Программа ЗПР.1 для начальной школы
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Программа для работы логопеда с ЗПР.1 для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа ЗПР.1 для работы логопеда (начальная школа) | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
к АОП НОО
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ ОВЗ (ЗПР7.1) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Составитель:
Березенко Ирина Евгеньевна
учитель-логопед
высшая кв. категория
г. Калининград 2021
Пояснительная записка
На основании заключения ПМПК и в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выбран варианты 7.1. Данный вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида организации.
На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ была создана АООП НОО обучающихся с ЗПР с 1.09.2017 года, к которой создан индивидуальный учебный план, учитывающий образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, на основании выше указанного, возникла потребность в составлении рабочей программы «Коррекции нарушений устной и письменной речи».
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Планета знаний»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»;
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16;
6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
9. Устав школы
Цель курса:
- коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
2. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
3. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
4. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
5. Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
3. Развитие навыков построения связного высказывания.
4. Формирование психологической базы речи:
- зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
- мышления;
- памяти;
- устойчивости внимания;
- накопление представлений об окружающем мире;
- воображения;
- наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
- развитие общей и мелкой моторики.
5. Формирование регулирующей учебной деятельности: планирование предстоящей деятельности;
- контроль, за ходом своей деятельности;
- применение полученных знаний в новых ситуациях;
- анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
Воспитательные:
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
2. Формирование личностных качеств:
- организованности;
- воспитанности;
- взаимоуважения друг к другу;
- адекватного представления о себе и своих возможностях.
Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.
Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:
1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи;
2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия;
3) усиление общего речевого развития детей за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм преодоления недостатков речи.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе ЗПР 7.1.
№ | Разделы | Количество часов |
п\п | ||
1. | Диагностика учащихся | 2ч |
2. | Коррекция устной и письменной речи | 32ч |
ИТОГО | 34ч |
Место курса
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год (1 раз в неделю).
Класс | Год обучения | Количество часов | Распределение часов |
1 | 2019-2020 | 34 | Коррекция речи – 20 минут |
2 | 2020-2021 | 34 | Коррекция речи – 20 минут Коррекция пробелов знаний по русскому языку со 2 класса – 20 минут |
3 | 2021-2022 | 34 | Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушения устной и письменной речи |
4 | 2022-2023 | 34 | Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушения устной и письменной речи |
Обязательные индивидуальные коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка. Рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа делится на два этапа:
- Основной этап.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. на фонетическом уровне;
2. на лексико - грамматическом уровне;
3. на синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия,
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
II. Диагностический этап:
- Диагностика учащихся.
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
- Слова, обозначающие предметы.
Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование.
3. Предложение.
Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
4. Звуки речи. Гласные звуки.
Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.
5. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звуки буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
6. Связная речь.
Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Сочетание нарушений познавательной деятельности и речи препятствует формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, качественному освоению коммуникативных компетенций. При обучении учитывается структура речевого дефекта и единство коррекционного и развивающего обучения. Одним из инструментов, позволяющим не только эффективно организовать коррекционную работу с обучающимися, является рабочая программа групповых и индивидуальных логопедических занятий. Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. На всех логопедических занятиях ведется работа по развитию мышления, внимания, памяти, мелкой моторики. Тематическое планирование включает в себя следующие направления логопедической коррекции: просодическая сторона речи, фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связная речь.
Необходимость данной программы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР. Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.
Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
2 класс (32 часа) Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения
2. Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове
3. Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
4. Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков
5. Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки
6. Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
7. Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).
Предложение и слово (4 часа)
Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета Слогообразующая роль гласного. Ударение (2 часа)
Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (10 часов)
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (8 часов)
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
Предлоги и приставки (2 часа) Практическое знакомство с предлогами.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.
Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.
Составление предложений из заданных слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Употребление предлогов в связной речи.
3 класс (32 часа)
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове
3. Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
4. Подготовить к усвоению морфологического состава слова
5. Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения
6. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Предложение и слово (2 часа)
Речь и предложение. Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова (2 часа)
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.
Звуки и буквы (2 часа)
Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака (4 часа)
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных (8 часов)
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (6 часов)
Непарные глухие со¬гласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.
Безударный гласный (4 часа)
Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Связная речь (4 часа)
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.
4 класс (32 часа)
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
2. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
3. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
4. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Состав слова (4 часа)
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
Безударные гласные (4 часа)
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.
Согласные звуки и буквы (4 часа)
Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.
Словосочетания и предложения (2 часа)
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.
Согласование (2 часа)
Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных (4 часа)
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
Предлоги и приставки (4 часа)
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.
Части речи (4 часа)
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.
Связная речь (4 часа)
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
Планируемые результаты
По окончании 2 класса
- учащихся должны различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3-4 класса
По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Часть 1. Дифференциация гласных.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи , фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. |
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
| В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы:
|
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, компьютер, ноутбук Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). | |
Экранно-звуковые пособия | |
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. | Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам:
| Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки | |
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Литература
1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексикограмматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
6. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
11. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
12. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г 13. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века" в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" (для 1 класса)
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" для 1 класса...
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....