Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2)
календарно-тематическое планирование по логопедии
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР 7.1, 7.2 - это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АООП ЗПР 7.1, 7.2), консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 97.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов
с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2)
Составитель: учитель-логопед: Абдулина Марина Наильевна
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР 7.1, 7.2 - это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АООП ЗПР 7.1, 7.2), консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) обучающегося.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).
3. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).
4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).
6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
7. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно методическое письмо о работе учителя логопеда при общеобразовательной школе. М.: Когито Центр, 1996;
8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).
9. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).4
11. Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015). Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
12. Данная программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4 классы) по русскому языку.
Актуальность.
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей
с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, преобладание игровых интересов. У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной. В связи с этим возникла необходимость создания программы логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР.
Цель: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- Организация деятельности обучающихся с ЗПР по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с ЗПР.
- Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.
Адресат: обучающиеся 1 - 4 классов с задержкой психического развития (ЗПР) Вариант 7.1, 7.2
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс является органичной частью АООП НОО обучающихся с ЗПР. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются обучающиеся с однородными нарушениями речи. Сроки логопедического воздействия с обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей, индивидуальных особенностей развития и структурой речевого дефекта данной категории обучающихся и составляют 4 года (вариант 7.1, 7.2.). В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК) или при устранении речевого дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону уменьшения. Продолжительность подгруппового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала. Логопедические занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д.
Ценностные ориентиры
Содержание программы направлено на формирование положительного отношения к чистому и ясному произношению и грамотному письму, стремление к общению, усвоению новых знаний, понимание того, что красивая речь и грамотное письмо являются показателем культуры человека. Логопедические занятия являются средством развития высших психических функций,
интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся. Успехи в обучении способствуют социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения
1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.
3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии.
Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации обучающихся в данном образовательном учреждении, в современном обществе, качественно помогает детям в освоении АОП.
Характерными обенностями коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти таких детей и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.
Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются:
- «Речь»
- «Слово»
- «Предложение»
- «Звук»
- «Звуки речи»
- «Гласные и согласные»
- «Звонкие и глухие»
- «Твердые и мягкие»
- «Слоговой состав слова».
Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ЗПР.
Программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР на ступени начального общего образования и основывается на следующих принципах:
Принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов. В структуре речевого расстройства детей с ЗПР первичным является семантический дефект, который определяет нарушения как на уровне языковых значений, так и на уровне звукового оформления. Формирование речи предполагает анализ, сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в целом. В связи с этим, усвоение языковой системы детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции. Это и определяет необходимость тесной связи преодоления нарушений письма с развитием познавательных процессов, с развитием операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на речевом материале.
Принцип взаимосвязи развития речи и моторики. Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сенситивный период развития речи. Развитие ручной моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Принцип поэтапного формирования умственных действий также имеет принципиальное значение в организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма. Отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, т. е. интериоризируется.
Принцип развития (зоны актуального и ближайшего развития). Решение коррекционно-логопедических задач осуществляется на основе выявления имеющихся у детей с ЗПР трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. В ходе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и
заинтересованность детей с ЗПР, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Онтогенетический принцип предлагает организацию последовательности работы над речью определять последовательностью ее развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных к менее продуктивным, от семантически противопоставленных к менее противопоставленным). Необходимо учитывать, какие формы находятся в зоне ближайшего развития младших школьников с ЗПР.
Принцип комплексного и системного подхода.
Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Ученик, прежде всего, должен замечать изменения в звучании различных форм слов, а затем соотносить эти изменения в звучании с изменениями в лексическом и грамматическом значении.
Принцип дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ЗПР.
Принцип деятельностного подхода в процессе коррекции нарушений речи помогает учитывать сложную структуру речевой деятельности (мотивационно-целевой этап — операциональный этап — этап контроля), а также особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР на всех ее этапах
Логопедическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических
факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Различие структуры нарушения коррекционного развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Логопедическая программа (вариант 7.1, 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. К особым образовательным потребностям с ОВЗ относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
- Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1, 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов. В соответствии с требованиями к результатам ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделены три группы планируемых результатов:
личностные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление их социальных отношений в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию;
метапредметные, включающие освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видах деятельности; предметные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной и
коррекционно-развивающей области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья эффективное освоение адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования (АОП ЗПР 7.1, 7.2.), коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Учебно-тематический план. Первый год обучения (1 класс)
№ | Раздел | Кол-во занятий |
1 | Диагностика. Тестирование. | 2 |
2 | Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата. Постановка, автоматизация. | 4 |
3 | Согласные и гласные звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез. Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Дифференциация звуков. | 18 |
4 | Предложение. | 3 |
5 | Звукобуквенный анализ и синтез. | 4 |
6 | Тестирование. | 2 |
|
| Всего: 33 |
Содержание программы 1 класса
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1. Дать понятие о слове и предложении.
2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.
3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.
4.Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.
5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
Диагностика. 2 ч
- Полная проверка звукопроизношения.
- Обследование устной речи.
- Обследование неречевых психических функций.
- Обследование письменной речи.
Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата. 4 ч
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого
звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв.
Согласные и гласные звуки и буквы. 18 ч
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш- Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Предложение. 3 ч
Дифференциация понятий «слово» «предложение». Формирование умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. 4 ч
Преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами и слогами со стечением согласных. Анализ, синтез и преобразование слов. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез двусложных слов. Анализ структуры двусоставного предложения, распространенного дополнением.
Диагностика. 2 ч.
Проверочные работы.
Использование лексических тем:
«Осень». Особенности осени в Самарской области.
«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.
«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».
«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.
«Школьные принадлежности».
«Части предметов».
«Птицы». Знакомство с перелётными птицами Тюменской области.
«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».
«Зима». Особенности зимы нашего края.
«Весна». Особенности весны нашего края.
«Цветы и растения». Растительный мир области.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса
Обучающиеся должны знать:
- конструкцию предложения;
- основное отличие звука от буквы;
- звукобуквенный анализ и синтез слов;
- слоговой анализ слова.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- отличать гласные звуки и буквы от согласных;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
-пересказывать несложные тексты.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт |
Диагностика. Тестирование. 2 ч | ||||
1. | Полная проверка звукопроизношения. Обследование устной речи. | 1 |
|
|
2. | Обследование письменной речи. | 1 |
|
|
Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата. 4 ч | ||||
3. | Знакомство с органами речи. | 1 |
|
|
4. | Образование звуков речи. | 1 |
|
|
5. | Определение количества и места звуков в слове. | 1 |
|
|
6. | Соотношение между буквами и звуками в слове. | 1 |
|
|
Согласные и гласные звуки и буквы. 18 ч | ||||
7. | Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. | 1 |
|
|
8. | Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. | 1 |
|
|
9. | Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. | 1 |
|
|
10. | Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
11. | Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д | 1 |
|
|
12. | Выделение звуков [д-т] в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
13. | Звуки [к-к']. Буква К. Звуки [г-г']. Буква Г. | 1 |
|
|
14. | Выделение звуков [к-г] в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
15. | Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. | 1 |
|
|
16. | Дифференциация з-с в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
17. | Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Звуки [в-в']. Буква В. | 1 |
|
|
18. | Дифференциация в-ф в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
19. | Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. | 1 |
|
|
20. | Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
21. | Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. | 1 |
|
|
22. | Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
23. | Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. | 1 |
|
|
24. | Дифференциация [р-л] в слогах и словах, предложениях. | 1 |
|
|
Предложение 3 ч | ||||
25. | Дифференциация понятий «слово» «предложение». | 1 |
|
|
26. | Формирование умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов. | 2 |
|
|
Звукобуквенный анализ и синтез слов 4 ч | ||||
27. | Преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами и слогами со стечением согласных. | 1 |
|
|
28. | Анализ, синтез и преобразование слов. | 1 |
|
|
29. | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез двусложных слов. | 1 |
|
|
30. | Анализ структуры двусоставного предложения, распространенного дополнением. | 1 |
|
|
Диагностика. Тестирование. 2 ч | ||||
31. | Проверочные работы. | 2 |
|
|
| Всего: | 33 |
|
|
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 мин.(1-2 четверть) 40 минут ( 3-4 четверть)
На данный курс выделяется 33 часа.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
1. Касса букв и слогов.
2. Разрезные азбуки, таблицы слогов.
3. Тетради, ручки, карандаши.
4. Трафареты.
5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
6. Сигнальные карточки.
7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
8. Разнообразный демонстрационный материал.
9. Серии сюжетных картин.
10. Логопедические зеркала.
11. Логопедические зонды для постановки звуков.
12. Доска с набором магнитов.
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
- развивающего обучения;
- системно-деятельностного подхода;
- здоровьесберегающая;
- ИКТ обучение;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- технологии оценивания достижений обучающихся.
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.
Виды контроля:
- индивидуальный опрос;
- проверочная работа;
- словарный диктант;
- контрольное списывание;
- слуховой диктант;
- итоговая проверочная работа.
Содержание программы 2 класса
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением).
2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё.
4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.
5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки.
6.Обогащать словарный запас путём накопления представлений об окружающем мире; новых слов, являющихся различными частями речи и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.
7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).
Диагностика 2 ч
- Обследование устной и письменной речи.
- Обследование письменной речи.
Твердые и мягкие согласные звуки. 7 ч
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные звуки. 12ч
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
Словообразование. 3 ч
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование. Образование слов при помощи приставок.
Предлоги и приставки. 8 ч
Практическое знакомство с предлогами. Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация. Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Употребление предлогов в связной речи.
Диагностика. 2 ч
Проверочные работы. Итоговая диагностика.
Использование лексических тем:
«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.
«Осень». Особенности осени в Тюменской области.
«Мебель».
«Посуда».
«Насекомые».
«Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы наших рек и озер.
«Профессии». Профессии нашего города.
«Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие.
«Зима». Особенности зимы родного края.
«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.
«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.
«Детеныши животных».
«Весна». Особенности весны в нашем крае.
«Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей нашей области.
«Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных родного края.
«Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром области.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:
Обучающиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- названия предметов по различным лексическим темам;
- структуру предложения.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
- распознавать парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт | |||
Диагностика. Тестирование. 2 ч | |||||||
1. | Обследование устной и письменной речи. | 2 |
|
| |||
Предложение и слово. 4 ч | |||||||
2. | Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. | 1 |
|
| |||
3. | Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. | 1 |
|
| |||
4. | Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. | 1 |
|
| |||
5. | Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. | 1 |
|
| |||
Слогообразующая роль гласного. Ударение. 3 ч | |||||||
6. | Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
|
| |||
7. | Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
|
| |||
8. | Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
|
| |||
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. 7 ч | |||||||
9. | Мягкий знак на конце слова и в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | 1 |
|
| |||
10. | Разделительный мягкий знак. | 1 |
|
| |||
11. | Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
|
| |||
12. | Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
|
| |||
13. | Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
|
| |||
14. | Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
|
| |||
15. | Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
|
| |||
| Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. 10 ч | ||||||
16. | Учимся писать суффиксы: -ик, -чик | 1 |
|
| |||
17. | Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. | 1 |
|
| |||
18. | Суффиксы профессий. | 1 |
|
| |||
19. | Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. | 1 |
|
| |||
20. | Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. | 1 |
|
| |||
21. | Суффиксы наречий. | 1 |
|
| |||
22. | Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. | 1 |
|
| |||
23. | Значение приставок. | 1 |
|
| |||
24. | Закрепление. Образование слов при помощи приставок. | 1 |
|
| |||
Предлоги. 8 ч | |||||||
25. | Предлоги: от, к, до. | 1 |
|
| |||
26. | Предлоги: за, из-за. | 1 |
|
| |||
27. | Предлоги: через, сквозь, между | 1 |
|
| |||
28. | Предлоги: про, о, об (обо) | 1 |
|
| |||
29. | Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. | 1 |
|
| |||
30. | Составление предложений из заданных слов с предлогами. | 1 |
|
| |||
31. | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
|
| |||
32. | Обследование устной и письменной речи. | 2 |
|
| |||
| Всего: | 34 |
|
| |||
Занятие проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. На данный курс выделяется 30 часов.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
1. Касса букв и слогов.
2. Разрезные азбуки, таблицы слогов.
3. Тетради, ручки, карандаши.
4. Трафареты.
5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
6. Сигнальные карточки.
7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
8. Разнообразный демонстрационный материал.
9. Серии сюжетных картин.
10. Логопедические зеркала.
11. Логопедические зонды для постановки звуков.
12. Доска с набором магнитов.
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
- развивающего обучения;
- системно-деятельностного подхода;
- здоровьесберегающая;
- ИКТ обучение;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- технологии оценивания достижений обучающихся.
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.
Виды контроля:
- индивидуальный опрос;
- проверочная работа;
- самостоятельная работа;
- словарный диктант;
- контрольное списывание;
- слуховой диктант;
- итоговая проверочная работа.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
3 класс
№ | Раздел | Количество занятий |
1 | Диагностика. Тестирование. | 2 |
7 | Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. | 4 |
8 | Предложение. | 6 |
9 | Морфологический состав слова. | 11 |
10 | Безударный гласный. | 3 |
11 | Предлоги и приставки. | 6 |
12 | Связная речь. | 2 |
| Всего: | 34 |
Содержание программы 3 класса
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
3. Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.
4. Подготовить к усвоению морфологического состава слова.
5. Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения.
6. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Содержание программы
Диагностика. Тестирование. 2 ч
Обследование устной и письменной речи.
Предложение и слово. 6 ч
Речь и предложение. Предложение и слово.
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. 4ч
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.
Предложение 6 ч.
Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных
Морфологический состав слова. 11 ч
Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.
Безударный гласный. 3 ч
Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Предлоги и приставки. 6 ч
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.
Связная речь. 2 ч
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.
Диагностика. 2 ч
Проверочная работа.
Использование лексических тем:
« Как я провел лето».
«Осень».
«Птицы». «Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.
«Дикие животные и их детеныши».
«Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.
«Зимние забавы».
«Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.
«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов.
Учащиеся должны знать:
- слоговой анализ и синтез слова;
- мягкость согласных;
- морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ слов;
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений;
- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт | |||||
Диагностика. Тестирование. 2 ч | |||||||||
1. | Обследование устной и письменной речи. | 2 |
|
| |||||
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. 4 ч | |||||||||
2. | Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. | 1 |
|
| |||||
3. | Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. | 1 |
|
| |||||
4. | Оглушение звонких согласных в середине слова. | 1 |
|
| |||||
5. | Оглушение звонких согласных на конце слов. | 1 |
|
| |||||
Предложение 6 ч. | |||||||||
6. | Повествовательные предложения. | 1 |
|
| |||||
7. | Использование в речи притяжательных прилагательных. | 1 |
|
| |||||
8. | Вопросительные предложения. | 1 |
|
| |||||
9. | Использование в речи относительных прилагательных. | 1 |
|
| |||||
10. | Восклицательные предложения. | 1 |
|
| |||||
11. | Использование в речи качественных прилагательных. | 1 |
|
| |||||
| Морфологический состав слова. 11 ч | ||||||||
12. | Корень как главная часть слова. | 1 |
|
| |||||
13. | Родственные слова. | 1 |
|
| |||||
14. | Однокоренные слова, не являющиеся родственными. | 1 |
|
| |||||
15. | Дифференциация родственных и однокоренных слов. | 1 |
|
| |||||
16. | Сложные слова. | 1 |
|
| |||||
17. | Соединительная гласная е или о в середине слова. | 1 |
|
| |||||
18. | Приставка. | 1 |
|
| |||||
19. | Префиксальный способ образования слов. | 1 |
|
| |||||
20. | Суффикс. | 1 |
|
| |||||
21. | Суффиксальный способ образования слов. | 1 |
|
| |||||
22. | Окончание. | 1 |
|
| |||||
Безударный гласный. 3 ч | |||||||||
23. | Безударные гласные в корне. | 1 |
|
| |||||
24. | Антонимы. | 1 |
|
| |||||
25. | Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 |
|
| |||||
Предлоги и приставки 6 ч | |||||||||
26. | Соотнесение предлогов и глагольных приставок. | 1 |
|
| |||||
27. | Слова-синонимы. | 1 |
|
| |||||
28. | Слитное написание слов с приставками. | 1 |
|
| |||||
29. | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 |
|
| |||||
30. | Соотнесение предлогов с глагольными приставками. | 1 |
|
| |||||
31. | «Не» с глаголами. | 1 |
|
| |||||
32. | Диагностика | 2 |
|
| |||||
Всего: | 34 |
|
| ||||||
Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. На данный курс выделяется 30 часов.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
1. Касса букв и слогов.
2. Разрезные азбуки, таблицы слогов.
3. Тетради, ручки, карандаши.
4. Трафареты.
5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
6. Сигнальные карточки.
7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
8. Разнообразный демонстрационный материал.
9. Серии сюжетных картин.
10. Логопедические зеркала.
11. Логопедические зонды для постановки звуков.
12. Доска с набором магнитов.
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
- развивающего обучения;
- системно-деятельностного подхода;
- здоровьесберегающая;
- ИКТ обучение;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- технологии оценивания достижений обучающихся.
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.
Виды контроля:
- тестирование
- индивидуальный опрос;
- проверочная работа;
- самостоятельная работа;
- словарный диктант;
- контрольное списывание;
- слуховой диктант;
- итоговая проверочная работа.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
4 класс
№ | Раздел | Количество занятий |
1 | Диагностика. Тестирование. | 2 |
2 | Состав слова | 11 |
3 | Безударные гласные | 4 |
6 | Согласование | 2 |
8 | Словоизменение глаголов | 4 |
10 | Управление. Словоизменение имен существительных по падежам. | 6 |
11 | Части речи | 3 |
14 | Проверочная работа. | 2 |
| Всего: | 34 |
Содержание коррекционно-развивающих занятий 4 класс
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.
2. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова.
3. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
4. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Содержание программы
Диагностика. 2 ч
Проверочная работа.
Состав слова. 11 ч
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
Безударные гласные. 4 ч
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.
Согласование. 2 ч
Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных. 4 ч
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
Словоизменение глаголов. 4 ч
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам. 6 ч
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).
Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Части речи. 3 ч
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.
Диагностика. 2 ч
Обследование устной и письменной речи.
Учащиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки главных и второстепенных членов предложения;
- морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
- владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- составлять план текста.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт | |||
Диагностика. Тестирование. 2 ч | |||||||
1. | Обследование устной и письменной речи. | 2 |
|
| |||
Состав слова. 11 ч | |||||||
2. | Состав слова. | 1 |
|
| |||
3. | Корень как главная часть слова. | 1 |
|
| |||
4. | Суффикс. | 1 |
|
| |||
5. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 |
|
| |||
6. | Суффиксы профессий. | 1 |
|
| |||
7. | Суффиксы прилагательных. | 1 |
|
| |||
8. | Приставка. | 1 |
|
| |||
9. | Приставки пространственного значения. | 1 |
|
| |||
10. | Приставки временного значения. | 1 |
|
| |||
11. | Многозначные приставки. | 1 |
|
| |||
12. | Окончание. | 1 |
|
| |||
Безударные гласные. 4 ч | |||||||
13. | Безударные гласные. | 1 |
|
| |||
14. | Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. | 1 |
|
| |||
15. | Выделение слов с безударным гласным. | 1 |
|
| |||
16. | Слова – антонимы. | 1 |
|
| |||
Согласование. 2 ч | |||||||
17. | Согласование. | 1 |
|
| |||
18. | Согласование слов в числе. | 1 |
|
| |||
Словоизменение глаголов. 4 ч | |||||||
19. | Настоящее время глаголов. | 1 |
|
| |||
20. | Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 1 |
|
| |||
21. | Прошедшее время глаголов. | 1 |
|
| |||
22. | Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 1 |
|
| |||
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам. 6 ч | |||||||
23. | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). | 1 |
|
| |||
24. | Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). | 1 |
|
| |||
25. | Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). | 1 |
|
| |||
26. | Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). | 1 |
|
| |||
27. | Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). | 1 |
|
| |||
28. | Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). | 1 |
|
| |||
Части речи. 3 ч | |||||||
29. | Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. | 1 |
|
| |||
30. | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 |
|
| |||
31. | Подбор прилагательных к словам – предметам. | 1 |
|
| |||
32. | Составление рассказа по данному плану. | 1 |
|
| |||
33. | Диагностика. 2 ч | 2 |
|
| |||
| Всего: | 34 |
|
| |||
Занятие проводится 1 раза в неделю продолжительностью 40 минут. На данный курс выделяется 34 часа.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
1. Касса букв и слогов.
2. Разрезные азбуки, таблицы слогов.
3. Тетради, ручки, карандаши.
4. Трафареты.
5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
6. Сигнальные карточки.
7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
8. Разнообразный демонстрационный материал.
9. Серии сюжетных картин.
10. Логопедические зеркала.
11. Логопедические зонды для постановки звуков.
12. Доска с набором магнитов.
13. Компьютер, проектор.
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
- развивающего обучения;
- системно-деятельностного подхода;
- здоровьесберегающая;
- ИКТ обучение;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- технологии оценивания достижений обучающихся.
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.
Виды контроля:
- тестирование
- индивидуальный опрос;
- проверочная работа;
- самостоятельная работа;
- словарный диктант;
- контрольное списывание;
- слуховой диктант;
- итоговая проверочная работа.
Список литературы:
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
2. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс]// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г.Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.- М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС- 182 стр.: ил.- (Коррекционная педагогика), 2009.
4. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 318 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие [Электронный ресурс] — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированность фонематического слуха.Дифференциация гласных. [Электронный ресурс] – Серия: «Дидактический материал по коррекции письменной речи» - М.: Книголюб, 2004.
7. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе:пособие для учителей-логопедов, педагогов доп.образования. воспитателей и родителей.- М.:Просвещение.- 176 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам), 2012.
8. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] (О.М. Коваленко – М.: АСТ: Астрель, 2005.– (Библиотека логопеда).
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.:издательство ГНОМ и Д., 2001.
10. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные З-С. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
11. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ,2012.
12. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Д-Т. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
13. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Г-К. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
14. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные В-Ф. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
15. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Б-П. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
16.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
17.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.
18. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ, 2012.
19. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
20. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
21. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2,3,4. 3-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
22. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. [Электронныйресурс] – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с. (Логопедические технологии.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...
Адаптированная образовательная программа обучающегося 3 «» класса с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются ...
Рабочая логопедическая программа по коррекции произношения "В мире звуков" для младших школьников с задержкой психического развития
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности г...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа учителя - дефектолога «Профилактика нарушений познавательной сферы обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития»
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными до...