Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: "Новый год"
план-конспект по логопедии

Как показывает практика, дети часто путают свистящие и шипящие звуки. Особенно это ярко выражено у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В конспекте данного занятия представлены методы и приемы, используемые для различиения звуков С и Ш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: «Новый год»

Цель: учить дифференцировать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить правильное произношение звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах;
  • уточнить правильную артикуляцию звуков С-Ш, дать их сравнительную характеристику.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление;
  • развивать речевое дыхание; зрительно-пространственные ориентации;
  • обогащать словарный запас обучающихся и стимулировать к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
  • формировать контроль за собственной речью;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

#1054;рганизационный момент.

#1055;риветствие.

#1055;сихогимнастика.

Говорим всегда красиво, (Слайд 1)

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Какое сейчас время года? (Слайд 2)

Закройте глаза и представьте, что вы вдруг оказались на улице, очень замерзли и съёжились. Теперь откройте глаза, мы снова в теплом, уютном классе, тут же отогрелись и расслабились.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наше занятие.

Здороваются. Заинтересовываются, отвечают на вопросы учителя - логопеда. Выражают эмоции.

Сейчас зима.

Выполняют задание.

II. Основная часть.

#1040;ктуализация и

целеполагание знаний по теме.

#1040;ртикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Сообщение цели занятия.

5. Акустико-артикуляционный образ звука.

#1044;ифференциация звуков, развитие внимания

#1044;ифференциация звуков С-Ш в слогах, развитие интонационной стороны речи

#1044;инамическая пауза.

Развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.

#1044;ифференциация

звуков С-Ш в словах.

#1044;омашнее задание.

- Ребята к нам на занятие пришёл гость, а кто он, вам нужно отгадать:

Загадка: Человечек непростой: появляется зимой,

А весною исчезает, потому что быстро тает. (Снеговик)

- Да, это снеговик. (Слайд 3) Он не случайно пришел именно в наш класс. Снеговик знает, о чем сегодня мы будем говорить и поэтому принес с собой разные задания.

-Первое задание снеговик спрятал в мешочке. Он приготовил для вас вот такие снежки, но не простые, а с зарядкой для губ и языка.

Повторение артикуляционных упражнений перед зеркалами: «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Часики», «Качели», «Блинчик», Чашечка», «Киска сердится».

Молодцы!

-А теперь устроим для снеговика настоящую метель. (Каждому ребенку дать палочку, на которой прикреплены снежинки).

Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Во время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

- Давайте вспомним и назовём зимние месяцы. Сейчас какой месяц?

- Ребята, скажите, какой праздник к нам приходит в конце декабря, дарит нам хорошее настроение, веселье и подарки?

(На доске прикреплены изображения двух ёлок)

- Главная героиня Нового года - ёлка.

- У нас две ёлки. Их нужно украсить.

(Учитель – логопед ставит перед детьми небольшие корзинки, розового и голубого цвета)

-Инесса, что у тебя в корзинке?

-Укрась шариками елку слева.

-Миранда, что у тебя в корзинке?

-Укрась снежинками елку справа.

-Инесса, чем ты наряжала елку?

-Произнеси слово шарики, выделяя первый звук. Правильно, звук Ш.

-Миранда, чем ты наряжала елку?

-Произнеси слово снежинки, выделяя первый звук. Правильно, звук С.

(Учитель – логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия)

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии?

- Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки С-Ш в слогах, словах.

- Садитесь на места.

- Возьмите в руки зеркала.

-Произнесите звук С.

-В каком положении губы. ( Губы улыбаются)

-Опишите положение языка. ( Язык упирается в нижние зубы)

-Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какой ветерок? (ветерок холодный)

-Положите руку на горло, участвует ли голос в произнесении звука? (Поет? Вибрирует?)

( голосовые связки не работают.)

-Произнесите звук Ш.

-В каком положении губы? (губы окошечком)

- Где находится язык? (язык поднят к небу)

-Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какой ветерок? (ветерок холодный)

-Положите руку на горло, поет ли наш голосок?

( голосовые связки не работают.) зубы разомкнуты.

- Посмотрите на доску Снеговик зашифровал звуки С и Ш. Какой звук обозначает стрелка вниз?

(Слайд 4)

img1

- Молодцы, справились с заданием.

- Ребята, у снеговика есть друзья, они хотят с вами поиграть. Сейчас покажем им, какие мы внимательные. Будем повторять слоги.

Знакомьтесь-это Весельчак! (Слайд 5) Какой он? Будем произносить слоги весело.

-СА-СА-ША! АШ-АШ-АС!

-Это снеговик Грустинка. Какой он? Будем произносить слоги грустно.

-СО-ШО-ШО. ОШ-ОШ-ОС.

-Это Злюка. Будем произносить слоги сердито, злобно.

СЫ-ШИ-ШИ. ЫС-ЫС-ЫШ.

-Это Удивляка будем произносить слоги удивленно.

-СУ-СУ-ШУ? УС-УС-УШ?

Игра: «Вот на улице мороз» (Слайд 6)

Вот на улице мороз,

Ну-ка все потрите нос.

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками потопали.

- Отдохнули, приступим к следующему заданию.

Игра «Новогодние подарки для Сони и Шуры».

-Ребята, помогите разложить подарки для Сони и Шуры.

- Подарки в названии, которых есть звук С кому отдадите? А со звуком Ш?

-Инесса, почему ты отдаешь лису Соне?

-Миранда, почему ты отдаешь шубу Шуре?

-Почему торт и куклу никому не отдали?

Снеговику пора возвращаться домой. Дорогу на Дальний Север замело снегом. Нужно помочь снеговику и составить карту. Если услышите слово со звуком Ш, вставьте в клетку снежинку золотистого цвета, а если слово со звуком С, вставьте в клетку снежинку синего цвета.

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

+

+

Слова: шум, каша, сапоги, колбаса, кокос, мишка, свеча, сук, сыр, дедушка, ландыш, паста, носок, суд, малыш, кошка.

Снеговик благодарит и прощается с вами. (Слайд 7)

Последнее задание снеговик вам приготовил на дом. Вам нужно соединить линиями картинки, отличающиеся одним звуком.

Отгадывают загадку. Это снеговик.

Обучающиеся делают упражнения по инструкции логопеда.

Выполняют дыхательную гимнастику

Называют зимние месяцы.

Новый год.

У меня в корзинке шарики.

У меня в корзинке снежинки.

Украшают елку шарами и снежинками.

Я наряжала елку шарами.

Я наряжала елку снежинками.

Будем работать со звуками С и Ш.

Дети указывают на разницу в положении языка (при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, а при произнесении звука Ш язык поднимается наверх в форме чашечки) и говорят о характере воздушной струи (при произнесении звука С воздушная струя холодная, при произнесении звука Ш – тёплая).

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д.

Проговаривают слоговые ряды с разной интонацией.

Будем произносить слоги весело.

Будем произносить слоги грустно.

Будем произносить слоги злобно, сердито.

Будем произносить слоги удивленно.

Выполняют движения.

Дети определяют, какие подарки для Сони, а какие для Шуры, свои ответы обосновывают. Ответы детей полные.

Соне отдаю лису, потому что в слове лиса есть звук С.

Шуре отдаю шубу, потому что в слове шуба есть звук Ш.

В этих словах нет звуков С и Ш.

Выполняют задания на листах и на доске.

Итог занятия. Рефлексия.

- С какими звуками работали на занятии?

- Если все у вас получилось, не испытывали трудностей-елку украсьте большой звездой!

- Если получилось, но испытывали трудности-елку украсьте средней звездой!

- Если считаете, что не удалось выполнить задания -елку украсьте маленькой звездой!

Работали со звуками С и Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П

Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"

Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков (з) и (с)".

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков (з)-(с) написан для учащихся 5-ых классов специальной коррекционной школы VIII вида. У учащихся с нарушением интеллекта нарушена регуляция эмоций, низки...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "

Конспект логопедического занятия  "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...