Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.
статья по теме

Пруцова Альбина Викторовна

Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_formirovaniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

   Пути   формирования

духовно-нравственных        ценностей  на  уроках

в начальных классах.

  Пруцова  Альбина  Викторовна

   учитель  начальных  классов

 Муниципальное  образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Александрова

                          Владимирской области

Цель:

Формирование духовно-нравственных качеств личности, культуры межнациональных отношений.

Принципы:

  1. Принцип развивающего обучения.
  2. Принцип реализации творческого процесса.
  3. Принцип воспитательной направленности в обучении и воспитании.

Задачи:

  1. Освоение учащимися истории и культуры родного края.
  2. Изучение культурно-исторических, этнографических и социально-экономических процессов на территории области.
  3. Развитие речи учащихся, обогащение и активизация словарного запаса.
  4. Воспитание бережного отношения к памятникам культуры родного края.
  5. Воспитание уважения к народным традициям и обычаям.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

        

            УРОК

 ВНЕКЛАССНАЯ  РАБОТА

      по  группам

     по  группам

      в  парах

    совместно с родителями

      индивидуально

     индивидуально

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

- наглядный

- словесный

- показ

- демонстрации

- беседа

- экскурсии

- наблюдение

- исследование

- анализ

- диалог

Информацию о истории и культуре родного края учащиеся

получают в объяснениях, рассказах, дискуссиях, текстах,

докладах, беседах с ветеранами ВОВ, демонстрации объектов

(видеофильмы, слайды, музейные экспонаты, старинные

предметы одежды и быта), экскурсиях в музеи.

Аналитическое обоснование:

Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через социокультурный системный подход к истокам в образовании.

         

           Актуальность определяется:

  1. Противоречием между потребностью общества в одухотворённой личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника.
  2. Потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления личности.

Анализ условий:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» находится на территории микрорайона «Заречье», по соседству с бывшей резиденцией Ивана Грозного, со Свято-Успенским монастырём. Предприятия - соседи  - это совхоз «Правда», автотранспортное предприятие округа Александров.

         Жилищный комплекс микрорайона представляет собой в основном частный сектор, который в последние годы расширился за счет вновь построенных коттеджей. Каждый четвёртый ученик – сельский житель. Ребята проживают в деревнях Старая Слобода, Елькино, Мячково; посёлках Маяк, Светлый и др.

           В текущем учебном году в школе обучается 337 учащихся, работает 30 опытных педагогов. Среди учителей 30% - выпускники данной школы. Есть педагоги, которые работают в стенах данного учреждения 30 и более лет. Именно поэтому за 65 лет своей истории в школе созданы и передаются из поколения в поколение интересные традиции.

            Контингент родителей в данном учреждении очень неоднороден как по национальному составу, так и по социальному статусу и по материальному положению. В школе обучается большая группа детей  из 25 многодетных семей,  из 30 малообеспеченных. За последние три года уменьшилось количество полных, благополучных семей,  зато увеличилось  30% количество неполных, неблагополучных семей. Увеличилось количество безработных родителей. Социальное положение родителей таково, что в основном (68,5%) это рабочие. Только 15% родителей имеют высшее образование. Многие ребята в семьях представлены сами себе, так как родители всю неделю работают в Москве и области. Слабая мотивация на образование, неадекватное поведение, ориентация на чисто материальные ценности в одних семьях и  глубокие духовные корни, почитание семейных традиций, уважение своих родословных – в других семьях (многие родственники наших учащихся являются прихожанами Троицкого собора Свято-Успенского монастыря) определяло духовно-нравственное и патриотическое направление в воспитании и обучении как приоритетное.

  1. Тематического плана уроков.

  1. Тематического плана воспитательной работы.

  1. Программы регионального компонента «Наш край» - автор Е. Л. Харчевникова г. Владимир.

  1. Программы курса «Истоки» - авт. А. В. Камкин.

  1. Конспектов уроков.

  1. Наглядного материала.

  1. Открытых уроков, детских утренников, викторин.

  1. Выставки детских работ в классе, участие в школьных и городских выставках и конкурсах.

  1. Серии уроков-экскурсий.

     

    Практическое применение различных видов проектной деятельности широко способствует решению воспитательных задач.

     При подготовке к празднику дети готовят игрушки, сувениры, знакомятся с традиционными играми и песнями своего народа, самостоятельно и при помощи родителей ведут поисковую работу по заданной теме, учащиеся убеждаются в неразрывной связи прошлого и настоящего.

     Большая часть материалов содержит социально значимую информацию, которая поможет детям адаптироваться в окружающей среде и обществе. Качество работ со временем улучшается, активность детей растёт, творческий потенциал становится больше, речь обогащается новыми словами, дети свободно работают в парах, группах, умеют выразить свою мысль.

Моя педагогическая система

                состоит из:

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Средствами предметов «Наш край» и «Истоки» создавать условия

 для  формирования  духовно – нравственной  личности.  Учитывая

социокультурные, региональные и местные особенности, через различные

виды проектной деятельности, направленной на приобщение детей   к

народной культуре, через декоративно-прикладное  искусство Владимирского края, Александровского района, воспитывать верность традициям близких, Родины, традициям жить в согласии с совестью,

честью, достоинством.

       При использовании многолетнего народного опыта, лучших образцов народной культуры возможна ориентация духовно-нравственной сферы школьников на ценности отечественной культуры, обладающей богатым потенциалом для развития их творческих способностей, социальной    адаптации.

     Изучая историю своего родного края, месте рождения, традиции своей семьи и народа, дети будут овладевать широкими знаниями,

  воспитываться в духе гражданского самосознания и причастности к   родным истокам , то есть станут духовно-богатыми людьми.

 

     семей

    25

     

 5 семей

много-

    детных

  матери

одиночки

     3

          6

домохозяйки

  2 СЕМЬИ

мало

обеспечены

  4 СЕМЬИ

  неполные

         2

служащие

      31

рабочие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла.

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся начальной школы происходит неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно....

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ

Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКиСЭ и внеурочную деятельность

             Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого явл...

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на уроках гуманитарного цикла

     Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств ...

«Формирование духовно – нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла»

Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств учащихся. На первый в...