ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
статья по логопедии (1 класс) на тему
Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность или нарушение фонематического слуха. Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка, выделять их из общего звучания слова. Задержка развития фонематического луха неизбежно сказывается и при обучении грамате - даже в том случае, ели в устной речи нет заметных дефектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова.
Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Сначала слово воспринимается ребенком как что-то целое, он улавливает его общий звуковой контур, затем появляется умение различать отдельные звуки, составляющие слово.
Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова.
Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.
Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что главную основу правописания составляет хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, его составляющих, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков. Он же рекомендовал при обучении грамоте больше останавливаться на звуках, составляющих слова.
В письме детей с недоразвитием фонематического слуха отмечается пестрая картина самых разнообразных ошибок: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки букв, слогов и самих слов, смешения и всевозможные искажения. У детей с недостаточно развитым вниманием, с неустойчивым слуховым восприятием особенно страдает письмо под диктовку, списывание им удается значительно лучше. Разумеется, неправильно объяснять все трудности в обучении письму, встречающиеся у школьников, только недостатками фонематического слуха — здесь могут быть и другие причины.
Как же развивать фонематический слух? С самого раннего возраста необходимо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он (дома для этого пригодятся разные звучащие инструменты и игрушки: звонок, барабан, пищалки, бубен).
Воспитывая внимание, интерес к речи, необходимо научить ребенка определять, есть ли заданный звук в слове («есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится (в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова, придумывать слова на заданный звук (слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть): можно предложить ребенку отобрать картинки на определенный звук из ряда других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.
Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Фонематический слух - основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также ...
Фонематический слух - основа правильной устной и письменной речи
В данной статье рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие. Способы диагностики, игры и упражнения по их развитию....
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития фонематического слуха и основными приемами проведения игр в домашних условиях.Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....
Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи»
Какую роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность? Рассмотрим в статье...