Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].
презентация к уроку по логопедии (2 класс) по теме

Шуманкова Ольга Викторовна

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».
. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Ч] -  [Щ]; связь звукового образа [Ч] -  [Щ] с их графическим изображением;   навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв  в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация  словарного запаса. развитие  лексико-грамматического  строя речи.
      
                                       



 Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися  2 классов.






                        Тема:  «Дифференциация  звуков [Ч] -  [Щ]».


 









                                           

                                                                                                                                                      Подготовила  учитель-логопед
                                                                                                                                                                                БОУ «СОШ №160»
                                                                                                                                                       Шуманкова Ольга Викторовна.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Омск-2012 год

 

Тема: Дифференциация согласных [Ч] -  [Щ].
Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] -  [Щ].
Задачи:
    Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
    Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] -  [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] -  [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
    Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, макет «витрины», мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы  Ч, Щ.
Ход занятия:
1.    Организационный момент.
Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
 (дети повторяют вместе с логопедом слова)
      Мы будем разговаривать
      И будем выговаривать
      Все правильно и внятно,
 Чтоб было всем понятно.
2.Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для  [Щ] -  «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко». (Слайд №1).
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
3.Сообщение темы занятия.
На  минуту представь те себя секретными агентами и помогите расшифровать то, что написано на этом листе.
Дети  выполняют задания: расшифровывают звуки
[Ч] -и  [Щ], написанные наложениями друг на друга.
-Правильно , молодцы. Кто сможет  определить тему нашего урока?   
Дети называют тему урока.
-Зачем изучать эти звуки?
-Звуки [Ч] -и  [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.
4.Анализ  артикуляции звуков.
Сегодня мы отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте , идёт поезд. Колёса  стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч-  Повторите,
Дети повторяют за логопедом звук  [Ч],  затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  зубы  на расстоянии  друг от друга, кончик языка  и  его спинка  образуют  смычку  с бугорком,  эта  смычка переходит  в щель  между  ними,   воздушная  струя короткая, тёплая,  голоса нет, звук  согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот  приехали  мы в  лес. Солнышко пригрело  и  проснулись  от  зимней  спячки  его  обитатели. Кто это  ползёт и протяжно  , мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно ,змея. Изобразим змею, согните руку в локте,  а кисть направьте вперёд.  Все пальцы прижаты  друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук     [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё,  что знаем.
-Когда мы произносим звук  [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук  согласный, мягкий,  всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и  [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя  у  звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.
5.Связь звука с буквой? (Слайд)
-Ребята ,что вы знаете о звуках?
-Звуки мы слышим и произносим.
-Что вы знаете о буквах?
-Буквы мы видим, пишем и читаем.
 - Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?
- Буквой Ч.
- На что похожа эта буква
 На  четвёрку....…(Слайд №5).
-Да , вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
Выложите букву   из счётных палочек, обведите (букву С) каждым пальцем ведущей руки. (Слайд №6).
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ.
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

- Правильно, выложите букву Щ из счётных  палочек. Обведите букву Щ каждым пальцем ведущей руки.
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ,  а теперь   откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч  и Щ по образцу.  Но  этот образец необходимо ещё расшифровать.  Кто  уже догадался как будем писать? (Слайд)
Дети  записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щЩ.
6.Развитие  фонематического слуха.
Но в лесу , как  и везде,  есть хозяин- это лесовичок. Он не пустит нас в свои владения,   пока мы не выполним все его задания,  сейчас внимательно  меня слушайте и если  услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки,   если звук [щ]- раскройте  щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
Какие  растения услышали и запомнили?
-Черника, щавель, одуванчик.
7.Дифференциация  звуков в слогах
А сейчас мы запишем  слоги, состоящие из звуков [Ч] -и  [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте  запишем слоги в тетради, но сначала  вспомним правило
Ча-ща- пишем  А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.
Дети записывают слоги, затем читают . Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.
8.Закрепление звуков  в словах и словосочетаниях.
Следующее задание лесовичка- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети  составляют слова:
Ощор-роща,  «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Название каких птиц встретились вам?
-Грач, чиж, щегол.
-Что вы знаете о щегле
Щеглы – это маленькие  красивые птички. Они  умеют красиво петь, поэтому их  называют  певчими  птицами. У щегла длинный тонкий  клюв и острые  коготки. Щеглы селятся  в светлых лиственных  лесах.  Но любят   они и сады, и парки рядом  с человеческим  жильём. Пища   щеглов-  семена  деревьев,  особенно берёзовые  и осиновые,  а  также  семена  чертополоха. Щеглы  вьют  свои  гнёзда  высоко   на  ветвях  деревьев,  а  щеглята  вылупливаются  из  красивых  голубых  яиц  с  тёмными  пятнышками  и  штрихами.  Осенью  собираются  щеглы  в  большие  стаи  и  кочуют  в  продолжение  всей  зимы по  тёплым  местам.
-Правильно, запишем слова со звуком   [Ч] -и  [Щ] (Щеглы, певчие, чертополох, щеглята, кочуют,)
-Молодцы, лесовичок доволен вашей работой и предлагает войти  в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что  же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите  на доску, вставьте  пропущенные  буквы Ч и Щ  в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий      ...ебет
Хи..ник   в  ....а...обе
Жур...ание  ру..ейка
Тре...ат  сороки
Пою...ие       чижи.

Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы  в слова,  читают  вслух   словосочетания.
-В каком слове встречаются  два звука [Ч] -и  [Щ]?  
Дети отвечают- чащоба
-Давайте  зашифруем  это слово      ч----------щ------
                                                                    1               3
_А что такое чащоба?
_Чащоба –дремучий непроходимый лес.

-А какого  хищника в чащобе мы можем встретить?  Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет,  ягнят, телят ищет.
-Дети отгадывают загадку -волк.
- А как  назвать больщущего, злющего, волка?
-Волчище.
-Самостоятельно зашифруйте это слово.       Ч--------Щ-        
                                                                                                         
                                                                                      4             6
9.Динамическая  пауза.
Встаньте из-за парт, немного отдохнём
Начинается разминка,
Встали ,выпрямили спинки,
Вправо-влево наклонились

Этой  щёткой  чищу зубы,
Этой  щёткой – башмачки,
Это щёткой  чищу платье,
Эти щётки  всем нужны.
10.Закрепление звуков  в  предложении.
Но на этом задания  лесовичка  не заканчивается, вам необходимо прочесть предложение,  написать на доске. Кто уже догадался, как его  прочитать? (На доске записано  ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв. Нужно прочитать справа  налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.
Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться  точка,
 Жи-ши пиши с буквой и.
-Какие  слова со звуками [Ч] -и  [Щ]?  
 Вы услышали в этом предложении?  
-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.
11.Закрепление  звуков  в  тексте.
-Но  весна приходит не только  в лес,  но  и на луга,  поля, в сёла,  города.  Давайте  попрощаемся с лесовичком и    выйдем  из леса.    Мы  оказались в посёлке,  где  однажды  весной,   когда  пригрело  солнце,  побежали  ручейки,  весело  защебетали  птички,  произошло....А что произошло  вы ответите  сами,  составив  рассказ  по  серии сюжетных  картин. Внимательно рассмотрите  их  и  приступите  к выполнению  задания.
Дети  выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.

Примерный текст:
Наступила весна. Снег  растаял и потекли  ручейки. Река вышла из берегов и затопила  жилище  собаки.  Собака  и щенята  стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли  спасать собачью семью. Они успели  вовремя  оказать  помощь  и спасли  собаку  и её  щенят.

.12. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес  подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать .
- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

.13. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).
- Занятие окончено.

























 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока логопедии (2 класс) по теме:
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».
. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Ч] -  [Щ]; связь звукового образа [Ч] -  [Щ] с их графическим изображением;   навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв  в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация  словарного запаса. развитие  лексико-грамматического  строя речи.
          
                                           



 Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися  2 классов.






                        Тема:  «Дифференциация  звуков [Ч] -  [Щ]».


 









                                               

                                                                                                                                                          Подготовила  учитель-логопед
                                                                                                                                                                                    БОУ «СОШ №160»
                                                                                                                                                           Шуманкова Ольга Викторовна.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Омск-2012 год

 

Тема: Дифференциация согласных [Ч] -  [Щ].
Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] -  [Щ].
Задачи:
        Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
        Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] -  [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] -  [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
        Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, макет «витрины», мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы  Ч, Щ.
Ход занятия:
1.        Организационный момент.
Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
 (дети повторяют вместе с логопедом слова)
      Мы будем разговаривать
      И будем выговаривать
      Все правильно и внятно,
 Чтоб было всем понятно.
2.Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для  [Щ] -  «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко». (Слайд №1).
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
3.Сообщение темы занятия.
На  минуту представь те себя секретными агентами и помогите расшифровать то, что написано на этом листе.
Дети  выполняют задания: расшифровывают звуки
[Ч] -и  [Щ], написанные наложениями друг на друга.
-Правильно , молодцы. Кто сможет  определить тему нашего урока?   
Дети называют тему урока.
-Зачем изучать эти звуки?
-Звуки [Ч] -и  [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.
4.Анализ  артикуляции звуков.
Сегодня мы отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте , идёт поезд. Колёса  стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч-  Повторите,
Дети повторяют за логопедом звук  [Ч],  затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  зубы  на расстоянии  друг от друга, кончик языка  и  его спинка  образуют  смычку  с бугорком,  эта  смычка переходит  в щель  между  ними,   воздушная  струя короткая, тёплая,  голоса нет, звук  согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот  приехали  мы в  лес. Солнышко пригрело  и  проснулись  от  зимней  спячки  его  обитатели. Кто это  ползёт и протяжно  , мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно ,змея. Изобразим змею, согните руку в локте,  а кисть направьте вперёд.  Все пальцы прижаты  друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук     [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё,  что знаем.
-Когда мы произносим звук  [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук  согласный, мягкий,  всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и  [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя  у  звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.
5.Связь звука с буквой? (Слайд)
-Ребята ,что вы знаете о звуках?
-Звуки мы слышим и произносим.
-Что вы знаете о буквах?
-Буквы мы видим, пишем и читаем.
 - Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?
- Буквой Ч.
- На что похожа эта буква
 На  четвёрку....…(Слайд №5).
-Да , вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
Выложите букву   из счётных палочек, обведите (букву С) каждым пальцем ведущей руки. (Слайд №6).
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ.
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

- Правильно, выложите букву Щ из счётных  палочек. Обведите букву Щ каждым пальцем ведущей руки.
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ,  а теперь   откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч  и Щ по образцу.  Но  этот образец необходимо ещё расшифровать.  Кто  уже догадался как будем писать? (Слайд)
Дети  записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щЩ.
6.Развитие  фонематического слуха.
Но в лесу , как  и везде,  есть хозяин- это лесовичок. Он не пустит нас в свои владения,   пока мы не выполним все его задания,  сейчас внимательно  меня слушайте и если  услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки,   если звук [щ]- раскройте  щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
Какие  растения услышали и запомнили?
-Черника, щавель, одуванчик.
7.Дифференциация  звуков в слогах
А сейчас мы запишем  слоги, состоящие из звуков [Ч] -и  [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте  запишем слоги в тетради, но сначала  вспомним правило
Ча-ща- пишем  А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.
Дети записывают слоги, затем читают . Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.
8.Закрепление звуков  в словах и словосочетаниях.
Следующее задание лесовичка- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети  составляют слова:
Ощор-роща,  «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Название каких птиц встретились вам?
-Грач, чиж, щегол.
-Что вы знаете о щегле
Щеглы – это маленькие  красивые птички. Они  умеют красиво петь, поэтому их  называют  певчими  птицами. У щегла
длинный тонкий  клюв и острые  коготки. Щеглы селятся  в светлых лиственных  лесах.  Но любят   они и сады, и парки рядом  с человеческим  жильём. Пища   щеглов-  семена  деревьев,  особенно берёзовые  и осиновые,  а  также  семена  чертополоха. Щеглы  вьют  свои  гнёзда  высоко   на  ветвях  деревьев,  а  щеглята  вылупливаются  из  красивых  голубых  яиц  с  тёмными  пятнышками  и  штрихами.  Осенью  собираются  щеглы  в  большие  стаи  и  кочуют  в  продолжение  всей  зимы по  тёплым  местам.
-Правильно, запишем слова со звуком   [Ч] -и  [Щ] (Щеглы, певчие, чертополох, щеглята, кочуют,)
-Молодцы, лесовичок доволен вашей работой и предлагает войти  в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что  же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите  на доску, вставьте  пропущенные  буквы Ч и Щ  в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий      ...ебет
Хи..ник   в  ....а...обе
Жур...ание  ру..ейка
Тре...ат  сороки
Пою...ие       чижи.

Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы  в слова,  читают  вслух   словосочетания.
-В каком слове встречаются  два звука [Ч] -и  [Щ]?  
Дети отвечают- чащоба
-Давайте  зашифруем  это слово     
 ч----------щ------
                                                                            1               3
_А что такое чащоба?
_
Чащоба –дремучий непроходимый лес.

-А какого  хищника в чащобе мы можем встретить?  Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет,  ягнят, телят ищет.
-Дети отгадывают загадку -волк.
- А как  назвать больщущего, злющего, волка?
-Волчище.
-Самостоятельно зашифруйте это слово.      
 Ч--------Щ-            
                                                                                                             
                                                                                          4             6
9.Динамическая  пауза.
Встаньте из-за парт, немного отдохнём
Начинается разминка,
Встали ,выпрямили спинки,
Вправо-влево наклонились

Этой  щёткой  чищу зубы,
Этой  щёткой – башмачки,
Это щёткой  чищу платье,
Эти щётки  всем нужны.
10.Закрепление звуков  в  предложении.
Но на этом задания  лесовичка  не заканчивается, вам необходимо прочесть предложение,  написать на доске. Кто уже догадался, как его  прочитать? (На доске записано  ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв. Нужно прочитать справа  налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.
Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться  точка,
 Жи-ши пиши с буквой и.
-Какие  слова со звуками [Ч] -и  [Щ]?  
 Вы услышали в этом предложении?  
-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.
11.Закрепление  звуков  в  тексте.
-Но  весна приходит не только  в лес,  но  и на луга,  поля, в сёла,  города.  Давайте  попрощаемся с лесовичком и    выйдем  из леса.    Мы  оказались в посёлке,  где  однажды  весной,   когда  пригрело  солнце,  побежали  ручейки,  весело  защебетали  птички,  произошло....А что произошло  вы ответите  сами,  составив  рассказ  по  серии сюжетных  картин. Внимательно рассмотрите  их  и  приступите  к выполнению  задания.
Дети  выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.

Примерный текст:
Наступила весна. Снег  растаял и потекли  ручейки. Река вышла из берегов и затопила  жилище  собаки.  Собака  и щенята  стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли  спасать собачью семью. Они успели  вовремя  оказать  помощь  и спасли  собаку  и её  щенят.

.12. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес  подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать .
- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

.13. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).
- Занятие окончено.

























 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ Ч ] - [ Щ ] . Подготовила презентацию учитель-логопед БОУ «СОШ№160» микрорайон Береговой г.Омска.

Слайд 2

«Цепочка дружбы» Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Слайд 3

Аутотренинг Кто хочет разговаривать Тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Слайд 4

Мы будем разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно Чтоб было всем понятно

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика Улыбочка Трубочка

Слайд 6

Лопатка

Слайд 7

Непослушный язычок

Слайд 8

Катушка

Слайд 9

Чашечка

Слайд 10

Маляр

Слайд 11

Почистим зубы

Слайд 12

Фокусник

Слайд 13

Телеграмма Приглашаю вас в сказо щ ный лес, где вы услышите жур щ ание ру щ ейков, пти щ ий ч ебет . Лесови щ ок .

Слайд 14

Цель урока Закрепить артикуляцию и характеристику звуков [ Щ ]-[ Ч ] . Различать звуки [ Щ ]-[ Ч ] на слух и в произношении. Различать буквы Щ- Ч на письме.

Слайд 15

Характеристика звука Ч

Слайд 16

Релаксационное упражнение Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Представьте, что сейчас лето, протяните руки к солнышку и подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление)... Солнышко спряталось за тучку, и стало прохладно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение).

Слайд 17

Характеристика звука Щ

Слайд 19

Чем они отличаются? Воздушная струя у звука Ч - короткая. У звука Щ - воздушная струя длинная, язык напряжён..

Слайд 20

Чем похожи эти звуки? Звуки Щ - Ч согласные глухие всегда мягкие.

Слайд 21

ЛЕСОВИЧОК

Слайд 22

Звуки мы слышим и произносим. Буквы видим, пишем и читаем.

Слайд 23

щ ч

Слайд 24

Связь, звука с буквой ч

Слайд 25

щ

Слайд 26

Ч ч Щ щ

Слайд 27

Прочитай Ча чо чу чи ач оч уч ыч яч ёч юч ич ача ачо уча ячи ачк Ща щу щи ящ щё ще ущ ыщ ящ ощ ющ ищ .

Слайд 28

Развитие фонематического слуха Черника Щавель Одуванчик

Слайд 29

ЗАПОМНИ: Ча-ща - пишем с буквой А Чу-щу – пишем с буквой У

Слайд 30

Ащор - Кщле - Голще - Чарг - Жич -

Слайд 31

ро щ а кле щ щ егол гра ч ч иж

Слайд 32

грач чиж щегол

Слайд 33

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом. Чудеса увидишь в нём.

Слайд 34

Красивые пти .. ки Пев.. ие .. еглы Семена .. ертополоха Стаи ко..уют

Слайд 35

Красивые пти ч ки Певчие щ еглы Семена ч ертополоха Стаи ко ч уют

Слайд 36

Динамическая пауза. Тучи дальше, дальше, дальше, Небо чище, чище, чище, Солнце ярче, ярче, ярче, В чаще громче щебет птичий.

Слайд 37

. ижичиылгещ,иктёчеч,ижиртстучебещещорВ

Слайд 38

В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Слайд 39

Щеглы В парке поселились маленькие красивые птички. Они красиво пели и их назвали певчими. Это были щеглы. Питались они семенами деревьев и семенами чертополоха. Но с наступлением осени, щеглы собираются в большие стаи и кочуют по тёплым местам.

Слайд 40

Итог занятия Ребята, какую мы ставили цель? Чем отличаются по артикуляции [ ч ] - [ щ ] ? Чем отличаются характеристики этих звуков?

Слайд 41

Р ефлексия Слабо - сидите за партой; Хорошо – встаньте; Отлично – встаньте, руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...


 

Комментарии

Юлина Виктория Владимировна

Ольга Викторовна, прочитала ваш конспект логопедического занятия. Хочется отметить, что представленный вами материал очень интересен, в дальнейшем применю его в логопедической работе. Юлина В.В.