Пути формирования и осуществления преемственности учителей-логопедов ДОУ и начального звена общеобразовательной школы.
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Пути формирования и осуществления преемственности
учителей-логопедов ДОУ и начального звена
общеобразовательной школы.
«Без доверительного разговора планы расстроятся,
а при множестве советников будет успех»
Притчи Соломона 15 глава 22 стих.
Реальное положение дел на сегодняшний день касательно проблемы нарушения письма, письменной речи и степени готовности детей к началу школьного обучения и усвоения грамоты, а значит, основных общеобразовательных предметов, свидетельствует об острой необходимости изменения существующей сегодня системы коррекционной помощи детям.
Данная проблема стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только широкая
распространенность нарушения письма и письменной речи, которым страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность в его преодолении, при условии начала коррекционного процесса при поступлении в общеобразовательную школу. Так, статистика говорит о том, что на данный момент около 53% учащихся вторых классов имеют нарушение письма, часто в виду неустраненности его предпосылок еще в дошкольном периоде, до начала обучения ребенка грамоте. Также 39% старшеклассников имеют нарушение письменной речи, уже, в большинстве случаев, усугубленное — дизорфографию, что ярко свидетельствует о самопроизвольном неустранении предпосылок нарушения письма и письменной речи, а, наоборот, их усугублении.
В данном случае имеет место механизм постепенного усугублении нарушения письма и письменной речи как формы речевой патологии - от первых его предпосылок у детей дошкольного возраста, полного проявления у учащихся младших классов и стойкого нарушения письма - дизорфографии - у старшеклассников.
На первом этапе симптомы будущего нарушения письма могут проявляться в несовершенстве устной речи, что на втором этапе обнаруживает себя в виде специфических ошибок на письме, так как уже требуется умение тонко анализировать устную речь, а на третьем этапе, связанном с необходимостью применять множество грамматических правил, специфические ошибки переходят в стойкое нарушение письма.
Из всего вышесказанного следует, что в случае отсутствия своевременной коррекционно-пропедевтической помощи развитие данной формы речевой патологии неизбежно. А значит, существует необходимость выработки единого подхода к построению содержательной линии обучения, обеспечивающей успешное своевременное устранение речевого недоразвития, начиная с раннего дошкольного периода и на протяжении периода начального обучения грамоте в младших классах общеобразовательной школы. Это станет возможным только в случае разработки и принятия единой, целостной системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе «дошкольное образовательное учреждение — общеобразовательная школа», то есть осуществления преемственности, согласованности каждого компонента методической системы образования: ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм и организации. Такое развитие событий возможно при условии тесного сотрудничества учителей-логопедов ДОУ и ОШ, которое может осуществляться путём проведения совместных методических объединений, круглых столов, взаимопосещения открытых занятий и уроков.
В ходе данных мероприятий необходимо достижение следующих целей:
✔ совместное ознакомление с анамнезом, результатами обследования детей учителем-логопедом и другими специалистами, результатами ПМПК;
✔ выработка единого подхода к устранению речевых нарушений у каждого конкретного ребенка, начиная с ДОУ и заканчивая выпуском его со школьного логопедического пункта;
✔ обмен опытом, изучение передового опыта, решение организационных, методических вопросов.
Помимо тесной взаимосвязи между учителем-логопедом ДОУ и учителем-логопедом ОШ, необходимо осуществлять взаимосвязь с родителями детей ДОУ, имеющих речевые нарушения, с целью:
✗ объяснения необходимости коррекционных занятий именно в дошкольный период;
✗ наглядного ознакомления их с возможными последствиями отсутствия проведения пропедевтической работы в период посещения детьми ДОУ;
✗ проведения пропаганды логопедических знаний;
✗ ознакомления родителей с рекомендациями;
Это возможно при посещении учителем-логопедом ОШ родительских собраний в ДОУ.
Результатом такого тесного сотрудничества должны стать следующие положительные явления:
➔ во-первых, учителя-логопеды ДОУ смогут более чётко представлять трудности, которые могут возникнуть у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы на школьном логопедическом пункте, следствием чего станет наиболее целесообразное и целенаправленное построение работы в ДОУ.
➔ во-вторых, учителя-логопеды ОШ, ближе познакомившись с направлениями работы учителей-логопедов ДОУ, не будут тратить драгоценное время на дублирование уже усвоенных детьми умений и навыков, смогут более чётко представлять себе потенциальный уровень усвоения данным ребенком учебного материала на основании отслеживания результатов обучения и, как следствие, составить индивидуальный план коррекционной работы на каждого конкретного ребенка.
➔ в-третьих, вовлечение родителей в коррекционно-пропедевтический процесс по предупреждению нарушения письма, поможет им более четко осознавать возможные проблемы, быть более ответственными и отзывчивыми в работе с учителем-логопедом ДОУ и, впоследствии, ОШ; повысить уровень предъявляемых ребенку социальных требований еще в дошкольный период, чтобы усилить его мотивацию в развитии речевого потенциала.
Итогом такой организованной работы с осуществлением преемственности учителей-логопедов ДОУ — ОШ должно стать:
➢ наиболее отшлифованный, целенаправленный, отслеживаемый, результативный процесс предупреждения нарушения письма, а не его последующая коррекция;
➢ значительное сокращение детей с нарушением письма на момент поступления во второй класс;
➢ значительное сокращение детей со стойким нарушением письменной речи (дизорфографии) в старших классах;
➢ возможность наблюдения за коррекционным процессом на протяжении длительного времени поможет совершенствовать и дополнять работу учителей-логопедов ДОУ и ОШ.
➢ своевременное устранение речевых нарушений сделает более комфортным адаптационный период детей, поможет повысить их успеваемость по основным предметам, повысить мотивацию к учебе, что в свою очередь будет способствовать получению положительных эмоций у ребенка от обучения в школе, а значит — способствовать здоровьесбережению.
Таким образом, на наш взгляд, выглядит процесс преемственности учителей-логопедов ДОУ и ОШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.
Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины....
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Статья "Пути формирования положительной "Я-концепции" у учащихся начальной школы
В статье рассматриваются пути формирования положительной "Я-концепции " через создание ситуации успеха, описаны приёмы снятия страха у учащихся начальной школы, приёмы рефлексивной деятельности, даны ...
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...