«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Красносельского района по теме:
«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
Автор: учитель начальных классов
МКОУ «Красносельская средняя школа»
Шишова Е.В.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р) говорится:
«Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых «модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее - НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
На основе вышеперечисленных документов осуществляется инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
При реализации этих документов стали возникать проблемы.
Проблема №1
Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
Вместе с тем, многие акты носят рамочный характер, не содержат чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью.
Для того чтобы организовать обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был утвержден специальный СанПин. Но его требования не всегда можно выполнить в условиях конкретной школы. Это касается и наполняемости классов,и оборудования рабочего места ребёнка с ОВЗ, и дидактического материала, и технических средств обучения. Это всё требует дополнительного финансирования.
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия прописываются в АООП ООН.
Сейчас эта проблема решается благодаря родителям, спонсорам и учителям.
Проблема№2.
Чрезвычайно великие различия в развитии детей с ОВЗ.
- от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. - от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Эта проблема решается прти составлении индивидуадьного маршрута. Например . Ребёнок с РАС при поступлении в школу на основании рекомендаций ПМПК был определён в ресурсный класс. Но после недели занятий родителя было предложено перевести ребёнка в обычный класс. Уже 2 месяца ребёнок успешно занимается, конечно, в присутствии мамы, т.к пока нет тьютора. Поэтому мы пересматриваем первоначальную программу и вносим изменения. АООП нужно подстраивать под потребности конкретного ребёнка. Для этого нужна слаженная работа всех специалистов, работающих с ребёнком.
Проблема №3
Нехватка квалифицированных кадров для осуществления всех видов поддержки..
В «Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас педагоги проходят курсы повышения и переподготовки, но на это надо время. А как быть маленьким школам, где нет необходимого количества учеников с ОВЗ? Эта проблема требует решения на государственном уровне.
Проблема №4
Серьезной проблемой остается организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Очень часто родители негативно относятся к проблемам, которые возникают при обучении ребенка с ОВЗ, считая, что неусвоение программы ребенком – это вина учителя, его недоработка. Вследствие чего, родители не дают согласия на обследование детей на ПМПК и на изменение программы обучения.
Проблема №5.
Толерантное отношение к детям с ОВЗ. Надо вести разъяснительную работу и среди детей и среди родителей. Да и самим педагогам надо показывать пример правильного поведения. В нашей школе есть дети как с нарушениями опорно - двигательного аппарата, так и с РАС и другими нарушениями. Другие дети привыкли к ним и перестали как-то особенно реагировать, а стали относится как к обычным ребятам.
В заключении я хочу сказать, что инклюзивное образование только входит в нашу систему, поэтому возникновение проблем неизбежно. Важно не замалчивать их , а обсуждать на всех уровнях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р) говорится: «Стратегическая цель государственной политики в области образования ……. создание образовательной среды , обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Проблема №1 Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ. Вместе с тем, многие акты носят рамочный характер, не содержат чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью.
Проблема№2. Чрезвычайно великие различия в развитии детей с ОВЗ.
Проблема №3 Нехватка квалифицированных кадров для осуществления всех видов поддержки.
Проблема №4 Серьезной проблемой остается организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Проблема №5. Толерантное отношение к детям с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. ...
Обобщение и распространение опыта. Программа городского круглого стола "Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: проблемы и перспективы".
24 января 2018 года. Выступление по теме "Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: из опыта работы"....
ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
При переходе к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, л...
Преемственность ФГОС НОО,ООО. Проблемы и пути их решения.
. В работе представлен опыт работы по преемтсвенности ФГОС НОО и ФГОС ООО. Рассмотрены причины снижения неуспеваемости, пути решения проблем....
ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.Уверенное владение навыком чтения ...
"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...
Статья на тему: "Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения"
Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения...