Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: "Новый год"
план-конспект по логопедии
Как показывает практика, дети часто путают свистящие и шипящие звуки. Особенно это ярко выражено у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В конспекте данного занятия представлены методы и приемы, используемые для различиения звуков С и Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: «Новый год»
Цель: учить дифференцировать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах;
- уточнить правильную артикуляцию звуков С-Ш, дать их сравнительную характеристику.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление;
- развивать речевое дыхание; зрительно-пространственные ориентации;
- обогащать словарный запас обучающихся и стимулировать к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- формировать контроль за собственной речью;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Ход занятия
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||
#1054;рганизационный момент. #1055;риветствие. #1055;сихогимнастика. | Говорим всегда красиво, (Слайд 1) Смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, Потому что не спешим. Какое сейчас время года? (Слайд 2) Закройте глаза и представьте, что вы вдруг оказались на улице, очень замерзли и съёжились. Теперь откройте глаза, мы снова в теплом, уютном классе, тут же отогрелись и расслабились. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наше занятие. | Здороваются. Заинтересовываются, отвечают на вопросы учителя - логопеда. Выражают эмоции. Сейчас зима. Выполняют задание. | ||||||||||||||||
II. Основная часть. #1040;ктуализация и целеполагание знаний по теме.
#1040;ртикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Сообщение цели занятия. 5. Акустико-артикуляционный образ звука. #1044;ифференциация звуков, развитие внимания #1044;ифференциация звуков С-Ш в слогах, развитие интонационной стороны речи #1044;инамическая пауза. Развитие тактильного восприятия, координации движений и речи. #1044;ифференциация звуков С-Ш в словах. #1044;омашнее задание. | - Ребята к нам на занятие пришёл гость, а кто он, вам нужно отгадать: Загадка: Человечек непростой: появляется зимой, А весною исчезает, потому что быстро тает. (Снеговик) - Да, это снеговик. (Слайд 3) Он не случайно пришел именно в наш класс. Снеговик знает, о чем сегодня мы будем говорить и поэтому принес с собой разные задания. -Первое задание снеговик спрятал в мешочке. Он приготовил для вас вот такие снежки, но не простые, а с зарядкой для губ и языка. Повторение артикуляционных упражнений перед зеркалами: «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Часики», «Качели», «Блинчик», Чашечка», «Киска сердится». Молодцы! -А теперь устроим для снеговика настоящую метель. (Каждому ребенку дать палочку, на которой прикреплены снежинки). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Во время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.) - Давайте вспомним и назовём зимние месяцы. Сейчас какой месяц? - Ребята, скажите, какой праздник к нам приходит в конце декабря, дарит нам хорошее настроение, веселье и подарки? (На доске прикреплены изображения двух ёлок) - Главная героиня Нового года - ёлка. - У нас две ёлки. Их нужно украсить. (Учитель – логопед ставит перед детьми небольшие корзинки, розового и голубого цвета) -Инесса, что у тебя в корзинке? -Укрась шариками елку слева. -Миранда, что у тебя в корзинке? -Укрась снежинками елку справа. -Инесса, чем ты наряжала елку? -Произнеси слово шарики, выделяя первый звук. Правильно, звук Ш. -Миранда, чем ты наряжала елку? -Произнеси слово снежинки, выделяя первый звук. Правильно, звук С. (Учитель – логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия) - Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? - Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки С-Ш в слогах, словах. - Садитесь на места. - Возьмите в руки зеркала. -Произнесите звук С. -В каком положении губы. ( Губы улыбаются) -Опишите положение языка. ( Язык упирается в нижние зубы) -Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какой ветерок? (ветерок холодный) -Положите руку на горло, участвует ли голос в произнесении звука? (Поет? Вибрирует?) ( голосовые связки не работают.) -Произнесите звук Ш. -В каком положении губы? (губы окошечком) - Где находится язык? (язык поднят к небу) -Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какой ветерок? (ветерок холодный) -Положите руку на горло, поет ли наш голосок? ( голосовые связки не работают.) зубы разомкнуты. - Посмотрите на доску Снеговик зашифровал звуки С и Ш. Какой звук обозначает стрелка вниз? (Слайд 4) - Молодцы, справились с заданием. - Ребята, у снеговика есть друзья, они хотят с вами поиграть. Сейчас покажем им, какие мы внимательные. Будем повторять слоги. Знакомьтесь-это Весельчак! (Слайд 5) Какой он? Будем произносить слоги весело. -СА-СА-ША! АШ-АШ-АС! -Это снеговик Грустинка. Какой он? Будем произносить слоги грустно. -СО-ШО-ШО. ОШ-ОШ-ОС. -Это Злюка. Будем произносить слоги сердито, злобно. СЫ-ШИ-ШИ. ЫС-ЫС-ЫШ. -Это Удивляка будем произносить слоги удивленно. -СУ-СУ-ШУ? УС-УС-УШ? Игра: «Вот на улице мороз» (Слайд 6) Вот на улице мороз, Ну-ка все потрите нос. Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели. По коленкам постучали, По плечам похлопали, Ножками потопали. - Отдохнули, приступим к следующему заданию. Игра «Новогодние подарки для Сони и Шуры». -Ребята, помогите разложить подарки для Сони и Шуры. - Подарки в названии, которых есть звук С кому отдадите? А со звуком Ш? -Инесса, почему ты отдаешь лису Соне? -Миранда, почему ты отдаешь шубу Шуре? -Почему торт и куклу никому не отдали? Снеговику пора возвращаться домой. Дорогу на Дальний Север замело снегом. Нужно помочь снеговику и составить карту. Если услышите слово со звуком Ш, вставьте в клетку снежинку золотистого цвета, а если слово со звуком С, вставьте в клетку снежинку синего цвета. →
Слова: шум, каша, сапоги, колбаса, кокос, мишка, свеча, сук, сыр, дедушка, ландыш, паста, носок, суд, малыш, кошка. Снеговик благодарит и прощается с вами. (Слайд 7) Последнее задание снеговик вам приготовил на дом. Вам нужно соединить линиями картинки, отличающиеся одним звуком. | Отгадывают загадку. Это снеговик. Обучающиеся делают упражнения по инструкции логопеда. Выполняют дыхательную гимнастику Называют зимние месяцы. Новый год. У меня в корзинке шарики. У меня в корзинке снежинки. Украшают елку шарами и снежинками. Я наряжала елку шарами. Я наряжала елку снежинками. Будем работать со звуками С и Ш. Дети указывают на разницу в положении языка (при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, а при произнесении звука Ш язык поднимается наверх в форме чашечки) и говорят о характере воздушной струи (при произнесении звука С воздушная струя холодная, при произнесении звука Ш – тёплая). Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. Проговаривают слоговые ряды с разной интонацией. Будем произносить слоги весело. Будем произносить слоги грустно. Будем произносить слоги злобно, сердито. Будем произносить слоги удивленно. Выполняют движения. Дети определяют, какие подарки для Сони, а какие для Шуры, свои ответы обосновывают. Ответы детей полные. Соне отдаю лису, потому что в слове лиса есть звук С. Шуре отдаю шубу, потому что в слове шуба есть звук Ш. В этих словах нет звуков С и Ш. Выполняют задания на листах и на доске. | ||||||||||||||||
Итог занятия. Рефлексия.
| - С какими звуками работали на занятии? - Если все у вас получилось, не испытывали трудностей-елку украсьте большой звездой! - Если получилось, но испытывали трудности-елку украсьте средней звездой! - Если считаете, что не удалось выполнить задания -елку украсьте маленькой звездой! | Работали со звуками С и Ш.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].
Тема логопедического занятия: «Дифференциация звуков[Ч] - [Щ]».. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П
Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"
Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...
Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков (з) и (с)".
Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков (з)-(с) написан для учащихся 5-ых классов специальной коррекционной школы VIII вида. У учащихся с нарушением интеллекта нарушена регуляция эмоций, низки...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...
Конспект логопедического занятия :Дифференциация согласных звуков [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.
Логопедическое занятие на различение согласных звуков....