Занятие «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи).
план-конспект по логопедии

Давыдова Анжелика Владимировна

Конспект занятия «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_vo_frazovoy_rechi.docx150.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знакомые незнакомцы»

                       Автоматизация звука Р во фразовой речи.

 

Цели коррекционно-образовательные:

  • Упражнение в правильном произношении  звука [р] в словах и предложениях.
  • Формирование умения находить непонятные слова в тексте;
  • Знакомство  со способами толкования  значения слов.
  • Упражнение в запоминании  сказки с опорой на мнемотаблицу.

Цели коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха, упражнение  в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Развитие артикуляционной  и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия,
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления с использованием приёма мнемотехники.

Цели коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание  интереса к занятию, любознательности, желания узнавать новое.
  • Воспитание интереса к родному  русскому языку.

Оборудование:  зеркала,  салфетки,  толковый  словарь, В.И. Даля;  оценочные листы, смайлики, колобок, проектор.

Ход занятия

 1. Организационный момент.

Здравствуйте, Ребята. Меня зовут А,В. сегодня я  с вами  проведу занятие, на котором будем учиться правильно и красиво говорить.

2. Работа со скороговоркой (слайд)     (2 мин)

Брат Архип в амбар пошёл

Пару зёрнышек нашёл.

– познакомьтесь с текстом скороговорки и  прочитайте её про  себя;

–прочитайте ещё раз медленно шепотом.

–прочитайте   вслух громко и  быстро.

- Какой одинаковый звук встретился   в словах?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука (2-3 мин)

- Что делает язычок, когда мы произносим звук (Р)?

- Можно сравнить звук Р с моторчиком?

- Возьмите звуковые дорожки, заведите моторчик.

  -Произнесите звук   [р] тихо, по звуковой дорожке.

 - Произнесите звук громко

- Давайте расскажем о звуке   (Р)    (дают характеристику звуку по схеме –мнемотаблице).  

- А чтобы ваш язычок работал хорошо и у него получалось произносить звук Р правильно, давайте проведём с ним разминку.

4.  Артикуляционная гимнастика. (СЛАЙД) (1-2 мин)

5. Введение в тему  (1мин)

(Вернуться к  тексту скороговорки)

–  Все ли слова понятны в скороговорке?

-  Что обозначает слово  амбар?   (мнения детей)

- А вы хотите узнать точное и правильное значение слова АМБАР?

6.Объявление темы. Заполнение оценочных листов.  (2 мин)

- Сегодня мы с вами будем учиться находить незнакомые слова в знакомой сказке,  объяснять их значение и правильно произносить звуки.

-Тема нашего занятия «Знакомые незнакомцы»

Давайте возьмем  оценочные  листы и отметим, что вы  умеете и  знаете. (я читаю, дети заполняют листы значком + или  -)

Оценочный лист

1

2

Умею находить незнакомые слова в тексте

Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов

Могу  обьяснить значение незнакомых слов

Могу правильно произносить звук Р

СКАЗКА КОЛОБОК (3-4 мин)

– Все вы, ребята, конечно, хорошо знаете русскую народную сказку «Колобок». (слайд)

И все же я берусь доказать вам, что не всё знакомо  вам  из этой сказки.

- Послушайте внимательно начало сказки и подумайте, все ли слова вам понятны. (слайд)

Жил-был старик со старухою.
Просит старик:
- Испеки, старуха, колобок.
- Из чего печь-то? Муки нету.
- Э-эх , старуха! По коробу поскреби, по амбару помети; может муки и наберется. Старуха  по коробу поскребла, по амбару помела, и набралось муки горсти  две. Замесила тесто  на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко остудить.

– Ребята, кто заметил незнакомое слово, непонятное вам?

– Назовите эти слова.    (Короб, амбар, горсть.)

- Попробуем объяснить их значение. (СЛАЙД)

КОРОБ – плетёное изделие из коры или  бересты дерева для хранения и переноски чего-либо;

АМБАР – помещение для  хранения  зерна; муки.

(вспомните, куда Архип пошёл за зерном?)

-Что Вам помогло понять значение слов?  (рисунок)

- Есть еще один способ. Чтобы понять значение незнакомых слов, нужно обратиться к толковому словарю.

 

7. Знакомство с толковым словарём. (1 мин) Слайд.

 – Почему он так называется? (Объясняет,  растолковывает значение непонятного нам слова)

 – Я вас познакомлю с одним из них. Посмотрите, у меня в руках знаменитый «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля.

-  Владимир Иванович Даль жил более  ста лет назад. Главным делом его было собирать слова. Он ездил по всей России и внимательно  прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Даль собрал более 200 000 слов и разместил их в словаре. Все  слова   расположил в алфавитном порядке и дал значение каждого слова.

 8.Работа  в парах  со словарём. (3-4 мин)

-  Давайте найдём в словаре слова  КОРОБ и  АМБАР.

 Прочитаем их толкование. (одна группа ищет слово короб, другая – амбар)

  – Вспомните, сколько удалось старухе  наскребсти муки? А кто  объяснит нам, что значит выражение «горсти две»? (слайд)

 (читаю сама по словарю значение слова горсть)

ГОРСТЬ – рука, сложенная так, что ею можно что нибудь зачерпнуть.  

 – А вы можете показать своими руками, какой величины был колобок?

 - Нам стало ясно, что муки у старика со старухой было очень мало.

– Вот видите, ребята, сколько в знакомой сказке незнакомых слов.

 -Теперь мы можем лучше понять сказку?

9.  Физминутка (с колобком) с элементами пальчиковой гимнастики.

(дети становятся в круг)   (2 мин)

- Давайте немножко отдохнём и покажем, как пекли колобок баба и дед

Сидели дед и баба            (показ руками стульчика).
В избушке за столом        (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи             (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтобы  испечь его             (изображение руками колобка).
Раз – кхе, кхе.                    - Возьмите из коробочки  колобка,                         помните его в правой руке, в левой.

 Два – кхе, кхе                    

Все испачкались в муке    (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, лоб в муке      (потереть нос, потереть лоб).
Уши в кислом молоке       (потереть уши)

-Мы с вами помним, что колобок ушёл  от бабушки и дедушки. Давайте покажем,  как он покатился по дорожке. (дети быстро передают колобок друг другу из рук в руки)

-Чем закончилась сказка? Почему?

10. Использование приёма  мнемотехники. (слайд)    (2 мин)

- Давайте составим  таблицу, которая   поможет вам вспомнить сказку Колобок.

- Дома вы дорисуете таблицу самостоятельно. (Дать мнемотаблицу каждому ребёнку)

11. Звуковой анализ слов.(2 мин)

    -Ребята, а в  словах короб, амбар, горсть  какой одинаковый согласный звук вы слышите? Твердый или мягкий?

-Где слышите  звук Р  в слове короб,   а в слове амбар,    горсть.? (Показывают по Звуковой  линейке – начало, середина, конец.)

(один - много; назови ласково)  

12. Итог занятия. (1мин)

- Чем мы с вами занимались на занятии? (ответы детей)

 –  Сегодня мы говорили о словах, которые мы как будто знаем, слы шали, но не всегда понимаем, что они обозначают.

- Зачем нужно знать точное значение слов?  (ответы детей)

Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, правильно выражать свои мысли.

- Как мы можем узнать значение незнакомых нам слов? ( по словарю)

Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное,  загляните в толковый словарь. Только хорошо зная значение слова, вы сможете правильно его употребить в речи.

      13.Рефлексия. (1 мин)

-Ребята, возьмите оценочный лист, поставьте во второй колонке знак «+» или «-«.  

- Посчитайте, сколько + у вас получилось?

- Посмотрите на лесенку успеха.

-Поместите свой  смайлик на правильную ступеньку.

- Молодцы, ребята, надеюсь, что занятие было для вас полезным! Спасибо большое за  работу!

(слайд)

Оценочный лист

1

2

Умею находить незнакомые слова в тексте

Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов

Могу  обьяснить значение незнакомых слов

Могу правильно произносить звук Р

Оценочный лист

1

2

Умею находить незнакомые слова в тексте

Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов

Могу  обьяснить значение незнакомых слов

Могу правильно произносить звук Р

Оценочный лист

1

2

Умею находить незнакомые слова в тексте

Знаю, где можно найти объяснение незнакомых слов

Могу  обьяснить значение незнакомых слов

Могу правильно произносить звук Р

8AFA81B6-8D46-4D0A-9693-A6BB16E6D189.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [ш] в связной речи»

Тема: Автоматизация (ш) в связной речи.Цели:1.     Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.2.     Развивать четкую, связную речь, психическ...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в предложениях и текстах»

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в предложениях и текстах»...