программа ЗПР 7.2 (начальная школа.)
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение №2
К АОП НОО
Рабочая программа коррекционного курса
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся ОВЗ 1-4 классов
(ЗПР вариант 7.2)
Составитель:
Березенко Ирина Евгеньевна
учитель-логопед
высшая кв. категория
Калининград 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Содержание логопедических занятий соотносится с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики подбирается такой речевой материал, который в определенной мере сообразуется с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволяет фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отражать конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторять задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен новый алгоритм построения логопедического мониторинга.
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Курс «Логопедические занятия» представляет большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников наблюдаются нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.
Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».
Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико-грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.
Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
При реализации данного курса учитель-логопед выполняет общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2. Преподносит новый материал предельно развернуто, предлагает обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.
Задействуются различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Усиливается возможность практического оперирования предметами, а также реализация собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами и пр.
Включаются в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используются приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Обучающиеся учатся находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)1.
Предусматривается пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Сначала обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным - незакрашенной схемой.
Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.
Учитель-логопед использует дозированную помощь, учит детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
Учитель-логопед по возможности облегчает техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:
– просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
– понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;
– постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана в 1 и 1 дополнительном классе на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели) и на 68 часов (2 час в неделю )в 2-4 классах.
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: в 1 классе с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия;2-4 классах подгрупповые занятия 40 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями логопедическая работа может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.
Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции
для учащихся 1 –х и 1 –дополнительном классах с ЗПР, имеющих общее недоразвитие речи
(II-III уровень речевого развития)
Всего 66 часов, количество часов в неделю – 2
№ урока п/п | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Понятие о речи. | 1 |
2 | Понятие о предложении. Составление предложений. | 1 |
3 | Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. | 1 |
4 | Словоизменение. Род и число существительных. | 1 |
5 | Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. | 1 |
6 | Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. | 1 |
7 | Слова, называющие действия. Согласование существительного и глагола в числе. | 1 |
8 | Словообразование. Приставочные глаголы. | 1 |
9 | Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам. | 1 |
10 | Звук [а], буква А. | 1 |
11 | Звук [у], буква У. | 1 |
12 | Звук [о], буква О. | 1 |
13 | Звуки [о] , [у]; буквы О, У. | 1 |
14 | Звук [э] буква Э. | 1 |
15 | Звук [ы] буква Ы. | 1 |
16 | Звук [и], буква И. | 1 |
17 | Звук [ы] - [и], буквы И -Ы. | 1 |
18 | Проверочная работа. | 1 |
19 | Звуки [п] [п’], буква П | 1 |
20 | Звуки [б] [б’], буква Б | 1 |
21 | Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б | 1 |
22 | Звуки [т] [т’], буква Т | 1 |
23 | Звуки [д] [д’], буква Д | 1 |
24 | Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д | 1 |
25 | Звуки [к] [к’], буква К | 1 |
26 | Звуки [г] [г’], буква Г | 1 |
27 | Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г | 1 |
28 | Звуки [c] [c’], буква С | 1 |
29 | Звуки [з] [з’], буква З | 1 |
30 | Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З | 1 |
31 | Звуки [ф] [ф’], буква Ф | 1 |
32 | Звуки [в] [в’], буква В | 1 |
33 | Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф | 1 |
34 | Звук [ш], буква Ш | 1 |
35 | Звуки [ж], буква Ж | 1 |
36 | Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж | 1 |
37 | Проверочная работа | 1 |
38 | Звуки [м] [м’], буква М | 1 |
39 | Звуки [н] [н’], буква Н | 1 |
40 | Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. | 1 |
41 | Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш - С | 1 |
42 | Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж - З | 1 |
43 | Проверочная работа | 1 |
44 | Звук [ч’], буква Ч | 1 |
45 | Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т | 1 |
46 | Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С | 1 |
47 | Звук [щ’], буква Щ | 1 |
48 | Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч | 1 |
49 | Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С | 1 |
50 | Звук [ц], буква Ц | 1 |
51 | Дифференциация [с] – [ц]; буквы С - Ц | 1 |
52 | Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч | 1 |
53 | Звуки [р] [р’], буква Р | 1 |
54 | Звуки [л] [л’], буква Л | 1 |
55 | Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л | 1 |
56 | Звук [й’], буква Й | 1 |
57 | Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л - Й | 1 |
58 | Проверочная работа | 1 |
59 | Гласные 1 и 2 ряда | 1 |
60 | Буква Я | 1 |
61 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я. | 1 |
62 | Буква Ё,Е | 1 |
63 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё. | 1 |
64 | Буква Ю | 1 |
65 | Списывание с рукописного текста. | 1 |
66 | Письмо под диктовку. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции
для учащихся 2-х классов
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы | ||
3 | Звуки гласные и согласные, их различие. | 1 |
4 | Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | 2 |
5 | Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. | 2 |
6 | Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». | 2 |
7 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 |
8 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 2 |
9 | Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. | 2 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. | 1 |
11 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. | 2 |
12 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 2 |
13 | Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. | 2 |
14 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. | 2 |
15 | Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. | 2 |
16 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 2 |
17 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
18 | Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. | 2 |
19 | Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. | 2 |
20 | Правописание слов с безударной гласной. | 2 |
21 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 2 |
22 | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 2 |
23 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. | 3 |
24 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. | 3 |
25 | Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. | 2 |
26 | Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 2 |
27 | Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. | 3 |
Развитие анализа структуры предложения | ||
28 | Предложение. Общее представление. | 3 |
29 | Деление предложений на слова. Схема предложения. | 3 |
30 | Составление предложений из слов. | 3 |
31 | Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 3 |
32 | Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. | 3 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 3-х классов
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки | ||
3 | Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. | 2 |
4 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 3 |
5 | Гласные в приставках. | 2 |
6 | Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. | 2 |
7 | Разделительный мягкий знак. | 3 |
8 | Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. | 3 |
9 | Сложные слова. Соединительные гласные о – е. | 3 |
Согласные звуки | ||
10 | Согласные в приставках. | 2 |
11 | Правописание непроизносимых согласных. | 2 |
Морфемика | ||
12 | Корень слова. Родственные слова. | 2 |
13 | Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). | 2 |
14 | Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). | 2 |
15 | Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 2 |
16 | Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 2 |
17 | Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. | 2 |
18 | Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. | 2 |
19 | Приставки пространственного значения. | 2 |
20 | Приставки временного значения. | 2 |
21 | Многозначные приставки. | 2 |
22 | Приставка в прилагательных и глаголах. | 2 |
23 | Дифференциация приставок и предлогов. | 2 |
24 | Дифференциация приставок и предлогов. | 2 |
25 | Одинаковые приставки и предлоги. | 2 |
26 | Различие приставок и предлогов. | 2 |
27 | Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. | 2 |
28 | Уменьшительно ласкательные суффиксы. | 2 |
29 | Суффиксы профессий. | 2 |
30 | Суффиксы прилагательных. | 2 |
31 | Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. | 2 |
32 | Окончания существительных П.п. мн.ч. | 2 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 4-х классов
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. | ||
3 | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | 2 |
4 | Безударные гласные в корне слова. | 2 |
5 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 2 |
6 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова | 2 |
Согласные звуки | ||
7 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 |
8 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. | 1 |
9 | Непроизносимые согласные. | 1 |
10 | Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | 1 |
11 | Двойные согласные. | 1 |
12 | Двойные согласные в корне. | 1 |
13 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
14 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). | 1 |
15 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
16 | Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. | 1 |
17 | Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. | 2 |
18 | Разделительный твёрдый знак. | 2 |
19 | Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. | 2 |
Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование | ||
20 | Корень. Однокоренные слова. | 2 |
21 | Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. | 2 |
22 | Различение предлогов и приставок. | 2 |
23 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 |
24 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 |
Расширение словарного запаса | ||
25 | «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. | 2 |
26 | Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. | 2 |
27 | «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. | 1 |
28 | «Слова-близнецы» (омонимы). | 2 |
29 | Однозначные и многозначные слова. | 2 |
30 | Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. | 2 |
31 | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | 2 |
32 | Прямое и переносное значение слова. | 2 |
Связь слов в словосочетаниях и предложениях | ||
33. | Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. | 1 |
34. | Составление предложений по картинкам. | 1 |
35. | Простые предложения. Составление предложений по картинкам. | 1 |
36. | Сложные предложения. Распространение и сокращение. | 1 |
37. | Восстановление деформированного текста. | 1 |
Связная речь | ||
38. | Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. | 2 |
39. | Составление рассказа по его началу. | 2 |
40. | Составление рассказа по данному концу. | 2 |
41. | Составление вступления и заключения к рассказу. | 2 |
42. | Составление рассказа по данному плану. | 2 |
43. | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
44. | Работа над ошибками. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми используются следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Материально-техническое обеспечение
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников планируются итоговые результаты, ставятся промежуточные цели и подбирается инструментарий для оценки их достижения.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).
Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
- обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных показателей используется шкала, понятная всем членам экспертной группы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
- состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
- состояние активного словаря, понимание значений слов;
- овладение словообразованием и словоизменением;
- уровень связного высказывания;
- состояние речевой коммуникации;
- речевая активность;
- состояние познавательных функций речи;
- состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, представляется в форме, дающей возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Используются качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над звукопроизношением.
Для оценки состояния активного словаря используются результаты выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
- назови общим названием (предлагаются ряды слов, начиная с наиболее простых и заканчивая более сложными).
- Самостоятельное продолжение тематического ряда.
- Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.
- Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к слову-стимулу).
- Угадывание предмета по признакам.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.
Предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда требуется лишь четкая (желательно с помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе можно оценить конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по результатам анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия2 не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился, некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и плохо справляющихся с заданиями.
Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в 1 классе представлены в конце программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века" в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" (для 1 класса)
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" для 1 класса...
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....