Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Сорокина Марина Владимировна

У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_pub_4_kl_1.docx20.85 КБ
Файл konsp_pub_4_kl_1.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР)

Тема: Прилагательные - антонимы.

Цель: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Задачи:

1. Познакомить с новыми понятиями русского языка «антонимы».

2. Развивать умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.

3. Развивать монологическую речь учащихся, умение характеризовать предметы с разных сторон; развивать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

4. Расширять активный словарный запас прилагательных.

5. Воспитывать положительные качества личности; развивать умение работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер, демонстрационный экран, предметные картинки, карточки, тетради, ручки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 – Ребята, пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»

Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всём (безымянными)
  • и везде (мизинцами),
  • удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).
  1. Основная часть.

1. Актуализация знаний. 

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

- О какой части речи говорится в загадке? Как вы догадались?

(Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- В народе говорят:

Маленькое дело лучше большого безделья. 

- Как вы её понимаете?

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

2. Постановка цели.

-  Сегодня на занятии мы познакомимся с именами прилагательными противоположными по смыслу, узнаем, есть ли у них другое название.

И в конце занятия ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

3. Работа с кроссвордом. 

- Чтобы узнать, как называются слова противоположные по смыслу, разгадаем кроссворд.

- Я буду называть слова, а вы должны подбирать слова противоположные по смыслу.

высокий  (низкий)

худой  (толстый)

тупой  (острый)

старая  (новая)

скучный  (интересный)

большой  (маленький)

- Прочитайте слово сверху вниз, как называется такое слово? (чтение по слогам с чётким проговариванием)

- Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

  1. Упражнение « Сравни» 

- Сравните тигра и котёнка, используя прилагательные-антонимы (слайд)

 

ТИГР

 КОТЁНОК

-По размеру:

большой

 маленький

-По силе:

сильный

 слабый

-По характеру:

злой

добрый

-В зависимости от того, где живёт:

 дикий

 домашний

  1. Игра «Принцесса и колдунья» 

- Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Принцесса и Колдунья.

- Колдунья была… ЗЛАЯ, а Принцесса…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Принцессе справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.

КОЛДУНЬЯ (говорит логопед)

Принцесса  (говорят ученики)

- Я хочу, чтобы все дети были:

- Я хочу, чтобы все дети были:

злыми

добрыми

больными

здоровыми

слабыми

сильными

грустными

веселыми

жадными

щедрыми

грязными

чистыми

глупыми

умными

трусливыми

смелыми 

- Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать.

6. «Составь предложение»  

- Ребята, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. 

- Рассмотрите картинки, составьте предложения, используя прилагательные-антонимы.

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а арбуз тяжёлый.

Грач чёрный, а мел белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

Слон большой, а мышонок маленький.

Сахар сладкий, а лимон кислый.

  1. Физкультминутка.

- Я буду называть антонимы,  показывать соответствующие движения,  а вы, ребята, будете повторять.

Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,

Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,

Узкий – стоим прямо, руки по швам,

Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,

Крылатый – имитируем как летают птицы,

Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,

Сухопутный – шагаем на месте,        

Морской - кисти рук в замок, делаем волну,

Шумный – хлопаем в ладоши,

Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”

8.    Дифференцированная работа

- В устном народном творчестве часто встречаются прилагательные – антонимы. Я предлагаю вам работу с пословицами и поговорками.

  • Подчеркни  прилагательные - антонимы.

Веревка хороша длинная, а речь - короткая.

Осенью дни ненастные, а весной ясные. 

Буквы кривые, да смысл прямой.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.

  • Вставьте в пословицы прилагательные – антонимы нужные по смыслу

Старый друг, лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

От умного научишься, от глупого разучишься.

9. Гимнастика для глаз. 

10. Работа с текстом. 

Пасмурный день.

        Осенний пасмурный день. Небо облачное, хмуроеТяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

- Замените в названии слово «пасмурный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось? (Ясный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать? (Заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Запишите новый вариант текста.

Ясный день.

        Весенний ясный день. Небо чистое, ясноеЛёгкие облака скользят по этой бездонной синеве. Теплый ветер чуть колышет ветви деревьев.

  1. Итог занятия

- Что такое антонимы?

- Чему вы учились на уроке?

- Где мы с ними встречаемся?

- Ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» (Употребление антонимов делает речь более выразительной, эмоциональной)

IV. Рефлексия.

- Я предлагаю украсить кабинет шариками. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный шарик, если вам было что-то непонятно - возьмите зелёный, а если урок не понравился - синий и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР)

Тема: Прилагательные - антонимы.

Цель: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Задачи:

1. Познакомить с новыми понятиями русского языка «антонимы».

2. Развивать умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.

3. Развивать монологическую речь учащихся, умение характеризовать предметы с разных сторон; развивать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

4. Расширять активный словарный запас прилагательных.

5. Воспитывать положительные качества личности; развивать умение работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер, демонстрационный экран, предметные картинки, карточки, тетради, ручки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 – Ребята, пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»

Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всём (безымянными)
  • и везде (мизинцами),
  • удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).
  1. Основная часть.

1. Актуализация знаний. 

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

- О какой части речи говорится в загадке? Как вы догадались?

(Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- В народе говорят:

Маленькое дело лучше большого безделья. 

- Как вы её понимаете?

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

2. Постановка цели.

-  Сегодня на занятии мы познакомимся с именами прилагательными противоположными по смыслу, узнаем, есть ли у них другое название.

И в конце занятия ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

3. Работа с кроссвордом. 

- Чтобы узнать, как называются слова противоположные по смыслу, разгадаем кроссворд.

- Я буду называть слова, а вы должны подбирать слова противоположные по смыслу.

высокий  (низкий)

худой  (толстый)

тупой  (острый)

старая  (новая)

скучный  (интересный)

большой  (маленький)

- Прочитайте слово сверху вниз, как называется такое слово? (чтение по слогам с чётким проговариванием)

- Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

  1. Упражнение « Сравни» 

- Сравните тигра и котёнка, используя прилагательные-антонимы (слайд)

 

ТИГР

 КОТЁНОК

-По размеру:

большой

 маленький

-По силе:

сильный

 слабый

-По характеру:

злой

добрый

-В зависимости от того, где живёт:

 дикий

 домашний

  1. Игра «Принцесса и колдунья» 

- Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Принцесса и Колдунья.

- Колдунья была… ЗЛАЯ, а Принцесса…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Принцессе справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.

КОЛДУНЬЯ (говорит логопед)

Принцесса  (говорят ученики)

- Я хочу, чтобы все дети были:

- Я хочу, чтобы все дети были:

злыми

добрыми

больными

здоровыми

слабыми

сильными

грустными

веселыми

жадными

щедрыми

грязными

чистыми

глупыми

умными

трусливыми

смелыми 

- Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать.

6. «Составь предложение»  

- Ребята, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. 

- Рассмотрите картинки, составьте предложения, используя прилагательные-антонимы.

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а арбуз тяжёлый.

Грач чёрный, а мел белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

Слон большой, а мышонок маленький.

Сахар сладкий, а лимон кислый.

  1. Физкультминутка.

- Я буду называть антонимы,  показывать соответствующие движения,  а вы, ребята, будете повторять.

Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,

Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,

Узкий – стоим прямо, руки по швам,

Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,

Крылатый – имитируем как летают птицы,

Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,

Сухопутный – шагаем на месте,        

Морской - кисти рук в замок, делаем волну,

Шумный – хлопаем в ладоши,

Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”

8.    Дифференцированная работа

- В устном народном творчестве часто встречаются прилагательные – антонимы. Я предлагаю вам работу с пословицами и поговорками.

  • Подчеркни  прилагательные - антонимы.

Веревка хороша длинная, а речь - короткая.

Осенью дни ненастные, а весной ясные. 

Буквы кривые, да смысл прямой.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.

  • Вставьте в пословицы прилагательные – антонимы нужные по смыслу

Старый друг, лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

От умного научишься, от глупого разучишься.

9. Гимнастика для глаз. 

10. Работа с текстом. 

Пасмурный день.

        Осенний пасмурный день. Небо облачное, хмуроеТяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

- Замените в названии слово «пасмурный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось? (Ясный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать? (Заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Запишите новый вариант текста.

Ясный день.

        Весенний ясный день. Небо чистое, ясноеЛёгкие облака скользят по этой бездонной синеве. Теплый ветер чуть колышет ветви деревьев.

  1. Итог занятия

- Что такое антонимы?

- Чему вы учились на уроке?

- Где мы с ними встречаемся?

- Ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» (Употребление антонимов делает речь более выразительной, эмоциональной)

IV. Рефлексия.

- Я предлагаю украсить кабинет шариками. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный шарик, если вам было что-то непонятно - возьмите зелёный, а если урок не понравился - синий и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».

Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на тему: «Домашние животные»

Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать словарный запас детей по теме;- закрепить обобщающее понятие «домашние животные&raqu...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.

Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: "Новый год"

Как показывает практика, дети часто путают свистящие и шипящие звуки. Особенно это ярко выражено у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В конспекте данного занятия представлены методы и ...