильно произносить звук Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [ш] в связной речи»
Тема: Автоматизация (ш) в связной речи.Цели:1. Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.2. Развивать четкую, связную речь, психическ...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в предложениях и текстах»
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в предложениях и текстах»...