Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.
статья по теме
Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_formirovaniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования
духовно-нравственных ценностей на уроках
в начальных классах.
Пруцова Альбина Викторовна
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Александрова
Владимирской области
Цель:
Формирование духовно-нравственных качеств личности, культуры межнациональных отношений.
Принципы:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип реализации творческого процесса.
- Принцип воспитательной направленности в обучении и воспитании.
Задачи:
- Освоение учащимися истории и культуры родного края.
- Изучение культурно-исторических, этнографических и социально-экономических процессов на территории области.
- Развитие речи учащихся, обогащение и активизация словарного запаса.
- Воспитание бережного отношения к памятникам культуры родного края.
- Воспитание уважения к народным традициям и обычаям.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
УРОК | ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА |
по группам | по группам |
в парах | совместно с родителями |
индивидуально | индивидуально |
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
- наглядный
- словесный
- показ
- демонстрации
- беседа
- экскурсии
- наблюдение
- исследование
- анализ
- диалог
Информацию о истории и культуре родного края учащиеся
получают в объяснениях, рассказах, дискуссиях, текстах,
докладах, беседах с ветеранами ВОВ, демонстрации объектов
(видеофильмы, слайды, музейные экспонаты, старинные
предметы одежды и быта), экскурсиях в музеи.
Аналитическое обоснование:
Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через социокультурный системный подход к истокам в образовании.
Актуальность определяется:
- Противоречием между потребностью общества в одухотворённой личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника.
- Потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления личности.
Анализ условий:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» находится на территории микрорайона «Заречье», по соседству с бывшей резиденцией Ивана Грозного, со Свято-Успенским монастырём. Предприятия - соседи - это совхоз «Правда», автотранспортное предприятие округа Александров.
Жилищный комплекс микрорайона представляет собой в основном частный сектор, который в последние годы расширился за счет вновь построенных коттеджей. Каждый четвёртый ученик – сельский житель. Ребята проживают в деревнях Старая Слобода, Елькино, Мячково; посёлках Маяк, Светлый и др.
В текущем учебном году в школе обучается 337 учащихся, работает 30 опытных педагогов. Среди учителей 30% - выпускники данной школы. Есть педагоги, которые работают в стенах данного учреждения 30 и более лет. Именно поэтому за 65 лет своей истории в школе созданы и передаются из поколения в поколение интересные традиции.
Контингент родителей в данном учреждении очень неоднороден как по национальному составу, так и по социальному статусу и по материальному положению. В школе обучается большая группа детей из 25 многодетных семей, из 30 малообеспеченных. За последние три года уменьшилось количество полных, благополучных семей, зато увеличилось 30% количество неполных, неблагополучных семей. Увеличилось количество безработных родителей. Социальное положение родителей таково, что в основном (68,5%) это рабочие. Только 15% родителей имеют высшее образование. Многие ребята в семьях представлены сами себе, так как родители всю неделю работают в Москве и области. Слабая мотивация на образование, неадекватное поведение, ориентация на чисто материальные ценности в одних семьях и глубокие духовные корни, почитание семейных традиций, уважение своих родословных – в других семьях (многие родственники наших учащихся являются прихожанами Троицкого собора Свято-Успенского монастыря) определяло духовно-нравственное и патриотическое направление в воспитании и обучении как приоритетное.
- Тематического плана уроков.
- Тематического плана воспитательной работы.
- Программы регионального компонента «Наш край» - автор Е. Л. Харчевникова г. Владимир.
- Программы курса «Истоки» - авт. А. В. Камкин.
- Конспектов уроков.
- Наглядного материала.
- Открытых уроков, детских утренников, викторин.
- Выставки детских работ в классе, участие в школьных и городских выставках и конкурсах.
- Серии уроков-экскурсий.
Практическое применение различных видов проектной деятельности широко способствует решению воспитательных задач.
При подготовке к празднику дети готовят игрушки, сувениры, знакомятся с традиционными играми и песнями своего народа, самостоятельно и при помощи родителей ведут поисковую работу по заданной теме, учащиеся убеждаются в неразрывной связи прошлого и настоящего.
Большая часть материалов содержит социально значимую информацию, которая поможет детям адаптироваться в окружающей среде и обществе. Качество работ со временем улучшается, активность детей растёт, творческий потенциал становится больше, речь обогащается новыми словами, дети свободно работают в парах, группах, умеют выразить свою мысль.
Моя педагогическая система
состоит из:
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Средствами предметов «Наш край» и «Истоки» создавать условия
для формирования духовно – нравственной личности. Учитывая
социокультурные, региональные и местные особенности, через различные
виды проектной деятельности, направленной на приобщение детей к
народной культуре, через декоративно-прикладное искусство Владимирского края, Александровского района, воспитывать верность традициям близких, Родины, традициям жить в согласии с совестью,
честью, достоинством.
При использовании многолетнего народного опыта, лучших образцов народной культуры возможна ориентация духовно-нравственной сферы школьников на ценности отечественной культуры, обладающей богатым потенциалом для развития их творческих способностей, социальной адаптации.
Изучая историю своего родного края, месте рождения, традиции своей семьи и народа, дети будут овладевать широкими знаниями,
воспитываться в духе гражданского самосознания и причастности к родным истокам , то есть станут духовно-богатыми людьми.
семей
25
5 семей
много-
детных
матери
одиночки
3
6
домохозяйки
2 СЕМЬИ
мало
обеспечены
4 СЕМЬИ
неполные
2
служащие
31
рабочие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла.
Формирование духовно - нравственных качеств учащихся начальной школы происходит неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно....
Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ
Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКиСЭ и внеурочную деятельность
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого явл...
Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на уроках гуманитарного цикла
Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств ...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
Урок литературного чтения...
«Формирование духовно – нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла»
Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств учащихся. На первый в...