Коррекция оптической дисграфии
статья по логопедии
Коррекция оптической дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_opticheskoy_disgrafii.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция оптической дисграфии.
Если ребенок при написании текста постоянно допускает ошибки, несмотря на отличное знание правил орфографии, причиной может являться дисграфия.
Нарушение письма — специфическая проблема, связанная с патологиями высших психических функций. Она встречается при болезнях и аномалиях речевого, слухового аппарата, недоразвитием некоторых зон головного мозга ребенка. Ее нередко связывают со скрытым синдромом дефицита внимания, отсутствием словарного запаса и плохой памятью. Психическое расстройство письма в разной степени встречается у 6 из 10 школьников младших классов. У большинства детей дисграфия протекает в легкой форме с небольшими отклонениями от стандартов учебы. Она постепенно исчезает самостоятельно при правильном и регулярном обучении.
Оптическая дисграфия – это расстройство письменной речи, связанное с недостаточностью оптического образа буквы, на фоне недостаточного развития оптических, пространственных и моторных процессов. Характеризуется заменой сходных по воспроизведению букв, отраженным написанием символов или ошибками в изображении отдельных элементов.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
- искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
- замены и смешения графически сходных букв.
Причины оптической дисграфии.
Этиология расстройства связана с неумением головного мозга быстро и точно обрабатывать визуальные данные. Это связано со следующими факторами, которые в полной мере не дают ребенку зрительно усвоить, графически воспроизвести буквы:
• неполнота зрительного восприятия;
• десинхронизация зрительно-двигательной координации;
• дисфункция речевого и зрительного анализатора;
• дисфункции таламуса, отвечающего за скорость и качество обработки изображений.
Пусковым механизмом развития патологических трансформаций, которые привели к развитию оптической дисграфии, могут быть следующие причины:
- Антенатальные.
Влияют на ребенка еще в период внутриутробного развития. Это инфекционные заболевания матери, гестоз, тяжелая форма анемии, церебральная гипоксия, резус-конфликт, табакокурение, употребление матерью алкоголя и психотропных веществ.
- Перинатальные.
Вероятность оптической дисграфии возрастает у детей, рожденных на сроке до 35 недель, путем кесаревого сечения или тех, кто получил внутричерепные травмы в процессе родов.
- Постнатальные.
Затрагивают период развития ребенка после рождения. Пусковым механизмом могут стать инфекционные поражения нервной системы, дистрофия, тяжелые черепно-мозговые травмы, острые отравления химическими и токсическими веществами, дисфункции сердечно-сосудистой системы, онкология, тяжелая психическая травма.
Все описанные факторы приводят к истощению нервной системы, торможению ее развития, что осложняет освоение устной и письменной речи. Кроме этого, в группу риска попадают дети:
• у которых есть родственники с дисграфией;
• левши;
• переученные с левой на правую руку;
• разговаривающие с детства на несколько языках;
• с общим речевым нарушением;
• с замедлением психического развития.
Особую группу детей с оптической дисграфией составляют младшие школьники 7-8-9 лет. У большинства из них оптические ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определенном этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста. У части детей оптические ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму.
Классификация оптической дисграфии производится по механизму и типу ошибок. Все подвиды могут сочетаться или развиваться обособлено. Выделяют следующие виды:
• Литеральный. Связан с некорректным изображением изолированной буквы;
• Вербальный. Характеризуется непроизвольной заменой или соединением сходных букв в слове;
• Зеркальный. Проявляется написанием букв зеркальным образом.
Некоторые специалисты выделяют оптическую дисграфию кинетического типа, связанную с неподготовленностью руки к письму, скованностью движений, невозможностью выполнять дифференцированные движения, что ведет к деформации моторной схемы буквы.
Заметить предпосылки расстройства можно еще в дошкольном возрасте – достаточно посмотреть на детский рисунок: ребенок плохо ориентируется на листе, рисует несопоставимые по размерам детали. Уже в школьном возрасте педагог или родитель может заметить у ребенка в тетради зрительные, моторные, пространственные ошибки, которые проявляются следующим образом:
• замена визуально похожих букв, отличающихся надстрочно или подстрочно расположенными элементами;
• замена схожих букв, отличающихся по количеству элементов;
• пропуск или дописывание составляющих буквы;
• зеркальное изображение букв;
• смешение больших и маленьких букв в одном слове или рядом стоящих;
• написание вне строки, постоянная перемена наклона букв или несоблюдение расстояния между словами.
Кроме сложностей с написанием, у ребенка с оптической дисграфией страдает навык чтения – школьник читает справа налево, пропускает слова или буквы, неправильно дифференцирует их.
В содержании коррекционно-профилактической работы по коррекции оптической дисграфии выделяют 3 этапа:
1.Диагностический.
2.Коррекционно-обучающий.
3.Итоговый-оценочный.
В коррекции оптической дисграфии центральное место занимает работа с логопедом. Для повышения эффективности терапии, устранения первопричин проблемы, сопутствующих осложнений к лечению подключают психолога, невролога. В работе обязательно участвуют воспитатели, педагоги, родители.
Коррекция проводится по следующим направлениям:
• Развитие гностических и мнестических функций. Работа направлена на увеличение объема зрительной памяти, уточнение форменного и цветного восприятия. С ребенком работает логопед, который учит узнавать предметы по контуру, выделять похожие изображения, дифференцировать сходные буквы, соотносить их образ с предметами.
• Развитие пространственной ориентации собственного тела, предметов в окружающей среде и на листе. Для этого делается акцент на разграничивании понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «над-под», различной локации предметов.
• Развитие графомоторных способностей. Центральное место занимает мелкая моторика, которую активизируют при помощи пальчиковой гимнастики, ручного массажа пальцев, ладоней, кистей или с использованием специальных шариков, резинок и пружинок, лепки, штриховки, конструирования, собирания мозаики. По мере развития моторики, взросления ребенка проводят графические диктанты.
• Развитие способности распознавать, дифференцировать символические знаки, в том числе буквы и цифры, сходные по оптическим и кинетическим признакам. С этой целью используются упражнения по конструированию букв, складывание пазлов, распознавание их на ощупь. После прохождения всех этапов терапии необходимо закрепить полученные знания – связь звука с его графическим символом при помощи специальных упражнений, письма с проговариванием вслух, позже «про себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии
Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Начало обучения в школе часто сопровождается затруднениями самого разного характера. «Зеркальное письмо - одно из...
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
"Методика работы по коррекции оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация гласных звуков [а-о]".
Даны этапы работы над звуками, представлен речевой материал на звуки А и О....
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...