Индивидуальный план коррекционно - логопедического сопровождения
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения

 ФИО__________

Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень речевого развития

Направление

Задачи (в рамках обозначенных направлений)

Приемы

1. Развитие дыхания

1. Выработка и закрепление диафрагмального типа дыхания

Привлечение контроля (рука – под грудь), закрепление в динамических упражнениях

2. Выработка длительного плавного выдоха

Выработать свободный плавный выдоха

- Дутье на бумажные игрушки. Осознание дыхательного процесса:

- Вдох и выдох через нос.  

- Вдох через рот, выдох через нос.  

3. Выработка направленного выдоха

4. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи.

2. Развитие голоса

1. Развитие умения менять силу голоса

Стоя с опущенными руками, произносить гласные, при подъеме рук увеличивать силу голоса, при опускании – уменьшать; «Хлопай-топай» под звуки бубна хлопать или топать с разной силой произнося речевку.

2. Развитие умения менять высоту голоса

Упр-я: «Самолет идет на взлет», «Поезд», «Скажи и покажи», инсценировки сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

3. Развитие умения повышать и понижать голос в речевом отрезке к концу фразы

Наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»), игра «Магнитофон»

3. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализоватьвыработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (статические позы)

Статические и динамические артикуляционные упражнения.

Для губ: «Лягушка»(«Улыбка»), «Слоник»(«Хоботок»), «Рыбка». Для языка: «Маляр»(«Почистим зубки»), «Парус», «Кошка лакает молоко», «Индюк», «Самолетик».  

 Для языка: «Маляр» («Почистим зубки»), «Скалолаз», «Борцы», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Моторчик»

2. Выработать артикуляционные схемы для подъема боковых краев языка

4. Коррекция звукопроизношения

 1. . Постановка [р]

2.Автоматизация звука в обратных слогах  4. .Автоматизация звука в прямых слогах.  5. 3.Закрепление произнесения звука с прямыми и обратными слогами. 6..Закрепление звука в общении со сверстниками, взрослыми.

 Постановочные комплексы: С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта. - В словах с ударными слогами.   - В словах с безударными слогами.

- Во фразах с данными слогами.  - В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.   - Во фразах и тексте с данным типом слогов.

5. Развитие фонематического  слуха, анализа и синтеза

  1. Закрепить  знания    о   гласных   и   согласных   звуках, их   признаках.  
  2. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости  —  звонкости  согласных звуков.  
  3. Закрепить умение выделять звук из слова.
  4. Закрепить умение проводить полный фонематический анализ слов.
  5. Учить различать звуки на  слух.

Упражнять  детей   в  различении   гласных   и   согласных   звуков,   в   подборе   слов   на   заданные   гласные   и   согласные  звуки.

Упражнять в дифференциации   согласных   звуков   по   твердости   —   мягкости,   глухости   — звонкости.

 Упражнять в выделении звука из слова.

-  Определение наличия звука  в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

7. Развитие словарного запаса  

1. Развивать умение подбирать антонимы, синонимы. 2.  Усвоение различных способов словообразования, словоизменения.

 - «Угадай где мы были»;  

- Игра «Четвертый лишний»; - Речевая игра «Съедобное и несъедобное»   - «покажи и назови» и тд.

8.  Развитие грамматического строя речи

 1.  Подбор однокоренных слов и образование существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Выработка умений согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Формировать умение употреблять предлоги.

- Игра «Подумай и назови»;  

 - Упражнение «Один – много»

Р\и  «доскажи словечко»; Игра «Хлопки»; «Путешествие»; «»Поймай слово» и тд.

-Образование     формы     множественного     числа     существительных;   в именительном и родительном падежах; - Образование   уменьшительно-ласкательной      формы     существительных; - Образование относительных прилагательных;

-  Согласование  числительных  и  существительных в  роде,  числе,  падеже.

9. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик) и тд.

Игра «Собери из звуков слово»; «Замени звук в слове»; - выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний.- запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких правильно произносимых звуков.   - Различение на слух длинного и короткого слова. - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных согласных и одинаковых гласных.- Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных  гласных и одинаковых  согласных.

10.  Развитие связной речи

 1. Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст.

2. Учить составлять сюжетные рассказы.

3. Формировать навык употребления сложноподчиненных предложений.

4. Учить составлять рассказ с использованием пословиц и поговорок.     5. Составление описательного рассказа.

- Составление простых,   нераспространенных   предложении  с помощью
вопросов: кто? что? что делать?

-Составление предложений из слов данных в определенной форме;

 - Составление рассказа  по сюжетной картине.

- Отгадывание загадок  

- Составление описательного рассказа по картинкам;  - Составление рассказа  по плану; Пересказ  прослушанного  текста.

11. Развитие навыков чтения и письма.

1. Формировать правильный навык  письма, чтения.

- развивать письменную речь; Способствовать усвоению языка – как средства общения;  закрепить навык звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники чтения и письма.

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения

ФИО:  

Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень речевого развития

Направление

Задачи (в рамках обозначенных направлений)

Приемы

1. Развитие дыхания

1. Выработка и закрепление диафрагмального типа дыхания

Привлечение контроля (рука – под грудь), закрепление в динамических упражнениях

2. Выработка длительного плавного выдоха

Упр-я: «Упрямая свеча», мыльные пузыри, вертушки, «Буря в стакане», кораблики на воде, компьютерная программа «Игры для Тигры»

3. Выработка направленного выдоха

Упр-я: «Футболист», «Задуй свечу», «Послушный ветерок», сдувание ватки с кончика носа, «Фокусник» и др.

4. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи

Изолированное длительное протягивание звуков («Звуковая дорожка»), «Звуковые цепочки» из гласных и согласных, наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»)

2. Развитие голоса

1. Развитие умения менять силу голоса

Стоя с опущенными руками, произносить гласные, при подъеме рук увеличивать силу голоса, при опускании – уменьшать; «Хлопай-топай» под звуки бубна хлопать или топать с разной силой произнося речевку.

2. Развитие умения менять высоту голоса

Упр-я: «Самолет идет на взлет», «Поезд», «Скажи и покажи», инсценировки сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

3. Развитие умения повышать и понижать голос в речевом отрезке к концу фразы

Наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»), игра «Магнитофон»

3. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализоватьвыработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (статические позы)

Статические и динамические артикуляционные упражнения для губ, языка, щек:

Для губ: «Лягушка»(«Улыбка»), «Слоник»(«Хоботок»), «Рыбка», «Обезьянки».  Для языка: «Лопатка», «Язычок в кроватке», «Желобок», «Блинчик», «Накажем язычок», «Ветерок» - «Фокус»(с выдохом).

2. Выработать артикуляционные схемы для подъема боковых краев языка

4. Коррекция звукопроизношения

1. Постановка и автоматизация звука Р

Постановочные комплексы: С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта. - В словах с ударными слогами.   - В словах с безударными слогами.

- Во фразах с данными слогами.  - В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.   - Во фразах и тексте с данным типом слогов.

5. Развитие фонематического  слуха, анализа и синтеза

  1. Закрепить  знания    о   гласных   и   согласных   звуках, их   признаках.  
  2. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости  —  звонкости  согласных звуков.  
  3. Закрепить умение выделять звук из слова.
  4. Закрепить умение проводить полный фонематический анализ слов.
  5. Учить различать звуки на  слух.

Упражнять  детей   в  различении   гласных   и   согласных   звуков,   в   подборе   слов   на   заданные   гласные   и   согласные  звуки.

Упражнять в дифференциации   согласных   звуков   по   твердости   —   мягкости,   глухости   — звонкости.

 Упражнять в выделении звука из слова.

-  Определение наличия звука  в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

7. Развитие словарного запаса  

1. Развивать умение подбирать антонимы, синонимы.

2.  Усвоение различных способов словообразования, словоизменения.

 - «Угадай где мы были»;  

- Игра «Четвертый лишний»; - Речевая игра «Съедобное и несъедобное»

- «покажи и назови» и тд.

8.  Развитие грамматического строя речи

 1.  Подбор однокоренных слов и образование существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Выработка умений согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Формировать умение употреблять предлоги.

- Игра «Подумай и назови»;  

 - Упражнение «Один – много»

Р\и  «доскажи словечко»; Игра «Хлопки»; «Путешествие»; «»Поймай слово» и тд.

-Образование     формы     множественного     числа     существительных;   в именительном и родительном падежах; - Образование   уменьшительно-ласкательной      формы     существительных; - Образование относительных прилагательных;

-  Согласование  числительных  и  существительных в  роде,  числе,  падеже.

9. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик) и тд.

Игра «Собери из звуков слово»; «Замени звук в слове»; - выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний.- запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких правильно произносимых звуков.   - Различение на слух длинного и короткого слова. - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных согласных и одинаковых гласных.- Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных  гласных и одинаковых  согласных.

10.  Развитие связной речи

 1. Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст.

2. Учить составлять сюжетные рассказы.

3. Формировать навык употребления сложноподчиненных предложений.

4. Учить составлять рассказ с использованием пословиц и поговорок.     5. Составление описательного рассказа.

- Составление простых,   нераспространенных   предложении  с помощью
вопросов: кто? что? что делать?

-Составление предложений из слов данных в определенной форме;

 - Составление рассказа  по сюжетной картине.

- Отгадывание загадок  

- Составление описательного рассказа по картинкам;  - Составление рассказа  по плану; Пересказ  прослушанного  текста.

11. Развитие навыков чтения и письма.

1. Формировать правильный навык  письма, чтения.

- развивать письменную речь; Способствовать усвоению языка – как средства общения;  закрепить навык звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)

Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР, получающих НОО

Данный план коррекционно-развивающей работы для ребёнка с ЗПР. Разработан с учётом рекомендаций ЦПМПК и индивидуально-личностных особенностей....

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...