Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
консультация по логопедии
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет прочитать и записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно неопределенной, то ее искажение при чтении и на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв, то есть возникнет фонематическая дислексия (нарушение чтения) и дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза (нарушение письма). Игровые упражнения изложенные в статье помогут родителям в отработке у детей навыков фонематического агализа и синтеза звуковой структуры слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
- Определение количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове «кран»?)
- Определение места заданного звука в слове. (С – в начале слова, в середине или в конце слова: сом, коса, трос).
- Определение последовательности звуков в слове. (Какой 1, 2, 3, 4 звук в слове?).
- Различение гласных - согласных, твердых - мягких, звонких - глухих звуков. (Выделение гласных звуков из ряда звуков - произносятся звуки ребенок хлопает, если услышит заданный звук. Выделение согласных из ряда слогов - на мягкий слог подними зеленый карандаш, на твердый слог - синий. Разбор слова по звукам: СИЛА - С-согласный, мягкий, глухой, парный; И-гласный и тд.).
- Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумай слово с 3 звуками – кот, рот, мот, лот, бак, рак)
- Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том)
- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
- Отобрать картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков.
- Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов. (ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт).
- Выделить заданную букву из ряда букв, слогов, слов, предложений, в тексте. (Обведи в кружок/подчеркни все буквы Б. Букву Б обведи в кружок, а букву Д зачеркни.)
- Вставить пропущенные буквы в слова: ви...ка, ди...ан, лу...а, б...нокль и т.д.
- Подобрать слова с заданным звуком. (С – сова, коса, оса).
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (Ш - шуба, уши, кошка).
- Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук. (Щ – щенок, щетка, ящерица, щит, плащ, клещи).
- Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. (Из 3-х звуков - сам, нос, из 4-х звуков - рама, шуба, из 5-ти звуков - кошка, банка).
- Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-парк, па-паром, па-паруса.
- Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности; сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и тд.
Р | У | Ч | К | А |
рот | Уля | час | кот | Аня |
роза | угол | чаша | каша | аист |
рукав | улица | чехол | кошка | астра |
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. (Дом-мак-кот-топор-руки-игла-арбуз-зебра).
- Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Еcли слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д. (Сначала подбираются слова из 3, 4, 5 и тд. звуков: К _ _ кот, Р_ _ _ рама, П _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ простокваша).
- Ребусы. С помощью картинок зашифровывается каждая буква слова. Надо назвать первый звук каждой картинки, записать букву и прочитать слово.
| ||||||
М | А | Г | А | З | И | Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза....
Нарушение чтения и письма у младших школьников. Профилактика и коррекция.
При мониторинге письменных работ и чтения современных школьников, становится очевидной проблема становления данных навыков. Многие обучающиеся начальной, а также средней школы испытывают с...
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Данная статья раскрывает пользу перекрестных (кинезеологических) упражнений в коррекционно-логопедическом обучении учащихся. Приведен пример ряда игр и упражнений на межполушарное взаимодействие, кото...
Система упражнений для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников
Правильное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности обучения детей в школе. Но некоторые дети испытывают при этом существенные трудности. Этот материал будет полезен...
Использование в домашних условиях игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма
Чем же родители могут помочь своему ребенку, не обладая знаниями коррекционных специалистов и не перегружая юного школьника трудными заданиями? В наших руках есть достаточно большой арсенал игр и упра...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза....