Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Какую роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность? Рассмотрим в статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonem_sluh_osnova.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Подготовила:
учитель-логопед
Малюк В.М.
Вязьма
Как в непосредственном развитии каждого ребенка, так и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.
Что же такое речевая готовность детей к обучению в школе?
Речевая готовность - это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематических процессов; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.
Рассматривая понятие речевой готовности, можно выделить основные компоненты, на которых строится дальнейшее развитие устной речи: правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов.
Какую же роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность?
Развитие фонематических процессов включает в себя:
- развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
- развитие умения делить слова на звуки;
- развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
- развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.
Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:
- фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
- фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.
И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.
Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Несовершенный фонематический слух тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что является серьезным препятствием в овладении ребенком письменной речью и проявляется в школьном возрасте как такое отклонение речи, как дисграфия и дислексия.
Несомненна связь фонематического слуха и в формировании лексико-грамматических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Это отрицательно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Таким образом, необходима целенаправленная работа по формированию речевых навыков для обеспечения своевременной подготовки детей к школьному обучению и предупреждению возникновения нарушений письменной речи уже с раннего дошкольного возраста.
Уделяя должное внимание развитию фонематических процессов, облегчается процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность ил...
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Фонематический слух - основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также ...
Фонематический слух - основа правильной устной и письменной речи
В данной статье рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие. Способы диагностики, игры и упражнения по их развитию....
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития фонематического слуха и основными приемами проведения игр в домашних условиях.Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....
Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие - что это?"
Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Давайте разбираться!...