Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи»
консультация по логопедии (1 класс)
Цель: познакомить родителей с особенностями развития фонематического слуха и основными приемами проведения игр в домашних условиях.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать.
- Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: ОУ-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
- Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, … АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ…
- Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
- Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».
- Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».
- Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
- Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком. Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах. - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К... (кукла, кубики, карандаши, книга...); - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…); - Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
- Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О, З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
- Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б -Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители!
Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Фонематический слух - основа правильной речи»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития фонематического слуха и основными приемами проведения игр в домашних условиях.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать.
- Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: ОУ-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
- Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, … АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ…
- Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
- Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».
- Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».
- Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
- Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком. Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах. - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К... (кукла, кубики, карандаши, книга...); - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…); - Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
- Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О, З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
- Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б -Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители!
Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей будущих первоклассников "Значение правильной речи в жизни ребёнка"
Хорошая речь - является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Специалисты рекоме...
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность ил...
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Фонематический слух - основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также ...
Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика - как основа правильной речи"
Дыхательная гимнастика - как основа правильной речи...
Фонематический слух - основа правильной устной и письменной речи
В данной статье рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие. Способы диагностики, игры и упражнения по их развитию....