Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Малюк Вероника Михайловна

Какую роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность? Рассмотрим в статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem_sluh_osnova.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для педагогов

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Подготовила:

 учитель-логопед

Малюк В.М.

Вязьма

Как в непосредственном развитии каждого ребенка, так и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Что же такое речевая готовность детей к обучению в школе?

Речевая готовность - это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематических процессов; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.

Рассматривая понятие речевой готовности, можно выделить основные компоненты, на которых строится дальнейшее развитие устной речи: правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов.

Какую же роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность? 

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
  • развитие умения делить слова на звуки;
  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.

И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Несовершенный фонематический слух  тормозитусложняет формирование навыков звукового анализа, что является серьезным препятствием в овладении ребенком письменной речью и проявляется в школьном возрасте как такое отклонение речи, как дисграфия и дислексия.

Несомненна связь фонематического слуха и в формировании лексико-грамматических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Это отрицательно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Таким образом, необходима целенаправленная работа по формированию речевых навыков для обеспечения своевременной подготовки детей к школьному обучению и предупреждению возникновения нарушений письменной речи уже с раннего дошкольного возраста.

Уделяя должное внимание развитию фонематических процессов, облегчается процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность ил...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Фонематический слух - основа правильной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также ...

Фонематический слух - основа правильной устной и письменной речи

В данной статье рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие. Способы диагностики, игры и упражнения по их развитию....

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития фонематического слуха и основными приемами проведения игр в домашних условиях.Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....

Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие - что это?"

Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Давайте разбираться!...