Конспект логопедического занятия в 1 классе обучающихся с ОВЗ (ИН) Тема: Дифференциация звуков [л], [ль].
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Трудности , которые возникают в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ (ИН), возможно преодолевать только используя игровые приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_pub_1_kl_1.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 1 классе

Тема: Дифференциация звуков [л], [ль], буква Л.

Коррекционно-образовательные цели:

Различение звуков [л], [ль].

Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов множественного числа прошедшего времени).

Совершенствование навыка составления предложения из слов.

Формирование навыка чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие общей моторики.

Развитие мышления.

Воспитательные цели:

Воспитание четкой, правильной речи.

Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.

Воспитание навыков правильного поведения на уроке: умения слушать учителя, отвечать на вопросы.

Оборудование: изображения Лося и Лисы, зеленые и синие квадраты для каждого ученика, предметные картинки (перечислены в ходе занятия), игра «Поймай рыбу», индивидуальные листы с напечатанными наборами букв, индивидуальные конверты с набором букв.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети. Сейчас я буду говорить, что делал один человек, а вы – что делали много. Сядет тот, кто скажет правильно. Например, я говорю «пил», а вы говорите …

Учащиеся: «Пили».

Глаголы (слова-действия) в прошедшем времени: ел, гулял, ходил, играл, пел, писал, рисовал, думал. Логопед уточняет, какой звук в конце слов-действий единственного числа, и какой звук появляется в словах множественного числа перед звуком и.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Тему сегодняшнего занятия нам помогут назвать гости, которые к нам сегодня придут. Угадайте, кто эти гости.

Я родился в лесу,

И доволен я вполне.

Домом стала мне Земля,

Здесь живут мои друзья!

Помогаю всем я тут.

Ну-ка, как меня зовут?

Учащиеся: Это Лось.

Логопед показывает картинку.

Логопед: отгадайте следующую загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Учащиеся: Это лиса.

Логопед показывает картинку.

Логопед: Назовите первый звук в слове «Лось».

Дети: [л].

Логопед: Назовите первый звук в слове «лиса».

Дети: [ль].

Логопед: правильно! Именно эти звуки мы сегодня будем изучать на занятии, учиться различать их. Скажите, звук [л] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это твёрдый звук.

Логопед: А звук [ль] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это мягкий звук.

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Наши гости не знают, как отличить первые звуки их имен друг от друга. Помогите им, пожалуйста: послушайте звуки, слоги и слова и поднимите зелёный квадрат, если услышите [ль], или синий квадрат, если услышите [л].

Ученики слушают звуки, слоги, слова и поднимают зеленый или синий квадрат в зависимости от наличия соответствующего звука: л, ль, ль, л; ла, лю, ле, ал, оль, лы; лампа лямка, яблоко, апельсин, слива, пенал, стол.

Логопед напоминает учащимся, что звуки [л], [ль] обозначаются одной и той же буквой Л.

Развитие зрительного внимания.

Упражнение «Найди букву».

Логопед: Лиса очень хочет научиться писать свое имя, но не знает, с какой буквы оно начинается. Помогите Лисе найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах. Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и зачеркивают её.

Запись на листе: А П Л М Н Л И Д Л

Формирование навыка чтения слогов.

Упражнение «Поймай рыбку». Логопед просит детей подойти к её столу и «поймать рыбку». Учащиеся с помощью магнитной улочки «ловят» бумажные рыбки с написанными на них слогами: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, АЛ, ОЛ, УЛ.

Дифференциация звуков [л], [ль] в словах на слух.

Упражнение «Подари подарки».

Логопед: Нужно подарить нашим гостям подарки. Если название картинки начинается со звука [л], кому мы подарим этот предмет: Лосю или лисе?

Учащиеся: Этот предмет мы подарим Лосю.

Логопед: А если название картинки начинается со звука [ль], то кому подарим этот предмет?

Учащиеся: Подарим лисе.

Дети закрепляют на магнитной доске картинки под изображением Лося и под изображением лисы. Картинки: линейка, лилия, яблоко, вилка, пила, апельсин, сливы, лодка.

Физкультминутка.

Развитие слухового внимания и общей моторики.

Игра «Просьба».

Логопед: Давайте покажем друзей Лося, но только если я скажу слово «Просьба».

Прыгай. Летай. Просьба. Ходи. Просьба. Жужжи. Покружись.

Можно показать детям картинки с изображением друзей Лося.

Развитие фонематического восприятия.

Упражнение «Составь слово из звуков».

Логопед: Дети, давайте покажем нашим гостям, как составлять слова из первых звуков названий картинок.

Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слова. По ходу выполнения упражнения проводится словарная работа. Получившиеся слова: лимон, стол, слива, лампа, липа, стул.

Составление слов из букв, формирование навыка чтения.

Логопед: Давайте покажем всем, как вы умеете составлять слова из букв. Педагог раздаёт ученикам конверты с набором букв. Учащиеся складывают слова из букв и читают их (в случае затруднения можно показать картинку), затем определяют, какой звук обозначает буква Л – твёрдый или мягкий.

Буквы в конвертах: В, О, Л, К

Л, И, С, Т

С, И, Л, А

К, Л, О, У, Н.

Различение звуков [л], [ль] в предложениях.

Упражнение «Составь предложение из слов».

Логопед: Лисе хочется научиться составлять предложения, но она не умеет. Помогите ей, пожалуйста. Логопед читает слова, а учащиеся составляют из них предложения:

Самолет, лететь, над, лес. Володя, любить, апельсины. Лодка, плавать, река, по. Желуди, лежать, дубом, под. Мама, купить, яблоки, сливы, и. Лена, спит, одеялом, под. Мила, качаться, качелях, на. Коля, взять, линейка.

В предложениях ученики выделяют слова с мягким и твердым звуками [л], [ль].

11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед предлагает детям вспомнить тему занятия, назвать слова с мягким звуком [ль], твердым звуком [ль]. Затем оценивает деятельность каждого ребёнка на занятии. Прощание с лосем и лисой.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»

Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...